_____________________________________________________________________________
Составитель:
Старший воспитатель
Чащина Юлия
Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
Зрительная гимнастика в стихах. |
3 |
Игрушки. |
3 |
Детский сад. |
5 |
Части тела и лица. |
5 |
Осень. |
6 |
Дни недели. |
7 |
Овощи. |
10 |
Деревья. |
11 |
Ягоды. |
12 |
Грибы. |
12 |
Домашние животные. |
12 |
Домашние птицы. |
13 |
Физкультура. ЗОЖ. |
14 |
Зима. Зимние забавы. |
15 |
Части суток. |
16 |
Дикие животные. |
17 |
Птицы. |
20 |
Животные жарких стран. |
21 |
Народы мира. |
22 |
Транспорт. ПДД. |
22 |
Профессии. |
23 |
Наша Армия. День победы. |
24 |
Мамин праздник. |
24 |
Весна. |
24 |
Мой город. Дом. Квартира. |
25 |
Мамины Помощники. |
25 |
Страна. |
26 |
Цветы. |
26 |
Космос. |
27 |
Электроприборы. |
27 |
Насекомые. |
27 |
Рыбы. Водоёмы. |
29 |
Лето. |
29 |
Школа. Школьные принадлежности. |
30 |
Разное. |
32 |
Использованная литература. |
35 |
Интернет-ресурсы. |
35 |
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ.
ИГРУШКИ.
«Буратино».
Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку. «Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.
Наши глазки закрываются…
Представим, будто нос наш удлиняется. Я превращаюсь в Буратино И носом буду рисовать картину. Интереснее всего – это рисовать,
Что представишь: стол, окно,
Шкаф, ковер, кровать…
Все нарисует носик наш, Когда ему работу дашь.
И мы без дела не сидим: Мы носиком руководим!
Вариант 2:
Превращаюсь в Буратино
Буду рисовать картину
Нарисую я пейзаж
Носик я мокну в гуашь
Вот и небо чистое,
Солнышко лучистое,
Травка, речка голубая
Я рисую, не моргая,
Будет носик рисовать
Наше зренье улучшать!
***
Буратино потянулся, Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.
Вправо- влево повернулся,
Вниз- вверх посмотрел
И на место тихо сел. Не поворачивая головы, смотрят вверх- вниз, вправо- влево.
*** |
|
Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой. |
Посмотреть влево- вправо, вниз - вверх Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза. |
«Веселый мяч».
Веселый мяч помчался вскачь.
(Дети смотрят вдаль.) Покатился в огород, Докатился до ворот,
(Смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота, (Смотрят вниз.) Добежал до поворота.
(Выполняют круговые движения глазами.) Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все. (Закрывают глаза.)
«Два мяча».
— Послушайте сказку И.п.: спина прямая, голова прямая, неподвижно. про два мяча. Они большие шалунишки, любят бегать, прыгать так быстро, что нам их не догнать, поэтому мы будем их «догонять» глазками.
Жили-были у Иринки Два мяча в одной корзинке:
Красный — важный и пузатый,
Крошка-мячик — плутоватый, Развеселый игрунок — Всем мешал, как только мог! Мяч большой и крошка-мяч
Как-то раз пустились вскачь.
Вправо-влево мяч большой Движения глазами вправо-влево.
Прыгал очень хорошо! Повторить 5 раз
Раз и два, туда-сюда,
Не догонишь никогда!
Крошка-мяч прыгучий очень, Движения глазами вправо-влево.
Скачет, скачет, как захочет, Повторить 5 раз. Вверх-вниз, вверх-вниз, Зацепился и повис.
А как выбраться — не знает. Перемещение взгляда по диагонали. Мяч большой не унывает. Повторить 5 раз.
Скачет бойко — скок да скок,
Снизу вверх, наискосок, Сверху вниз, наискосок. Крошке-мячику помог.
Крошка-мяч чуть-чуть подумал, Перемещение взгляда вдаль- вблизь.
Вдруг опять пустился вскачь! Повторить 3 раза. Прыгнул вдаль, опять на место,
Раз и два туда-сюда.
Прыгал-прыгал...
Побежал
Он искать большущий мяч.
Покатились друг за другом Круговые движения глазами по часовой Кувырком они по кругу. стрелке и против нее. Кувырком, кувырком, Повторить 3 раза. Голова идет кругом!
Бултыхнулись в корытце, Моргание глазами без напряжения мышц. Искупались в водице. Повторить 4 раза.
Вода в глазки им попала,
Они глазки враз закрыли,
Раз — открыли, два — закрыли,
Раз — открыли, два — закрыли, И водица убежала.
Из корытца их достали, Поглаживание век от переносицы к вискам.
Очень долго вытирали.
Сухо-сухо, чисто-чисто Повторить 4 раза.
Полотенчиком душистым.
Вот и снова у Иринки Потереть ладони друг о друга, накрыть ими глаза.
Два мяча лежат в корзинке.
Закрывайте, дети, глазки — Держать ладони в течение 30 с. Завершилась наша сказка.
ДЕТСКИЙ САД.
«Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА.
«Носик» (по методике йогов).
Смотрит носик вправо- Резко перемещают взгляд вправо и влево влево, Резко перемещают взгляд вверх и вниз. Смотрит носик вверх и вниз. Мягко проводят указательными пальцами по векам.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
«Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька, Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька, Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять На плече давай скакать. Вот закрыли мы глаза, А солнышко играет: Щечки теплыми лучами Нежно согревает.
***
Вот стоит осенний лес! (в соответствии с методикой йогов). Дети вытягивают вперед ладошку.
Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.
Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.
ОСЕНЬ.
Выполняют круговые движения глазами
В нем много сказок и чудес! Слева - сосны, справа – ели. Выполняют движения глазами влево – вправо Дятел сверху, тук да тук. Выполняют движения глазами вверх – вниз |
|
Глазки ты закрой – открой И скорей бегом домой!
*** |
|
Осень по опушке краски разводила, По листве тихонько кистью поводила. Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите – осень в золото одета!
*** |
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).
|
Жёлтый - красный -прослеживание глазами за движением листочка Красный – жёлтый вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз. Разный красный. Жёлтый разный. Это ветер листья носит. - движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз. Звонкий ветер. Это осень… - поморгать и закрыть глаза.
«Листья». Ах, как листики летят, Круговые движения глазами: Всеми красками горят налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – |
Лист кленовый, лист резной, вниз. Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу. Как я листиком шуршу. Но подул вдруг ветерок, Закружился наш листок, Полетел над головой Красный, желтый, золотой. Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как листиком шуршу. Под ногами у ребят Листья весело шуршат, Будем мы сейчас гулять И букеты собирать Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как я листиком шуршу.
«Прогулка в лесу». |
Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
Мы отправились гулять. Грибы - ягоды искать Как прекрасен этот лес. Полон разных он чудес. |
Шагают на месте |
Светит солнце в вышине, |
смотрят вверх |
Вот грибок растет на пне, |
смотрят вниз |
Дрозд на дереве сидит, |
смотрят вверх |
Ежик под кустом шуршит. |
смотрят вниз |
Слева ель растет - старушка, |
смотрят вправо |
Справа сосенки - подружки. |
смотрят влево |
Где вы, ягоды, ау! |
повторяют движения глаз |
Все равно я вас найду!
«Весёлая неделька».
|
влево - вправо, вверх - вниз. ДНИ НЕДЕЛИ. |
- Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. |
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). |
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). - В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем
- По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. |
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
|
|
- В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать.
|
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз) |
|
- Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. |
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз) |
|
- В воскресенье будем спать, |
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение) |
|
А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. |
|
|
- Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
«Дни недели».
Понедельник. |
|
|
В понедельник в детский сад Прискакали зайчики. |
(Прыжки на двух ногах)
|
|
Полюбили крепко их Девочки и мальчики. |
(Обхватить себя руками)
|
|
Пригласили их плясать Дружно ножки выставлять |
(По очереди выставляют вперёд ножки) |
|
Присядь вправо, |
(Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) |
|
Присядь влево, |
(Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) |
|
А затем кружись ты смело. |
(Покружиться)
|
|
И ладошки у ребят, Словно листики шуршат. |
(Ладошки рук потереть друг об дружку).
|
|
Вторник. |
|
|
К нам во вторник прилетал Аист длинноногий, |
(Взмахи руками вверх, вниз) |
|
По болоту он шагал |
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени) |
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
Рыб, лягушек доставал, (Наклоны вперёд, руки отвести назад)
Наклонялся, выпрямлялся,
Вдаль смотрел на край болота |
(Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк)
|
И на нос. Ой, где он? Вот он! |
(Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца) |
Аист полетел домой, |
(Взмахи руками вверх, вниз) |
Машем мы ему рукой. |
(Машут рукой или одновременно двумя) |
Среда.
В среду слон к нам приходил, Топать ножками учил, |
(Ходьба на месте)
|
||
И наклоны выполнять, |
(Наклоны вперёд) |
||
И на цыпочках стоять. |
(Поднимаемся на носочки) |
||
Мы покрутим головой Словно хоботом с тобой. |
(Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно) |
||
В прятки поиграем Глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём слона искать. Пять, четыре, три, два, один, Слон уходит в магазин.
Четверг. |
(Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
|
||
А в четверг к нам приходила Хитрая лисичка, |
(Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы) |
||
Показала хвостик рыжий Такой мягкий и пушистый. |
(Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад) |
||
Посидели, постояли, Притаились как лиса, |
(Приседания) |
||
Мышку в норке поискали |
(Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю) |
||
Вот такие чудеса!
Пятница. |
(Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи). |
||
Мишка в пятницу пришёл, |
(Ходьба на месте имитирует шаги медведя) |
||
Он в лесу медок нашёл, |
(Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево) |
||
На высокой ёлке, Где колкие иголки. |
(Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки) |
||
Мы у пчёл медку попросим |
(Встряхнуть кисти рук) |
||
На дворе настала осень, |
(Потянуться) |
||
Скоро мишка ляжет спать, |
(Медленно приседают) |
||
Будет лапу он сосать. |
(Наклоны головы вправо, влево, руки под головой) |
||
Пчёлы дали мёду, Целую колоду.
Суббота. |
(Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах) |
||
Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе) Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием) Щей капустных наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками) Наготовили котлет. (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами) |
|||
Белки в гости прискакали, |
(Прыжки на месте) |
|
|
Посмотрели на столы … |
(Глаза широко открыть и крепко их зажмурить) |
|
|
В лес обратно убежали |
(Бег на месте) |
|
|
За орешками они.
Воскресенье. |
(Постукивание кулаками друг об друга) |
|
|
В воскресенье выходной, Мы идём гулять с тобой. |
(Ходьба на месте) |
|
|
Смотрим вправо |
(Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад) |
|
|
Смотрим влево, |
(Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад) |
|
|
Ничего не узнаём. |
(Развести руки в стороны и удивиться) |
|
|
Вот забор, а за забором, |
(Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки). |
|
|
Ходит лая грозный пёс, |
(обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками) |
|
|
Вот корова замычала, «Му-у-у», |
(Наклоны туловища вперёд) |
|
|
Заработал паровоз, «Ду-ду-ду-у», |
(Имитация движущегося поезда на месте) |
|
|
А лошадка бьет копытцем, Предлагает прокатиться. |
(Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки) |
|
|
Мы на этой карусели Прокатиться захотели.
|
(Произвольные круговые движения руками).
ОВОЩИ. |
|
|
Массаж глаз «Раздеваем лук» (по китайской методике).
Сняли тоненький сюртук, Потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их Сняли рыжую рубашку, разогреть. Сняли желтую рубашку, Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от А стянув еще рубашку, внутреннего края глаз к внешнему. Все заплакали вокруг. Расфокусируют зрение и совершают круговые движения Вот как мы вчера на кухне зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую. |
|
Раздевали сладкий лук.
«Овощи». |
|
Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. |
Обвести глазами круг.
Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Посмотреть влево – вправо Влево — вправо. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза) |
***
Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий. Там редиска, там салат – Наша грядка просто клад!
*** |
Дети выполняют круговые движения глазами Посмотреть вверх – вниз. Посмотреть влево, вправо. Быстро поморгать. ДЕРЕВЬЯ. |
Ветер дует нам в лицо. |
Часто моргают веками. |
Закачалось деревцо. |
Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево. |
Ветер тише, тише, тише… |
Медленно приседают, опуская глаза вниз. |
Деревца все выше, выше!
«Ёлка».
|
Встают и глаза поднимают вверх. |
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. |
Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. |
«Липа».
Вот полянка, а вокруг |
Развести руки в стороны. |
Липы выстроились в круг. |
Скругленные руки сцепить над головой. |
Липы кронами шумят Ветры в их листве гудят. |
Руки вверх, покачать ими из стороны в сторону. |
Вниз верхушки пригибают |
Наклониться вперёд. |
И качают их, качают. |
Наклонившись, покачать туловищем. |
После дождика и гроз |
Выпрямиться, руки поднять. |
Липы льют потоки слёз. |
плавно опустить руки, перебирая пальцами. |
Каждый листик по слезинке Руки вниз, энергично Должен сбросить на тропинки. встряхивать кистями.
Кап и кап, кап и кап - Хлопать в ладоши, описывая руками Капли, капли, капли-кап! Круг в одну и др. стороны.
До чего же листик слаб! «Уронить» руки.
Он умоется дождём, Погладить сначала одну, потом Будет крепнуть с каждым днём. др. руку, сжать кулаки.
ЯГОДЫ.
***
Все больного навещают, Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево.
Все больного угощают:
Кто морошкой,
Кто черникой,
Кто сушеной земляникой.
ГРИБЫ.
«Грибочки»
Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.) Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами.)
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
«Кошка». Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны. |
|
Кошка вышла на карниз. |
Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. |
Посмотрела кошка вверх. |
Смотрят вверх. |
Посмотрела кошка вниз. |
Смотрят вниз. |
Вот налево повернулась. |
Смотрят влево. |
Проводила взглядом мух. Потянулась, улыбнулась |
Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому. |
И уселась на карниз. Глаза вправо отвела, |
Дети приседают. |
Посмотрела на кота. |
Смотрят прямо. |
И закрыла их руками.
*** |
Закрывают глаза руками. |
Мы поскачем на лошадке |
(Прослеживание глазами за предметом.) |
Вправо – влево. |
(Вправо - влево.) |
Вверх – вниз.
|
(Вверх – вниз.) |
«Мой щенок» (Е. Раннева).
Я щенка нарисовал, милого, смешного. (большой круг) В целом мире не найти друга мне такого! (малый круг) Он протягивает лапу (по траектории восьмерка). И глядит лукаво. Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо). Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево, Убегает вдаль река (посмотрим вниз). На другом большом рисунке Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх). |
«Ослик».
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом) Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква, Снизу - свежая трава, Сверху – сочная ботва. Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(Выполняются круговые движения глазами.) Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. (Закрывают глаза.)
***
Хомка - хомка хомячок , Полосатенький бочок. Хомка рано встаёт Глазки свои хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри Далеко ручей бежит, На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже,
Вправо, влево, дальше, ближе… Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.
«Птицы на дворе».
|
|
Перед нами петушок – Он с земли зерно клюет. |
(Дети смотрят перед собой.) «Смотрят вниз)
|
Слева – курица идет, Справа – уточка плывет. Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете.
|
(Смотрят влево, вправо, вверх.) |
|
|
ФИЗКУЛЬТУРА. ЗОЖ.
***
А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать.
Головою не верти, Влево посмотри, Вправо погляди. Глазки влево, глазки вправо - Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо, А глаза закрой руками.
*** Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано - Где окно, а где кино. Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
«Тренировка».
Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх.
Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
«Снегопад».
Белых хлопьев белый пух Медленно опускать сверху вниз сначала правую руку, потом Плавно и спокойно левую. Над деревьями кружит И над колокольней. Каждый дом и каждый куст Поочерёдно вытягивает руки вправо, влево. |
|
Греет, одевает. |
|
Снеговая шубка и Шапка снеговая. |
Вытянуть руки вперёд и коснуться ею лба. |
Белых хлопьев белый пух С неба валит валом, Укрывая белый свет Белым одеялом. |
Поднимать и опускать руку от уровня груди до пояса. |
Чтобы слева, впереди, Позади и справа |
Указательным пальцем коснуться левого плеча, вытянуть руки вперёд, коснуться правого плеча. |
Сладко спали до весны Дерева и травы. |
Закрыть глаза ладонями. |
Это сколько ж наметёт. Снега за ночь-то! |
Развести руки в стороны глаза широко открыть. |
Это как же полетят С горки саночки! |
Полузакрыть глаза, мягко погладить средними пальцами веки от переносицы к вискам. |
Рады снегу детвора - |
|
Песня звонкая слышна! |
«Снежинки».
Закружились, завертелись «Фонарики»
Белые снежинки. Поднять руки вверх и посмотреть
Вверх взлетели белой стаей. на них
Лёгкие пушинки. Медленно опустить руки и Чуть затихла злая вьюга. проследить за ними взглядом.
Улеглись повсюду.
Заблистали, словно жемчуг, - Развести поочерёдно руки
Все дивятся чуду. в стороны и проследить за ними
Заискрились, засверкали Выполнить руками белые подружки. движение «ножницы»
Заспешили на прогулку Шаг на месте. Дети и старушки.
«Снежки».
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога). В руки вы снежки возьмите, И на них вы посмотрите. А теперь их поднимите Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните. Снежок вправо, Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело. Снежок близко, вот вдали, Ты внимательно смотри. Вот такой у нас снежок, Улыбнись ему, дружок. Быстро, быстро вы моргайте, А теперь в игру вступайте.
ЧАСТИ СУТОК.
«Волшебный сон».
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают... Шея не напряжена И рассла-бле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.) Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.) Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!
«Ночь».
Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь) Надо нам зажмурится. Раз, два, три, четыре, пять Можно глазки открывать. Снова до пяти считаем, Снова глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять Открываем их опять. (повторить 3 - 4 раза)
«Тишина».
Мы устали все чуть - чуть. Предлагаю отдохнуть. Отдыхайте наши уши Тишину мы будем слушать. И глаза мы закрываем, И они пусть отдыхают. В тишине представить море, Свежий ветер на просторе. За волной плывет волна, А в округе тишина. Наши глазки так устали, Мы писали, рисовали, Встанем дружно по порядку, Сделаем для глаз зарядку. «Календарь». |
Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмурится. Раз, два, три, четыре, пять Можно глазки открывать. Снова до пяти считаем, Снова глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять Открываем их опять. А теперь всем вместе нужно Поморгать глазами дружно. Вправо - влево посмотрите, Вниз и вверх все поглядите. Отдохнули? Хорошо. Повторяем все еще.
КАЛЕНДАРЬ.
|
Запоминаем календарь: |
|
Зима – декабрь, январь, февраль. За ними март, апрель и май – |
Движения глазами вправо-влево. |
Весна пришла, пальто снимай! Июнь, июль и август – лето! |
Движения глазами вниз - вверх |
Бежит с портфелем осень следом: |
Круговые движения глазами по часовой стрелке и |
Пройдут сентябрь, октябрь, ноябрь, |
против неё |
А дальше вновь зима – декабрь! Повторить 2 раза. |
Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз |
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
«Белка». |
|
Белка дятла поджидала, Гостя вкусно угощала. |
Резко перемещают взгляд вправо- влево. |
Ну-ка дятел посмотри! Вот орехи-1,2,3. |
Смотрят вверх-вниз. |
Пообедал дятел с белкой |
Моргают глазками. |
И пошел играть в горелки.
«Зайка». |
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
Каждый ребенок берет зайчика на палочке.
Зайка вправо поскакал, Каждый зайку увидал. Зайка влево поскакал Каждый взглядом увидал. Зайка — вправо, зайка влево. Ах, какой зайчонок смелый! Зайка скачет вверх и вниз. Ты на зайку оглянись. Зайчик спрятался от нас. Открывать не надо глаз. |
Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.
Прячут зайку за спину, поворачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое.
Закрывают глаза на несколько секунд. |
«Ёжик».
Ходил ёжик по полянке, |
- ходьба на месте |
Он искал грибы опятки. |
- повороты головы вправо и влево; |
Глазки щурил, открывал |
- прищуриться и открыть глаза; |
Но грибов не увидал |
-развести руки в стороны; |
Вверх смотрел он, вниз глядел |
- посмотреть вверх- вниз; |
Сам тихонечко пыхтел |
-произнести “пых”, “пых”, “пых; |
Смотрел влево, смотрел вправо |
-голова неподвижна, посмотреть влево – вправо; |
Вдруг увидел гриб на славу! |
- закрыть и широко открыть глаза; |
Оглянулся он ещё |
-руки спрятать за спину; |
Через левое плечо |
-повернуть голову влево, посмотреть назад; |
Через правое ещё |
-повернуть голову вправо, посмотреть назад; |
Ёж затопал по тропинке И грибок унёс на спинке.
«Заяц». |
-ходьба на месте, высоко поднимая ноги. |
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Смотрят вверх. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево. Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. Моргают глазками. Глазки закрывает. Глазки закрывают. Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. |
«Заяц белый».
Заяц белый отвечал: Быстро моргают глазами.
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: Наклонять и выпрямлять голову «Я не бегал, я скакал». вперёд, закрыв глаза. Заяц белый, заяц белый, Опять быстро сжимать и Ну а где же ты обедал? разжимать веки.
Заяц белый отвечал: Наклоны головы вправо-влево.
«Я сегодня голодал». Закрыть глаза ладонями, расслабив глаза.
«Как мы Мишке помогали».
Долго мы в лесу гуляли, Наши ноги не устали. |
|
(Руки на поясе, ходьба на месте) |
Руки тоже не устали, |
|
(Вытянуть руки в стороны на уровне плеч) |
Хоть немного рисовали. |
|
(Согнуть в локтевом суставе) |
Будем руки поднимать |
|
(Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки) |
Силу крепкую качать. |
|
(Опустить руки вниз и посмотреть на носочки) |
Сильна левая рука, |
|
(Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево) |
Сильна правая рука. |
|
(Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо) |
Сильна левая нога, |
|
(Сделать шаг вперёд левой ногой, посмотреть на носочек |
|
|
вытянутой ноги) |
Сильна правая нога. |
|
(Сделать шаг вперёд правой ногой, посмотреть на |
|
|
носочек вытянутой ноги) |
Кулаки крепко сжимаем, |
|
Выполнять в соответствии со словами) |
Руки мы в локтях сгибаем. Раз, два, три, четыре
Глазки мы откроем шире.
Мишка, прыгай вместе с нами,
Силушку тебе собрали. (Прыжки на месте)
Сладко ты в берлоге спи. (Присесть, закрыть глаза ладошками)
«Лиса».
Ходит рыжая лиса, Крепко зажмурить и открыть глаза.
Щурит хитрые глаза.
Смотрит хитрая лисица, Вытянуть вперёд правую руку,
Ищет, где бы поживиться. на которой все пальцы, кроме указательного,
сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить за движением указательного пальца глазами, не поворачивая головы.
Пошла лиска на базар, Поднять руку и опустить, Посмотрела на товар. прослеживая взглядом.
Себе купила сайку, |
Описать рукой круг по часовой стрелке и Лисятам |
балалайку. «Медведь по лесу бродит». Медведь по лесу бродит. |
против неё. |
От дуба к дубу ходит. |
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, |
Находит в дуплах мед |
«загребая» чуть согнутыми руками.) |
И в рот себе кладет. Облизывает лапу Сластена косолапый, |
(Изображать, как он достает и ест мед.) |
А пчелы налетают, Медведя прогоняют. |
(«Отмахиваться от пчел».) |
А пчелы жалят мишку: |
(Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.) |
Не ешь наш мед, воришка! |
(Прослеживаем за движением пальца глазами, |
Бредет лесной дорогой |
стараясь не поворачивать головы.) |
Медведь к себе в берлогу. |
(Ходьба «вперевалочку».) |
Ложится, засыпает |
(Прилечь, руки под щеку.) |
И пчелок вспоминает.
*** Сел медведь на брёвнышко, |
(И.Лопухина) |
Сидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения.
Стал глядеть на солнышко.
- Не гляди на свет, медведь!
Глазки могут заболеть!
Прикрывают глаза ладонями.
Три медведя шли домой, Папа был большой — большой. Мама с ним пониже ростом А сынок — малютка просто. Очень маленький он был, С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!
• Смотреть пристально, но не моргая (без напряжения) 10 сек. • Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз (15 раз). Повторить 5-6 раз.
ПТИЦЫ.
«Воробей». За окошком воробей Прыгает по веткам, Хочет что – то рассказать Нашим малым деткам. Мы поищем глазками Шустрого воробушка. Глазки смотрят, ищут птичку. Где же птичка невеличка? (Взгляд вдаль).
«Птички». |
|
Летели птички, |
Прослеживание глазами за предметом по кругу |
Собой невелички. |
|
Как они летели, |
Движения глазами вправо – влево |
Все люди глядели. |
|
Как они садились, |
Движения глазами вверх – вниз |
Люди все дивились. |
|
«Сорока». Длиннохвостая сорока Хлопотунья белобока. По лесу летает Вести собирает. Вправо-влево, вправо-влево Все летает то и дело. С веточки на веточку Отлетает чуточку.
Вверх и вниз, верх и вниз.
Лишь смотреть ты не ленись. Затрещит и застрекочет, Будто кто ее щекочет. Ну, сорока – егоза,
Мы зажмурили глаза. Поскорей улетай
Ты нам больше не мешай. -проследить глазами за движением птицы «далеко - близко» 6- 8 раз; -движение глаз вправо-влево 6-8 раз;
-движение глазами вверх вниз 6-8 раз -проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;
- поморгать и зажмурить глаза.
«Сова».
В лесу темно.
Все спят давно. Только совушка-сова, большая голова, На суку сидит, во все стороны глядит. Вправо, влево, вверх и вниз, Звери, птицы, эх, держись! Посмотрела все кругом – за добычею бегом!
«Совенок».
Вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя» на стене максимально большой круг. То же против часовой стрелки
«Филин». На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.
ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН.
«Лимпопо» (по технологии В. Базарного).
А в Африке, а в Африке, На черной Лимпопо, Сидит и плачет в Африке Печальный Гиппопо. Он в Африке, он в Африке. Под пальмою сидит И на море из Африки Без отдыха глядит: Не едет ли в кораблике Доктор Айболит? Но вот, поглядите, какая-то птица Все ближе и ближе по воздуху мчится. На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит «Да здравствует милая Африка!»
«Слоник». |
Сидят по-турецки, медленно, в ритме стихотворения двигают зрачками слева направо.
Переводят взгляд вверх-вниз.
Складывают пальцы трубочкой и смотрят в «трубу» сначала правым глазом, потом левым. |
||||
Раз, два — слоник идет вправо, |
Движения глаз вправо-влево. |
||||
Три, четыре — а теперь налево, Пять, шесть — дорожка лежит прямо, Семь, восемь — все начинаем сначала. |
Повторить 4—5 раз. |
||||
Идет слоник по тропинке. |
Движения глаз вверх-вниз, |
||||
Глядит вниз, как на картинке. |
вправо-влево. |
||||
Смотрит вверх, по сторонам. Ну-ка сделай так же сам. |
Повторить 5-6 раз. |
||||
Сел наш слоник отдохнуть. |
Глаза закрыть, открыть. |
||||
|
Только он решил уснуть, |
|
Круговые движения глазами. |
|
|
|
Вдруг, откуда ни возьмись, В лесу пчелка появилась. И, кружа, кружа, жужжит. Как ее остановить? |
|
Повторить 4-5 раз. |
|
|
|
Посмотрел наш слоник вдаль. |
|
Глаза открыть, закрыть. (5-6 р) |
|
|
НАРОДЫ МИРА.
«Индеец Соколиный глаз».
— У индейца по имени Соколиный глаз отличное зрение. Он самый лучший охотник в своем племени. Хотите ли вы, ребята, чтобы у вас тоже было хорошее зрение? Нам поможет Соколиный глаз.
Глаза отдыхают. Соколиный Держать ладони в течение 30 с. глаз накрывает глаза ладошками, закрывает их.
Он слушает шепот ветра, шум воды, крик птиц.
Соколиный глаз смотрит на небо вверх, он Повторить 4-5 раз.
определяет погоду. Смотрит на землю.
Соколиный глаз смотрит на ближнее дерево, на Повторить 4-5 раз. далекое озеро.
Соколиный глаз поворачивается вправо, Повторить 4-5 раз натягивает лук. Смотрит влево.
Соколиный глаз не дает пыли и ветру попадать в Моргание глазами – 3 подхода по 10 раз глаза, он быстро моргает.
ТРАНСПОРТ. ПДД.
«Автобус».
Мы в автобусе сидим, Во все стороны глядим. Глядим назад, глядим вперед, А автобус не везет...
Внизу речка – глубоко, Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат Все капельки смести хотят. Колёса закружились
Вперёд мы покатились.
***
Движением полон город
Бегут машины в ряд Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Стоп, машина! Стоп, мотор! Тормози скорей, шофер! Красный глаз глядит в упор Это строгий светофор.
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в окошко
Светофор на этот раз
Показал зеленый глаз, Подмигнул и говорит:
«Ехать можно, путь открыт!»
• Медленно открывать и закрывать глаза;
•Быстро моргать
«Машины».
По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень.
(Дети выполняют круговые движения глазами.)
Поедут направо, налево, кругом-
(Выполняют движения глазами влево, вправо.) Свободны машины и ночью и днем.
(Хлопают глазами.)
«Самолет».
Пролетает самолет С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу Поднимаюсь ввысь, лечу Возвращаться не хочу.
«Светофор». |
- посмотреть вверх -отвести руки, проследить взглядом. -вращательные движения руками перед собой, следить взглядом. - встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии; - поморгать и прикрыть глаза. |
У дороги, словно в сказке, |
Взор переводят вверх, вниз |
На столбе живёт трёхглазка. |
Взор переводят вправо, влево. |
Всё мигает и мигает, |
Моргают глазами. |
Ни на миг не засыпает. |
Широко раскрывают глаза. |
Она транспорт стережёт, |
Глаза закрывают. |
Пешеходам путь даёт. (повторить 2 – 3 раза)
«Маляры». |
Широко открывают и закрывают глаза.
ПРОФЕССИИ. |
Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.
Нет забавнее игры:
Наши глазки – маляры.
(Садятся прямо и настраиваются.)
Мы заборы красим
Вверх – вниз – раз,
Вверх – вниз – два (и так до 8 раз). Наши глазки молодцы, Работают в согласии.
(Легко моргают.)
«Художники».
Надо глазки упражнять, Чтобы клад нам увидать.
Дети рисуют взглядом лодочку(2 раза), радугу (2 раза), круг в одну и другую сторону (3 раза); быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло.
«Часовщик».
Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)
Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)
(С. Маршак)
НАША АРМИЯ. ДЕНЬ ПОБЕДЫ.
«Стрельба глазами».
Отводить глаза до упора влево и вправо (по 8-10 раз) не доводя их до утомления.
МАМИН ПРАЗДНИК.
***
Пальчик к носу движется,
А потом обратно,
На него посмотреть
Очень нам приятно!
Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.
А теперь глаза закрой
И погладь руками,
Помечтаем мы с тобой О любимой маме.
Закрыть глаза, погладить веки.
ВЕСНА.
«Весна».
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.
Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили,
Соединить ладони перед грудью В ручеёк пустить решили.
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
«Подснежник».
( Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога) В руки вы цветы возьмите, И на них вы посмотрите. А теперь их поднимите Вверх, на них вы посмотрите. Вниз цветы вы опустите, И опять на них взгляните. Цветок вправо, Цветок влево.
«Нарисуйте» круг умело. Цветок близко, вот вдали, Ты внимательно смотри. Вот такой у нас цветок, Улыбнись ему, дружок. Быстро, быстро вы моргайте, И команды выполняйте.
МОЙ ГОРОД. ДОМ. КВАРТИРА.
«Заборчик».
Поднимать глаза вверх и опускать вниз.
«Мостик».
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. |
Закрывают оба глаза. |
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. |
Продолжают стоять с закрытыми |
|
глазами. |
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. |
Открывают глаза, взглядом рисуют |
|
мост. |
Нарисуем букву о, получается легко. |
Глазами рисуют букву о. |
Вверх поднимем, глянем вниз, |
Глаза поднимают вверх, опускают |
|
вниз. |
Вправо, влево повернем, |
Глаза смотрят вправо- влево. |
Заниматься вновь начнем.
|
Глазами смотрят вверх, вниз. |
МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ.
«Метелки».
Вы метелки,
Усталость сметите.
Глазки нам
Хорошо освежите. (Моргание глазами).
СТРАНА.
«Золотая хохлома». |
|
|
А сейчас вновь гимнастика для глаз. |
(Дети выполняют данные движения стоя) |
|
Глаза крепко закрываем, Широко их открываем. Все умеем мы моргать |
|
|
И глазами «рисовать». |
|
(Поднять глаза вверх, сделать ими круговое |
|
|
вращение по часовой стрелке и против часовой |
|
|
стрелки) |
Ветка влево повернулась |
|
(Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове) |
И в колечко завернулась. |
|
(Согнуть левую руку в локтевом суставе) |
Изогнулась мило вправо, |
|
(Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове) |
Получился лист на славу! |
|
(Согнуть правую руку в локтевом суставе) |
Рядом с листиком трёхпалым |
|
(Присесть) |
Земляника цветом алым |
|
(Обхватить колени руками, посмотреть вниз) |
Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. |
|
(Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки) |
А трава, как бахрома, |
|
(Наклоны туловища в стороны) |
Золотая хохлома!
«Кружева». |
|
(Опустить руки вниз) |
Кружевницы ниткой кружева плетут, Там цветы и птицы дивные живут. |
(Имитируют плетение) |
|
Их иголочка “рисует” тут и там, |
(Отводят руки в стороны попеременно и |
|
Нитка тянется за нею по пятам. |
прослеживают взглядом) |
|
Но и мы умеем, кружева вязать, Будем кисточкой узоры рисовать. |
(Имитируют рисование кистью) |
|
Нарисуем мы узоры наверху, |
(Поднять голову, посмотреть вверх) |
|
Завитушками листочки есть внизу. |
(Опустить голову, посмотреть вниз) |
|
Слева можем мы бутоны положить, |
(Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево) |
|
Справа инеем пушистым всё покрыть. |
(Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть |
|
|
вправо) |
|
Мы волшебные получим кружева, |
(Поднять руки вверх) |
|
Будут радовать они нас, детвора. |
(Улыбаясь, опустить руки через стороны вниз) |
ЦВЕТЫ.
***
Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
Глазки открыли, вправо-влево поглядели. Ресницами помахали.
КОСМОС.
***
Раз, два, три
Ремни пристегни. Ракета ввысь лети.
Космонавты, глубже дыши.
Посмотри в иллюминатор, вдруг!
Чудеса одни вокруг.
В воздухе, как ласточки, мы парим Из отсека в отсек мы летим.
Садимся в кресло мы с трудом Еще трудней удержаться в нем... Вот приземляемся мы на Земле,
Чтобы знания получить тебе и мне.
Гимнастика со свечей: фиксация взгляда на пламени свечи (пока не устают глаза).
ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ.
«У компьютера». |
|
Мы с компьютером играли. |
(Сидя, потереть ладонями лицо) |
Ох, глаза наши устали, Надо глазкам отдых дать, |
(Слегка прикрыть глаза веками) |
Будем быстро мы моргать. Раз, два, три, четыре, пять, Будем быстро мы моргать. |
(Быстро моргать) |
А теперь глаза закроем, Широко опять откроем. Раз – закроем, два – откроем, |
(Выполнять упражнения в соответствии с указанием) |
Три – закроем, на четыре вновь откроем. Раз, два, три, четыре, пять Не устанем закрывать.
И ладошками глаза
Мы закроем не спеша, Посидим в темноте.
Краска чёрная везде. А теперь представим сразу, Чёрную от сажи вазу.
Всё черным-черно кругом: Чёрно небо, чёрен дом. Снова мы глаза откроем, На работу их настроим.
НАСЕКОМЫЕ.
«Бабочка». |
|
Спал цветок |
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка |
|
надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) |
И вдруг проснулся, |
(Поморгать глазами.) |
Больше спать не захотел, |
(Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.) |
Встрепенулся, потянулся, |
(Руки согнуты в стороны (выдох).) |
Взвился вверх и полетел. |
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) |
«Комарик».
Комарик летает, Летает, летает. Где сесть не знает: З-з-з-з-з-з-з. Хлоп! |
(вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. Рисуют» в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом) (прикасаются пальцем к левой ладони - комар сел). (хлопают правой ладонью по левой). |
«Мотылек».
Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»). Это расслабляющее движение необходимо выполнять после каждого упражнения.
«Муха» (по методу йогов).
Громко муха зажужжала, Над слоненком виться стала Муха, муха полетела
И на нос слоненку села.
Снова муха полетела, И на ухо она села.
Муха вверх, и муха вниз. Ну, Слоненок, берегись!
«Паучок». |
Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами. Дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца. Дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Также медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживал движения взглядом. Резко перемещают взгляд вправо, влево, вверх, вниз, зафиксирован его на кончике пальца. |
|
Пау - пау - паучок Паутиновый жучок Он на веточке сидел Да на солнышко глядел. Паутинку натянул, Покачался и уснул. |
|
(дети вытягивают перед собой паучка на палочке) (фокусируют взгляд на пауке и, проговаривая слова, перемещают палочку вверх, вниз, вправо, влево, прослеживая движение взглядом)
(закрывают глаза, опустив паучка вниз) (быстро моргают глазами) |
Здравствуй, здравствуй, солнышко, Солнышко - веселнышко. *** |
||
Руки за спинку, голову назад. |
(Закрыть глаза, расслабиться.) |
|
Глазки пускай в потолок поглядят. |
(Открыть глаза, посмотреть вверх.) |
|
Головки опустим — на парту гляди. |
(Вниз.) |
И снова наверх — где там муха летит? (Вверх.) Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.
«Стрекоза».
Вот какая стрекоза – как горошины глаза (траектория восьмерки).
Влево, вправо, верх, вперед (глазами смотрим по тексту).
Ну, совсем как вертолет (по большому кругу).
Мы летаем высоко (смотрим вверх).
Мы летаем низко (смотрим вниз).
Мы летаем далеко |
(смотрим по большому кругу). |
Мы летаем близко Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, |
(смотрим по малому кругу). РЫБЫ. ВОДОЁМЫ. |
Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу.
«Рыбка». |
|
Рыбка плавала, ныряла, Рыбка хвостиком виляла. |
|
Вверх и вниз, вверх и вниз. Рыбка, рыбка, не ленись! |
-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз); |
По волнам, по волнам, Тут и там, тут и там. |
-прослеживание глазами по волнистой линии вправо- влево (6-8 р.) |
Вот она какая, рыбка золотая. |
-поморгать глазами. |
***
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
Глазки – рыбки – зажмурить, открыть, закрыть руками и пальчиками погладить по векам.
ЛЕТО.
«Дождь». |
|
Приплыли тучи дождевые: |
Покачать поднятыми вверх |
Лей, дождь лей! |
руками, посмотреть на них. |
Дождинки пляшут, |
Опустить плавно руки, |
Как живые: |
перебирая пальцами, |
Пей, рожь, пей! |
прослеживая движения взглядом. |
И рожь, склоняясь к земле |
Наклониться, делая мягкие, |
Зелёной, |
пружинистые движения руками. |
Пьёт, пьёт, пьёт. |
Посмотреть вниз. |
А тёплый дождь неугомонный |
Показать указательным |
Льёт, льёт, льёт. |
пальцем движение сверху вниз |
и проследить его взглядом.
*** |
|
Дождик, дождик, пуще лей. |
Смотрят вверх. |
Капель, капель не жалей. |
Смотрят вниз. |
Только нас не замочи. Зря в окошко не стучи. |
Делают круговые движения глазами. |
«Лучик солнца».
Лучик, лучик озорной, |
|
|
Поиграй-ка ты со мной. Ну-ка лучик, повернись, |
|
Моргают глазками. |
На глаза мне покажись. Взгляд я влево отведу, |
|
Делают круговые движения глазами. |
Лучик солнца я найду. Теперь вправо посмотрю, |
|
Отводят взгляд влево. |
Снова лучик я найду.
«Солнышко». |
|
Отводят взгляд вправо. |
В небе солнце катится |
прослеживание глазами за движением |
Словно желтый мячик, солнышка
вверх – вниз, вправо – влево.
То за тучку спрячется - движение глазами по кругу в одну и другую
То по елкам скачет. стороны.
Погуляло, покружилось -поморгать и зажмурить глаза.
И за тучку закатилось.
«Зонтик».
Зонтик у меня цветной -прослеживание глазами за движением
Яркий - красный, голубой зонтика по волнистой линии 4-6 раз;
Ветер осенний засвистел - прослеживание глазами вверх – вниз,
Зонтик в небо полетел -проследить вправо – влево
Выше- выше- высоко… -прослеживание глазами по кругу в одну и
Дальше – дальше – далеко другую стороны 4 раза;
Кружит – кружит зонт цветной
Яркий – красный, голубой
ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
«Буквы».
Много с буквами хлопот. Уж такой они народ... Будем буквы мы искать, Будем глазки укреплять. Вот я вижу: букву Б Держит белочка в руке.
«Во дворе». На горе мы видим дом. Много зелени кругом: |
Переводят взгляд вверх-вниз.
Переводят взгляд вправо-влево. |
(Дети поднимают глаза вверх. Выполняют круговые движения глазами.) Вот деревья, вот кусты,
(Смотрят влево-вправо) Вот - душистые цветы. (Смотрят вперед.)
***
Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа И в «межбровье» посмотри. Круг, квадрат и треугольник По три раза повтори.
Глазки закрываем, Медленно вдыхаем. А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать. А сейчас расслабились На места отправились.
***
Долго тянется урок — Много вы читали. Не поможет тут звонок, Раз глаза устали. Глазкам нужно отдыхать, Знай об этом каждый. Упражнений ровно пять, Все запомнить важно.
Упражнение один - На край парты книги сдвинь.
(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.) Упражнение такое
Повтори пять раз за мною. Упражнение два - Тренируй свои глаза.
(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.) Занимаемся все сразу, Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши.
(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.) Повторите пять раз, Расслабляя мышцы глаз. На упражнение четыре
Потратить нужно много силы.
(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вы-тяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.) Повторите 5-6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять.
(Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)
«Письмо носом».
Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе.
Упражнение уменьшает напряжение, даёт возможность для вибрации глаз.
РАЗНОЕ.
*** |
|
А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево посмотри, |
Вправо погляди. Глазки влево, глазки вправо - Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработай, не ленись! И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите. Посидите ровно, прямо, А глаза закрой руками
|
«Бусинка».
Сели прямо, взяли бусину на нитке, глаза смотрят на нее и выполняем движения в соответствии с текстом.
Раз, два, три, четыре, пять, - будем бусинку искать.
Поиграть она хотела и наверх, вдруг полетела.
Раз – налево, Два – направо, Три – наверх,
Четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрит, чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцы глаз. Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас.
«Далеко - близко».
Упражнение проводится педагогом, который называет вначале удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать предметы, которые называет педагог.
«Далеко гляжу».
Так же снимается глазное напряжение, если просто посмотреть вдаль.
Дети подходят к окну и смотрят вдаль.
(Педагог читает медленно). Высоко сижу, далеко гляжу… Нет, нам времени не жаль:
С интересом смотрим вдаль.
Ты найди объект вдали,
На него смотри, смотри,
Сквозь него смотри…
Исследуй, рассматривай и наблюдай,
Глазам напряженье снимать помогай.
«Жмурки».
Зажмуривание глаз. Укрепляет мышцы глаз, снимает напряжение.
Дети читают слова, при этом зажмуривают глаза. Зажмуривать надо так, чтобы каждый раз увидеть черное поле.
Сейчас мы в жмурки поиграем: Веки сильно мы сжимаем,
Держим, держим, напрягаем… И спокойно расслабляем.
Сидел со мной рядом за партой сосед. Зажмурился я – и соседа уж нет! Теперь головою крути не крути, А в классе у нас никого не найти.
Открою глаза – и сосед мой на месте. Зарядку для глаз выполняем все вместе.
«Колобок».
Колобок румяный бок На окошке сидел В лес глядел.
Спрыгнул вниз он на дорожку, Повстречал он Мурку – кошку. Кошка испугалась
И на ёлочку взобралась.
( Зрительная гимнастика с предметами). Прослеживание взглядом за предметом.
«Марка».
На стекле, чуть ниже уровня глаз, наклейте маленькую марку или картинку размером 3 на 3 или 4 на 4 см. Рисунок должен быть веселый, четко нарисованный и лучше всего в зеленых тонах. За окном вдали выберите предмет с расплывчатыми очертаниями.
По ходу восстановления зрения объект меняем, но всегда выбираем его на таком расстоянии, чтобы он был виден нечетко. А вот расстояние между картинкой и глазами не меняем: 20–25 см!
Продолжительность работы – 10 минут (на уроке достаточно 1–2 мин.). Не думайте о времени! В течение 3–5 сек. рассматриваем рисунок на картинке, затем взгляд переводим на выбранный объект за окном, причем смотрим на него поверх приклеенной на стекло марки. Затем также 3–5 сек. разглядываем этот объект и снова плавно переводим взгляд на картинку.
Если напряжение возникло, чтобы расслабить мышцы, легко-легко поморгайте, похлопайте ресницами!
Это упражнение следует выполнять 2 раза в день в светлое время суток, но промежуток должен составить не менее 2 часов.
Марку на нашем оконном стекле Рассмотрим очень внимательно.
Находим объект за окном вдалеке, Пытаясь разглядеть его старательно.
И снова взгляд на марку переводим,
Детали мелкие находим, – И опять на далекий объект… И получаем прекрасный эффект:
Я четко вижу далеко! Все очень просто и легко!
«Пальминг».
Разотрем свои ладошки,
Разогреем их немножко. (Растирают ладони.)
Пальчики плотно друг к другу прижмем,
Свету проникнуть сквозь них не даем. (Делают лодочки.) Ладошки – это лодочки у нас:
Одной закроем левый глаз,
Другой закроем правый глаз. (Закрывают глаза.) О хорошем подумать сейчас в самый раз. Глаза закрыты, ладоней не касаются… Сейчас с них напряжение снимается.
(Думают о хорошем. воспитатель может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т.д.) Тихонько уберем ладони, Медленно глаза откроем.
То, что стало четче видно,
Мы от вас, друзья, не скроем.
*** |
|
Смотрит вправо — никого, Смотрит влево — никого. Раз-два, раз-два — Закружилась голова. Глазки закрывали, Глазки отдыхали. Как откроем мы глаза, Вверх посмотрим, да-да-да. Вниз ты глазки опусти, Вверх опять их подними. Пальцами погладь глаза, Отдыхать пришла пора.
«Теремок». |
Резко переводят взгляд вправо- влево.
Выполняют круговые вращения глазами.
Закрывают глаза;
Резко переводят взгляд вверх вниз
Мягко поглаживают веки указательными пальцами. |
Терем- терем- теремок! |
Движение глазами вправо- влево. |
Он не низок, не высок, Наверху петух сидит, |
Движение глазами вверх- вниз. |
Кукареку он кричит. |
Моргают глазами. |
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток (1-4 классы)»: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М.: ВАКО, 2007.
2. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 271 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.
1. Альмухаметова Г.В Картотека «Гимнастика для глаз». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/kartoteka-gimnastika-dlya-glaz (дата обращения: 05.07.2013 г.) 2. Бацура Е.В. Физкультминутки - детская гимнастика для глаз в стихах. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlyaroditelei/fizkultminutki-detskaya-gimnastika-dlya-glaz-v-stihah (дата обращения: 05.07.2013 г.) 3. Георгиевская Л.Б. Зрительная и двигательная гимнастика в стихах для детей с нарушением зрения. [Электронный ресурс] //Режим доступа: mdou45.himkisad.ru/важныестранички/страничка-учителя-дефектолога/на-заметку-педагогам-и-родителям/ (дата обращения: 05.07.2013 г.)
4. Гимнастика для глаз. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://548.tvoysadik.ru/?category=31&class=rubric_articles_items&id=93 (дата обращения:
05.07.2013 г.)
5. Гимнастика для глаз. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://lelekaonline.com/forum/viewtopic.php?p=20946 (дата обращения: 05.07.2013 г.)
6. Горлач И.В. Зрительная гимнастика. [Электронный ресурс] //Режим доступа:
www.kirov.spb.ru/dou/13/index.php?option=com_content&view=article&id=65&Itemid=84 (дата обращения: 05.07.2013 г.)
7. Зрительная гимнастика в стихах. [Электронный ресурс] //Режим доступа:
http://nschds1.ucoz.ru/publ/zritelnaja_gimnastika_v_stikhakh/1-1-0-13 (дата обращения:
05.07.2013 г.) 8. Лашко О. Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.maaam.ru/detskijsad/metodicheskaja-podborka-gimnastikadlja-glaz-v-stihah-praktikum-konsultacija-vospitateljam-vsem-uchiteljam-roditeljam.html (дата обращения: 05.07.2013 г.)
9. Максимова В.С. Зрительная гимнастика для дошкольников «Чтоб смеялся глазок». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/zritelnayagimnastika-dlya-doshkolnikov (дата обращения: 05.07.2013 г.) 10. Мельник Е.С. Гимнастика для глаз. [Электронный ресурс] //Режим доступа:
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/gimnastika-dlya-glaz-2 (дата обращения: 05.07.2013 г.)
11. Соловьева Л. В. Корригирующая гимнастика для глаз «Весёлая неделька» [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-
sad/fizkultura/korrigiruyushchaya-gimnastika-dlya-glaz-veselaya-nedelka (дата обращения: 05.07.2013 г.)
12. Чепуренкова М.Е. Сборник игр «Гимнастика для глаз». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sbornik-igr-gimnastika-dlya-glaz (дата обращения: 05.07.2013 г.)
13. Шишова Г. Е. Гимнастика для глаз в стихах. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/gimnastika-dlya-glaz-v-stikhakh (дата обращения:
05.07.2013 г.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.