Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин.docx

Урок литературы в 7 классе № 6

Тема: Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин

Цель урока: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра;обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко»,с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»,с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи; эстетическое и патриотическое воспитание.

Планируемые результаты:
предметные:
 Научиться владеть изученной терминологией по теме навыками устной монологической речи, составлять пересказы былин.

метапредметные:

познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель;

регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;

коммуникативные:уметь моделировать монологич.высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.

Ход урока

1.                        Оргмомент.

Проверка домашнего задания.

БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.

2.Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание

Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»

Блиц-опрос

Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.

Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)

Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)

Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)

Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом.

Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.

Так как былины жили в устной передаче, исполнитель старался сосредоточить внимание слушателей  на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Сегодня мы в этом убедимся на примере былины «Садко», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. 

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

3.Работа по теме урока.

Объяснить и записать композицию былины.

- Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)

- Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)

- Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)

Произведения устной народной поэзии и литературы бывают разнообразными. Они делятся на несколько больших разрядов, или родов. Самый распространенный род составляют произведения, в которых изображены события, люди, их характеры и поступки. Такие произведения называются эпическими. Часто эпические произведения рассказывают об исторических событиях и великих народных деятелях. В русских былинах отразилась жизнь и борьба нашего народа; в них показаны народные герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Поэтому былины относят к роду эпических произведений. Так как они рисуют героизм русского народа в защите родины и в труде, то былины часто называют произведениями героического народного эпоса.

Само название былина показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть песнями о старине. И действительно, былины (или старины) создавались еще в Киевской Руси, более 1000 лет тому назад. Древнейшие былины можно отнести к событиям и явлениям 9 века, а наиболее поздние – к 13 веку.

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – а также князя Вольги, оратая Микулы и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.

Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает исключительный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь.

1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)

2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).

До сих пор мы встречались с былинными героями, прославившимися ратными или трудовыми подвигами. Но есть целый цикл былин, повествующих о купеческом сословии. Самый известный из таких – Садко.

Один из вариантов былины таков. Купец Садко прославился искусной игрой на гуслях. За свое мастерство он получил от водяного царя Ильмень-озера щедрый дар и отправился в торговое путешествие. На обратном пути Садко попадает к морскому царю, тешит его своей игрой, царь находит Садко невесту, щедро награждает и отпускает с миром.

4.Физкультминутка.

Слово учителя о былине «Садко» как произведении, повествующем о купеческом сословии.

В 1897 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко».

5.Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа. Анализ былины «Садко».

-  Кратко перескажите сюжет былины.

-  Определите основную тему былины «Садко». (Примерный ответ.О жизни купца.)

-  К какому циклу относится былина «Садко»? Почему? (Примерный ответ.К новгородскому, так как сам Садко из города Новгорода.)

-  Опишите главного героя былины. (Выяснение собственного восприятия учениками былинного текста.)

-  Почему во время одного из путешествий морской царь чуть не погубил купца? (Примерный ответ. Садко возгордился и не заплатил дань морскому царю.)

Что спасло Садко в той ситуации? (Примерный ответ.Обращение народа к Миколе Можайскому.)

-  О чем повествуется в концовке былины? (Примерный ответ.Не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нове-граде.)

-  Перечислите гиперболы, постоянные эпитеты, повторы, которые вы встретили в былине.

Ø     Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?

Ø     Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?

Ø     Как народ оценивает мастерство Садко?

Ø     Какими качествами обладает герой?

Ø     Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?

Ø     Почему Садко пришлось сломать свои гусли?

Ø     Какую роль играет в событиях былины морская царица?

Ø     Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?

Ø     Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?

6.Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.

Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко. Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и  изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен. Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря Микулы Селяниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.

Вопросы

Микула Селянинович

Садко

род занятий

богатырь (пахарь и воин, защитник)

«Богатый гость» (гусляр, купец)

символические предметы, которыми обладает персонаж

«кобылка соловая»

«сошка кленовая»

«гусельки яровчатые»

«казна золотая»

личные качества

сильный

храбрый

мудрый

справедливый

степенный

красивый

умелый

хитрый

азартный

богатый

щедрый

вольнолюбивый

испытания

назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы

выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа

Вывод

Воплощение народного идеала воина-защитника; идеал традиции

Воплощение народного идеала героя-созидателя; идеал новаторства

Рефлексия

·                                             Какие цели мы поставили в начале урока?

·                     Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

·                     Какое новое знание вы открыли?

Итоги урока:

- Какое значение имеет изучение былин? (Примерный ответ.Былины - это наша история. Они неразрывно связаны с нашей культурой, являются ее истоками.Интересны былины и в литературном плане. Былины созданы в определенном стиле. Это в каком-то плане является довольно эстетическим произведением. Чтение былин доставляет удовольствие тем людям, которые любят высокий стиль, что-то необыкновенное.Изучая былины, школьник учится анализировать литературные произведения, понимать литературу как вид творчества).

Домашнее задание: