Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста
Оценка 4.7

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
русский язык
Детсад
28.12.2018
Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста
Картотека по грамматическому строю речи направлена на развитие у детей грамматически правильной диалогической и монологической речи. Основными целями и задачами является развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм, практическое овладение нормами речи.
Картотека по грамматическому строю речи мл. гр..docx
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учим ребенка образовывать уменьшительные имена  существительные. Игра с мячом «Ласковые имена». Цель: научить ребенка образовывать имена по  аналогии. Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно­ласкательное  имя и возвращает мяч вам. Валя — Валечка Люда — Людочка Витя — Витенька Таня Вова Петя Рая Вера Костя Соня Дима Катя Аня Ира Маша Даня Лара Вася Обучение ребенка образованию уменьшительных  существительных с помощью суффиксов. Игра «Кто больше?» Сначала покажите, сколько ласковых имен можно  образовать от одного имени (Наташа). Потом  проведите соревнование: кто придумает больше  ласкательных имен? За каждый правильный ответ  играющий получает фант или фишку. Победит тот,  кто в конце игры наберет больше фишек. Наташа — Наташенька — Натуля — Натуся —  Наточка Марина Арина Оля Алёна Лена Лиля Саша – Сашенька – Сашуля – Сашечка – Сашок Алёша Женя Слава Рома Паша Валера Обучение ребенка образованию уменьшительных  существительных. Предложите ребенку показать на  себе и на кукле части тела и лица, называя части тела  и лица куклы «ласково». голова — головка лоб — лобик рука — ручка шея нос ресницы спина рот колено живот грудь глаз Обучение ребенка образованию уменьшительных  существительных, учим правильно называть малень­ кие предметы. Игра с мячом «Большой — маленький». Вы называете большой предмет, а ребенок —  маленький. стол – столик диван – диванчик полка – полочка дом шкаф рамка нож стакан юбка мяч карман шапка рот кот подушка – подушечка носок – носочек дым –  дымок кружка песок дуб ложка листок коготь чашка платок локоть Обучение образованию формы множественного числа имен существительных. Игра с мячом «Один и много». Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает вам  мяч. стакан – стаканы слива – сливы кольцо – кольца огурец – огурцы кофта ведро помидор шуба окно стол шапка лицо шкаф чашка яйцо мяч ложка полотенце Обучение образованию формы родительного падежа  имен существительных. Предложите ребенку закон­ чить предложения, подсказав ему недостающее слово. На моей рубашке нет пуговицы. У Кати нет новой... (кукла). У стола нет... (ножка). У цветка нет... (лепесток). В лодке нет... (рыбак). В корзине нет... (яблоко). В буфете нет... (блюдце). У меня есть ведро. ­                                      А у меня  нет ведра.  У меня есть кольцо. — ...                             У меня  есть колесо.— ...  У меня есть полотенце.— ...                        У меня есть полено. ­ ... Обучение использованию имен существительных в  родительном падеже. Игра с мячом «Есть — нет». Вы говорите, что у вас  есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч,  говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам. У меня есть помидор. —                              А у меня  нет помидора. У меня есть стакан. — ...                              У меня  есть кубик. — ... У меня есть мяч. — ...                                   У меня  есть обруч. — ... У меня есть кукла. ­                                      А у меня  нет куклы. У меня есть кофта. — ...                               У меня  есть подушка. — ...  У меня есть коляска. — ...                            У меня  есть лента. — ... Обучение образованию формы дательного падежа  имен существительных. Предложите закончить начатые вами предложения.  Можно провести это упражнение и в форме игры с  мячом. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете  предложение; ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает  мяч вам. Поварешка нужна повару. Кисть нужна... (художник). Гаечный ключ нужен... (шофер).  Иголка нужна... (швея). Лопата нужна... (садовник). Указка нужна... (учитель). Обучение образованию формы винительного падежа  имен существительных. Предлагаем закончить  предложения. Можно провести игру с мячом «Кого  угостим?» Ребенок должен закончить начатое вами  предложение, поймав мяч. Травой угостим корову. Морковкой угостим... (кролик). Косточкой угостим... (собака). Молоком угостим... (корова). Пшеном угостим... (курица) Овощами угостим... (свинья). Обучение ребенка употреблению имен  существительных в творительном падеже.  Предлагаем закончить предложения, ответив на  вопрос «Чем угостишь?» Медвежонка угощу медом. Лису угощу... (рыба). Лося угощу... (трава). Белку угощу... (шишки). Кабана угощу... (желуди). Зайца угощу... (кора). Одна ложка... Одна кукла... Одно ведро, два ведра, три ведра. Одно кольцо... Одно солнце... Одно дерево... Обучение детей счёту до трех и согласованию числи­ тельных с существительными. Предложите ребенку  считать по образцу. Используйте для игры  натуральные предметы и предметные картинки или  рисуйте вместе с малышом. Один помидор, два помидора, три помидора. Один баклажан... Один стакан... Один карман... Одна груша, две груши, три груши. Одна чашка... Обучение образованию формы творительного падежа  имен существительных. Предлагаем ответить на  вопросы. Чем дворник подметает улицу? (метла) Чем медсестра делает укол? (шприц) Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа)  Чем повар режет морковь? (нож) Чем садовник рыхлит землю? (грабли)  Чем маляр красит стены? (кисть) Чем столяр строгает доски? (рубанок) Две чашки...    Две ложки...   Две шапки...  Две  крышки... Два стола. — Пять столов. Два носка...     Два дивана...  Два шкафа...  Два  чайника... Два яблока.— Пять яблок. Два ведра...    Два окна...      Два дерева... Обучение образованию словосочетаний из существи­ тельных с числительными два и пять по образцу.  Проведите игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете  ребенку мяч и произносите словосочетание из  существительного с числительным два; ребенок  ловит мяч, произносит словосочетание из этого же  существительного, но с числительным пять и  возвращает мяч вам. Две вилки.— Пять вилок. Предложите ребенку поиграть в игру «Есть ­ нет».  Вы бросаете ребенку мяч и говорите, что у вас есть;  ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и  возвращает мяч вам. У меня есть два мяча. — А у меня нет двух мячей. У меня есть два кубика. — …У меня есть два  карандаша. — … Я вижу два дерева и пять деревьев. Для игры используйте существительные: стол,  шар, шкаф, кукла, рубашка, дорожка, яблоко, окно, лицо. У меня есть два шара. — ... У меня есть две куклы. — А у меня нет двух  кукол. У меня есть две книги. — ... У меня есть две  машинки. — ... У меня есть две рубашки. — ... У меня есть два яблока. — А у меня нет двух  яблок. У меня есть два ведра. — ... У меня есть два кольца. — ... У меня есть пять мячей. — А у меня нет пяти  мячей. У меня есть пять кубиков. ­ ...  У меня есть пять  карандашей. — ... У меня есть пять шаров. ­ ... У меня есть пять кукол. — А у меня нет пяти  кукол. У меня есть пять книг. — ... У меня есть пять  машинок. — ... Упражняя ребенка в образовании словосочетаний из  числительных с существительными, поиграйте в игру  «Я вижу». Я вижу два дома и пять домов. Я вижу две розы и пять роз. Учим ребенка использовать в активной речи имена  прилагательные и согласовывать их с именами  существительными. Предлагаем подобрать как можно больше определений к каждому предмету: помидор — красный, круглый, вкусный, сочный... огурец...мяч...нож… кубик... морковь — оранжевая, длинная, сочная, сладкая... репа... кукла... шуба... солнце — жаркое, яркое, красное, ласковое… ведро... блюдце... яблоко... дерево... лицо... Руки, как лед, ... Нож, как бритва, ... Шоссе, как стрела, ... Снег, словно пух, ... Трава, как изумруд, ... Обогащение речи детей прилагательными и обучение  согласованию прилагательных с существительными.  Предлагаем подобрать подходящие по смыслу  прилагательные в игре «Подскажи словечко». Солнце, как мяч, круглое. Учим ребенка образовывать имена существительные  со значением единичности. Можно провести  упражнение в форме игры с мячом: снег — снежинка Цель: обучение подбору слов­антонимов —  прилагательных с противоположным значением. Обеденный стол большой, а журнальный стол  маленький. Дерево высокое, а куст... Суп горячий, а мороженое... Река длинная, а ручей... Книга толстая, а тетрадь... Дорога широкая, а тропинка... Орехи крупные, а семечки...  Папа молодой, а дедушка... чай — ... горох — ...  пух ­ ... песок — ... . Игра «Наоборот». Согласование притяжательных местоимений с  существительными. Предлагаем называть окру­ жающие предметы, добавляя слова мой, моя, моё,  мои. Мой мяч, моя рубашка, мое полотенце, мои  тапки... Образование однокоренных слов. Предложите ответить на вопросы: Как зовут маму котенка? ­ Кошка. Как зовут папу котенка? — Кот. Как зовут сестер и братьев котенка? — Котята. Как назвать усы кошки? — Кошачьи.  Как назвать маленького кота? — Котишко.  Как назвать большого кота? — Котище. Как называется комок из снега? — Снежок. Как называют фигуру из снега? — Снеговик. Как называются хлопья снега? — Снежинки. Как называются первые весенние цветы? —  Подснежники. Как называют явление, когда выпадает много снега?  — Снегопад. Как надо сказать про парк, который засыпан снегом?  — Заснеженный. маленький — малый ­ крошечный ­ крохотный ­  мелкий — небольшой интересный ­ забавный – занятный Подбор слов­синонимов.  Предложите подумать, как можно сказать по­ другому: бросать — кидать — швырять — метать идти — плестись — тащиться — ползти бежать — нестись — лететь — мчаться тянуть ­ тащить — волочить плакать — реветь — выть ­ рыдать имя — прозвище — кличка — название доктор — врач — лекарь волшебник — колдун — чародей буря — ураган — буран — шторм холм ­ бугор — горка — курган — возвышенность толстый — жирный — пухлый трудный — тяжкий ­ тяжелый главный — основной — первостепенный

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей младшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2018