Урок литературы в 7 классе № 6
Тема: Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин
Цель урока: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра;обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко»,с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»,с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи; эстетическое и патриотическое воспитание.
Планируемые результаты:
предметные: Научиться владеть изученной терминологией по теме навыками
устной монологической речи, составлять пересказы былин.
метапредметные:
познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель;
регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;
коммуникативные:уметь моделировать монологич.высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.
Ход урока
1. Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.
2.Мотивация учебной деятельности.
Целеполагание
Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»
Блиц-опрос
Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.
Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)
Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)
Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)
Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом.
Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.
Так как былины жили в устной передаче, исполнитель старался сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Сегодня мы в этом убедимся на примере былины «Садко», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
3.Работа по теме урока.
Объяснить и записать композицию былины.
- Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)
- Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)
- Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)
Произведения устной народной поэзии и литературы бывают разнообразными. Они делятся на несколько больших разрядов, или родов. Самый распространенный род составляют произведения, в которых изображены события, люди, их характеры и поступки. Такие произведения называются эпическими. Часто эпические произведения рассказывают об исторических событиях и великих народных деятелях. В русских былинах отразилась жизнь и борьба нашего народа; в них показаны народные герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Поэтому былины относят к роду эпических произведений. Так как они рисуют героизм русского народа в защите родины и в труде, то былины часто называют произведениями героического народного эпоса.
Само название былина показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, то есть песнями о старине. И действительно, былины (или старины) создавались еще в Киевской Руси, более 1000 лет тому назад. Древнейшие былины можно отнести к событиям и явлениям 9 века, а наиболее поздние – к 13 веку.
Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский – сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема – защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – а также князя Вольги, оратая Микулы и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др., о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.
Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает исключительный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь.
1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)
2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).
До сих пор мы встречались с былинными героями, прославившимися ратными или трудовыми подвигами. Но есть целый цикл былин, повествующих о купеческом сословии. Самый известный из таких – Садко.
Один из вариантов былины таков. Купец Садко прославился искусной игрой на гуслях. За свое мастерство он получил от водяного царя Ильмень-озера щедрый дар и отправился в торговое путешествие. На обратном пути Садко попадает к морскому царю, тешит его своей игрой, царь находит Садко невесту, щедро награждает и отпускает с миром.
4.Физкультминутка.
Слово учителя о былине «Садко» как произведении, повествующем о купеческом сословии.
В 1897 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко».
5.Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа. Анализ былины «Садко».
- Кратко перескажите сюжет былины.
- Определите основную тему былины «Садко». (Примерный ответ.О жизни купца.)
- К какому циклу относится былина «Садко»? Почему? (Примерный ответ.К новгородскому, так как сам Садко из города Новгорода.)
- Опишите главного героя былины. (Выяснение собственного восприятия учениками былинного текста.)
- Почему во время одного из путешествий морской царь чуть не погубил купца? (Примерный ответ. Садко возгордился и не заплатил дань морскому царю.)
- Что спасло Садко в той ситуации? (Примерный ответ.Обращение народа к Миколе Можайскому.)
- О чем повествуется в концовке былины? (Примерный ответ.Не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нове-граде.)
- Перечислите гиперболы, постоянные эпитеты, повторы, которые вы встретили в былине.
Ø Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?
Ø Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?
Ø Как народ оценивает мастерство Садко?
Ø Какими качествами обладает герой?
Ø Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?
Ø Почему Садко пришлось сломать свои гусли?
Ø Какую роль играет в событиях былины морская царица?
Ø Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?
Ø Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?
6.Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.
Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко. Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен. Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря Микулы Селяниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.
Вопросы |
Микула Селянинович |
Садко |
род занятий |
богатырь (пахарь и воин, защитник) |
«Богатый гость» (гусляр, купец) |
символические предметы, которыми обладает персонаж |
«кобылка соловая» «сошка кленовая» |
«гусельки яровчатые» «казна золотая» |
личные качества |
сильный храбрый мудрый справедливый степенный красивый |
умелый хитрый азартный богатый щедрый вольнолюбивый |
испытания |
назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы |
выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа |
Вывод |
Воплощение народного идеала воина-защитника; идеал традиции |
Воплощение народного идеала героя-созидателя; идеал новаторства |
Рефлексия
· Какие цели мы поставили в начале урока?
· Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?
· Какое новое знание вы открыли?
Итоги урока:
- Какое значение имеет изучение былин? (Примерный ответ.Былины - это наша история. Они неразрывно связаны с нашей культурой, являются ее истоками.Интересны былины и в литературном плане. Былины созданы в определенном стиле. Это в каком-то плане является довольно эстетическим произведением. Чтение былин доставляет удовольствие тем людям, которые любят высокий стиль, что-то необыкновенное.Изучая былины, школьник учится анализировать литературные произведения, понимать литературу как вид творчества).
Домашнее задание:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.