Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей
Оценка 4.7

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Оценка 4.7
Игры
docx
дефектология
Детсад—1 кл
10.03.2017
Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей
«Что бывает осенью?» Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года. Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д «Один - много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица – птицы.
дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования.docx
Картотека дидактических игр по формированию лексико­грамматических категорий и навыков словообразования у детей с сюжетные   картинки                        «Что бывает осенью?» Цель:  закрепить  понятие   об  осенних  явлениях, активизация словаря по теме.  Оборудование:  изображением различных времен года.  Ход.  На   столе   вперемешку   лежат   картинки   с изображением различных сезонных явлений (идет снег,   цветущий   луг,   осенний   лес,   скворец   у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг.   Животные   готовят   запасы   на   зиму.   Люди надевают пальто и плащи и т. д   научить образовывать   множественного                       «Один ­ много» Цель:  существительные числа.  Оборудование: мяч.  Ход.  Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном   числе   и   возвращает   мяч: дождь ­ дожди капля ­ капли лист ­ листья гриб ­ грибы зонт ­ зонты плащ — плащи птица – птицы.                         «Осенние листья» (лото)   Цель:  расширить   словарь   по   теме   «Осень. Деревья»,   научить   правильно   употреблять существительные в родительном падеже.  Оборудование:  осенние   листья   березы,   дуба, клена   и   липы,   наклеенные   на   одну   большую карточку, и на отдельные карточки.  Ход.  Игра   проводится   после   знакомства   с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на   большой   карточке   и   накладывает   на   него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.                         «Загадки Зайца» Цель: научить определять предмет по его признакам,   активизировать   словарь   по теме.  Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.  Ход:  Взрослый   объясняет   ребенку,   что зайчик   хочет   с   ним   поиграть,   загадать загадки:   «Зайка   нащупает   какой­нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки:   «Длинная,   красная   (морковь). Зеленый,   длинный   (огурец).   Круглый, красный (помидор)» и т. п.                              «Назови ласково»  Цель:  учить   образовывать   существительные   с уменьшительно­ласкательными суффиксами.  Оборудование:  предметные   картинки   с изображением   овощей   большого   и   маленького размера.  Ход.  Взрослый   показывает   ребенку   картинку   с изображением   какого­либо   большого   овоща, например,   помидора   и   спрашивает,   как   он называется.   Затем   объясняет:   «Этот   помидор    активизация   словаря   по   теме,   развитие                 «Какой овощ пропустили?» Цель:   внимания и зрительной памяти.  Оборудование:  игрушка   «Заяц»,   натуральные овощи или муляжи.  Ход.  Взрослый   показывает   ребенку   зайца   и объясняет,   что   у   него   сегодня   день   рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый   раскладывает   перед   зайцем   овощи­ большой.   А   как   ты   назовешь   ласково   маленький такой   же   овощ?»   Демонстрирует   картинку (помидорчик.)   Аналогично   рассматриваются другие   овощи   (огурец   ­   огурчик,   репа   ­   репка, морковь   ­   морковочка,   лук   ­   лучок,   картошка   ­ картошечка).   Неговорящего   ребенка   просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».                                   "Поваренок"    Цель:  активизация   словаря   по   теме,   обучение правильному   употреблению   существительных   в винительном падеже.  Оборудование:  картинки с изображением овощей или натуральные овощи.  Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные   овощи   для   блюда,   называет   их.   Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).  подарки, перечисляя их.  Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.                          «Что в корзинке?» корзинка   с   натуральными Цель:  познакомить   с   фруктами,   уточнить   их названия, цвет, форму, вкусовые качества.  Оборудование:  фруктами или муляжами.  Ход.  Взрослый   по   одному   достает   фрукты   из корзинки   и   описывает   их:   «Яблоко   круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно   есть».   Ребенок   помогает   взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.             «Чудесный мешочек» (вар. 2}»                    «Соберем фрукты в саду» Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.  Оборудование:  натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.  Ход.  Не   заглядывая   в   мешочек,   ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок   правильно   выполнит   задание,   фрукт достают   из   мешочка   и   кладут   на   стол.   Если ошибся, возвращают в мешок закрепить   названия   фруктов,   научить Цель:      отбирать фрукты в определенном порядке.  Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.  Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат   различные   муляжи.   По   просьбе   взрослого ребенок   «собирает»   фрукты   в   определенном порядке:   «Сначала   возьми   одну   грушу,   потом много яблок...» и т. д.        «Магазин «Фрукты» Цель:  научить   выражать   просьбу  одним  ­  двумя словами:   «Дай   то­то»,   закрепить   названия фруктов, их цвета, формы.  Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.  Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить   просьбу   или   комментирует   действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое   красивое   яблоко   ты   купила!   На,   Настя, яблоко, положи его в корзинку   картинки                 «Разрезанные картинки» Цель: научить составлять целое из двух частей.  Оборудование:  «Яблоко» (горизонтальный разрез) и "Груша" (вертикальный разрез), разрезанные на две части.  Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он   складывает   ее,   называет   фрукт,   который получился.   Затем   малыш   составляет   другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей,   можно   предложить  ему   сразу   детали двух картинок вперемешку «Назови ласково» (вариант 2) Цель:  учить   образовывать   существительные   с уменьшительно­ласкательными суффиксами.  Оборудование: мяч.  Ход.  Взрослый   называет   какой­нибудь   фрукт   и бросает мяч ребенку Тот называет его ласково и возвращает   мяч   взрослому   (яблоко   ­   яблочко, лимон ­ лимончик, апельсин ­ апельсинчик и т. д.). Неговорящему   ребенку   показывайте   картинки   и просите:   «Покажи   яблоко,   А   теперь   покажи яблочко»                          «Узнай игрушку» Цель: уточнение и активизация словаря но теме.  Оборудование:  любимые   игрушки   ребенка   в мешке.  Ход.  Взрослый   рассказывает   об   игрушке, например:   «Эта   игрушка   красного   цвета   синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно   отгадал   загадку,   взрослый   достает игрушку из мешка.                                "Что не стало?" Цель:  упражнять   в   образовании   форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.  Оборудование: игрушки.  Ход.  Взрослый   выставляет   на   столе   четыре игрушки.   Ребенок   называет   их.   Затем   взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая   игрушка   исчезла.   Игру   рекомендуется повторять 3­4 раза.  Ознакомление с синонимами. «Зябнет, стынет, мерзнет» Цель игры: учить детей выделять из текста слова ­ синонимы, упражнять в подборе синонимов. ­ Велик и богат русский язык. Когда мы общаемся друг с другом, то употребляем очень много разных слов. В нашем языке есть разные по звучанию слова, но они могут обозначать одни и те же предметы. Например: труд ­ работа ­ дело; старый ­ ветхий ­ древний ­ дряхлый; строить ­сооружать ­ возводить; стеречь ­ охранять ­ караулить ­ сторожить. Такие слова, которые обозначают одни и те же предметы, действия,   признаки   предмета,   принято   называть синонимами. А сейчас послушайте стихотворение и определите синонимы, напоминаю, что это слова, одинаковые по значению. Зябнет   осинка,   дрожит   на   ветру,   стынет   на солнышке, мерзнет в жару. Дети, почему мы с вами не   выбрали   слово   «дрожит»?   (оно   обозначает другое   действие).   А   теперь   давайте   подберем синонимы  к этому слову (колышется, колеблется). «Кукла проснулась» Цель:  уточнить   названия   кукольной   одежды,   ее деталей, рисунка, цвета.  Оборудование:  кукла   на   кроватке,   комплект кукольной одежды.  Ход   .  Взрослый   демонстрирует   ребенку   куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла   проснулась,   и   ее   нужно   одеть.   Ребенок одевает   куклу,   а   взрослый   сопровождает   его действия   речью:   «Оденем   кукле   маечку,   чистую белую   маечку».   Для   активизации   речи   детей взрослый   задает   ребенку   вопросы:   «Что   ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?»                                               «Чего не хватает?» Цель:  развитие у ребенка целостного восприятия предмета.  Оборудование:  картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.  Ход.  Ребенок   всматривается   в   нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем   взрослый   предлагает   ребенку   дорисовать недостающую часть                        "Уложим куклу спать"                           "Нарядим куклу" Цель:  познакомить   с   предметами   одежды,   ее деталями, рисунком, цветом.  Оборудование:  кукла   с   комплектом   кукольной одежды, кукольная кроватка.  Ход. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать.   Ребенок   раздевает   куклу   а   взрослый комментирует его действия: «Сначала надо снять платье   и   повесить   его   на   спинку   стула.   Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По   ходу   игры   взрослый   должен   активизировать речь   ребенка,   задавая   наводящие   вопросы:   «Что надо   расстегнуть   на   платье?»   Если   малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.  Цель: активизировать словарь по теме.  Оборудование:  картонная кукла, набор бумажной одежды.  Ход:  Взрослый   предлагаем   ребенку   одеть   куклу для   разных   ситуаций   (кататься   па   лыжах,   на праздник,   на   пляж   и   т.   д.).   Ребенок   одевает   ее, например,   на   прогулку.   Взрослый   описывает одежду   куклы;   «Наденем   кукле   синее   пальто.   У пальто   есть   воротник,   карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка,   взрослый   спрашивает:   «Где   у   пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»    рукава, картинки   с   изображением                       «Кто во что одет?» Цель:  сравнить   одежду   мальчика   и   девочки, активизировать словарь по теме.  Оборудование:  мальчика и девочки.  Ход:  Взрослый   сравнивает   одежду   детей:   «У Насти   ­   платье,   и   у   Саши   рубашка   и   брюки.   У Папиного   платья   рукава   короткие,   а   у   Сашиной рубашки   ­   длинные»   и   т.д.   Ребенка   взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок   затрудняется,   взрослый   сам   отвечает   на вопросы.  Ознакомление с синонимами            «Найди лишнее слово» Цель   игры:  закреплять   умение   вычленять слова   ­   синонимы,   проводить   семантический подбор. Педагог   называет   несколько   слов,   а   дети должны   найти   лишнее,   т.е.   слово,   которое   не подходит к другим по смыслу. Примерный набор слов: Храбрый, звонкий, смелый, отважный. Умный, большой, громадный, крупный. Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий. В   каждом   случае   ребенок   объясняет   свой выбор.                        «К кукле пришли гости» Цель: познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.  Оборудование:  кукольная или настоящая посуда, стол (кукольный или настоящий), кукла, мишка и зайка.   Ход.  Взрослый   объясняет   ребенку,   что   к   кукле пришли   гости   (мишка   и   зайка),   поэтому   нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами и   положи   чайные   ложки».   Во   время   выполнения задания   взрослый   активизирует   речь   ребенка, задавая   ему   вопросы:   «Какого   цвета   чашка?   Что можно   пить   из   чашки?»   и   т.   д.   Если   малыш затрудняется ответить, взрослый сам                    «Угостим медведей чаем» Цель    :  закрепить   названия   предметов   посуды, познакомить   с   уменьшительно­ласкательной формой   слов,   ввести   в   пассивный   словарь прилагательные   большая,   средняя,   маленькая. Оборудование:  три   набора   посуды   разной величины, картинка из сказки «Три медведя».  Ход:  Ребенок выбирает из  набора посуды чашку, тарелку   и   ложку   для   медведя,   медведицы   и мишутки.   Взрослый   комментирует   действия ребенка,   употребляя   прилагательные   большая, средняя   и   самая   маленькая.   Мишуткину   посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка чашечка тарелка ­ тарелочка ложка ложечка. «Разноцветная улица» Цель:  закрепить   и   расширить   словарь   по   теме, научить располагать дома ровно в ряд.  Оборудование:  картонные дома разных цветов и размеров.  Ход.  Взрослый   предлагает   ребенку   построить улицу располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему   задают   вопросы:   «Что   ты   положил?   Какого цвета этот дом? Что есть у дома?»  формирование   навыка   понимания                                 "Спрячь мячик" Цель:  предложных конструкций. Оборудование:  мяч Ход:  Ребенку   предлагают   выполнить   действия   с мячом   по   указанию   взрослого:   "Положи   мяч   на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.                                "Мастер" Цель: активизировать словарь по теме.  Оборудование: строительный материал (кубики).  Ход. По образцу взрослого ребенок строит мебель для   любимой   куклы   или   другой   игрушки.   Все действия   взрослый   комментирует,   активизируя речь ребенка вопросами: «Сейчас мы сделаем стул для   куклы   Оли   (строит   стул   из   кирпичика   и кубика). Какого цвета кубики я взяла? Зачем кукле нужен   стул?   Построй   еще   один   стул   для   гостей куклы Оли».                       «В гостях у куклы Оли» Цель:  уточнить   название   предметов   мебели,   ее назначение.  Оборудование: кукольная мебель, кукла.  Ход:   Взрослый приглашает ребенка пойти в гости к   кукле   Оле.   У   куклы   есть   дома   разная   мебель. Взрослый   вместе   с   ребенком   рассматривают мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют ее значение. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами:   "Покажи,   где   стул?   Для   чего   он нужен?"                    «Мебель для Мишутки» Цель:  учить   образовывать   существительные   с уменьшительно­ласкательными суффиксами.  Оборудование: мяч.  Ход.  Предварительно   перечитывают   ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаилы   Ивановича,   а   малыш   для   Мишутки   (с перекидыванием мяча): кровать ­ кроватка стул ­ стульчик стол ­ столик шкаф ­ шкафчик диван — диванчик кресло – креслице                   "Доктор" игрушечные   атрибуты Цель: уточнить и активизировать словарь по теме  Оборудование:  медика.  Ход.  Взрослый   предлагает   ребенку   поиграть   в больного   и   доктора   "сначала   доктором   будет ребенок.   взрослый   жалуется,   что   у   него   болит голова (рука, нога, ухо и т. д.). «Доктор» должен осмотреть   больного,   и   "полечить"   его.   Затем взрослый и ребенок меняются ролями   познакомить ребенка с числительными два и                                  «Два и две» Цель:   две, научить употреблять их в речи.  Оборудование: зеркало.  Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и   называет   части   тела.   Взрослый   исправляет   все допущенные малышом при подборе слов ошибки.                    «Вспомни, что делает» Цель:  уточнение,   расширение   и   активизация глагольного словаря по теме.  Оборудование:  мальчика, девочки, мамы, папы.  Ход.  Взрослый   покалывает   малышу   картинку   с изображением  мальчика   и  предлагает  подумать   и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т.д.). Аналогично картинки   с   изображением "Кто как кричит?" Цель:  научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию,   закрепить   и   активизировать словарь по теме.  Оборудование: мяч.  Ход:  Взрослый   воспроизводит   звуки, характерные   для   какого­либо   домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это   животное   и   возвращает   мяч:   «Мяу­мяу» (кошка).   «Гав   гав»   (собака),   "Му   му"   (корова). «Иго го» (лошадь).  образовывать   существительные   с                           «Назови ласково» Цель:  уменьшительно­ласкательными суффиксами.  Оборудование:  картинка,   изображающая   какое­ либо домашнее животное и его детеныша.  Ход.  Взрослый просит ребенка назвать животное (например,   корова),   его   детеныша   (теленок), показать   на   картинке   части   тела   коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? Аналогично рассматриваются:   голова   ­   головушка,   нога   ­ ножка, рога рожки, копыто ­ копытце, ухо ­ушко, глаз глазик. (хвостик)».                          «Разрезные картинки» Цель: научить составлять целое из трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы п после ее выполнения.  Оборудование:   разрезные картинки «Конура» (дна   вертикальны: роил), «Конюшни» (вертикальный и горизонтальный разрезы).  Ход.  Ребенку   предлагают   сложить   конуру (конюшню). В ходе работы и после ее выполнения активизируют   речь   ребенка   вопросами:   «Что   ты нашел сначала? Что потом? Кто живет в конуре происходит подбор действий по другим картинкам.       «Помоги маме найти своих детенышей» Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно­ласкательными суффиксами.  Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.  Ход.  Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением   детенышей,   себе   же   оставляет изображения   взрослых   животных.   Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит:   «Собачка   плачет,   она   потеряла   своих детей.   Кто   ее   дети?   Покажи   и   назови».   Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки.   Если   ребенок   затрудняется,   взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей  сформировать   понимание   некоторых                       "Кто где спрятался?" Цель:  предлогов, активизировать речь  Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.  Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?»   (Под   стол)   «Правильно.   Собачка   под столом».   Взрослый   выделяет   предлог   голосом. Затем   взрослый   предлагает   ребенку   спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом:   «Куда   ты   спрятал   собачку?» Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в   какое   то   место.   После   того   как   он   выполнит инструкцию,   взрослый   рассказ   от,   где   игрушка, выделяя предлог голосом.                                 «Что лишнее?» Цель: расширить и активизировать словарь по теме. Оборудование:  картинки   с   изображением предметов   для   игр   в   разное   время   года   или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы». Ход.  Взрослый   предлагает   ребенку   выбрать   и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется,   взрослый   помогает   ему.   По   ходу (конюшне)?»                        «В лесу родилась елочка» Цель: уточнить и расширить словарь по теме,  Оборудование:  настоящая   или   искусственная елка.  Ход.  Взрослый   предлагает   ребенку   рассмотреть елку. Он объясняет, что елка ­ это дерево, у него есть   ствол,   Речь   ребенка активизирует   вопросами:   «Какого   цвета   ствол? Какого   цвета   иголки?   Потрогай   иголки,   Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет   елка?»   Затем   взрослый   и   ребенок разучивают   первый   куплет   песенки   «В   лесу родилась елочка».    иголки.   ветки,      «Что на елке, а что (кто) пол елкой?» Цель:  закрепить   понимание   предлогов   на  и   под, активизировать словарь по теме.  Оборудование:   Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.  Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.    наряженная елка, игрушечные Дед игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как   с   этим   играть?»   Затем   для   рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках,   строящие   снежную   бабу,   расчищающие дорожку   лыжи   активизирует   речь   ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это   у   мальчика?   Для   чего   нужно?   Как   одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.                  «Украсим елку к празднику» Цель:  расширить   и   активизировать   словарь   по теме.  Оборудование:  настоящая   или   искусственная елка, пять­семь елочных игрушек.  Ход.  Сначала  рассматривается  елка   без  игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо   подготовить   елку   к   нему.   После   этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь   ребенка   вопросами   о   цвете   игрушек, объясняет,   какие   бывают   игрушки   ­   стеклянные, бумажные,   пластмассовые.   Предлагает   ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).                                  «Сложи елочку» Цель:  научить   правильно   выкладывать   елку   из треугольников,   ориентируясь   на   их   величину, закрепить словарь по теме.  Оборудование:  три   треугольника   зеленого   цвета разного размера.  Ход.  Ребенок   по   образцу   взрослого   выкладывает елку   из   треугольников.   Во   время   выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты   положишь   сначала?   (большой)   А   потом? (поменьше)   Какой   треугольник   будет   у   тебя вверху?   (самый   маленький)».   При   затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает   о   елке   (где   растет,   какого   цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).                            «Птичий двор» Цель: уточнить и расширить словарь по теме.  Оборудование:  игрушечные   петух,   курица   и цыплята, строительный материал ­ кирпичики.                        «Угадай, кто это?» Цель: активизировать словарь по теме.  Оборудование:  домашних птиц.  картинки   с   изображением Ход.  Взрослый   просит   ребенка   отгадать   загадки. Если   ребенок   отгадал   правильно,   взрослый показывает   картинку­отгадку:   Кудах­тах­тах   ­ снеслась в кустах. (Курица.) Ку­ка­ре­ку! Стерегу! (Петух.)   Пить­пить­пить   ­   воды   попить! (Цыпленок.)                             «Лисьи прятки» Цель: упражнять в употреблении предлога за.  Оборудование:  Игрушечные   деревья,   избушка, пенек, игрушечный лисенок.  Ход:  Взрослый   предлагает   спрятать   лисенка   за дерево,   за   домик,   за   пень.   Затем   задает   вопрос: "Куда   ты   спрятал   лисенка?"   аналогично   можно поиграть с другими игрушечными зверями.  Ход.  Взрослый   строит   забор   из   кирпичиков, ребенок помогает ему Потом выполняет действия с петухом: «Взлетел на забор. Закричал: «Ку­ка­ре­ ку» и т. д. Ребенка привлекают к игре: «Что есть у петуха?   (клюв,   гребешок,   крылья,   голова,   хвост, ноги).   Как   кричит   петух?   Что   умеет   делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить)». Затем появляются   курица   и   цыпленок.   Их   тоже рассматривают,   беседуют   об   их   внешнем   виде, повадках,   названиях   частей   тем;»,   побуждают ребенка к звукоподражаниям: «Ко­ко­ко, пи­пи­пи, цып­цып, ку­ка­ре­ку».  Закрепить   правильное   употреблении                      "Кто чем питается?" Цель:  существительных в творительном падеже.  Оборудование:  Картинки   или   игрушки, изображающие   зайца,   медведя,   лису   и   волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.  Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие   продукты   раскладывают   на   столе. Взрослый   показывает   игрушечного   животного   и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня   речевого   развития   ребенка   показывает соответствующую   картинку,   отвечает   одним словом (например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").                                   "В лесу" Цель: Научить выкладывать большие и маленькие елки из треугольников, закрепляя понятие данной геометрической   фигуры;   активизировать   речь   во время и после выполнения работы.  Оборудование:  Большие   и   маленькие   зеленые треугольники из картона или пластмассы.  Ход:  Ребенок по образцу взрослого выкладывает большие   и   маленькие   елочки   из   трех треугольников.   Все   действия   комментируются, обговаривается количество   треугольников.   После   выполнения   работы взрослый   активизирует   речь   ребенка   вопросами: "Что   у   нас   получилось?   (Лес).   Какие   деревья растут в этом лесу? Какого они цвета? Кто живет в твоем   лесу?   А   еще   кто?   Как   называются   их детеныши?"  размер   и                          «Чудесный мешочек» Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.  Оборудование:  несколько   грузовых   и   легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке.  Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний   вид   машины   (грузовик,   гоночная   т,   д.), цвет,   материал,   назначение.   Уточняется   название частей   машины,   их   окраска   и   форма.   Взрослый знакомит малыша с обобщением: грузовые машины переводят груды, а легковые ­ людей. большая   грузовая   машина,                 "Покатаем в машине игрушки" Цель:  активизировать   речь   по   теме,   уточнить понимание некоторых предлогов.    Оборудование:  игрушечные пассажиры ­ кукла, мишка и др.  Ход.  Взрослый   предлагает   ребенку   покатать   в машине   игрушки.   Уточняется   название   частей грузовой   машины,   их   цвет   и   форма.   Ребенок усаживает   «пассажиров»   и   катает   их.   Взрослый задает вопросы: «Кто сидит и машине? Что делает кукла?   Что   делает   машина?»   Затем   он   просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д.                      "Выложи грузовую машину" Цель:  Учить   правильно   располагать   готовые формы, развивать планирующую функцию речи.  Оборудование: Два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат.  Ход:  Ребенок по образцу взрослого выкладывает грузовик   из   геометрических   фигур.   Взрослый активизирует   речь   малыша   вопросами:"Какую фигуру   возьмешь   сначала?   Что   это   будет   у машины?   Какие   фигуры   положишь   потом?   Чего еще   не   хватает?"   Если   ребенок   затрудняется, взрослый сам комментирует все действия.  сюжетные                      «Где сейчас машина?» Цель: учить понимать предложные конструкции.  Оборудование:    картинки   изображением машины в разных местах.  Ход.  Взрослый   раскладывает   картинки   перед ребенком.   Затем   просит   его   показать   машину, которая подъезжает к дому, стоит  около гаража, едет по мосту, и т.д.             "Зайка и его любимый цветок" Цель: Уточнить и расширить словарь по теме.  Оборудование:  Игрушечный   зайчик   и   настоящий или изображенный на картинке одуванчик.   Ход: Взрослый рассказывает ребенку, что сегодня в гости к нему пришел зайчик. Зайка здоровается с малышом и показывает ему свой любимый цветок­ одуванчик, это дикий цветок, так как никто за ним не ухаживает, растет одуванчик на лугу ­ луговой. Затем   показывает   листья,   стебель,   пушинки, спрашивает как это все называется, какого цвета. После   беседы   предлагает   ребенку   подуть   на одуванчик, чтобы сдуть пушинки. Можно подуть на импровизированный   одуванчик   –   кусочек   ваты. Заканчивается ребенку стихотворения Г. Виеру "Одуванчик" : Одуванчик, до чего ж  Ты на облачко похож.                       Страшно даже и взглянуть: Как бы облачко не сдуть.  чтением     игра                           "Сплетем веночек" Цель:  Учить   согласовывать   существительное   с числительным  Оборудование: Настоящие одуванчики.  Ход:  Взрослый   плетет   венок,   проговаривая   с ребенком   словосочетания:   "Один   одуванчик,   два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков." Аналогично можно собрать букет.                            "Чего не хватает" Цель:  Развитие у ребенка целостного восприятия предмета.  Оборудование:  Картинка   с   изображением одуванчика без стебля.  Ход:  Ребенку предлагают посмотреть на картинку и назвать, и дорисовать то, чего не хватает.   : Уточнить и расширить словарь по теме.                        "Забавная шкатулка" Цель    Оборудование:  Картинки с изображением жука, бабочки и божьей коровки в шкатулке.  Ход   : Взрослый демонстрирует ребенку шкатулку и                   "Угадай, кто улетел?" Цель: активизировать словарь по теме.  Оборудование:  3­4   картинки   с   изображением насекомых. читает   стихотворение:   Я   картинки   положила   В разноцветный сундучок. Ну­ка, Катя (Саша и т д) загляни Вынь картинку, назови. Ребенок по одной достает картинки, называет насекомое, его части, цвет крыльев, усов и пр. Взрослый обобщает все картинки: «Это насекомые».  Ход.  Взрослый   раскладывает   в   ряд   на   столе картинки.   Ребенок   их   называет.   Затем   взрослый предлагает   малышу   закрыть   глаза,   а   сам   в   это время  убирает одну картинку Ребенок открывает глаза и называет, какое насекомое улетело.                           "Где бабочка?"                        «Помоги Незнайке» Цель: формировать понимание предлогов.  Оборудование: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.  Ход.  Взрослый   выполняет   различные   действия   с бабочкой   (сажает   ее   на   цветок,   под   цветок,   на листик,   держит  над   цветком  и   пр).   В  это  время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность   его   ответов.   Затем   предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.  Игра   с   мячом   «Кто   как   разговаривает?»   Мяч лови, да поскорей Назови язык зверей. .Цель:  расширение   словарного   запаса,   развитие быстроты реакции.  Ход игры.  Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает   мяч   детям,   называя   животных.   Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова тигр змея комар собака волк утка свинья мычит рычит шипит пищит лает воет крякает хрюкает.  Вариант   2.   Логопед,   бросая   ребенку   мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.  игрушечный   Незнайка   или  : активизация глагольной лексики по теме.  Цель   Оборудование:  картинка с его изображением.  Ход.  Взрослый   демонстрирует   ребенку   игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как тот не знает, что умеют делать птицы. Ребенок сам или   с   помощью   взрослого   вспоминает   слова   ­ действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т. д.                          «Построй голубятню» умение     закрепить Цель:  выкладывать геометрические фигуры по образцу, активизировать речь.  Оборудование: картонный треугольник и квадрат.  Ход.  Взрослый  показывает,  как можно построить дом для голубей ­ голубятню. Во время выполнения задания   ребенок   отвечает   на   вопросы:   «Что   ты положишь внизу? (Квадрат). Какого он цвета? Что положишь сверху? (Треугольник). Кто здесь будет жить? (Голуби, много голубей)».                               «Спасибо, лето!» Цель:  расширить   и   активизировать   словарь   по теме.  Оборудование:  разноцветная коробочка с дарами лета   (ягоды,   грибы,   орехи,   овощи,   фрукты, созревшие к моменту игры).  Ход.  Игру   лучше   всего   проводить   на   улице (идеальное место ­ дача). Выйдя на улицу, ребенок замечает   красивую   коробочку   (на   столе,   на ступеньках,   скамейке   и   т.   п)   Открыв   сундучок, Игра   с   перебрасыванием   мяча   «Подскажи словечко» Есть всего один ответ. Кто­то знает, кто­то — нет. Цель: развитие мышления, быстроты реакции.  Ход   игры.  Логопед,   бросая   мяч   поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а   сорока?   Ребенок,   возвращая   мяч   логопеду, должен  ответить:  — Сорока  стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено,   а   лиса?   —   Крот   роет   норки,   а   сорока?   — малыш обнаруживает в нем дары леча. Доставая по одному   плоды,   ребенок рассматривает их, описывает цвет, форму, пробует па  вкус  (то, что можно).  Взрослый  активизирует речь малыша вопросами, помогает в подборе слов.    орехи   и   ягоды, Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь?   —   У   коровы   теленок,   а   у   овцы?   —   У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? «Угадай игрушку»                                           «Про кого я говорю» Цель:  формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Взрослый   показывает   ребенку   3—4   игрушки,   он называет   их.   Надо   сразу   научить   правильно называть   предмет:   «Это...   (заяц,   лиса,   утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние   признаки:   «Это   мягкая   игрушка.   Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку,   Аналогично описываются   другие   игрушки,   ребенок   называет их.   прыгает   ловко». Цель:  развивать   наблюдательность,   умение ориентироваться   на   основные   признаки описываемого объекта. Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя   детали   его   одежды   и   внешнего   вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы   у   нее   светлые,   бант   красный.   Она   любит играть с куклой Таней».                            «Скажи какой»                            «Исправь ошибку» Цель:  учить   выделять   и   называть   признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их   («Это   груша»),   а   ребенок   называет   признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец».   —   «Он...   продолговатый,   зеленый, хрустящий»). учить   видеть Цель:    несоответствие изображенных   на   рисунке   признаков   знакомых объектов и назвать их. Взрослый  рисует  сам   или   показывает   картинку  и предлагает   ребенку   найти   неточности:   цыпленок красного   цвета   клюет   морковку;   медвежонок   с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка   круглые   маленькие   ушки;   у   лисы длинный хвост и рыжая шубка.                                   «Кто больше увидит и назовет»                                                   «Что напутал Буратино?» Цель:  выделять   и   обозначать   словом   внешние признаки предмета.  Взрослый   и   ребенок   рассматривают   куклу, называют   предметы   одежды   и   внешнего   вида (глаза,   волосы).   Затем   приходит   зайчик.   Они говорят,   что   у   него   серая   (мягкая,   пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц   длинно...   ухий   (длинноухий).   А   хвост   у зайца...   (короткий),   значит,   он   короткохвостый. Кошка   гладкая,   пушистая,   лапы   у   нее   белые, значит,   она...   белолапая.   За   правильные   ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки). Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. В   гости   к   ребенку   приходит   Буратино   со   своим другом   утенком.   Рассказывая   про   своего   друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании,   например:   «У   утенка   синий   клюв   и маленькие   лапы,   он   кричит   «мяу!».   «У   зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.               Игра с мячом «Скажи ласково»  Мячик   маленький   поймай,   Да   словечком приласкай.  Цель:  закрепление   умения   образовывать               Игра с перебрасыванием мяча  «Что   происходит   в   природе?»   Человек   легко находит, Что в природе происходит. существительные   при   помощи   уменьшительно­ ласкательных   суффиксов,   развитие   ловкости, быстроты реакции.  Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое   слово   (например,   шар),   а   ребенок, возвращая   мяч   логопед;   называет   второе   слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.   Стол   —   столик,   ключ   —   ключик. Шапка   —   тапочка,   белка   —   белочка.   Книга   — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб   —   дубок.   Вишня   —   вишенка,   башня   — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.  Цель:  закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.  Ход   игры.  Логопед,   бросая   мяч   ребенку,   задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на   заданный   вопрос   ответить.   Игру   желательно проводить   по   темам.   Пример:   Тема   «Весна» Логопед: Дети Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают? Бегут, журчат Снег — что делает?   Темнеет,   тает   Птицы   —   что   делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель— что делает?   Звенит   Медведь   —   что   делает? Просыпается, выходит из берлоги «Сравни медвежат»                       «Кто лучше похвалит»   и Цель:  учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам. Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый маленький. — Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь черный. — Как его можно назвать, чтобы было видно, что он   черный?   (Черныш.)   Что   он   может   делать? (Рычать,   бегать.) —   Как   назвать   другого   медведя,   чтобы   было понятно, что он маленький? (Малыш.)   малину, большой,   мед, есть он         Цель:  уметь   называть   признаки   животных   по образцу   взрослого.   Взрослый   берет   себе   одну игрушку   (медведя),   а   ребенку   дает   зайца.   И начинает: «У меня медведь».   заяц. Ребенок:       шубка. —   У   медведя —   белая. у —   У   медведя   маленькие   круглые   ушки. — А у зайца уши длинные. меня коричневая зайца у   А А                   она ней, какая   петь,                                  «Какая кукла» Цель:  учить   называть   разнообразные   признаки внешнего вида игрушки или объекта. Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о красивая. —   Кто   это?   (Кукла.)   Какая   она?   (Нарядная, красивая.)   Что   Таня   умеет   делать?   (Играть, рисовать,   танцевать.)   Давай   вместе расскажем   про  Таню.  Взрослый  начинает:  «Наша Таня...   (самая   красивая).   У   нее...   (нарядное   белый   бантик, платьице   красного   цвета, коричневые   туфельки,   белые   носочки)». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма,   нужно   переходить   к   внутренних   качеств перечислению   свойств, предмета,   сравнению (например,   в   игре   «Кто   больше   скажет   слов   о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин   и   яблоко.   Чем   они   похожи   и   чем отличаются?»).   его   характеристике,   величина) Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.  Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления   обобщающих   слов,   развитие быстроты реакции, ловкости.  Ход   игры.  Ребенок,   подбрасывая   или   ударяя мячом   об   пол,   произносит:   «Я   знаю   пять   имен мальчиков:   Саша,   Витя,   Коля,   Андрей,   Володя». Можно   использовать   следующие   виды   движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками   и   ловля   двумя   руками;   отбивание   мяча правой и левой рукой на месте.  Игра   с   мячом   «Кто   как   передвигается?»   Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет.  Цель:  обогащение   глагольного   словаря   детей, развитие мышления, внимания, ловкости.  Ход игры.  Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием   мяча   раз   личными   способа­ми.                              «Сравни кукол» Цель:  учить   детей   соотносить   предметы   с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть   двух   кукол   и   сказать,   чем   они отличаются.   Ребенок   дает   куклам   имена   (Катя   и Таня)   и   говорит:   У   Тани   светлые   и   короткие волосы,   у   Кати   —   темные   и   длинные,   у   Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а комары, Логопед:   Дети:   Летают   Птицы,   бабочки,   мухи, стрекозы,   мошки   Плавают   Рыбы, дельфины,   киты,   моржи,   акулы   Ползают   Змеи, гусеницы,   черви   Прыгают   Кузнечики,   лягушки, жабы блохи, зайцы .                   "Замените фразеологизмом" Подберите   к   каждому   слову   иллюстрацию фразеологического оборота:  (карточки с иллюстрациями) Метко ­              Тесно ­              Темно ­              Неожиданно ­                    обводить вокруг пальца Молчать ­            Обманывать ­         держать язык за зубами хоть глаз выколи как снег на голову не в бровь, а в глаз            яблоку негде упасть Игра   с   перебрасыванием   мяча   «Составь предложение   Мячик   прыгать   я   заставлю, Предложение составлю. Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.  Ход игры.  Логопед бросает мяч кому­нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например:   «Девочка   играть»).   Ребенок,   поймав мяч,   произносит   предложение   из   этих   слов («Девочка   играет»)   и   бросает   мяч   обратно логопеду.  Катя   в   брюках,   у   кукол   разная   одежда. — Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот   мячик...   синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что   можно   делать   с   мячами…   (кидать,   бросать, ловить, подбрасывать)? —   Посмотрите   на   этот   мячик.   Он   больше,   чем синий,   но   меньше,   чем   красный.   Какой   он? (Средний.) подкидывать,     (круглый,   резиновый,                        "Вспомните пословицы!" Назовите   пословицы   и   поговорки,   в   которых упоминается     одно   из   следующих   слов:   дом, цыплята, телега, яблоня, камень, колодец, платье, сапоги, мешок. 1) В своём дому и стены помогают. 2) Цыплят по осени считают. 3) Готовь сани летом, а телегу зимой. 4) Яблоко от яблони недалеко падает. 5) Капля по капле камень долбит.   (Под   лежачий камень  вода  не течёт). 6) Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. 7) Береги платье снову, а честь смолоду. 8) Два сапога ­ пара. 9) Шила в мешке не утаишь.                                               «Куклы рисуют и гуляют» Цель:  обратить   внимание   на   слова,   близкие   и противоположные   по   смыслу,   а   также   на промежуточные признаки. В гости к ребенку снова приходят   две   куклы:   большая   и   маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая   кукла   возьмет   длинный   карандаш,   а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Как по­ другому   можно   назвать   маленький   дом?   (Домик, домишко.) — Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут   пошел   сильный   дождь,   они   спрятались   под елочку.   Большая   кукла   спряталась   под   высокой елкой,   а   маленькая...   (под   низкой).   Дождь кончился,   пошли   куклы   домой.   Большая   кукла пошла   по   широкой   дороге,   а   маленькая...   (по узкой).   Пришли   они   домой,   стали   мыть   руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом...   (с   холодной).   А   если   смешать   холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.)   Пошли   куклы   спать.   У   них   были разные   кроватки.   Какие?   (Высокая   и   низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.) Игра   с   мячом   «Какие   действия   совершают животные?» или «Что делают животные?» Что животные умеют — Птицы, рыбы, кошки, змеи? Цель:   активизация   глагольного   словаря   детей, закрепление   знаний   о   животных,   развитие воображения, ловкости.  Ход игры. Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое­либо животное,   а   ребенок,   возвращая   мяч   логопеду, произносит   глагол,   который   можно   отнести   к названному   животному.   Логопед:   Собака   ­   Дети Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет,   кусается,   ласкается,   служит;   Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается,   облизывается);   Мышка   (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет); Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).  Игра   «Кто   чем   занимается?»   Никогда   мы   не забудем, Что умеют делать люди.  Цель:   закрепление   знаний   детей   о   профессии, обогащение   глагольного   словаря   детей,   развитие внимания, ловкости.  Ход игры.  Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч   логопеду,   должен   назвать   глагол, обозначающий,   что   делает   человек   названной профессии.   Логопед:   строитель   ­   Дети:   строит; повар   (варит   (готовит);   носильщик   (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д.  Вариант   2.   Логопед   называет   глагол,   а   ребенок профессию (продает — продавец).  Игра   «Кто   может   совершать   эти   движения?» Кто   и   что   —   летит,   бежит,   Ходит,   плавает, лежит?  Цель:  активизация   глагольного   словаря   детей, развитие воображения, памяти, ловкости.  Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол,   а   ребенок,   возвращая   мяч   логопеду, называет   существительное,   подходящее   к названному глаголу.  Логопед: Идет ­ Дети   Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка,   стрекоза,   муха,   жук,   комар,   самолет, вертолет,   ракета,   спутник,   время,   телеграмма); Плывет   (Рыба,   кит,   дельфин,   лебедь,   лодка, корабль, человек, облако).                        "Доскажи пословицы" 1) Волков бояться ­ ...    ходить.) 2) Под лежачий камень ...  3) Старый друг ...         двух). 4) Что посеешь, ...        5) Всё хорошо, ...         кончается). 6) Лучше поздно ...        7) Дорога ложка ...        8) Терпение и труд ...     (в   лес   не (вода не течёт). (лучше   новых (то и пожнёшь (что   хорошо (чем никогда). (к обеду). (всё перетрут Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Распознаем мы сейчас, Что же лишнее у нас.  Цель:  закрепление умения детей выделять общий признак   в   словах,   развивать   способность   к обобщению.  Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово   лишнее.   Например:   Голубой,   красный, спелый.   Кабачок,   огурец,   лимон.   Пасмурно, ненастно,   ясно.   Осень,   лето,   суббота,   зима. Понедельник,   вторник,   лето,   воскресенье.   День, ночь,   утро,   весна.   Дети,   бросая   мяч   обратно, называют лишнее слово.  Игра «Из чего сделано?» Вот предмет, а из чего Люди сделали его? Цель:  закрепление   в   речи   детей   употребления относительных   прилагательных   и   способов   их образования.  Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется,   что   если   какой­нибудь   предмет сделан   из   дерева,   то   он   деревянный,   а   если   из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.  Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги   из   кожи»,   а   ребенок,   возвращая   мяч логопеду,   Логопед: Рукавички   из   меха...   Дети:   Меховые   (Тазик   из меди...   Медвежонок   из   плюша... плюшевый;   Рукавички   из   шерсти...   шерстяные; Стакан из стекла... стеклянный; Ваза из хрусталя... хрустальная). Можно предложить детям составить предложения   с   данными   словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.   «Кожаные».   отвечает:   медный; Игры   на   формирование   эмоционально­ оценочной лексики Игры   на   формирование   эмоционально­ оценочной лексики            “Встреча эмоций” “Как ты себя сегодня чувствуешь” Цель: учить детей адекватно реагировать на Цель:  учить определять сое эмоциональное различные эмоциональные состояния. Ребенок   раскладывает   карточки   с изображением различных оттенков настроений на две группы: те, которые нравятся, и те, которые не нравятся. Затем ведущий берет карточку из одной кучки,   а   ребенок   из   другой.   С   ребенком   нужно представить   как   встречаются   разные   эмоции   и обсудить, как можно “помирить” эмоции.   карточки   состояние Ребенку   предлагают с изображением   оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в   наибольшей   степени   похожа   на   его настроение, на настроение воспитателя, его друга, мамы, папы. различных   Игры   на   формирование   эмоционально­ оценочной лексики Игры   на   формирование   эмоционально­ оценочной лексики                 “Глаза в глаза”                  “Золушка” Цель:  учить   детей   определить эмоциональное состояние человека. Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: “Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: “Я грустный, помоги мне!”, “Мне весело, давай поиграем!”, “Я не хочу с   тобой   дружить”.   Затем   дети   обсуждают какая и воспринималась передавалась     эмоция   Цель: учить выражать печаль, грусть. Девочка   изображает   Золушку,   которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку. Выразительные движения: поникшая голова,   опущенные   уголки   губ, сведенные   брови, замедленная походка. “Момент отчаяния” “Три подружки” Цель: учить выражать страх. Ребенок   приехал   с   родителями   в   чужой город.   На   вокзале   он   отстал   от   них.   Мальчик   в смятении, не знает, куда идти. Выразительные движения: голова наклонена вперед, плечи приподняты, рот открыт, одна рука с силой сжимает другую. Цель:  учить детей выражать такие эмоции как печаль, удивление, злость, радость. Жили­были три подружки: свинка Хрюшка, кошка   Мурка   и   утка   Крякушка.   Однажды   они пошли гулять и мамы наказали им не пачкаться. Но Мурка, гонялась за птичкой, зацепилась за пенек и разорвала плптье, а Хрюшке захотелось полежать в луже. Утка Крякушка потеряла шляпу, когда помогала Хрюшке вылезти из лужи. вот идут они после прогулки, опустив головы. Что скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома и страшно удивились, рассердились и хотели их наказать. Но когда они узнали, как Крякушка спасала Хрюшку, перестали браниться                 Игра «Вчера, сегодня, завтра»  То, что было, то, что будет, каждый помнит — не забудет.      Игра «Лови, бросай, дни недели называй»  В календарь не зря глядели — все мы помним дни недели.   развитие   внимания, Цель: закрепление умения детей ориентироваться во   времени,   ловкости, воображения, фразовой речи.  Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.  Вариант.   Сидя   в   кругу,   дети   перекидывают   мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры. Дети становятся в круг. Логопед или ведущий, бросая мяч кому­нибудь из детей,   может   начать   с   любого   дня   недели:   «Я начну,   ты   продолжай,   дни   недели   называй! Среда...» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу   и   последовательно   называют   дни   недели. Усложнение.   Дети   и   логопед   встают   в   круг. Логопед   называет   дни   недели,   на   каждое   слово хлопая   мячом   об  пол:  «Понедельник.  Вторник...» Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть так и вымышленным.  дни недели и в обратном порядке.  Игра «Месяцы и их последовательность»  Месяц   к   месяцу   встает   —   каждый   всех   их назовет.                         Игра «Что за чем?»  Что за чем у нас идет каждый год и круглый год? Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.  Ход игры. Дети и логопед встают в круг. Логопед с   детьми   называют   месяцы,   бросая   мяч   об   пол: «Январь,   февраль,   март...».   Вместо   следующего месяца, логопед называет имя ребенка: «Маша!». Названный   ребенок   подхватывает   мяч   и продолжает   называть   месяцы,   хлопая   мячом   об пол.                        Игра «Кто кем был?»  Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были. Цель:  развитие   мышления,   расширение   словаря, закрепление падежных окончаний.  Ход   игры.  Логопед,   бросая   мяч   кому­либо   из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом лошадь — жеребенком корова — теленком дуб   —   желудем   рыба   —   икринкой   яблоня   — семечком   лягушка   —   головастиком   бабочка   — гусеницей   хлеб   —   мукой   шкаф   —   доской велосипед — железом рубашка — тканью ботинки — кожей дом — кирпичом сильный — слабым  Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.  Ход   игры.  Играющие   встают   в   крут.   Ведущий бросает   мяч   по   очереди   играющим   и   задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.  Варианты   вопросов:   «Зима.   А   что   за   нею?»   — «Весна. А что за нею?» «Сколько месяцев в году?» «Назовите   летние   месяцы».   «Назовите   первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С   какого   месяца   начинается   осень?»   «Каким месяцем заканчивается осень?»                Игра «Бывает — не бывает»  Что   же   будет,   что   же   нет?   Поскорее   дай ответ!   Например:   «Ледоход». Цель:  расширение   и   закрепление   активного словаря ребенка, развитие логического мышления.  Ход   игры.  Играющие   встают   в   круг.   Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому­нибудь из детей, называет явление природы.   Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не   бывает.   Игра   идет   по   кругу.   Кто   ошибся, выходит   из   игры.   Варианты   явлений   природы   и сезонных   изменений:   иней,   ледоход,   капель, листопад,   метель,   заморозки,   дождь,   снег,   град, гроза   и   т.   д.   Усложнение.   Дети   дают   полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления  природы в данное время года.                            Игра «Семья»  Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?  Цель:  обучать   детей   разбираться   в   родственных отношениях,   употреблять   слова,   обозначающие родство и родственников.  Ход   игры.  Логопед   или   ведущий,   бросая   мяч ребенку,   задает   вопрос,   на   который   ребенок, возвращая   мяч,   должен   ответить.   Примерные вопросы: • Кем ты доводишься маме и папе? • Кто ты для бабушки и дедушки? • У тебя сестра или                             Игра «Где мяч?»  Мячик,   мячик,   где   лежишь?   Ты   от   нас   не убежишь.  Цель:  закрепление   в   речи   детей   правильного употребления   предлогов,   развитие   умения ориентироваться в пространстве, внимания.  Ход игры.  Вариант   1.   Дети   выполняют   задание   с   мячом: «Поднимите   мяч   над   головой,   положите   мяч   у брат? • Назови двоюродных братьев и сестер. • Кем являются   для   тебя   родители   твоих   двоюродных братьев и сестер? • А ты кто для них?  На этом мы закончим обзор игр с мячами. Еще раз хотим обратить внимание коллег и родителей на то,   что   игры   с   мячом   универсальны   и   их разнообразие   и   наполнение   содержанием   зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы. правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п.  Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...)  Дидактические   игры   по   лексическому развитию в процессе ознакомления с явлениями природы Дидактические   игры   по   лексическому развитию в процессе ознакомления с явлениями природы “Подбери нужное слово”. “Составь словосочетание”. Цель:   учить   подбирать   названия   действий названиям объектов. Цель:  учить   детей   составлять   словосочетания   с предложенными словами. Ветер (что делает?) – дует, завывает, шумит. Солнце – светит, жарит, пригревает. Снег – хрустит, летит, кружится. Дождь – брызжет, моросит, капает. Ручей – журчит, звенит, бежит. Листья   –   шуршат,   колышутся, шелестят. Гром – гремит, громыхает, бабахает. Ознакомление с синонимами                              «Смелый заяц» Цель игры:  упражнять в  отборе синонимов для названия самостоятельно придуманной сказки. К   детям   обращается   за   помощью   заяц.   Он хочет  написать   сказки   про  своих   родственников, но ему не нравится, что всех его предков все время называют трусливыми.­ Дети, как вы думаете, если заяц не хочет быть трусливым, то каким он хочет быть?   (подбор   антонима   ­   смелый).   Какими   еще словами   можно   сказать   про   смелого   зайца? (храбрый, мужественный, отважный, героический). После этого предлагается придумать сказку и подобрать   к   ней   название.   Варианты:   Храбрый заяц,   Героический   заяц,   Свой   выбор   ребенок Мужественный   заяц.   Отважный   заяц, Хмурое…               Багряные… Обманчивое…       Клейкие… Моросящий… Обволакивающее… Колючий…            Ноздреватый… Ураганный…         Слепящее… Звонкий…              Лазурное…                           «Помоем посуду» Цель:  расширить словарь по теме, активизировать речь.  Оборудование: таз с водой, кукольная посуда.  Ход.  Взрослый   объясняет   ребенку,   что   после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду,   рассказывая,   что   посуда   была   грязная,   а теперь   она   чистая.   Затем   предлагает   ребенку подключиться   к   игре.   Ребенка   необходимо побудить   называть   предметы   посуды,   действия (мыть, сушить). объясняет.   Если   название   соответствует контексту,   ребенка   поощряют,   если   наблюдается небольшое   семантическое   несоответствие,   то нужно   мягко,   тактично   посоветовать   изменить название,   подобрав   наиболее   соответствующий синоним.                        "Разрезная картинка"                          "Ложка и стакан" Цель: научить составлять целое из трех частей.  Оборудование:  разрезная картинка «Чашка» (два горизонтальных разреза).  Ход. Ребенок складывает картинку и называет, что получилось.  сформировать   понимание   некоторых Цель:  предлогов.  Оборудование:  две   ложки   и   два   пластиковых стакана.  Ход.  Перед   взрослым   и   перед   ребенком   стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку Действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок   выполняет   инструкции   взрослого.   После этого,   если   ребенок   говорящий,   он   может самостоятельно   демонстрировать   какое­либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша .                                   «Мой дом»                                 «Кошкин дом» Цель: познакомить с частями дома.  Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на   прогулке,   знакомятся   с   его   частями:   окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит ребенка   отгадать,   о   чем   он   говорит:   «Через   эту часть   дома   люди   заходят  в   дом   и   выходят.   Что это?   (дверь)   Это   нужно   дому   для   того,   чтобы защищать   своих   жильцов   от   дождя   и   снега (крыша)» и т. д.    игрушка Цель:  активизировать   словарь   по   теме,   развить понимание предлогов в, на, из, под.  Оборудование:  игрушечный   дом, «Кошка» или картонные дом и кошка.  Ход.  Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме   живет   кошка.   Он   показывает,   как   кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия.   ему помогают. Затем говорящему ребенку предлагают прокомментировать свои действия.    Если   малыш   затрудняется,

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017