Картотека дидактических игр по ознакомлению с природой на тему: "Природа родного края" предназначена для работы с детьми ДОУ. В картотеке представлены дидактические игры о животных обитающих в Приморском крае. Материал разработан воспитателем МДОБУ "Детский сад село Сальское" Шевченко Е. А..
Картотека дидактических игр по ознакомлению с природой родного края.
Дидактическая игра« Кто у кого?».
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы … (медвежонок, медвежата). У лисицы … (лисенок, лисята).
У зайчихи … (зайчонок, зайчата). У ежихи … (ежонок, ежата).
У волчицы … (волчонок, волчата). У белки … (бельчонок, бельчата).
1 Словесная игра «Назови семью»
Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.
Папа медведь, мама … (медведица), детеныш … (медвежонок).
Папа волк, мама … (волчица), детеныш … (волчонок).
Папа еж, мама … (ежиха), детеныш … (ежонок).
Папа заяц, мама … (зайчиха), детеныш … (зайчонок).
Папа лис, мама … (лисица), детеныш … (лисенок).
2 Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога
картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением
жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.
3 Дидактическая игра «Кто, чем питается?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди,
кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к
травоядным.
Дети: Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев,
ветки, сено).
Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев,
мышей), рысь (мясо животных).
5. Дидактическая игра« Какой? Какая? »
Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать
их с существительными.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Волк (Какой?) злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...
Лиса (Какая?) хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой?) трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
6 Дидактическая игра«Подбери словечко»
Цель: формирование умений у детей подбирать и называть словадействия.
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).
Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).
7 Дидактическая игра«Узнай зверя по описанию»
Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей. Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
Серый, злой, голодный. (Волк.)
Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
8. Дидактическая игра«Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
Скажите, как подают голос звери?
Что делает волк …(воет).
Что делает лиса … (тявкает).
Что делает медведь … (ревет).
Что делает белка … (цокоет).
9. Словесная игра «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно –
ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек,
Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т.д
10.Дидактическая игра«Один много»
Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки много волков;
Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.
11 Дидактическая игра«Одинтрипять»
Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;
Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.
12 Словесная игра «Измени слова по образцу»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Нос лисы … (лисий нос). Лапа лисы … (лисья лапа).
Глаза лисы … (лисьи глаза). Нора лисы … (лисья нора).
(волк, медведь, белка).
13 Словесная игра «Наоборот»
Цель: образование словантонимов.
Лось – большой, а заяц … (маленький).
Волк – сильный, а белка … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя … (короткий).
Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).
Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).
14 Дидактическая игра«Четвертый лишний»
Цель: формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой
основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.
Белка, собака, лиса, медведь;
Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;
Лось, слон, жираф, обезьяна.
15 Дидактическая игра«Сложи картинку»
Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие,
внимание, мышление.
У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
Какой зверь у тебя получился? (Лиса.) и т.п.
16 Словесная игра«Составление рассказаописания»
Цель: формирование умения у детей составлять рассказописание о животном с опорой на план
схему.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).
17 Словесная игра«Назови по порядку»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания, активизирование словаря существительных по теме.
На картинки посмотри,
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.
18 Словесная игра« Чей это хвост?»
Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.
Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты
зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с
изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и
назовите, чей это хвост.
У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);
У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);
У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);
У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).
19 Словесная игра«Скажи одним словом»
Цель: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);
Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);
Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).
20. Дидактическая игра «Домашние и дикие животные».
Цель: Закреплять знания детей о домашних и диких животных.
Задачи:
Образовательные: учить детей называть диких и домашних животных, классифицировать их.
Развивающие: развивать речь; память, внимание;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Материал к игре:
Карточка «Домашние животные» с изображением дома, карточка «Дикие животные» с изображением
леса, набор картинок домашних и диких животных.
Правила игры:Воспитатель предлагает детям взять карточку с животным, назвать это животное и «поселить» её
там, где оно живёт. Если это дикое животное, то ребёнок ставит карточку возле ёлочки, а если
домашнее возле дома.
21. Настольная игра « Морские обитатели». Цель игры — собрать как можно больше фигурок
морских обитателей, которые обитают в море Приморского края, развивать речь (обогащать
словарь существительными (название рыб), части тела рыб, внимание, мелкую моторику и
координацию. Воспитывать экологическое сознание с детства; самостоятельность, уверенность в
себе, активность при соблюдение правил игры.
22. Настольная игра «Кто в домике живет». Цель: учить узнавать и правильно называть домашних и
диких животных обитающих в родном крае; расширить представления детей о питании
животных их внешних особенностях, способах передвижения и месте проживания в природе;
развивать речь (обогащать словарь существительными (название животных,), части тела
животных и птиц, использовать обобщение; связную: диалогическую речь учить участвовать в
беседе, отвечать на вопросы) зрительное восприятие, внимание, память. Воспитывать
экологическое сознание с детства, бережное и заботливое отношение к животным обитающим в
родном крае; самостоятельность, уверенность в себе, активность при соблюдение правил игры.
23. Настольная игра «Веселый зоопарк»
Цель: учить узнавать и правильно называть птиц и животных обитающих в зоопарке родного
края; расширить представления детей о питании птиц и животных их внешних особенностях и
способах передвижения в природе; развивать речь (обогащать словарь существительными
(название животных, птиц), части тела животных и птиц, использовать обобщение – животные,
птицы; связную: диалогическую речь учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы)
зрительное восприятие, внимание, память. Воспитывать заботливое отношение к обитателям
зоопарка в родном крае; самостоятельность, уверенность в себе, активность.
24. Дидактическая игра «Загадочные животные» (дикие животные). Цель: уточнить и расширить
представления детей о диких животных, проживающих на территории Приморского края;
развивать речь (обогащать словарь существительными (название животных), части тела
животных; связную: диалогическую речь учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы)
зрительное восприятие, внимание и воображение; Воспитывать бережное отношение к
обитателям природы Приморского края; самостоятельность, уверенность в себе, активность при
соблюдение правил игры.
25. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Цель: Уточнить и закрепить знания детей о
классификациях разных обитателей природы Приморского края (рыбы, птицы, дикие животные),
представления детей о питании животных их внешних особенностях, способах передвижения и
месте проживания в природе; Развивать речь (обогащать словарь существительными (название
животных,), части тела животных , птиц и рыб, использовать обобщение), логическое мышление,
внимание, память. Воспитывать экологическое сознание с детства, бережное и заботливое
отношение к животным обитающим в родном крае; самостоятельность, уверенность в себе,
активность в игре.
26. Развивающие игры пазлы «Тигренок». Цель игры в пазлы: сопоставить детали с соседними
таким образом, чтобы вместе они составили общую картину –тигренок; развивать у детей
наблюдательность, внимание и память, мелкую моторику, логическое и нагляднообразное
мышление; способствовать умственному развитию. Воспитывать экологическое сознание с
детства, бережное и заботливое отношение к животным обитающим в родном крае;
самостоятельность, уверенность в себе, активность в совместных играх.27. Развивающие игры пазлы «Медвежонок». Цель игры в пазлы: сопоставить детали с соседними
таким образом, чтобы вместе они составили общую картину –медвежонок; развивать у детей
наблюдательность, внимание и память, мелкую моторику, логическое и нагляднообразное
мышление; способствовать умственному развитию. Воспитывать экологическое сознание с
детства, бережное и заботливое отношение к животным обитающим в родном крае;
самостоятельность, уверенность в себе, активность в совместных играх.
28. Развивающие игры пазлы «Утенок». Цель игры в пазлы: сопоставить детали с соседними
таким образом, чтобы вместе они составили общую картину –утенок; развивать у детей
наблюдательность, внимание и память, мелкую моторику, логическое и нагляднообразное
мышление; способствовать умственному развитию. Воспитывать экологическое сознание с
детства, бережное и заботливое отношение к птицам обитающих в родном крае;
самостоятельность, уверенность в себе, активность в совместных играх.
29. Развивающая игра «Кто спрятался?». Цель: Уточнить и закрепить знания детей о
классификациях разных обитателей природы Приморского края (рыбы, птицы, дикие и домашние
животные), представления детей о питании животных их внешних особенностях, способах
передвижения и месте проживания в природе; Развивать речь (обогащать словарь
существительными (название животных,), части тела животных , птиц и рыб, использовать
обобщение), логическое мышление, внимание, память. Воспитывать экологическое сознание с
детства, бережное и заботливое отношение к животным обитающим в родном крае;
самостоятельность, уверенность в себе, активность в игре.
30. Развивающая игра «Кто есть кто?». Цель: Уточнить и закрепить знания детей о
классификациях разных обитателей природы Приморского края (рыбы, птицы, дикие и домашние
животные), представления детей о питании животных их внешних особенностях, способах
передвижения и месте проживания в природе; Развивать речь (обогащать словарь
существительными (название животных,), части тела животных , птиц и рыб, использовать
обобщение), логическое мышление, внимание, память. Воспитывать экологическое сознание с
детства, бережное и заботливое отношение к животным обитающим в родном крае;
самостоятельность, уверенность в себе, активность в игре.
31.