Категория состояния как часть речи.
Оценка 4.6

Категория состояния как часть речи.

Оценка 4.6
docx
27.04.2020
Категория состояния как часть речи.
катег сост 7 кл.docx

13.02.20г  Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема: Категория состояния как часть речи.

ЦельПоказать отличия категории состояния от других частей речи (краткое прилагательное, наречие); выявить морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.

 

 

Ход урока

 

1.     Орг.момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем  изучать новую для вас часть речи -  Категория состояния.  Целью нашего урока является, найти ее отличия от других частей речи, выявить ее морфологические признаки и синтаксическую роль.

2. Проверка д/з

Учитель: Чтобы вспомнить предыдущий материал, я для вас приготовила вот такую загадку:

Признаки действий оно означает.

Всем любопытным оно отвечает

Как? и Когда? Почему? Отчего?

Где? и Кода же? Зачем? и Для чего?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь?

 

Учитель: Какая это часть речи, ребята?

Ученик: наречие.

Конечно, это Наречие. Давайте вместе назовем основные признаки наречия.

Ученики: Обозначает признак действия, отвечает на вопрос  Как? и Когда? Почему? Отчего? Где? и Кода же? Зачем? и Для чего?, не изменяется, не имеет рода, не склоняется, но имеет степень сравнения.

3. Объяснение нового материала

Учитель: Теперь обратите внимание на различные фотографии детей. Как вы думаете, что ответил бы каждый из них, если бы его спросили: «Почему у тебя такое выражение лица?»

Ученик: Мне весело. Мне грустно. Мне это удивительно.

Учитель: Эти слова передают их состояние? Посмотрите на следующие иллюстрации, что вы можете сказать о них.

Ученик: В них отражено состояние природы: светло и темно.

Учитель: Верно, слова Весело, Грустно, Темно, Светло – это слова категории состояния.

Давайте запишем тему сегодняшнего урока в тетрадь: Категория состояния как часть речи.

 Ребята, давайте немного разовьем наше ассоциативное мышление. Как вы думаете, что вы используете для передачи эмоций в виртуальном общении?

Ученик: смайлики.

Учитель: Впервые термин «категория состояния» ввел Л. В. Щерба в статье «О частях речи в русском языке» (1928), подчеркнув в названии семантическую общность слов данной части речи.

В зависимости от лексического значения слова категории состояния можно разделить на группы:

1.      Слова, обозначающие состояние человека (грустно, весело, странно, жаль).

2.      Слова, обозначающие физическое состояниечеловека и животных (больно, голодно, дурно).

3.      Слова, обозначающие состояние человека (надо, нужно, можно, необходимо, лень.

4.     Слова, обозначающие состояние природы (сухо, светло, пасмурно, уютно, пустынно).

Приведите свои примеры.

 

Морфологические признаки слов категории состояния. Слова категории состояния не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются. Большинство слов категории состояния имеет суффикс –о. Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения, например: Тоскливее, печальней становилось на душе (А. Куприн). Некоторые СКС имеют формы оценки: холодновато, жутковато, страшновато.

•        С помощью какого суффикса образованы данные слова категории состояния? (эти слова образованы с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –оват.)

•        С какой частью речи сближается категория состояния по своим морфологическим признакам? (По морфологическим признакам СКС сближаются с наречиями.)

         Синтаксическая роль слов категории состояния. Слово категории состояния выполняет синтаксическую функцию сказуемого в односоставном безличном предложении.

Слова категории состояния сочетаются с глаголами-связками (быть, стать, становиться, делаться), причём связка может иметь форму всех времён (было, будет, в настоящем времени – нулевая) изъявительного наклонения и форму условного наклонения (было бы холоднее).

4.      Закрепление.

         Задание 1. Во всех примерах укажите, принадлежность к части речи и синтаксическую роль слова «тяжело»:

1.      Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка… (А.С.Пушкин)

2.      И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь.  (А.С.Пушкин)

3.      «Эй! Пошёл, ямщик!..» - «Нет мочи: коням, барин, тяжело…» (А.С.Пушкин)

         Задание 2. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются словами категории состояния, краткими прилагательными, наречиями.

1.      Его лицо было грустно.

2.      Он грустно улыбнулся.

3.      Мне грустно.

4.      На него смешно смотреть.

5.      Такое поведение смешно.

6.      Он смешно выглядит.

7.      Сочинение интересно написано.

8.      С ним интересно спорить.

9.      Соревнование интересно составом участников.

Проверим себя! Выделенные слова – наречия: 2, 6, 7. Слова категории состояния: 3, 4, 8. Краткие прилагательные: 1, 5, 9.

Итог урока.  Рефлексия.

Я никому не подчиняюсь никогда,
И в предложении я слово главное всегда.
Я то явление природы называю,
То состояние души обозначаю.  

                                              (Категория состояния)

6. Домашнее задание §49, упр 315


 

Конспект урока русского языка в 7 классе

Конспект урока русского языка в 7 классе

Слова, обозначающие состояние человека (грустно, весело, странно, жаль)

Слова, обозначающие состояние человека (грустно, весело, странно, жаль)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020