Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений
Оценка 4.7

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
естествознание
Взрослым
11.03.2018
Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технология – это не повторение за преподавателем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого обучающегося в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций или метод ситуативного анализа. Суть метода заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель технологии - помочь каждому обучающемуся определить собственный путь освоения знания, который ему более всего необходим. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соответствует требованиям к образованию сегодня.
Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений.docx
Кейс­метод как активное обучение принятию профессиональных решений Куликова Альбина Григорьевна преподаватель высшей квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ "МК №5" В   свете   модернизации   образования   в   Российской   Федерации принципиально изменяется позиция преподавателя, особенно в преподавании клинических модулей. Он перестает быть носителем «объективного знания», которое он пытается передать обучающемуся. Его главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он   должен   организовать   самостоятельную   деятельность   обучающихся,   в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически   он   создает   условия,   «развивающую   среду»,   в   которой становится   возможной   выработка   каждым   на   уровне   развития   его интеллектуальных   и   прочих   способностей   определенных   компетенций,   в процессе реализации им своих интересов и желаний, приложенных усилий, взятия   на   себя   ответственности   и   осуществления   действий   в   направлении поставленных целей. В   организации   такого   рода   деятельности   одной   из   перспективных технологий обучении становится так называемая кейс­технология (case­study). Эта   технология   представляет   собой   синтез   проблемного   обучения, информационно­коммуникативных технологий, метода проектов. Родиной метода case ­ study являются Соединенные Штаты Америки, а именно   Школа   бизнеса   Гарвардского   университета.   В   1910   году   декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс   помимо   традиционных   уроков—   дополнительные,   проводимые   в форме дискуссии со студентами. Кейс­метод   ­  это   метод  активного   обучения   на   основе   реальных ситуаций  ­   в   России   принято   говорить   метод   ситуативного   анализа.   Суть метода   case   ­   study   заключается   в   использовании   в   обучении   конкретных учебных   ситуаций,   ориентирующих   обучающихся   на   формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.  Цель   технологии  ­   помочь   каждому   обучающемуся   определить собственный   путь   освоения   знания,   который   ему   более   всего   необходим. Таким   образом,   наблюдается   выход   в   самообразование   обучающегося,   что соответствует требованиям к образованию сегодня. Кейс­технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой­то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс­технология – это не повторение за преподавателем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос, это анализ конкретной ситуации, который   заставляет   поднять   пласт   полученных   знаний   и   применить   их   на практике. Задачей   этого   метода   является   максимальное   вовлечение   каждого обучающегося в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи. Кейс­технология   –   инструмент,   позволяющий   применить теоретические знания к решению практических задач. Данная технология способствует   развитию   у   обучаемых   самостоятельного   мышления,   умения выслушивать   и   учитывать   альтернативную   точку   зрения,   аргументировано высказать   свою.   С   помощью   этого   метода   ученики   имеют   возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Будучи   интерактивным   методом   обучения,   метод   кейс­технологии завоевывает   позитивное   отношение   со   стороны   обучающихся,   обеспечивая освоение   теоретических   положений   и   овладение   практическим использованием материала; способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно данный метод выступает   и   как   образ   мышления   педагога,   его   особая   парадигма, позволяющая   по­иному   думать   и   действовать,   обновлять   свой   творческий потенциал. В   зависимости   от   целей   обучения   кейсы   могут   отличаться   по содержанию и организации представленного в них материала: а) кейсы, обучающие анализу и оценке:  в этом случае в основе кейса ­ максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и   сделать   соответствующие   выводы,   обосновав   и   предъявив   их преподавателю; б)   кейсы,   обучающие   решению   проблем   и   принятию   решений:  такие кейсы   предусматривают,   что   решение   должно   быть   найдено   на   основе недостаточной   или   избыточной   информации,   фактов,   данных   и   событий, описанных   в   кейсах.   Тем   самым   обучающиеся   ближе   всего   подводятся   к реальности,   учатся   находить   связи   междуимеющейся   в   распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Содержательно материал в таких кейсах   должен   содержать   признаки   конфликтности,   многовариантности методов   принятия   решений   и   альтернативности   самих   решений, субъективности   иролевого   поведения,   динамики   событий   и   возможности реализации предложенногорешения. в)   кейсы,   иллюстрирующие   проблему   и   ее   решение:  этот   вид   кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому   кейсы   данного   вида   должны   быть   достаточно   простыми   как   для самого разработчика, который захочет попробовать себя в разработке кейса, так и для обучающегося, который будет приглашен к работе с текстом кейса. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании. Кейсы также классифицируются на: ­практические   кейсы:  метод   ситуативного   анализа   или   метод   деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай; ­научно­исследовательские  ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность. кейсы   или   метод   инцидента,   которые Метод ситуативного анализа. Самый   распространенный   метод,   поскольку   позволяет   глубоко   и детально исследовать сложную ситуацию. Обучающемуся предлагается текст с  подробным   описанием   ситуации   и   задача,   требующая   решения.  В  тексте могут   описываться   уже   осуществленные   действия,   принятые   решения,   для анализа их целесообразности. Метод   деловой   переписки:   обучающемуся   предлагается   пакет документов   (кейс),   при   помощи   которых   выявляют   проблему   и   пути   её решения Можно рассмотреть и другие классификации кейс­технологии. Кейс   –   изложение   содержит   рассказ,   о   каких–либо   ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы. Кейс – иллюстрация содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения. Кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объем информации в цифровом виде или в виде эксперимента. Кейс со структурированными  вопросами содержит перечень вопросов после основного текста. Метод инцидента. Особенность   этого   метода   в   том,   что   обучающийся   сам   находит информацию   для   принятия   решения.    обучающиеся   получают   краткое сообщение   о   случае.  Для   принятия   решения   имеющейся   информации   явно недостаточно,   поэтому   обучающийся   должен   собрать   и   проанализировать информацию,   необходимую   для   принятия   решения.   Так   как   для   этого требуется   время,   возможна   самостоятельная   домашняя   работа.   На   первом этапе обучающимся предложить готовое сообщение как образец и вопросы к нему. Кейсы   бывают   «мертвые»   и   «живые».   К   «мертвым»   кейсам   можно отнести   кейсы,   в   которых   содержится   вся   необходимая   для   анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать   обучающихся   на   поиск   дополнительной   информации   для анализа.   Это   позволяет   кейсу   развиваться   и   оставаться   актуальным длительное время. По   типу   получаемого   результата   кейсы   делятся   на   проблемные   и проектные. В   проблемных   ситуациях   результатом   является   определение   и формулирование   основной   проблемы,   иногда   формирование   проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. Для   проектных   кейсов   в   качестве   результата   выступает   программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации. Классификация   может   быть   и   по   источнику   информации.   Большой интерес   представляют   описание   реальных   ситуаций,   взятых   из   практики, литературы   или   опыта   преподавателя.   В   то   же   время,   нередко   в   учебной практике   используются   описание   ситуаций,   которые   являются   условными, разработанными в дидактических целях. Классификация по субъекту представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других –целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса. Технологические особенности метода заключаются в следующем: 1.     Данная   технология   представляет   собой   специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры. 2.   Выступает   как   технология   коллективного   обучения,   важнейшими составляющими   которой   выступают   работа   в   группе   (или   подгруппах)   и взаимный обмен информацией. 3. Особенность также заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п. 4. Кейс­стади интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых. 5. Является специфической разновидностью проектной технологии, при которой   идет   формирование   проблемы   и   путей   ее   решения   на   основании кейса,   который   выступает   одновременно   в   виде   технического   задания   и источника информации для осознания вариантов эффективных действий. 6.   Концентрирует   в   себе   значительные   достижения   технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность  по активизации обучающихся,   стимулирование   их   успеха,   подчеркивание   достижений обучаемых.   Именно   достижение   успеха   выступает   одной   из   главных движущих   сил   метода,   формирования   устойчивой   позитивной   мотивации, наращивание познавательной активности. Педагогическая деятельность при работе с кейс­технологией. Существуют 3 возможные стратегии поведения преподавателя в ходе работы с кейсом: 1.   Преподаватель   будет   давать   ключи   к   разгадке   в   форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; 2. В определенных условиях ь будет сам давать ответ; 3. Преподаватель   может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто­то работает над проблемой. Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения. Первый   этап   ­   это   этап   подготовки   кейса.   Здесь   формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые после анализа всех материалов, надо будет дать ответ. Второй этап ­ работа обучающихся с кейсом на занятии. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке: 1. Ознакомление с сюжетом. (3­5 минут) 2.   Проблематизация   ­   обнаружение   в   ходе   групповой   дискуссии противоречия   в   сюжете,   определение   того,   в   чем   его   «странность».   (3­4 минуты) 3.   Формулирование   проблемы   и   отбор   лучших   ее   формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией) (3­4 минуты) 4.   Выдвижение   гипотетических   ответов   на   проблемный   вопрос (мозговой штурм внутри малых групп) 3­4минуты. 5. Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников   (групповая   работа).   До   15   минут.   Необходимо   предоставить обучающимся   возможность   использовать   любую   литературу,   учебники, справочники. В   некоторых   случаях   от   преподавателя   может   потребоваться подготовка   распечатки   с   необходимой   для   решения   кейса   информацией, отсутствующей   в   доступных   для   обучающихся   учебниках   и   справочниках. Однако, объем такой распечатки не должен превышать 1­2 страниц текста. 6. Презентация решения. Не более 3 минут на группу. 7. Рефлексия хода решения кейса. (3­4 минуты). Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности обучающихся,   наличия   у   них   навыков   самостоятельной   работы,   умения работать   с   текстом,   коммуникативного   взаимодействия,   навыков   решения проблемных   вопросов.   Неподготовленность   обучающихся,   неразвитость   их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.  В   подростковом   возрастном   периоде   развития   основной   сферой интересов   обучающихся   становится   общение   со   сверстниками   (на   уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их однокурсники. Среди   актуальных   потребностей   подростков   можно   выделить следующие:   потребности   в   самопознании,     самооценке,     самоопределении, самовоспитании,   психологической   и   эмоциональной   независимости, достижении   определенного   социального   статуса,   сконцентрированность   на собственной личности, стремление к самостоятельности, взаимоотношениям с противоположным полом. Подростки   начинают   мыслить   быстрее   (развивается   формально­ логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения. Наиболее   эффективным   становится   взаимодействие,   основанное   на уважении   их   чувства   взрослости   и   самостоятельности,   уважении   их стремления   к   естественным   потребностям:   во   внимании,   признании   и уважении личности, чувство справедливости, желание успеха. Кейс­метод   –   инструмент,   позволяющий   применить   теоретические знания   к   решению   практических   задач.   Метод   способствует   развитию   у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Методика способствует развитию различных практических навыков. Все вместе,   они   могут   быть   описаны   одной   фразой   ­   творческое   решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения. Метод кейс­технологии развивает следующие навыки: 1. Аналитические навыки.  К   ним   можно   отнести:   умение   отличать   данные   от   информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь   восстанавливать   их.  Мыслить   ясно   и   логично.  Особенно   это   важно, когда информация невысокого качества. 2. Практические навыки.  Формирует умение использовать теоретические знания в повседневной практической деятельности. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень   сложности   проблемы,   представленной   в   кейсе   способствует формированию   на   практике   навыков   использования   теории,   методов   и принципов. 3. Творческие навыки Одной логикой, как правило, кейс­ситуацию не решить. Очень важны творческие   навыки   в   генерации   альтернативных   решений,   которые   нельзя найти логическим путем. 4. Коммуникативные навыки.  Среди   них   можно   выделить   такие   как:   умение   вести   дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства,   кооперироваться   в   группы,   защищать   собственную   точку   зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет. 5. Социальные навыки. В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка   поведения   людей,   умение   слушать,   поддерживать   в   дискуссии   или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д. 6. Навыки самоанализа.  Несогласие   в   дискуссии   способствует   осознанию   и   анализу   мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения. Ключевые   вопросы   преподавателя   при   анализе   ситуации:   «Что   вы сделали?»,   «Какие   аспекты   действия   вы   считаете   правильными?»,   «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода   к   проблеме?»,   «Что   может   произойти   и   к   чему   может   привести, если…? В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс­стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов. Кейс­метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать   навыки   работы   с   разнообразными   источниками   информации. Обучающиеся   не   получают   готовых   знаний,   а   учатся   их   добывать самостоятельно,   принятые   решения   в   жизненной   ситуации   быстрее запоминаются,   чем   заучивание   правил.   Во­вторых,   процесс   решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает   коллективный   характер   познавательной   деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах,   слушать   собеседников,   аргументировать   свою   точку   зрения, выстроив   логические   схемы   решения   проблемы,   имеющей   неоднозначное решение.   На   занятии   обучающиеся   не   будут   скучать,   а   будут   думать, анализировать,   развивать   навыки   ведения   дискуссии.   И   наконец,   даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить   ответы.   В   жизни   всем   обучающимся   пригодится   умение логически   мыслить,  формулировать   вопрос,  аргументировать   ответ,   делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. Применение кейс­метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе. Он предназначен для развития умений самостоятельно принимать решение   и   находить   правильные   и   оригинальные   ответы   на   проблемные вопросы Таким образом, основываясь на всем вышеизложенном, можно сделать вывод   о   том,   что   применение   кейс­технологий   является   одним   из востребованных   на   сегодня   методов   обучения   в   профессиональном образовании.  «Кейс   метод   позволяет   демонстрировать   академическую   теорию   с точки зрения реальных событий… Он «позволяет заинтересовать в изучении дисциплины,   способствует   активному   усвоению   знаний   и   навыков   сбора, обработки   и   анализа   информации,   характеризующей   различные   ситуации. «Хороший   "кейс",   как   правило,   учит   искать   нетривиальные   подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. "Я особенно ценю в методе работы с "кейсами" независимость мышления, – говорит Питер Экман. ­ В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты   приведут   к   плохим   последствиям.   Можно   принять   решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам".  Список литературы и источников готовых кейсов 1.   Возможности   кейс­методов   в   развитии   панорамно­педагогического мышления / И.И. Черкасова// статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 6, 2013. 2. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт­Петербургского университета. Серия: Менеджмент. ­ 2015. ­ Выпуск 2. с. 169­194. 3.   Использование   кейс­технологии   в   профессиональном   образовании   /   Г.С. Стуканова   //   статья   в   журнале   «Приложение   к   журналу   Среднее профессиональное образование» № 8, 2013. 4.  Калачикова О.Н. Метод кейс­стади: Учебное пособие. – Томск, 2007. 5. Кейс­технология в работе с молодыми специалистами / Н.В. Нестерова// статья в журнале «Методист» № 5, 2014. 6.   Кейс­метод:   активное   обучение   принятию   профессиональных   решений   / С.Ю, Темина // статья в   журнале «Среднее профессиональное образование» № 1, 2013. 7.   Мухина   С.А.   Современные   инновационные   технологии   обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР­Медиа, 2013. 8. Применение кейс­метода на занятиях / Т.В. Савостина // статья в журнале «Специалист» № 4, 2014.

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений

Кейс-метод как активное обучение принятию профессиональных решений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018