Приложение
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий,
художественного слова
(4 класс)
Тема: «Каждый народ - художник»
Цели и задачи: обобщить знания по теме четверти; показать стилистическое единство образа природы, образа архитектуры и образа человека в каждой культуре; развивать эстетическое, эмоциональное воображение, творчество; прививать интерес к культуре разных народов.
Оборудование: для учителя – карточки, пособия к дидактическим играм, репродукции; для учащихся – графические материалы.
Зрительный ряд: фотографии архитектурных построек.
Литературный ряд: легенда о мастере города Ургенча.
Ход урока
I. Организационный момент.
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо многое знать,
Видеть красоту, думать и рассуждать.
II. Работа по теме урока.
Учитель. Три брата мастера приглашают нас в путешествие-игру по уже знакомым странам.
1. Кроссворд «Образы культуры».
Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово, которое является стержнем во всех культурах мира.
Вопросы к кроссворду:
1) Название художественного стиля в искусстве средневековой Западной Европы.
2) Буддийский храм в Японии.
3) Переносное жилище кочевых народов степей.
4) Храм мусульманских народов.
5) Обрамленный, архитектурно выделенный вход в здание.
6) Одежда у древних греков – широкий кусок ткани со многими складками, скрепленный на плечах вроде рубашки без рукавов.
7) Национальная одежда японцев.
8) Русское название жилища горцев Кавказа.
Ключевое слово: гармония.
Учитель. Что означает слово «гармония»?
Ученики. Это согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.
Учитель. Приведите примеры гармоничной связи в изученных художественных культурах мира.
2. Беседа о культуре народов мира.
На земле живет очень много наций и народностей, говорящих на разных языках. У каждого народа своя история, своя культура, неповторимое, самобытное искусство.
Давайте вспомним, где мы с вами путешествовали, с культурами каких народов мира познакомились.
– Что вас больше всего заинтересовало, что запомнилось?
– О чем вы узнали самостоятельно? Что еще хочется узнать?
– Какие неразрешенные вопросы у вас возникли?
– Давайте вместе вспомним названия стран и городов, в которых мы побывали. (Учитель показывает фотографии архитектуры Древней Греции, Японии, Средней Азии, Западной Европы и др.).
Звучит национальная узбекская музыка. Учитель демонстрирует фотографии знаменитых мечетей, мавзолеев в Самарканде.
– Какие впечатления возникают у вас от фотографий архитектуры Средней Азии и звуков национальной музыки?
– Как вы думаете, почему облик Самарканда отличен от древнегреческого города?
– Давайте отправимся в другой город Средней Азии – это древнее городище в Туркмении носит имя Куня-Ургенч.
(Учитель показывает фотографии архитектуры)
Вот мы поднимаемся с вами по высоким ступенькам древнего минарета, лестница крутая. Мы забудем об усталости, когда поднимемся на самую вершину минарета – ведь он взметнулся ввысь на 60 метров.
Чуточку воображения – и оживает далекая история.
…Главная площадь когда-то богатейшего города Ургенч сразу затихла при появлении хана. Все склоняются перед могущественным правителем. Лишь один молодой мастер, построивший самое красивое сооружение в городе, осмелился заговорить с ханом. И о чем заговорил! Попросил хана отдать ему в жены дочь – красавицу и гордячку Тюрабек-ханым.
Правитель побелел от злости. Но зная, что у этого человека золотые руки, пошел на хитрость: «Построй башню, чтобы с нее были видны все мои владения. Тогда отдам тебе в жены дочь».
Мастер, конечно, согласился. Любовь придавала ему силы, и башня быстро росла. Однако были известны коварство и лживость хана. Поэтому, поднимаясь в последний раз на вершину башни, чтобы закончить ее, мастер взял с собой две большие пластины, сделанные из тонких досок, обшитых кожей.
«Повелитель, я исполнил твою волю! Готов ли ты выдать за меня дочь?» – крикнул сверху мастер. Но хан ответил: «У меня последнее условие: прыгни оттуда! Если уцелеешь – твоя Тюрабек-ханым!»
Мастер надел пластины на руки, будто крылья и прыгнул. Налетевший ветер подхватил смельчака и понес вдаль. Опустился смельчак на чужую землю, за сотни километров от Ургенча. Вернулся домой после долгих странствий и злоключений лишь через три года. Узнал, что хан убит, а его дочь умерла. Над могилой любимой мастер начал строить мавзолей-дворец. И снова ему помогала любовь. Закончил работу уже стариком.
Много поколений сменилось с тех пор. Но вот уже почти семь столетий стоят, восхищая своей необыкновенностью, два великолепных средневековых памятника – минарет и мавзолей Тюрабек-ханым. Основание минарета 11 метров в диаметре, а вверху – 4 метра. Он сооружен из шлифованного кирпича, украшен поясами орнаментальной кладки.
Древнее городище Куня-Ургенч – это не только два названных памятника. Здесь сохранились еще четыре мавзолея-дворца, построенных в XII–XIV веках. Словом, целый ансамбль уникальной архитектуры.
Учитель демонстрирует изображения архитектуры Древней Греции.
– В какой стране могли построить эти здания?
– Какие архитектурные особенности напомнили вам культуру Древней Греции?
– Что такое «ордер» в архитектуре? (Это определенный порядок взаимного положения частей здания с колоннами, несущими крышу.)
– Какие ордеры вы знаете? (Дорический, ионический, коринфский, композитный.)
3. Дидактическая игра «Древнегреческие колонны»
По плакату «Древнегреческие колонны» учащиеся определяют архитектурный ордер и время года, которое соответствует каждому ордеру в зависимости от характера сооружения. (Слайды)
Ученики. Дорическая колонна строгая и простая, как дерево зимой, это колонна-зима; ионическая колонна проросла небольшим тугим завитком сверху – наверное, дерево почувствовало первые лучи солнца и выпустило аккуратную почку, это колонна-весна; а коринфская колонна вобрала уже много тепла и света, и расцвели и распустились листья, и стало расти дерево ввысь и вширь – это колонна-лето.
А в композитной колонне люди соединили вместе черты разных ордеров и получили вот такого красавца – дерево с пышной разнообразной кроной, увитой цветами, плодами, лентами.
Композитная колонна и есть настоящая колонна-осень: на ней урожай всех других ордеров.
Учитель. Видите, как богато на выдумку и прекрасно оказалось для мастеров, архитекторов и строителей простое необходимое дело укрепления потолка дома! Колонна стала частью красоты комнат и залов, переходов и галерей. Много колонн «растет» и «цветет» и на самих домах. Сколько самых разнообразных колонн можно увидеть на улицах наших городов! Строили города вместо стоявших тут некогда лесов – вот и остались от бывшего леса стволы и кроны, листья и прожилки коры, ветки, почки и плоды. Когда идете по своему городу, обязательно посматривайте на дома: какие колонны «растут» на них? Какое время года больше всего любил затейник-архитектор?
Если рассматривать города не сами по себе, а вместе с окружающей природой, тогда мы увидим, что природа и города находятся в гармоническом единстве друг с другом. Гармония, согласованность, единство раскрываются и в пропорциях, и в материале, и в цветовой характеристике природы и построек.
Рассмотрите плакат «Образы построек». (Слайды)
– Какие здания здесь изображены?
– Какие образы природы и образы людей им соответствуют?
Ученики. Изящная конструкция японского храма-пагоды напоминает дерево и сложную прическу японской красавицы.
Конструкция русского каменного храма напоминает богатыря на сильном коне и крепкое дерево – дуб.
Нарядная конструкция мечети, торжественно украшенный огромный вход напоминают восточные сказки, экзотическую природу.
Величественная конструкция готического собора соответствует средневековым готическим костюмам.
Прозрачная конструкция греческого храма соответствует теплому климату в Греции.
Учащиеся приходят к выводу: образ архитектуры, образ природы и образ человека в каждой культуре мира гармонично связаны.
Физкультминутка
Дидактическая игра «Настроение»
Учитель. У каждого человека бывают разные настроения.
Он называет ситуации и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не пускает тебя на прогулку; папа подарил тебе большую, красивую игрушку.
Учитель читает стихотворение, по ходу которого ученики показывают те чувства, о которых сказано в нем:
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
Учитель. В каждой художественной культуре свой образ человека, который гармонично связан с образом архитектуры и образом природы.
4. Дидактическая игра «Узнай по профилю». (Слайды)
Учитель демонстрирует вырезанные из бумаги силуэты профилей: древнерусского воина, японки, гречанки, русской красавицы, средневековой женщины.
Учащиеся определяют образы людей по силуэтному профилю, называют те признаки, по которым узнали и определили образ человека и его характер.
5. Конкурс комментаторов, в задачу которых входит объяснение разницы между икебаной и букетом полевых цветов.
III. Самостоятельная работа в тетради (с. 28–29).
IV. Итог урока.
Беседа по творческим вопросам:
– Что принесло вам знакомство с искусством разных народов?
– Что вы можете сказать о каждом народе как создателе художественных ценностей?
– Для чего людям Земли необходимо искусство?
– Каким вы себе представляете идеального зрителя?
– Как вы считаете, ученики нашего класса соответствуют этим меркам?
Домашнее задание: работа в тетради на с. 26–27; вспомнить пословицы разных народов о материнстве.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.