Картотека трудовых поручений для предшкольного класса.Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.Поэтому наша задача приобщать детей к доступной им трудовой деятельности.В процессе ознакомления детей с трудом взрослых воспитатель формирует у них положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремлению оказать пассильную помощь взрослым.Картотека трудовых поручений
Картотека трудовых поручений
для детей класса предшкольной подготовки
составитель: воспитатель Дидеева Н.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Трудовая деятельность в предшколе
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание
заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с
трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать
взрослым посильную помощь.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим
средством формирования культуры межличностных отношений.
Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых,
воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственнобытовой труд, труд в природе,
ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
Краткая характеристика видов труда:
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Хозяйственнобытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную
направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно бытового труда ребенок
может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.
Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).
Краткая характеристика форм организации труда:
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации
может быть: индивидуальным, подгрупповым,
Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.
Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какуюто часть работы
самостоятельно.
Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении
труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности
дошкольников.
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать
следующие результаты:
• повысится интерес дошкольников к труду;
• сформируются навыки совместной деятельности;
• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
• расширятся представления детей об окружающем;
• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
• Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
• Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты,
взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
• Сформируется чувство общественного долга;
• Труд станет для детей потребностью.Картотека трудовых поручений
для детей класса предшкольной подготовкиЗадание №1
«Полив комнатных растений».
Цель: расширить знания детей о потребностях
растений в свете и влаге, научить, как по листьям
узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые,
светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать
аккуратность при работе с водой и растениями,
уверенность в своих действиях, трудовые умения и
навыки. Воспитывать бережное отношение к
окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №2
« Мытьё комнатных растений».
Цель: дать детям представление о способах полива (в
поддон, под листья) и правилах (не заливать,
поливать равномерно); воспитывать желание
ухаживать за растениями. Привлекать детей к
посильной помощи, уточнить представления детей о
комнатных растениях.
Задание №3
«Опрыскивание комнатных растений водой
из пульверизатора».
Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить
представление детей о том, что листьям тоже
необходима влага; воспитывать бережное отношение
к растениям. Учить детей самостоятельно определять
необходимость полива (по цвету и состоянию почвы,
по внешнему виду растения), напомнить технику
полива.
Задание №4
«3еленый десант на комнатные растения»
(убираем больные листья, подкормка).
Цель: учить детей определять по состоянию
комнатных растений, какие действия по уходу заними необходимы (полив, очистка, рыхление,
подкормка), правильно выполнять соответствующие
трудовые операции, предложить ребятам рассказать о
назначении каждой из них.
Задание №5
растениями».
«Ухаживаем за
Цель: уточнить полученные ранее знания о способах
содержания растений в чистоте, учить детей выбору
способа снятия с растения пыли, ориентируясь на
особенности его внешнего вида, строения.
Задание №6
«Рыхление почвы у комнатных растений».
Цель: учить детей ухаживать за комнатными
растениями; дать детям знания о том, для чего
необходимо рыхлить почву растений; закреплять
приёмы рыхления и правила пользования
необходимыми предметами для этого. Развивать
трудовые умения и навыки, аккуратность.
Воспитывать экологическую культуру, бережное
отношение к окружающей природе.
Задание №7
«Подкормка растений».
Цель: рассказать детям о необходимости подкормки
растений, опираясь на знания детей о том, что
источником питания для растений является почва, о
том, что постепенно, отдавая питательные вещества
растениям, почва истощается. Показать, как
выполняется подкормка растений.
«Мытье поддонов».
Задание №8Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно
и ответственно, распределять обязанности,
согласовывать действия.
Задание №9
«Пересадка комнатных растений».
Цель: расширить представления детей о трудовых
действиях по уходу за растениями различных видов:
учить выполнять пересадку комнатных растений.
Познакомить детей с последовательностью и
техникой работы, правилами личной гигиены,
предложить оказать посильную помощь воспитателю.
Задание №10
«Посадка лука».
Цель: учить детей ставить перед собой цель,
подготавливать рабочее место, инструменты и
убирать за собой. Закреплять знания детей о строении
луковицы, об условиях, необходимых для роста лука.
Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность
при работе с землёй, водой и растениями.
Воспитывать экологическую культуру, желание
добиться результата, участвовать в общем деле.
Задание №11
«Посадка семян гороха».
Цель: предложить детям рассказать, как из семени
вырастает растение, уточнить и дополнить ответы
детей. Актуализировать и конкретизировать
представления об условиях, необходимых для роста
гороха.
Задание№12
«Посев семян цветов и овощей».
Цель: дать детям знания о том, что каждое растение
имеет семена. Учить последовательности действий,
требуемых при посеве семян: делать углубление в
грунте (для посева семян, каждый раз отмечая
палочкой расстояние между ними и бороздки); учить
соблюдать при работе культурно – гигиенические
навыки. Закреплять знания детей о том, в какое
время, какие семена высеваются в ящички в группедля подготовки рассады, а какие семена сеют в
открытый грунт. Развивать трудовые умения и
навыки. Воспитывать экологическую культуру,
бережное отношение к окружающей природе,
желание заботиться о ней.
соблюдать осторожность, т. к. растения очень
хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки,
аккуратность при работе с землёй, водой и
растениями. Воспитывать экологическую культуру,
бережное отношение к окружающей природе,
желание заботиться о ней.
Задание №14
«Дежурство по столовой».
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно
выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть
руки, надевать одежду дежурного, правильно
сервировать стол. Убирать посуду после еды.
Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть
непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание
трудиться для блага других.
Задание №13
«Высаживание рассады, уход за ней».
Цель: формировать представления детей об основных
стадиях роста и развития растений (семя, проросток,
стебель с листьями); об основных способах
выращивания растений и ухода за ними (сажать в
рыхлую землю, поливать рыхлить почву,
пропалывать, подкармливать). При высадке рассады
Задание №15
«Дежурство зоне образовательной деятельности»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнятьобязанности дежурного: раскладывать на столы
материалы и пособия, приготовленные воспитателем
для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их
после занятия на место.
Задание №16
«Приготовим оборудование и материалы для
образовательной деятельности».
Цель: развивать чувство ответственности за
порученное дело, учить детей аккуратно
раскладывать материалы и оборудование для
образовательной деятельности.
Задание №17
Очистить от пластилина, доски для лепки.
Цель: формировать навыки коллективного труда
Задание №18
«Учимся заправлять свои постели».
Цель: довести до сознания детей, как надо правильно
заправлять постель; воспитывать самостоятельность,
аккуратность, желание помочь взрослым.
Воспитывать ответственное отношение к труду по
самообслуживанию, самостоятельность.
Задание №19
«Помощь младшему воспитателю в раскладывании
постельных принадлежностей на кроватях».
Цель: учить сортировать постельное бельё по
принадлежности, воспитывать желание помочь
младшему воспитателю и уважение к чужому труду.
Воспитывать желание трудиться, чувство
ответственности за порученное дело.
Задание №20
«Смена грязных полотенец».
Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду,
стремление старательно выполнить поручение. Учить
вешать полотенце в индивидуальную ячейку.
Воспитывать желание трудиться и помогать
взрослым.
Задание №21
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»
(вместе с младшим воспитателем)
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных
шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и
обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложитьаккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие,
умение видеть непорядок, аккуратность при работе с
водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе
дружно.
Задание №23
Влажная уборка модулей для конструирования.
Цель: формировать навыки коллективного труда.
Задание №21
«Мытьё стульчиков».
Цель: учить детей помогать младшему воспитателю,
поддерживать в порядке и чистоте стульчики в
групповой комнате: протирать их влажной
тряпочкой; расставлять по местам. Развивать
трудовые умения и навыки, умение соблюдать при
работе культурно – гигиенические требования.
Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к
их труду.
Задание №22
«Мытьё строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать
строительный материал, приучать детей постоянно и
своевременно поддерживать порядок в игровом
уголке, мыть строительный материал мыльным
раствором, приготовленным воспитателем,
ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила
личной гигиены.
Задание №24
«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».
Цель: продолжать учить детей протирать пыль с
полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые
умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус,
желание трудиться для блага других.
Задание №25
«Наведение порядка в группе после игры».
Цель: формировать у детей осознанное стремление к
порядку, привычку убирать игрушки после игры.
Совершенствовать умение составлять план работы,
отбирать необходимые материалы для предстоящей
деятельности.
Задание №26
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать
рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке:мыть, сушить, протирать и расставлять на места.
Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок;
аккуратность при работе с водой. Воспитывать
уважение к собственному труду и труду других
людей.
Задание №27
«Мытьё кукол».
Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье
кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с
помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение
видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.
Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к
их труду.
Задание №
28
Поддерживать внешний вид кукол: подбирать
одежду, расчесать, завязать бант.
Цель: воспитывать чувство удовлетворения от
сделанной работы.
Задание №
29
«Стирка кукольного белья».
Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке
кукольной одежды и постельки. Учить детей перед
началом работы надевать рабочие фартуки; готовить
необходимые принадлежности для стирки и сушки, а
так же рабочее место; уметь пользоваться мылом.
Развивать трудовые умения и навыки, умение
соблюдать при работе культурно – гигиенические
требования. Воспитывать желание трудиться для
блага других.
Задание №30
«Стирка салфеток, используемых
изобразительной деятельности».
Цель: учить детей навыкам намыливания,
полоскания и отжима салфетки, продолжать
формировать культуру труда (опрятность в процессе
деятельности).
по
Задание №31
« Поддержание порядка в шкафу с пособиями».
Цель: учить детей самостоятельно расставлять
пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать
пыль.Задание №32
личной гигиены.
«Протираем подоконники влажной ветошью в
групповой комнате и спальне».
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать
следующие правила: засучивать рукава, намочить
тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения
ополаскивать ее в воде.
Задание №33
«Уборка строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать
строительный материал, приучать детей постоянно и
своевременно поддерживать порядок в игровым
уголке, мыть строительный материал мыльным
раствором, приготовленным воспитателем,
ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила
Задание №34
« Уборка в игровом уголке ».
Цель: учить детей перед началом работы надевать
рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке,
мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.
Задание №35
«Расставим стулья в определенном порядке».
Цель: продолжать развивать трудовые навыки;
выполнять поручение аккуратно, быстро,
старательно.
Задание №36
«Ремонт коробок для бросового материала».
Цель: закреплять технические навыки работы с
ножницами и клеем, воспитывать бережливость,
умение работать коллективно.
Задание №37
«Работа в книжном уголке».
(реставрация книг).
Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в
ремонте, аккуратно подклеивать их (правильнопользоваться клеем и ножницами, пользоваться
салфетками). Воспитывать бережное отношение к
книгам, стремление трудиться, поддерживать
порядок.
Задание №38
«Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать
книги из библиотеки младшей группы».
Цель: предложить детям помочь отремонтировать
книги малышей. Воспитывать бережное отношение к
книгам, взаимопомощь. Формировать и учить
использовать навыки ремонта книг.
Задание №39
«У нас в шкафу порядок».
Цель: приучать детей аккуратности при складывании
вещей в шкафчике для верхней одежды.
Задание №40
«Генеральная уборка в групповой комнате».
Цель: предложить детям внимательно осмотреть
групповую комнату и определить, что необходимо
сделать, чтобы навести порядок; совместно с
воспитателем наметить план работы. Учитьорганизовывать совместный труд. Формировать
ответственность за выполнение поручений.