Кем устанавливаются правила проведения инвентаризации и ответственность должностных лиц за ее не проведение?

  • docx
  • 21.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0025044.docx

Кем устанавливаются правила проведения инвентаризации и ответственность должностных лиц за ее не проведение?

Действующая на сегодня Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов №69 устанавливает единые для всех субъектов ведения хозяйства правила проведения инвентаризации.

Согласно данной Инструкции, ответственность за организацию инвентаризации несет руководитель предприятия, который должен создать необходимые условия для ее проведения в сжатые сроки, определить объекты, количество и сроки проведения инвентаризации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Главный бухгалтер или лицо, юридическое или физическое, ответственное за ведение бухгалтерского учета, должен обеспечить соблюдение норм законодательства и правил ее проведения. Материалы инвентаризации и решения инвентаризационной комиссии по регулированию расхождений утверждаются руководителем предприятия с включением результатов в отчет за период, в котором завершена инвентаризация, а также в годовой отчет, и излагаются в примечаниях к финансовой отчетности.

К перечню условий, которые должен создать руководитель для результативного проведения инвентаризации, можно отнести: ограничение на период инвентаризации количества приходно-расходных операций, проводящихся на объекте инвентаризации; предоставление в распоряжение комиссии необходимой техники и соответствующих работников для проведения подготовительных работ (группировка, сортировка, перемещение, укладка, обмер, перевешивание ТМЦ).

Нужно отметить, что пункт 2 Инструкции №69 не учитывает изменений, произошедших в законодательстве Украины в течение последнего времени. Так, Закон о БУ категорию "руководитель" трактует в более широком понимании, ставя при этом на первое место владельца. Очевидным является то, что, например, в хозяйственных обществах определение ответственного за инвентаризацию лица должно быть оговорено в учредительных документах. Мы же далее будем писать "руководитель", имея в виду вышесказанное. Приблизительно такая же ситуация сложилась и относительно главного бухгалтера. Теперь функции главного бухгалтера может выполнять лицо (юридическое или физическое), которое ведет бухгалтерский учет на основании заключенного договора. Поэтому в дальнейшем мы будем иметь это в виду, а писать будем - главный бухгалтер.

Продолжая начатое, еще раз напоминаем всем без исключения руководителям, что инвентаризация - трудоемкое дело. Поэтому годовую инвентаризацию следует начинать в октябре - ноябре, чтобы завершить ее к декабрю, но не позднее 31 декабря текущего года. При этом ее следует разделить по видам активов и обязательств предприятия. Например, инвентаризацию запасов провести в октябре, а инвентаризацию основных средств - в ноябре. На декабрь можно оставить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, инвестиционных вложений предприятия и т. п. Тем же руководителям, которые заботятся о надлежащем порядке, предлагаем проводить ее периодически в течение всего года. Кроме сказанного ранее, такой подход к инвентаризации дает возможность вовремя обнаружить порчу сырья или товаров из-за неправильного хранения, контролировать их движение и не допускать неоправданных потерь.

Теперь немного об ответственности юридических лиц (в нашем случае это предприятие) за непроведение обязательной инвентаризации. Автор настоящей статьи не нашел в действующем законодательстве Украины положения, где бы говорилось о прямом наказании за непроведение такой инвентаризации. Однако при проверке ревизор или аудитор может признать годовой баланс, сделанный без проведения инвентаризации, недействительным - и будет вполне прав. Ведь при его составлении не выполнено одно из требований действующего законодательства (см. статью 10 Закона о БУ, пункт 12 постановления КМ №419, пункт 3 Инструкции №69).

Для акционерных обществ последствия в таком случае могут быть еще болезненнее, поскольку акционеры имеют право требовать от руководства предприятия информацию, в том числе и о том, проводилась ли на предприятии инвентаризация. А законодательство требует обнародования такой информации в примечаниях к финансовой отчетности (см. п. 12 Инструкции №69 с изменениями, внесенными приказом МФУ №115 от 26.05.00 г., п. 2. 2.4). Какой будет реакция серьезных инвесторов, если они не найдут такой информации, или, еще хуже, если она будет, но окажется неправдивой - судите сами! Но то, что она будет негативной, я вам гарантирую!