Картотека физкультминуток
Оценка 4.6

Картотека физкультминуток

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
04.02.2019
Картотека физкультминуток
Данная картотека содержит комплексы физических упражнений, проводимых на занятиях для переключения внимания и отдыха воспитанников, дыхательные упражнения, массажные упражнения и упражнения для зрительной гимнастики. Данный материал является интересным для педагогов 5-7 классов, может применяется фронтально, как элемент занятия, так и в индивидуальной работе с детьми.
физкультминутки.doc
Физкультминутки на занятиях Комплекс № 1.  1. 2. Ходьба, лёгкий бег на месте или в движении (30 с).  И.п.   –   основная   стойка:   ноги   –   на   ширине   стопы,   руки   –   вдоль   туловища. Поднять   руки   вперёд   –   вверх,   правая   нога   –   назад   на   носок.   Вернуться   в   исходное положение. Выполнить другой ногой (по 5­6 раз).  И.   П.   –   основная   стойка.   Правой   ногой   сделать   глубокий   выпад   вперёд, вернуться в и.п. Повторить то же другой ногой (по 4­6 раз). И.   П.­   лёжа   на   спине,   руки   вдоль   туловища   ладонями   вниз.   Поднять   ноги (согнутые или прямые) вверх, затем медленно опустить (до 10 раз). 5. 6. И. П. – упор стоя (с опорой на стул). Сгибание и разгибание рук (до 10 раз).  И.п. – то же. Правой ногой сделать мах назад, вернуться в и.п. Выполнить то же левой ногой (по 6­8 раз).  (по 6­8 раз).  И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнять наклоны влево и вправо Бег, переходящий в ходьбу на месте (до 30 сек). И.п. – основная стойка. Поднять руки вверх ­ вперёд – вдох, подняться на носки, 3. 4. 7. 8. 9. 2. 3. вернуться в и.п. – выдох (4­6 раз). Комплекс № 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. И.п. – о.с. – руки на пояс, руки к плечам, руки вверх, в и.п. И.п. – ноги на ширине плеч, наклон вправо, и.п., наклон влево, и.п. И.п. – о.с. – мах правой ногой вперёд; и.п., мах левой ногой вперёд; и.п.  И.п. – о.с. выпад влево, руки на пояс, и.п., выпад вправо, руки на пояс, и.п. И.п. – о.с. левую руку в сторону, правую в сторону, руки вверх, и.п. И.п. – о.с., три шага на месте, принять стойку «Смирно».  Комплекс № 3 (сидя за партой). 1. и.п.   –   руки   на   парте,   вытянуты   вперёд.   Подтянуть   руки   вверх,   потянуться, вернуться в и.п. и.п. – руки на краю парты, сжаты в кулаки. Выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты, вернуться в и.п. и.п. – руки за головой, локти вперёд. Локти развести в стороны, прогнуться, вернуться в и.п. Комплекс № 4 (стоя за партой). 1. прогнувшись, вернуться в и.п. и.п.   –   руки   на   поясе,   большими   пальцами   вперёд,   наклониться   назад, 2. и.п.   –   руки   на   пояс.   Повернуть   туловище   направо,   правую   руку   в   сторону, дотронуться до сзади стоящей парты, вернуться в и.п. и.п. – руки к плечам. Локти вперёд, вернуться в и.п. 3. Комплекс № 5 (стоя около парты). 1. и.п.   –   ноги   врозь,   руки   к   плечам.   Подняться   на   носки,   поднять   руки   вверх, вернуться в и.п. 2. и.п. – руки за спиной. Присесть на носках, руки вперёд, вернуться в и.п. и.п.   –   руки   за   спиной,   отставляя   левую   ногу   на   носок   влево,   правую   руку   вверх, вернуться в и.п. То же самое в другую сторону, левую руку вверх. Комплекс № 5.  Можно предложить разминку, дети стоят в шахматном порядке. а) дыхательное упражнение; б)   руки   в   стороны,   ладонями   вниз,   круговые   вращательные   движения   в лучезапястных суставах; в) кисти к плечам, круговые движения в плечевых суставах; г) круговые вращения головой; д) руки перед грудью, делаем «ножницы» прямыми руками в горизонтальном положении; Повторить трижды.  е) дыхательные упражнения;  ж) руки на пояс, ноги вместе, присесть, выпрямляя колени сделать шаг вправо. з) «Выпады» назад: завести левую ногу за правую по диагонали, далеко поставить на носок и потянуть левую ногу. Вернуться в исходное положение. То же повторить правой ногой влево.  и) «Веер» ­ левую ногу завести за правую неглубоко и одновременно подняться на носочки, потянуть обе ноги так, чтобы напряглись мышцы голеней и бёдер, вернуться в исходное положение. То же самое, заведя правую ногу за левую.  Затем включаем музыку «Сиртаки». Комплекс № 6 (осанка).  1. и.п. – встать, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Руки поднять вверх, кисти сложить в замок – вдох; потянуться руками   с прямым корпусом вверх и вправо, посмотреть через правое плечо на спину – выдох; вернуться в и.п. – вдох. Повторить30 раз.  2. и.п. – встать ноги на ширине плеч. Руки согнуты перед грудью, сложить ладони вместе   –   вдох;   надавить   ладони   одна   на   другую   –   выдох;   ослабив   давление   ладоней, перемещать руки вверх по вертикальной оси туловища – вдох. Повторить 20­30 раз.  3. и.п.   –   лечь   на   живот,   руки   сложить   в   замок   на   затылке,   локти   в   стороны. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении, считая до 5­10 раз.  4. и.п.   –   лечь   на   живот,   руки   вдоль   туловища   ладонями   вниз.   Поочерёдно приподнимать прямые ноги с задержкой в верхнем положении, считая до 3­5. По 4­6 раз каждой ногой.  5. и.п. – лечь на живот. Имитировать плавание стилем брасс. Комплекс дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием». Упражнение 1. 1.Встать прямо, руки вдоль туловища. 2.Сделать полный глубокий вдох. 3.Медленно   поднять   руки,   держа   их   напряжёнными   до   тех   пор,   пока кисти рук не будут над головой. 4.Держа руки над головой, задержать дыхание на 2­3 сек. 5. Медленно выдыхая, опустить руки в и.п. 6. Проделать очистительное дыхание. (Глубокий вдох через нос и резкий выдох тремя­четырьмя порциями через рот. 1 раз.) Упражнение 2. 1.Встать прямо, вытянутые руки перед собой. 2.Сделать глубокий вдох, задержать дыхание. 3. Быстро отвести как можно дальше руки назад, кисти в кулак, держать на уровне плеч, затем вернуться  в и.п. 4. С силой выдохнуть через рот. 5.Проделать очистительное дыхание. Упражнение 3. 1. 2. 3. Встать прямо, вытянутые руки перед собой. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание. Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем такое же движение руками в обратную сторону, всё время , удерживая дыхание. 4. 5. С силой выдохнуть через рот.  Проделать очистительное упражнение. Упражнение 4. 1.Встать прямо перед стеной, приложив к ней ладони. 2.Сделать глубокий вдох, задержать дыхание. 3.Приблизить грудь к стене, держа свой вес на руках. 4.Медленно отодвигаться от стены,  делая это при помощи мускулов рук и держа тело наряжённым. 5.С силой выдохнуть через рот. 6. Проделать очистительное дыхание. Детям предлагаются такие упражнения.   1. Держа   ладони   руки   на   груди,   «понюхать,   как   пахнут   цветочки»­ сделать   вдох,   а   затем     «сдуть   пух   с   одуванчика»   сделать   выдох. Обращается   внимание   на   медленное   и   бесшумное   выполнение каждого вдоха и выдоха.                            Игровое упражнение «Змейка» (змейка вползает в нос и выползает через рот).    Очистительное   дыхание   (вдох   носом,   выдох   прерывистый,   словно спуск по ступенькам вниз). 2. 3. 4.Вдох через левую ноздрю, выдох через правую. 5.Произнесение   гласных   звуков   посредством   дыхания   без   напряжения голосовых связок. 6.Спокойный вдох и выдох; на выдохе постукивание по крыльям носа с одновременным произнесением слогов «ба ­ бо – бу – бы – би». Также мы     выполняем   комплекс   дыхательной   гимнастики   «Дышим   с удовольствием».  Можно предложить разминку, дети стоят в шахматном порядке. а) дыхательное упражнение; б)   руки   в   стороны,   ладонями   вниз,   круговые   вращательные   движения   в лучезапястных суставах; в) кисти к плечам, круговые движения в плечевых суставах; г) круговые вращения головой; д) руки перед грудью, делаем «ножницы» прямыми руками в горизонтальном положении; Повторить трижды.  е) дыхательные упражнения;  ж) руки на пояс, ноги вместе, присесть, выпрямляя колени сделать шаг вправо. з) «Выпады» назад: завести левую ногу за правую по диагонали, далеко поставить на носок и потянуть левую ногу. Вернуться в исходное положение. То же повторить правой ногой влево. и) «Веер» ­ левую ногу завести за правую неглубоко и одновременно подняться на носочки, потянуть обе ноги так, чтобы напряглись мышцы голеней и бёдер, вернуться в исходное положение. То же самое, заведя правую ногу за левую.  Затем включаем музыку «Сиртаки». 1. Пальцевые повороты. Поставьте указательный палец какой­нибудь руки перед своим носом. Мягко поворачивайте свою голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не него. Вам покажется, что палец двигается. Очень быстро ощущения движения   можно   добиться,     если   вы   закроете   глаза   и   будете   делать   повороты   таким образом, чтобы кончик носа каждый раз касался пальца во время прохождения мимо него. 2. «Частокол».  Поднесите   ладони   к   лицу,   широко   растопырив   пальцы.   Делайте повороты головой, представляя, что пальцы –  это что­то вроде частокола, и смотрите, в момент их прохождения не на них, а сквозь них вдаль.  Чередуйте 3 поворота с закрытыми глазами (с мыслью – они движутся к одному уху, а потом к другому), с 3 поворотами с открытыми   глазами,   видя   пальцы   проходящими   мимо   вас.   Не   забывайте   о   дыхании. Повороты   обладают     снимающим   головную     боль   эффектом   и   считаются   наиболее ценными,   поскольку   они   через   симпатическую   нервную   систему   снимают   напряжение буквально с каждой частички нашего тела. 3. Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки в течение 15­20 сек. Наше правило для успешного чтения – моргать на каждой точке и закрывать глаза в конце каждого абзаца. 4.   «Письмо   носом».   Значительная   часть   напряжения,   приходящаяся   на   нашу нервную систему, покоится   в задней части   шеи у основания черепа. На определённом этапе  шея начинает тянуть голову назад и сутулить плечи.  В этот момент мы чувствуем, что «пожалуй, устали». Чтобы облегчить это состояние,  закройте глаза и, используя  нос как удлинённую ручку,  пишите в воздухе  цифры, буквы, слова. Массаж биологически активных точек на лице. Энергично потереть ладонью о ладонь,   согреть   их.   Прижать   ладони   к   щекам,   пальцы   наложить   на   закрытые   глаза. Выполнить синхронное поглаживание двумя ладонями от бровей вверх – в стороны – к вискам.   Созданию положительного настроя на учение и снятию напряжения в отдельных группах мышц способствуют релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например,  урок начинается с загадки: «Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает? ( Летом.) Затем идет релаксация. Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как   вам   холодно   (напряжение).   Опять   засветило   солнышко     (расслабление).   Эти упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение. Физминутка   проходит   как  пантомима  «   Прогулка   в   лес».  Ходьба   на   месте. «Перешагиваем   через   высокую   траву.   (Ходьба   с   высоким   подниманием   колен). Перепрыгиваем   через   лужи.   Посмотрите,   какая   красота!   Выразим   восхищение:   О­О­О. Прислушаемся  к шуму  листьев. Вдруг подул ветерок. (Лёгкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.) Ветер утих. Будем собирать грибы.  Мы по лесу шли, шли, шли, подосиновик нашли. Раз­ грибок, два ­ грибок положили в кузовок.   Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающие разные эмоции. Дети произносят гласные звуки с удивлением, радостью,  печалью, тоской и возмущением. Мимические   упражнения.   Изобразите   сердитого   Бармалея,   доброго   доктора Айболита, заболевших зверей. Изобразите   мимикой   и   позами   предметы   и   существа,   увиденные   вами   в   Стране чудес. На­на­на, изображаем мы слона. Ву­ву­ву, изобразим мы сову. Аф­аф ­ аф, постоим как старый шкаф. Лёт­лёт­лёт, полетим как самолёт.  «Делаем пельмени».  «Ходим попкой».  Осанка.(Комплекс № 5).  Урок математики: 1. 2. 3. массаж друг другу; пощекотали друг друга: передал   мяч   соседу,   который   стоит   за   тобой,   одновременно   задаём пример, сосед даёт ответ и задаёт новый пример (сверху мяч передавать, сбоку); эстафеты: 4. ­ бегом (перевести именованные числа) ­ прыжками через скакалку (найти значение выражений); ­ катить мяч (составить выражения); ­ скачками на правой ноге туда и обратно на левой ноге (поставить знаки). Ознакомление с окружающим миром Особая   роль   отводится   лечебной   гимнастике.   Для   снятия   общего утомления и напряжения детей учим приёмам точечного самомассажа. (Подбородок ­  от горла, грудь – бронхит, пальцы – иммунитет). С началом обучения в 1 классе у детей возникает нагрузка на зрение. Это связано с необходимостью длительного  сидения за партой в наклонной позе, работой на близком расстоянии   с   мелкими   объектами   при   чтении   и   письме.   Поэтому   наряду   с   учебной деятельностью на уроках проводиться работа по предупреждению утомляемости глаз. Кроме известных упражнений на движение глазными яблоками вверх, вниз, вправо, влево, по часовой и против часовой стрелки, мы   учим детей   выполнять упражнения на расслабление глаз. Солнечный свет так необходим глазам. Если   возможно, начинайте свой день   с подставления закрытых глаз солнцу. Всего лишь несколько минут соляризации за один раз – уже существенная помощь глазам.  Смотрите открытыми глазами на солнце во время  его заката. Солнечный свет укрепляет глаза. «Пальминг». Закройте оба глаза  и прикройте их ладонями обеих рук, пальцы при этом скрещены на лбу. Не давите на глазное яблоко. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти и вспомните  что­нибудь приятное. Когда вам удастся идеально сделать   пальминг,     вы   увидите   поле   зрения   таким   чёрным,   что   чернее   невозможно представить.   Первый закон зрения – это движение. Когда глаз перемещается, он видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет. Цель   следующих упражнений ­ разрушить привычку пристального смотрения через физическое и психическое перемещение взгляда. Встаньте лицом к окну,  поставьте ноги на ширину плеч.  Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и глаза до тех пор, пока линия плеч   не станет  перпендикулярной окнам. Теперь, опуская левую пятку на пол и отрывая правую от пола, поворачивайте своё тело влево. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стены, обращая внимание   на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами, тогда  окна будут «проскакивать» мимо вас. Это упражнение развивает гибкость позвоночника, нормализует функции внутренних органов человека, и в первую очередь, способствует возбуждению своеобразной вибрации глаз. Во время  учебного процесса  можно  использовать  зрительно  –  пространственную активность.   Один   из   них   заключается   в   максимальном   удалении   от   глаз   учебного материала. При этом каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребёнок может   различать   буквы,   равные   по   высоте   1   см   или   0,7   см.   Для   этого   используется стандартная разрезная касса букв и слогов. В начале учебного года учитель самостоятельно или   при   помощи   медицинского   работника   проверяет   зрение   учащихся   и,   исходя   из полученных данных, рассаживает их в классе. Например, ученик увидел двумя глазами букву   размером   1   см   с   расстояния   6м.   Следовательно,   его   рабочее   место   должно находиться на том же расстоянии от классной доски. Ещё   одной   особенностью   проведения   учебных   занятий   в   режиме   «зрительных горизонтов»   является   размер   предъявляемого   дидактического   материала   (сюжетные   и предметные   картинки,   карточки   с   буквенными   или   цифровым   материалом, геометрическими фигурами). Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Размер самых крупных изображений  не должен превышать 3­5 см. При соблюдении  указанных условий предъявляемые учителем изображения видны ученикам на пределе зрительного различения.     Этим   самым   создаются   предпосылки   для   интенсивного   зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц. Общая продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять по объёму не менее ¼.  Много   неприятностей   приносит   ребёнку   плоскостопие:   с   ним   связаны   быстрая утомляемость,   боли   в   области   позвоночника,   в   тазобедренных   суставах,   в   коленях   и ступнях. В результате  ребёнок меньше двигается,  старается  больше сидеть,  то есть не получает полной физической нагрузки. Как показывает практика, регулярное выполнение комплекса несложных упражнений для свода стопы надёжно гарантирует от возникновения этого заболевания  (упражнения проводятся босиком).   Массаж   стоп.   Поглаживание   и   растирание   (основанием   ладони,   тыльной поверхностью полусогнутых пальцев) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также голени – по направлению от стопы к коленному суставу. Время выполнения 2­4 минуты.  «Сборщик».  Сидя   на   полу   (ноги   полусогнуты   в   коленях),   ребёнок   собирает пальцами одной ноги мелкие предметы, разложенные на полу (ластик, бумажный шарик, карандаш, губку) и складывает их в кучу. Время 2­4 минуты.  «Художник». Ребёнок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист второй ногой. Время 30­50 секунд. Затем другой ногой.  «Гусеница».  Ребёнок сидит на полу, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он продвигает пятку вперёд, затем пальцы распрямляются: следует новый цикл имитации движений гусеницы.  Упражнение выполняется одновременно двумя ногами. Время 30­50 секунд.  Ходьба на пятках, на внутренней и наружной сторонах стопы (по 30­50 секунд), на носках, бег с максимальной  скоростью на короткие дистанции (по 30м), упражнения с гантелями весом 1 кг (приседания, выпады вперёд левой и правой ногой), «семенящий» бег 2­4 раза по 5 секунд также служат профилактике плоскостопия.  Для   коррекции   плоскостопия   полезны   спортивные   игры   (футбол,   волейбол, гандбол) на открытом воздухе. Помимо физических упражнений необходимы ежедневные ножные ванны (температура воды 36­37 градусов) в течение 1­1,5 минуты. Как показывает практика,   регулярное   выполнение   упражнений   для   стоп   предотвращает   возникновение плоскостопия.

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток

Картотека физкультминуток
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019