Кем проводится инвентаризация и отвечают ли члены комиссии за ее результаты?
Для проведения инвентаризационной работы письменным приказом руководителя на предприятии создаются постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе руководителя структурного подразделения или другого работника аппарата управления (для малых предприятий), главного бухгалтера (старшего бухгалтера на правах главного) или его заместителя (если таковых нет - другого работника бухгалтерии).
В состав комиссии целесообразно было бы включать специалистов, хорошо осведомленных в складских делах (технологиях хранения ТМЦ), инженерно-технических работников, способных дать оценку технического состояния средства (объекта основных фондов), экономистов и счетоводов, специалистов по маркетингу (которые хорошо знают учетное дело и могут составить рыночную стоимость любого актива). Комиссию возглавляет руководитель предприятия или его заместитель (главный инженер).
Существенным моментом является то, что Инструкция №69 ничего не говорит о включении в состав комиссии материально ответственных должностных лиц предприятия. Это является важным фактором для малых предприятий, где количество работников ограничено и часто просто не из кого выбирать. Что касается средних и больших предприятий, то им я не советовал бы этого делать. Принимая во внимание сугубо человеческие качества (солидарность родственных душ и т. п.), может возникнуть ситуация, когда могут быть не замечены определенные погрешности, что часто приводит к непредвиденным последствиям. Правда, может быть и наоборот! Однако риск в такой ситуации достаточно большой.
Может, это становится надоедливым, но, как говорят предприимчивые люди: "Результат должен быть наилучшим!". А чтобы он стал именно таким, при создании инвентаризационной комиссии руководителю следует помнить, что к задачам, которые ставятся перед ее членами, относится оценка активов и обязательств предприятия.
А это: определение рыночной стоимости любого учетного объекта; определение технического состояния основных средств и принятие решения о целесообразности их дальнейшего использования; определение потребности в проведении ремонтов технических средств и эффективности проведения незавершенных ремонтов; анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и нахождение путей ускорения расчетов; осуществление оценки первоначальной стоимости инвестиций и их оценка на дату баланса и т. п. Решать такие задачи под силу специалистам высокой квалификации, которые свободно и легко ориентируются в области приобретения и использования активов предприятия, учета и контроля по данным активам, умеют и хотят влиять на позитивный результат и далекую перспективу.
В этом русле мне вспомнилось о том, что некоторые авторы (даже государственные мужи высокого ранга) предлагают вносить в список комиссии не конкретных должностных лиц, а должности, которые эти люди занимают. В таком случае при освобождении кого-то из членов комиссии от должности не нужно вносить изменения в приказ, поскольку тот, кто приходит на место освобожденного, автоматически становится членом инвентаризационной комиссии. Мы считаем такой подход неприемлемым и не советуем руководителям это делать. Экономия времени и бумаги при этом ничтожная, а ущерб (последствия) от такого (формального) подхода могут быть огромными.
То есть человек, пришедший на место освобожденного члена комиссии, может быть нечестным, некомпетентнымѕ и так далее, одним словом, непригодным для выполнения такой работы. А о том, чего можно ожидать, когда речь будет идти об автоматической замене руководителя постоянно действующей инвентаризационной комиссии, да еще и на большом предприятии, думать не буду! Пусть каждый читатель думает сам.
Что касается проведения инвентаризации при приватизации и корпоратизации имущества государственных предприятий, то в данном случае инвентаризационная комиссия утверждается органом приватизации, а при передаче такого имущества в аренду - арендодателем.
Председатель комиссии назначается этими органами, и в состав такой комиссии обязательно включается работник органа приватизации или арендодателя, соответственно.
На предприятиях, где из-за большого объема работ проведение инвентаризации не может быть обеспечено одной комиссией, для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства продукции или товаров приказом руководителя предприятия создаются рабочие инвентаризационные комиссии в составе инженера, технолога, механика, исполнителя работ, товароведа, экономиста, бухгалтера и других опытных работников, хорошо знающих объект инвентаризации, цены и первичный учет. Рабочие инвентаризационные комиссии возглавляют представители руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию. Запрещается назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии у тех же материально ответственных лиц одного и того же работника два года подряд.
Такое же право имеет председатель инвентаризационной комиссии, назначенный органом приватизации или арендодателем, которые для проведения инвентаризации на складах, в цехах, участках могут создавать рабочие инвентаризационные комиссии или группы комиссий.
Согласно действующему законодательству, инвентаризационная комиссия несет все виды ответственности как перед законами Украины, так и перед руководителем предприятия. Ответственность за нарушение норм и правил ее проведения может наступить:
Руководитель предприятия имеет право распустить комиссию, наложить на ее членов административные или материальные взыскания, а в случае установления фактов предоставления умышленно ложной информации, в результате чего предприятию был нанесен значительный ущерб, обратиться в органы правосудия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.