Картотека трудовых поручений

  • Работа в классе
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Картотека трудовых поручений для предшкольного класса.Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.Поэтому наша задача приобщать детей к доступной им трудовой деятельности.В процессе ознакомления детей с трудом взрослых воспитатель формирует у них положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремлению оказать пассильную помощь взрослым.Картотека трудовых поручений
Иконка файла материала картотека трудовых поручений.docx
Картотека трудовых поручений  для детей класса предшкольной подготовки          составитель: воспитатель Дидеева Н.П. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Трудовая деятельность в предшколе Трудовое   воспитание   является   одной   из   важнейших   сторон   воспитания   подрастающего   поколения.   В   детском   саду   трудовое   воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовое   воспитание   в   программе   является   обязательным   компонентом   развития   базовых   и   творческих   способностей   ребенка,   важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится   задача   постепенного   развития   у   детей   (с   учетом   возрастных   возможностей   и   половых   особенностей)   интереса   к   труду   взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно­бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей. Краткая характеристика видов труда: Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание). Хозяйственно­бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно ­ бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу. Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок). Краткая характеристика форм организации труда: Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым, Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда. Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям). Общий   труд –   предполагает   такую   организацию   детей,   при   которой   при   общей   цели   каждый   ребенок   выполняет   какую­то   часть   работы самостоятельно. Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы. Данные   методические   рекомендации   разработаны   с   целью   оказания   методической   помощи   воспитателям   в   организации   трудовой   деятельности дошкольников. Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты: • повысится интерес дошкольников к труду; • сформируются навыки совместной деятельности; • сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами; • расширятся представления детей об окружающем; • создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления; • Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка; • Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения; • Сформируется чувство общественного долга; • Труд станет для детей потребностью.Картотека трудовых поручений  для детей класса предшкольной подготовкиЗадание №1  «Полив комнатных растений». Цель: расширить знания детей о потребностях  растений в свете и влаге, научить, как по листьям  узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые,  светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать  аккуратность при работе с водой и растениями,  уверенность в своих действиях, трудовые умения и  навыки. Воспитывать бережное отношение к  окружающей природе, желание заботиться о ней. Задание №2  « Мытьё комнатных растений». Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать,  поливать равномерно); воспитывать желание  ухаживать за растениями. Привлекать детей к  посильной помощи, уточнить представления детей о  комнатных растениях. Задание №3   «Опрыскивание комнатных растений водой  из      пульверизатора».    Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить  представление детей о том, что листьям тоже  необходима влага; воспитывать бережное отношение  к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы,  по внешнему виду растения), напомнить технику  полива. Задание №4  «3еленый десант на комнатные растения»    (убираем больные листья, подкормка). Цель: учить детей определять по состоянию  комнатных растений, какие действия по уходу заними необходимы (полив, очистка, рыхление,  подкормка), правильно выполнять соответствующие  трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них. Задание №5     растениями». «Ухаживаем за    Цель: уточнить полученные ранее знания о способах  содержания растений в чистоте, учить детей  выбору  способа снятия с растения пыли, ориентируясь  на  особенности его внешнего вида, строения. Задание №6 «Рыхление почвы у комнатных растений». Цель: учить детей ухаживать за комнатными  растениями; дать детям знания о том, для чего  необходимо рыхлить почву растений; закреплять  приёмы рыхления и правила пользования  необходимыми предметами для этого. Развивать  трудовые умения и навыки, аккуратность.  Воспитывать экологическую культуру, бережное  отношение к окружающей природе. Задание №7 «Подкормка растений». Цель: рассказать детям о необходимости подкормки  растений, опираясь на знания детей о том, что  источником питания для растений является почва, о  том, что постепенно, отдавая питательные вещества  растениям, почва истощается. Показать, как  выполняется подкормка растений.  «Мытье поддонов». Задание №8Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно  и ответственно, распределять обязанности,  согласовывать действия. Задание №9 «Пересадка комнатных растений». Цель: расширить представления детей о трудовых  действиях по уходу за растениями различных видов:  учить выполнять пересадку комнатных растений.  Познакомить детей с последовательностью и  техникой работы, правилами личной гигиены,  предложить оказать посильную помощь воспитателю.  Задание №10 «Посадка лука».  Цель: учить детей ставить перед собой цель,  подготавливать рабочее место, инструменты и  убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность  при работе с землёй, водой и растениями.  Воспитывать экологическую культуру, желание  добиться результата, участвовать в общем деле. Задание №11 «Посадка семян гороха». Цель: предложить детям рассказать, как из семени  вырастает растение, уточнить и дополнить ответы  детей. Актуализировать  и конкретизировать  представления об условиях, необходимых для роста  гороха. Задание№12 «Посев семян цветов и овощей». Цель: дать детям знания о том, что каждое растение  имеет семена. Учить последовательности действий,  требуемых при посеве семян: делать углубление в  грунте (для посева семян, каждый раз отмечая  палочкой расстояние между ними и бороздки); учить  соблюдать при работе культурно – гигиенические  навыки. Закреплять знания детей о том, в какое  время, какие семена высеваются в ящички в группедля подготовки рассады, а какие семена сеют в  открытый грунт. Развивать трудовые умения и  навыки. Воспитывать экологическую культуру,  бережное отношение к окружающей природе,  желание заботиться о ней. соблюдать осторожность, т. к. растения очень  хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки,  аккуратность при работе с землёй, водой и  растениями. Воспитывать экологическую культуру,  бережное отношение к окружающей природе,  желание заботиться о ней. Задание №14 «Дежурство по столовой». Цель:  учить детей самостоятельно и добросовестно  выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть  руки, надевать одежду дежурного, правильно  сервировать стол.  Убирать посуду после еды.  Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть  непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание  трудиться для блага других. Задание №13 «Высаживание рассады, уход за ней». Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток,  стебель с листьями); об основных способах  выращивания растений и ухода за ними (сажать в  рыхлую землю, поливать рыхлить почву,  пропалывать, подкармливать). При высадке рассады  Задание №15  «Дежурство зоне образовательной деятельности»  Цель: самостоятельно и добросовестно выполнятьобязанности дежурного: раскладывать на столы  материалы и пособия, приготовленные воспитателем  для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их  после занятия на место.                                                                    Задание №16  «Приготовим оборудование и материалы для  образовательной деятельности».  Цель: развивать чувство ответственности за  порученное дело, учить детей аккуратно  раскладывать материалы и оборудование для  образовательной деятельности.                                                                     Задание №17 Очистить от пластилина, доски  для лепки. Цель: формировать навыки коллективного труда Задание №18    «Учимся заправлять свои постели».    Цель: довести до сознания детей, как надо правильно  заправлять постель; воспитывать самостоятельность,  аккуратность, желание помочь взрослым.           Воспитывать ответственное отношение к труду по  самообслуживанию, самостоятельность. Задание №19 «Помощь младшему воспитателю в раскладывании  постельных принадлежностей на кроватях».  Цель: учить сортировать постельное бельё по  принадлежности, воспитывать желание помочь  младшему воспитателю и уважение к чужому труду.  Воспитывать желание трудиться, чувство  ответственности за порученное дело. Задание №20   «Смена грязных полотенец». Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду,  стремление старательно выполнить поручение. Учить  вешать полотенце в индивидуальную ячейку.  Воспитывать желание трудиться и помогать  взрослым.                                       Задание №21   «Порядок в шкафу раздевальной комнаты»                (вместе с младшим воспитателем) Цель: учить детей поддерживать порядок в личных  шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и  обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложитьаккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие,  умение видеть непорядок, аккуратность при работе с  водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе  дружно.   Задание №23 Влажная уборка модулей для конструирования. Цель: формировать навыки коллективного труда. Задание №21 «Мытьё стульчиков». Цель: учить детей помогать младшему воспитателю,  поддерживать в порядке и чистоте стульчики в  групповой комнате: протирать их влажной  тряпочкой; расставлять по местам. Развивать  трудовые умения и навыки, умение соблюдать при  работе культурно – гигиенические требования.  Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду. Задание №22 «Мытьё строительного материала». Цель:  учить мыть, просушивать и укладывать  строительный материал, приучать детей постоянно и  своевременно поддерживать порядок в игровом  уголке, мыть строительный материал мыльным  раствором, приготовленным воспитателем,  ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила  личной гигиены. Задание №24    «Протираем от пыли полки для игр и игрушек». Цель: продолжать учить детей протирать пыль с  полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые  умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус,  желание трудиться для блага других. Задание №25 «Наведение порядка в группе после игры». Цель: формировать у детей осознанное стремление к  порядку, привычку убирать игрушки после игры.  Совершенствовать умение составлять план работы,  отбирать необходимые  материалы для предстоящей  деятельности. Задание №26    «Порядок в игрушках»  Цель: учить детей перед началом работы надевать  рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке:мыть, сушить, протирать и расставлять на места.  Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок;  аккуратность при работе с водой. Воспитывать  уважение к собственному труду и труду других  людей. Задание №27 «Мытьё кукол». Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье  кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с  помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение  видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.  Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.      Задание №       28 Поддерживать внешний вид кукол: подбирать  одежду, расчесать, завязать бант. Цель: воспитывать чувство удовлетворения от  сделанной работы. Задание №       29    «Стирка кукольного белья». Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке  кукольной одежды и постельки. Учить детей перед  началом работы надевать рабочие фартуки; готовить  необходимые принадлежности для стирки и сушки, а  так же рабочее место; уметь пользоваться мылом.  Развивать трудовые умения и навыки, умение  соблюдать при работе культурно – гигиенические  требования. Воспитывать желание трудиться для  блага других. Задание №30 «Стирка салфеток, используемых    изобразительной деятельности».  Цель: учить детей навыкам намыливания,  полоскания   и отжима салфетки, продолжать  формировать культуру труда (опрятность в процессе  деятельности).     по  Задание №31 « Поддержание порядка в шкафу с пособиями».  Цель: учить детей самостоятельно расставлять   пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.Задание №32 личной гигиены.   «Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне».  Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.                                                                          Задание №33 «Уборка строительного материала».      Цель: учить мыть, просушивать и укладывать  строительный материал, приучать детей постоянно и  своевременно поддерживать порядок в игровым  уголке, мыть строительный материал мыльным  раствором, приготовленным воспитателем,  ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила                                     Задание №34  « Уборка в игровом уголке ».      Цель: учить детей перед началом работы надевать  рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке,  мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.   Задание №35  «Расставим стулья в определенном  порядке».  Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно. Задание №36 «Ремонт коробок для бросового материала».      Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно. Задание №37  «Работа в книжном уголке». (реставрация книг). Цель: учить детей выбирать  книги, нуждающиеся в  ремонте, аккуратно подклеивать их (правильнопользоваться клеем и ножницами, пользоваться  салфетками).  Воспитывать бережное отношение к  книгам, стремление трудиться, поддерживать  порядок.                                                                                                       Задание №38 «Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать книги из библиотеки младшей группы». Цель: предложить детям помочь отремонтировать  книги малышей. Воспитывать бережное отношение к  книгам, взаимопомощь. Формировать и учить  использовать навыки ремонта книг. Задание №39  «У нас в шкафу порядок».      Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.                                                                          Задание №40 «Генеральная уборка в групповой комнате». Цель: предложить детям внимательно осмотреть  групповую комнату и определить, что необходимо  сделать, чтобы навести порядок; совместно с  воспитателем наметить план работы. Учитьорганизовывать совместный труд. Формировать  ответственность за выполнение поручений.