Картотека дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • docx
  • 24.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Картотека дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Картотека разработана для распечатки и ламинации.(4 на листе) Карточки разработанны по возрастам(1,2 мл.группы, средняя, старшая, подготовительная); а так же комплексы по разделам: дыхательные имитационные, игровые упражнения. дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва., сюжетная дыхательная гимнастика.
Иконка файла материала Картотека ДГ.docx
1 и 2 младшие группы 1 и 2 младшие группы ПУЗЫРИКИ. Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот ГОВОРИЛКА. Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. – ту – ту - ту. Как разговаривает паровозик? Ту Как машинка гудит? Би – би. Би – Как « дышит» тесто? Пых – пых – би. пых. Можно ещё попеть гласные 1 и 2 младшие группы МЫШКА И МИШКА. Вы читаете стихотворение, У мишки дом огромный ребёнок выполняет движения. (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками произнесением звука ш-ш-ш) Мышка ходит в гости к мишке колени, опустить голову, выдох с (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза. НАСОСИК. Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза. САМОЛЁТ. Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны , поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дых.) Жу- жу -жу (делает поворот вправо) ж-ж) Жу-жу-жу (выдох, произносит ж- Постою и отдохну (встает прямо, 1 и 2 младшие группы ВЕТЕРОК. Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и через нос) подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох трубочкой, вдох) через нос, выдох через губы И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).1 и 2 младшие группы 1 и 2 младшие группы КУРОЧКИ. Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз. Часики. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». ПЧЁЛКА. Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание возвращается на место). произносим…) было глубокое. 1 и 2 младшие группы 1 и 2 младшие группы КУРОЧКИ. Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 похлопываем по коленкам. раз. Каша кипит. Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 КОСИМ ТРАВУ. Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох. Косим мы траву. И налево взмахну. Зу-зу, зу-зу, Зу-зу, зу-зу, Зу-зу, зу-зу, Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, Зу-зу, зу-зу. повторить с начала 3 – 4 раза.Трубач. Сесть, кисти рук сложить в Медленно выдыхая, громко трубочку, поднять почти вверх. произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз. Петух. опустить. Поднять руки в Встать прямо, ноги врозь, руки стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз. Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в Насос. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону. Регулировщик. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз. Вырасти большой. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо На турнике. Встать прямо, ноги вместе, обеими руками перед собой. гимнастическую палку держать Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф- ф». Повторить 3–4 раза. Шагом марш! Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш- ше». Повторять в течение 1,5 мин. Летят мячи. Лыжник. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м». Маятник. Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х- х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону. Гуси летят. Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».Семафор. Стоя или сидя, спина прямо. медленно опустить вниз — Поднять руки в стороны — вдох, длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза. Дровосек Встаньте прямо, ноги чуть шире топориком и поднимите их вверх. плеч. На вдохе сложите руки Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам ногами. Произнесите "бах". Послушаем своё дыхание» "прорубить" пространство между Средняя группа Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, состояние организма. частоту и по этим признакам – И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. прислушиваются к собственному дыханию и определяют: В полной тишине дети  куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;  какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;  какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);  тихое, неслышное дыхание Сердитый ежик опасности сворачивается в Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - Повторите с ребенком три-пять "п-ф-ф" - звук, издаваемый а это уже довольный ежик. раз. Веселая пчелка На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на Средняя группа спокойно и Дышим тихо, плавно» Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической и возбуждения; эмоционального регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. нагрузки И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно,Средняя группа «Ветер» (очистительное полное дыхание). Средняя группа Цель: учить детей укреплять дыхательные  мышцы всей дыхательной системы, осуществлять  вентиляцию лёгких во всех отделах. И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище  расслаблено, сделать полный выдох носом,  втягивая в себя живот, грудную клетку. 1 Сделать полный вдох, выпячивая  живот и рёбра грудной клетки. 2 Задержать дыхание на 3­4 с. 3 Сквозь сжатые губы с силой  выпустить воздух несколькими  отрывистыми выдохами. Повторить 3­4 раза. Примечание. Упражнение не только  великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и  помогает согреться при переохлаждении и  снимает усталость. Поэтому рекомендуется  проводить его после физической нагрузки как  можно чаще. Средняя группа «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание). Средняя группа «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание) Цель: учить детей укреплять мышцы органов  брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней  части лёгких, концентрировать внимание на нижнем  дыхании. И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты,  туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание  сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат  обе ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к  позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких. И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. 1 Медленный плавный вдох, без каких­ либо усилий – живот медленно  поднимается вверх и раздувается, как  круглый шар. 2 Медленный, плавный выдох – живот  медленно втягивается к спине. Повторить 4­10 раз. Повторить 4­8 раз.Средняя группа Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении. Средняя группа Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении. «Подыши одной ноздрёй». «Губы «трубкой». Повторить   упражнение   «Подыши   одной ноздрёй»   из   комплекса   №1,   но   с   меньшей дозировкой.        1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные          мышцы. «Ёжик». втянуть воздух, заполнив им все 2.   Губы   сложить   «трубкой»,   резко Поворот   головы   вправо   –   влево   в   темпе движения.   Одновременно   с   каждым   поворотом вдох   носом:   короткий,   шумный   (как   ёжик),   с напряжением   мышц   всей   носоглотки   (ноздри двигаются   и   как   бы   соединяются,   шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4­8 раз.     лёгкие до отказа. 3.  Сделать   глотательное   движение   (как бы глотаешь воздух). 4.   Пауза   в   течении   2­3   секунд,   затем поднять голову вверх и       выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Средняя группа Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении. Повторить 4­6 раз. Средняя группа Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении. «Ушки»  «Пускаем мыльные пузыри». Покачивая   головой   вправо   –   влево, выполнять   сильные   вдохи.   Плечи   остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы   туловище   при   наклоне   головы   не поворачивалось.   Вдохи   выполняются   с напряжением   мышц   всей   носоглотки.   Выдох произвольный. Повторить 4­5 раз. 1.   При   наклоне   головы   к   груди   сделать   вдох носом, напрягая мышцы  носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. 3.   Не   опуская   головы,   сделать   вдох   носом, напрягая мышцы   носоглотки. 4.   Выдох   спокойный   через   нос   с   опущенной головой. Повторить 3­5 раз.Средняя группа Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении. Средняя группа Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении. «Язык «трубкой». 1. Губы сложены «трубкой», как при  произношении звука «о». Язык   высунуть и тоже  сложить «трубкой». 2. Медленно втягивая воздух через «трубку»  языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и  рёбра грудной клетки. 3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно  опустить голову так, чтобыподбородок коснулся  груди.  Пауза – 3­5 секунд.   4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух  через нос.Повторить 4­8 раз. Средняя группа «Планета «Сат – Нам» ­ отзовись!» (йоговское дыхание). Цель:  учить   детей   укреплять   мышечный   дыхательной тонус   всего   туловища   и   всей   мускулатуры.  И.п.:   сидя   ягодицами   на   пятках,   носки вытянуты,  стопы  соединены,  спина выпрямлена, руки   подняты   над   головой,   пальцы   рук,   кроме указательных,   переплетены,   а   указательные пальцы   соединены   и   выпрямлены   вверх,   как стрела.  После   слов   «Планета,   отзовись!»   дети начинают петь «Сат – Нам».  Повторить 3­5 раз. Примечание.  «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это   резкий   выдох.   «Нам»   произносить   мягко, расслабляя   мышцы   живота   –   это   небольшой вдох.Цикл дыхания: выдох «Сат» ­ пауза – вдох «Нам».   С   произнесением   «сат»   напрягаются мышцы   туловища:   ноги,   ягодицы,   живот,   грудь, плечи,   руки,   пальцы   рук   и   ног,   мышцы   лица   и шеи; «нам» ­ всё расслабляется. 1.Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.  «Насос». 2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при  каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как  при  накачивании шин насосом (5­7 пружинистых  наклонов и  вдохов). 3. Выдох произвольный.Повторить 3­6 раз. Примечание.  При   вдохах   напрягать   все мышцы носоглотки. Усложнение.  Повторит   3  раза   упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд   свободно   тянуть   к   полу,   а   при   наклоне назад   поднимать   к   плечам.При   каждом   вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3­5 раз. Средняя группа Проводится в игровой форме. «Инопланетяне». Цель:  та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» ­ отзовись!». Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе. И.п.: 3­4 раза из положения лёжа на спине, 3­4 раза стоя.   например: Упражнение   выполняется   под   словесное   «Инопланетяне сопровождение, просыпаются, напрягаются». 1.   Спокойно   выдохнуть   воздух   через   нос, втягивая в себя живот,  грудную клетку. 2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие. 3.   Задержать   дыхание,   напрягая   все   мышцы   и мысленно проговаривая «Я сильный (ая)». 4.   Спокойно   выдохнуть   воздух   через   нос   с расслаблением мышц.Дыхательные имитационные упражнения Дыхательные имитационные упражнения «Семафор». «Летят мячи». Сидя,   ноги   сдвинуты   вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с­с­с». Повторить 3­4 раза. «Регулировщик». Стоя,   ноги   расставлены   на   ширине плеч,   одна   рука   поднята   вверх,   другая отведена   в   сторону.   Вдох   носом,   затем поменять   положение   рук   с   удлинённым выдохом и произношением звука «р­р­р». Повторить 4­5 раз. Стоя,   руки   с   мячом   подняты   вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух­х­х». Повторять 5­6 раз. «Лыжник». Имитация   ходьбы   на   лыжах.   Выдох через нос с произношением зука «м­м­м». Повторять 1,5­2 мин. Дыхательные имитационные упражнения «Трубач». Дыхательные имитационные упражнения «На турнике». Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п­ф­ф­ф». Повторить 4­5 раз. Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф­ф­ф». Повторить 3­4 раза. «Каша кипит». Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш­ш­ш». Повторить 1­5 раз. «Партизаны». Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6­8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти­ ш­ш­е». Повторять 1,5 мин.Дыхательные имитационные упражнения «Маятник». Стоя,   ноги   расставлены   на   ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних   углов   лопаток.   Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне   в   стороны   –   вдох   с произношением  звука «ту­у­у­у­х­х». Повторить   3­4   наклона   в   каждую сторону. «Гуси летят». Медленная ходьба по залу. На вдох – руки   поднимать   в   стороны.   На   выдох   – опускать   с   произнесением длительного звука «гу­у­у».   вниз Повторять 1­2 мин. Комплекс дыхательных упражнений игрового характера Ходьба. Встать   прямо,   голову   не   опускать,   ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка   развёрнута.   Проверить   осанку.   Обычная ходьба;   ходьба   на   носках;   ходьба   на   пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды   ходьбы,   меняя   направление   движения   по залу.   Следить   за   осанкой.   Продолжительность ходьбы   40­60   с.   Педагог   говорит   стихи, направляя ими детей на нужные движения:                     Мы проверили осанку                   И свели лопатки.                   Мы походим на носках,                   Мы идём на пятках,                   Мы идём, как все ребята,                   И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой­Чалой). Комплекс дыхательных упражнений игрового характера Комплекс дыхательных упражнений игрового характера «Куры». «Самолёт». Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив   руки­«крылья»   и   опустив   голову. Произносят   одновременно похлопывая   себя   по   коленям   –   выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.    «тах­тах­тах», Повторить 3­5 раз: Дети   стоят.   Развести   руки   в   стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» ­ выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.  Повторить 2­4 раза в каждую сторону: Бормочут куры оп ночам, Бьют крыльями тах­тах (выдох), Поднимем руки мы к плечам (вдох), Потом опустим – так ( Е. Антоновой­ Чалой). Расправил крылья самолёт, Приготовились в полёт. Я направо погляжу: Жу­жу­жу. Я налево погляжу: Жу­жу­жу  (Е. Антоновой­Чалой).Комплекс дыхательных упражнений игрового характера Комплекс дыхательных упражнений игрового характера «Насос».  Дети соят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться   поочерёдно   вправо   и   влево. Наклоняясь,   выдох   с   произнесением   звука «ссс…», выпрямляясь – вдох. Повторять 4­6 раз:                   Это очень просто –                   Покачай насос ты.                   Направо, налёг…                   Руками скользя,                   Назад и вперёд                   Наклоняться нельзя.                   Это очень просто –                    Покачай насос ты ( Е. Антоновой­ Чалой ). Комплекс дыхательных упражнений игрового характера «Подуем на плечо». Дети   стоят,   руки   опущены,   ноги   слегка расставлены.   Повернуть   голову   налево,   сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова   прямо   –   вдох   носом.   Опустить   голову, подбородком   касаясь   груди,   ­   вновь   сделать спокойный,   слегка   углублённый   выдох.   Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.  Повторить 2­3 раза:                   Подуем на плечо,                           Подуем на другое.                   Нас солнце горячо                   Пекло дневной порой.                   Подуем на живот,                   Как трубка станет рот.                   Ну а теперь на облака                   И остановимся пока.                   Потом повторим всё опять: Раз, два и три, четыре, пять           «Дом маленький, дом большой». Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш­ш­ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька». Повторить 4­6 раз: У медведя дом большой, А у зайки – маленький. Мишка наш пошёл домой Да и крошка заинька ( Е Антоновой­Чалой ). Комплекс дыхательных упражнений игрового характера «Косарь» Дети   стоят,   ноги   на   ширине   плеч,   руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз­ уу».   Педагог   читает   стихи,   а   дети   повторяют вместе   с   ним   слоги   «зу­зу»,   делая   упражнение. Стихотворение,   сопровождаемое   упражнениями, прочитывается 3­4 раза:                   Косарь идёт косить жнивьё:                   Зу­зу, зу­зу, зу­зу.                   Идём со мной косить вдвоём:                   Замах направо, а потом                   Налево мы махнём.                   И так мы справимся с жнивьём.                   Зу­зу, зу­зу вдвоём  (Е. Антоновой­Чалой ).Комплекс дыхательных упражнений игрового характера Комплекс дыхательных упражнений игрового характера «Ёж» «Трубач» Дети   ложатся   на   спину   (на   ковёр),   руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:                    Вот свернулся ёж в клубок, Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:                   Тру­ру­ру, бу­бу­бу!                   Подудим в свою трубу.                   Потому что он продрог.                                                              Дети   руками   обхватывают   колени   и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:                   Лучик ёжика коснулся,                    Ёжик сладко потянулся. Дети   принимают   исходное   положение   и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают»,   а   затем,   расслабляясь,   делают спокойный вдох и выдох через нос. Старшая и подготовительная группы Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. Упражнения можно выполнять стоя или в движении. «Ёжик». Поворот головы вправо- влево в темпе движения. каждым Одновременно носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. с «Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные Плечи остаются вдохи. неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось. «Жук». Дети   сидят,   скрестив   руки   на   груди. Опустить   голову.   Ритмично   сжимать   обеими руками   грудную   клетку,   произнося   «жжж…»   ­ выдох. Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.  Повторить упражнение 4­5 раз:  Жж­у, ­ сказал крылатый жук, Комплекс дыхательных упражнений игрового характера «Цветы» Дети   стоят   по   кругу.   Педагог   читает   им стихи: Каждый бутончик склониться бы рад Направо, налево, вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете ( Е. Антоновой­Чалой). По   команде   педагога   дети   ритмично   под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо,   налево,   наклоняют   её   вперёд,   отводят назад,   чередуя   вдох   и   выдох.   При   чтении последней   строки   стиха   дети   поднимают   руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.  Упражнение повторить 6­8 раз.Старшая и подготовительная группы Упражнения на удлинение выдоха «Наклоны вперед». И.п. — ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Спокойный вдох в и.п. 1—2—3 — пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 — вернуться в и.п. «Наклоны в сторону» («Наклоны с зонтиком»). И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и.п. 1—2—3 — тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой — «накрылись зонтиком» — выдох. 4 — вернуться в и.п. «У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести Старшая и подготовительная группы Дыхательная гимнастика по методу  Б. С. Толкачёва. Комплекс 1 1. «Качалка». И.п.   –   сидя   на   стуле,   руки   на   коленях. Раскачивать туловище вперёд­назад, произнося на выдохе «Ф­р­оо­хх!». Повторить 6­8 раз. 2. «Ёлочка растёт». И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки   опустить.   Присесть   и   выпрямиться, поднимая   руки   вверх   шире   плеч.   Приседая, произносить: «Страх­х!». Повторить 2­3 раза. 3. «Зайчик». И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить.  Приседая, сгибать руки к плечам ладонями   вперёд,   как   зайчик,   становящийся   на задние   лапки.   Произносить   на   выдохе:   «Фр!». Повторить медленно 5­7 раз. И.п. 4. «Как гуси шипят».   ноги   врозь,   –   встать,   ступни параллельно,   держа   палку   на   сгибе   рук. Наклониться   вперёд,   смотря   перед   собой   и вытягивая   шею,   «Ш­ш­ш…».   произнести: Старшая и подготовительная группы Специальные дыхательные упражнения «Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо. глубокий «Полное дыхание». Встать прямо, Сделать ноги на ширине плеч. вдох, свободный одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться. Старшая и подготовительная группы Дыхательная гимнастика по методу  Б. С. Толкачёва. Комплекс 1 5. «Прижми колени». И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди,   произнося   :   «Уф­ф!».   Выпрямить   ноги, руки опустить. Повторить медленно 5­7 раз. 6. «Гребцы». И.п.   –   сесть,   ноги   врозь,   палку   держать   у груди.   Наклониться   вперёд,   коснуться   палкой носков   ног,   произнести:   «Гу!».   Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повт.медленно 3­5 раз. 7. «Скрещивание рук внизу». И.п.   –   встать   прямо,   ноги   врозь,   руки   в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их   перед   собой,   произносить:   «Та­ак!»   ­   и поднимать   их   в   стороны.   Повторить   в   среднем темпе 4­6 раз. 8. «Достань пол». И.п.   –   встать   прямо,   ноги   врозь,   руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами : «Бак».Повторить медленно 2­4­Старшая и подготовительная группы Дыхательная гимнастика по методу  Б. С. Толкачёва.Комплекс 2 «На улице». Старшая и подготовительная группы Дыхательная гимнастика по методу  Б. С. Толкачёва.  Комплекс 2 «На улице». 1. «Погрейся». И.п.   –   встать   прямо,   ноги   врозь,   руки поднять   в   стороны.   Быстро   скрещивать   руки перед   грудью,   хлопать   ладонями   по   плечам, произнося: «Ух­х­х!». Повторить 8­10 раз. 2. «Конькобежец». И.п.   –   встать   прямо,   ноги   врозь,   руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу,   наклоняя   туловище   с   полуоборотом   в стороны   (подражая   движениям   конькобежца)   и произнося: «Кр­р­р!». Повт. в среднем темпе 5­8р 3. «Заблудился». И.п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором.   Вдохнуть   и   на   выдохе   громко произнести: «А­у­у­у!». Повторить 8­10 раз. 4. «Снежный ком». 5. «Снеговик веселится». И.п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть,   после   чего   сделать   прыжок   двумя ногами   с   одновременным   выдохом,   произнося: «Ха!». Повторить 6­8 раз. 6. «Вырасти большим». И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки   вверх,   потянуться,   подняться   на   носки   – вдох;   опустить   руки   вниз,   опуститься   на   всю ступню   –   выдох,   «У­х­х­х!». Повторить 4­5 раз.   произнося: И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно   наклоняясь   вперёд,   обхватить   руками Сюжетная дыхательная гимнастика голени, голову опустить. При этом произносить: для дошкольников Сюжет 1 «На прогулке». 1. «Поза дерева». Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повёрнуты друг к другу. Потянуться всем телом вверх – вдох. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 сек., развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки – выдох. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное. 3. «Ветерок». Лёгкий бег на носках с ускорением и замедлением в соответствии с темпом музыки. Стараться дышать через нос. 3 «Берёзка». 4. «Аромат цветов». Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через 6. «Комарики» Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников Сюжет 1 «На прогулке». 5. «Лягушка» ИП – упор лёжа, руки выпрямлены. На счёт раз – упор присев, делая мощный выдох; на два – вернуться в и.п. толчком, делая диафрагмальный вдох. Повторить 2-3 раза. Дети хлёстко бьют себя по спине встречным движением рук-плетей, при этом делая на удар резкий выдох ртом. 7. Дети играют в игру «Эхо»: становятся в цепочку. Первый громко кричит «Ау!», прикладывая руки трубочкой к губам. Затем все по порядку начинают откликаться всё тише и тише. Пос. в цепочке говорит «Ау» чуть слышно. 8. «Отдых». Дети ложатся на спину и выполняют на расслабление: под спокойную музыку они как бы засыпают – дышат упражнениеСюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников Сюжет 2 «Снова в лес». 1. «Вот сосна стоит и ветвями шевелит». И.п. – основная стойка. 1 – вдох - руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3 –вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в и.п. повторить 5-6 раз. 2. «Вот нагнулась ёлочка, зел.иголочки». И.п. – ноги врозь, руки опущены.1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд; 3-4 – вдох – вернуться в и.п. – выдох. Повторить 5-6 раз. 3. «Стоит Алёна, листва зелёна. И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вперёд – вниз, опуститься на всю стопу; 3-4 – повторить, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 4. «Детки в беретках с ветки Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников Сюжет 3 «Мы строим дом». 1. «Поднимаем кирпичи». И.п. – ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд, пальцы в кулак: «Ух!»; 3 – вдох; 4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 2. «Кладём раствор». И.п. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1 – вдох; 2-3 – выдох – поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперёд:«Раз!»; 4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 3. «Белим потолок». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – поднять правую руку вверх- назад; 2 – выдох – опустить правую руку; 3 – вдох – поднять левую руку вверх-назад; 4 – выдох – опустить левую руку. Повторить 5-6 раз. Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников Сюжет 2 «Снова в лес». 5. «Солнце утром рано встало, всех детишек приласкало». Ребята Дети скрещивают ладошки, широко раздвигают пальцы, образуя Педагог «солнышко с лучами». предлагает детям потянуться к солнышку. выполняют упражнение хатка-йоги «Солнечная поза»: встать прямо, ноги на ширине плеч; медленно поднять руки и потянуться (внимание сосредоточить на ладонях). Педагог говорит: «Солнышко уже высоко. Вы потянитесь на встречу тёплым лучам, над головой высокое голубое небо. Ваше тело наливается упругой силой, бодростью, становиться гибким, сильным. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего организма. Поймайте солнечные лучики, один положите себе в сердце, остальные Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников Сюжет 3 «Мы строим дом». 4. «Наклеиваем обои». И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 – вдох; 2 – выдох – подняться на носки, прямые руки вверх; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. стройным, 5. «Красим полы». И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь: «Жик!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 6. «Игра с песком» И.п. – сидя. Набрать на вдох воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках – задержка дыхания. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы – на выдохе и произнося «с-с-с…». Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников Сюжет 4 «Пожарные». 1. «Лезем по пожарной лестнице вверх». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, согнуть в локтях, кисть в кулак, опуститься на всю стопу:«Ух!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 2. «Направляем огнетушитель на огонь». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вперёд; 2 – выдох – поворот туловища и вытянутых рук вправо (ладони соединены) «Ш-ш!»; 3 – вдох – то же влево; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 3. «Затушим горящие угольки». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – втянуть живот; 2 – выдох – рот трубочкой, живот выпятить «Ф-ф-ф!»; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз. Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников Сюжет 5 «На море». 1. «Какое море большое». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, опуститься на стопу«Ах!»; 3-4 – то же. 2. «Чайки ловят рыбу в воде». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – наклон туловища вперёд, руки в стороны; 2 – выдох – вернуться в и.п.; 3-4 – то же. 5-6 раз. раковины 3. раскрываются». И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – вдох – живот втянуть;2 – выдох – сед с прямыми ногами, живот выпятить «Ш-ш!»; 3 – вдох – живот втянуть; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 4. «Пловцы». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – левую руку поднять; 2 – выдох – мах левой рукой вперёд, вниз; 3 – «Створки Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников 4. «Заглянем в щель». И.п. – сед с опорой на пятки. 1 – вдох – руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вперёд, опора на предплечья «У-у!». повторить 5-6 раз. 5. «Вышли из горящего дома – вдохнём глубже».И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки опустить вниз, встать на стопу «Ах!»; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз. 6. «Глоток воздуха» И.п. – стоя. Сделать резкие, быстрые вдохи носом. На каждый вдох полусогнутые руки резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. Повторить 3-4 раза. 7. Упражнение на расслабление. И.п. – сидя на корточках, опустить голову и руки. Медленно поднять голову, распрямить корпус, руки стороны. развести в Голова Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников 5. «Дельфин плывёт». И.п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 – вдох; 2 – выдох – наклониться вперёд, правым локтём коснуться левого согнутого колена; 3 – вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – наклониться вперёд, левым локтём коснуться правого колена, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 6. «Волны шипят». И.п. – сед на пятках, руки внизу. 1- 2 – волнообразное движение руками 3-4 – вперёд-вверх – вдох; волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 5-6 раз. 7. «Сон на берегу моря». Дети слушают шум моря (кассета «Григ и звуки океана»). Педагог говорит детям, что им снится море, что они лежат и загорают. Солнышко и вода ласкают тело. Летит бабочка, выбирает на кого сесть. БабочкаСюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников Сюжет 6 «В зоопарке». 1. «Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет» (волк). И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, правую руку вытянуть перед собой; 3 – вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – то же левой рукой – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 2. «Он несёт на лбу не зря два развесистых куста» (олень). И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 – вдох; 2 – выдох – руки вперёд; 3 – вдох – руки в стороны; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 3. «У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос» (слон). И.п. – сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперёд, коснуться Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников 4. «Змея» И.п. – лёжа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1-2 – вдох; 3-4 – выдох – руки вперёд «Ш-ш-ш-ш!»; 5-6 - вдох; 7-8 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 5. «Крокодил» И.п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища. 1 – вдох – руки, ноги, голову слегка поднять вверх; 2 – выдох – вернуться в и.п.; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз. 6. «ЛИСА» И.п. – стоя. Потянуться всем телом, сделать энергичный выдох. Делать короткие резкие вдохи, полусогнутые руки при каждом вдохе резко идут навстречу друг другу.. Повторить 1-2 раза. расслабление и напряжение И.п. дети напрягают мышцы шеи, затем мышцы рыу, ног, спины, брюшного пресса, всего тела. Напряжение должно быть максимальным, до появления мелкой – стоя, 7. Упр.