Каждый народ - художник
Оценка 4.9

Каждый народ - художник

Оценка 4.9
docx
11.08.2021
Каждый народ - художник
урок Каждый народ - художник.docx

Приложение

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий,

художественного слова

(4 класс)

Тема: «Каждый народ - художник»

Цели и задачи: обобщить знания по теме четверти; показать стилистическое единство образа природы, образа архитектуры и образа человека в каждой культуре; развивать эстетическое, эмоциональное воображение, творчество; прививать интерес к культуре разных народов.

Оборудование: для учителя – карточки, пособия к дидактическим играм, репродукции; для учащихся – графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии архитектурных построек.

Литературный ряд: легенда о мастере города Ургенча.

Ход урока

I. Организационный момент.

Интересная игра сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо многое знать,

Видеть красоту, думать и рассуждать.

II. Работа по теме урока.

Учитель. Три брата мастера приглашают нас в путешествие-игру по уже знакомым странам.

1. Кроссворд «Образы культуры».

Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово, которое является стержнем во всех культурах мира.

Вопросы к кроссворду:

1) Название художественного стиля в искусстве средневековой Западной Европы.

2) Буддийский храм в Японии.

3) Переносное жилище кочевых народов степей.

4) Храм мусульманских народов.

5) Обрамленный, архитектурно выделенный вход в здание.

6) Одежда у древних греков – широкий кусок ткани со многими складками, скрепленный на плечах вроде рубашки без рукавов.

7) Национальная одежда японцев.

8) Русское название жилища горцев Кавказа.

Ключевое слово: гармония.

Учитель. Что означает слово «гармония»?

Ученики. Это согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.

Учитель. Приведите примеры гармоничной связи в изученных художественных культурах мира.

2. Беседа о культуре народов мира.

На земле живет очень много наций и народностей, говорящих на разных языках. У каждого народа своя история, своя культура, неповторимое, самобытное искусство.

Давайте вспомним, где мы с вами путешествовали, с культурами каких народов мира познакомились.

– Что вас больше всего заинтересовало, что запомнилось?

– О чем вы узнали самостоятельно? Что еще хочется узнать?

– Какие неразрешенные вопросы у вас возникли?

– Давайте вместе вспомним названия стран и городов, в которых мы побывали. (Учитель показывает фотографии архитектуры Древней Греции, Японии, Средней Азии, Западной Европы и др.).

Звучит национальная узбекская музыка. Учитель демонстрирует фотографии знаменитых мечетей, мавзолеев в Самарканде.

– Какие впечатления возникают у вас от фотографий архитектуры Средней Азии и звуков национальной музыки?

– Как вы думаете, почему облик Самарканда отличен от древнегреческого города?

– Давайте отправимся в другой город Средней Азии – это древнее городище в Туркмении носит имя Куня-Ургенч.

(Учитель показывает фотографии архитектуры)

Вот мы поднимаемся с вами по высоким ступенькам древнего минарета, лестница крутая. Мы забудем об усталости, когда поднимемся на самую вершину минарета – ведь он взметнулся ввысь на 60 метров.

Чуточку воображения – и оживает далекая история.

…Главная площадь когда-то богатейшего города Ургенч сразу затихла при появлении хана. Все склоняются перед могущественным правителем. Лишь один молодой мастер, построивший самое красивое сооружение в городе, осмелился заговорить с ханом. И о чем заговорил! Попросил хана отдать ему в жены дочь – красавицу и гордячку Тюрабек-ханым.

Правитель побелел от злости. Но зная, что у этого человека золотые руки, пошел на хитрость: «Построй башню, чтобы с нее были видны все мои владения. Тогда отдам тебе в жены дочь».

Мастер, конечно, согласился. Любовь придавала ему силы, и башня быстро росла. Однако были известны коварство и лживость хана. Поэтому, поднимаясь в последний раз на вершину башни, чтобы закончить ее, мастер взял с собой две большие пластины, сделанные из тонких досок, обшитых кожей.

«Повелитель, я исполнил твою волю! Готов ли ты выдать за меня дочь?» – крикнул сверху мастер. Но хан ответил: «У меня последнее условие: прыгни оттуда! Если уцелеешь – твоя Тюрабек-ханым!»

Мастер надел пластины на руки, будто крылья и прыгнул. Налетевший ветер подхватил смельчака и понес вдаль. Опустился смельчак на чужую землю, за сотни километров от Ургенча. Вернулся домой после долгих странствий и злоключений лишь через три года. Узнал, что хан убит, а его дочь умерла. Над могилой любимой мастер начал строить мавзолей-дворец. И снова ему помогала любовь. Закончил работу уже стариком.

Много поколений сменилось с тех пор. Но вот уже почти семь столетий стоят, восхищая своей необыкновенностью, два великолепных средневековых памятника – минарет и мавзолей Тюрабек-ханым. Основание минарета 11 метров в диаметре, а вверху – 4 метра. Он сооружен из шлифованного кирпича, украшен поясами орнаментальной кладки.

Древнее городище Куня-Ургенч – это не только два названных памятника. Здесь сохранились еще четыре мавзолея-дворца, построенных в XII–XIV веках. Словом, целый ансамбль уникальной архитектуры.

Учитель демонстрирует изображения архитектуры Древней Греции.

– В какой стране могли построить эти здания?

– Какие архитектурные особенности напомнили вам культуру Древней Греции?

– Что такое «ордер» в архитектуре? (Это определенный порядок взаимного положения частей здания с колоннами, несущими крышу.)

– Какие ордеры вы знаете? (Дорический, ионический, коринфский, композитный.)

3. Дидактическая игра «Древнегреческие колонны»

По плакату «Древнегреческие колонны» учащиеся определяют архитектурный ордер и время года, которое соответствует каждому ордеру в зависимости от характера сооружения. (Слайды)

    Ученики. Дорическая колонна строгая и простая, как дерево зимой, это колонна-зима; ионическая колонна проросла небольшим тугим завитком сверху – наверное, дерево почувствовало первые лучи солнца и выпустило аккуратную почку, это колонна-весна; а коринфская колонна вобрала уже много тепла и света, и расцвели и распустились листья, и стало расти дерево ввысь и вширь – это колонна-лето.

А в композитной колонне люди соединили вместе черты разных ордеров и получили вот такого красавца – дерево с пышной разнообразной кроной, увитой цветами, плодами, лентами.

Композитная колонна и есть настоящая колонна-осень: на ней урожай всех других ордеров.

Учитель. Видите, как богато на выдумку и прекрасно оказалось для мастеров, архитекторов и строителей простое необходимое дело укрепления потолка дома! Колонна стала частью красоты комнат и залов, переходов и галерей. Много колонн «растет» и «цветет» и на самих домах. Сколько самых разнообразных колонн можно увидеть на улицах наших городов! Строили города вместо стоявших тут некогда лесов – вот и остались от бывшего леса стволы и кроны, листья и прожилки коры, ветки, почки и плоды. Когда идете по своему городу, обязательно посматривайте на дома: какие колонны «растут» на них? Какое время года больше всего любил затейник-архитектор?

Если рассматривать города не сами по себе, а вместе с окружающей природой, тогда мы увидим, что природа и города находятся в гармоническом единстве друг с другом. Гармония, согласованность, единство раскрываются и в пропорциях, и в материале, и в цветовой характеристике природы и построек.

Рассмотрите плакат «Образы построек». (Слайды)

– Какие здания здесь изображены?

– Какие образы природы и образы людей им соответствуют?

Ученики. Изящная конструкция японского храма-пагоды напоминает дерево и сложную прическу японской красавицы.

Конструкция русского каменного храма напоминает богатыря на сильном коне и крепкое дерево – дуб.

Нарядная конструкция мечети, торжественно украшенный огромный вход напоминают восточные сказки, экзотическую природу.

Величественная конструкция готического собора соответствует средневековым готическим костюмам.

Прозрачная конструкция греческого храма соответствует теплому климату в Греции.

Учащиеся приходят к выводу: образ архитектуры, образ природы и образ человека в каждой культуре мира гармонично связаны.

Физкультминутка

Дидактическая игра «Настроение»

Учитель. У каждого человека бывают разные настроения.

Он называет ситуации и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не пускает тебя на прогулку; папа подарил тебе большую, красивую игрушку.

Учитель читает стихотворение, по ходу которого ученики показывают те чувства, о которых сказано в нем:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

Учитель. В каждой художественной культуре свой образ человека, который гармонично связан с образом архитектуры и образом природы.

4. Дидактическая игра «Узнай по профилю».  (Слайды)

Учитель демонстрирует вырезанные из бумаги силуэты профилей: древнерусского воина, японки, гречанки, русской красавицы, средневековой женщины.

Учащиеся определяют образы людей по силуэтному профилю, называют те признаки, по которым узнали и определили образ человека и его характер.

5. Конкурс комментаторов, в задачу которых входит объяснение разницы между икебаной и букетом полевых цветов.

III. Самостоятельная работа в тетради (с. 28–29).

IV. Итог урока.

Беседа по творческим вопросам:

– Что принесло вам знакомство с искусством разных народов?

– Что вы можете сказать о каждом народе как создателе художественных ценностей?

– Для чего людям Земли необходимо искусство?

– Каким вы себе представляете идеального зрителя?

– Как вы считаете, ученики нашего класса соответствуют этим меркам?

Домашнее задание: работа в тетради на с. 26–27; вспомнить пословицы разных народов о материнстве.


 

Приложение Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, игровых,

Приложение Конспект урока с использованием здоровьесберегающих, игровых,

Беседа о культуре народов мира

Беседа о культуре народов мира

Древнее городище Куня-Ургенч – это не только два названных памятника

Древнее городище Куня-Ургенч – это не только два названных памятника

Учащиеся приходят к выводу: образ архитектуры, образ природы и образ человека в каждой культуре мира гармонично связаны

Учащиеся приходят к выводу: образ архитектуры, образ природы и образ человека в каждой культуре мира гармонично связаны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2021