КИМ по обществознанию "Макроэкономические показатели", 11 класс"
Оценка 5

КИМ по обществознанию "Макроэкономические показатели", 11 класс"

Оценка 5
docx
26.02.2021
КИМ по обществознанию "Макроэкономические показатели", 11 класс"
О УРОК 16.docx

УРОК 16. МАКРОЭКОНОМИКА: ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ВВП. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА

Практический блок занятия

Задание 1. Гражданин В. Вкладывает свои сбережения в покупку ценных бумаг. Найдите в перечне ценные бумаги, который он может приобрести, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Банкноты

2) Купоны

3) Облигации

4) Акции

5) Инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда

6) Договор о страховании имущества

 

Задание 2.Что из перечисленного относится к свойствам акции как ценной бумаги? Запишите цифры, под которыми эти свойства указаны.

1) Доступна для гражданского оборота

2) Призвана поддерживать стабильность национальной валюты

3) Подтверждает участие в бизнесе

4) Наделяет владельца правом на получение дивидендов

5) Выпускается на ограниченный срок

6) Носит долговой характер

 

Задание 3. Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ

А) предоставляет право на участие в управлении компанией

Б) дает право на получение фиксированного процента

В) удостоверяет отношение долга

Г) предоставляет право на безусловный возврат номинальной стоимости по истечении срока

Д) удостоверяет право обладателя на долю в капитале компании

Облигация

Обыкновенная акция

 

Задание 4. Выберите верные суждения о ценных бумагах.

1) В ценных бумагах закреплены определенные имущественные права.

2) Ценные бумаги являются объектом купли-продажи.

3) Все ценные бумаги являются законным платежным средством.

4) Ценные бумаги могут существовать только в формах, определенных законом.

5) Правом выпуска ценных бумаг обладают исключительно государство, муниципальные образования и юридические лица.

 

Задание 5. Выберите верные суждения об инфляции.

1)От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции ниже процента по депозитам.

2) Высокая инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями.

3) Экономисты различают фрикционную, структурную и циклическую инфляцию.

4) Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.

5) В период высокой инфляции повышается покупательная способность национальной валюты.

 

Задание 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Деньги были придуманы ______ (А), прежде всего, для облегчения обмена. Первоначально роль денег играли различные _____ (Б), и лишь потом появились современные формы денег. Признаком денег является способность выполнять функции: средства _____ (В) рыночной ценности товаров и средства сбережения. Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством ____ (Г), который требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить функционирование _____ (Д) и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой _____ (Е) и учитывать их для нужд контроля и управления».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:


1. человечество

2. измерение

3. издержки

4. бартер

5. торговля

6. система

7. прибыль

8. предметы

9. инфляция


 

Задание 7. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Инфляция про­яв­ля­ет­ся в сни­же­нии по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти денег.

2) Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.

3) Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.

4) Одна из причин инфляции — усиление конкуренции между производителями.

5) К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников.

Задание 8. Анна Федоровна работает бухгалтером, часть своих сбережений она разместила на банковском депозите, некоторую часть потратила на приобретение акций различных компаний. Анна Федоровна брала кредит на покупку автомобиля. Что из перечисленного относится к доходам Анны Федоровны? Запишите цифры, под которыми они указаны.


1. дивиденды

2. процент по кредиту

3. зарплата

4. процент по вкладу

5. транспортный налог

6. коммунальные платежи

 

Задание 9. Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В условиях рыночной экономики существует естественный уровень безработицы

2) Сезонная безработица вызвана структурными сдвигами в экономике

3) Массовая безработица сопровождается снижением уровня жизни большинства населения

4) Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения трудовых услуг разной квалификации порождает циклическую безработицу.

5) Неосведомленность безработных о подходящих им вакансиях может быть причиной фрикционной безработицы

 


Задание 10. Установите соответствие между видом безработицы и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

А) возникает при спаде производства

Б) охватывает все сферы производства

В) вызывается изменениями в структуре спроса и технологии производства

Г) может приводить к сильным социальным потрясениям

Д) ведет к необходимости появления новых профессий

Циклическая

Структурная

 

 

Задание 11. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда.

1) Гражданка М., квалифицированный экономист, два года не работала, ухаживая за больной матерью. Приступив к поискам работы, она не смогла сразу найти место по специальности, отказавшись пойти на работу курьером.

2) В связи с длительной рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания.

3) В связи с запретом на игорный бизнес, закрылись все городские казино и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо переквалифицироваться.

4) Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице.

5) В связи с экономическим спадом в стране потеряли рабочие места многие банковские и конторские служащие, «офисный планктон»

6) Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования.

 

Задание 12. Выберите верные суждения об экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств.

2) Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни населения страны.

3) Такие экономические факторы, как условия жизни, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство, оказывают большое влияние на рождаемость.

4) Ускорение или замедление темпов экономического развития не связано с общей численностью населения, его плотностью, темпами его роста.

5) Уровень развития экономики страны не оказывает влияние на формирование социальных общностей и процессы стратификации.

 

 

 

Задание 13. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономический рост представляет собой количественное изменение производственной системы страны

2) Экстенсивный экономический рост сопровождается качественными совершенствованиями в структуре и функциях производственной системы того или иного уровня.

3) Интенсивный экономический рост происходит без качественного изменения производственных систем

4) Экономический рост может происходить без развития: увеличивается количество товаров, но отсутствуют качественные изменения производства

5) Факторами экономического роста, в том числе, являются количество и качество природных и трудовых ресурсов

 

Задание 14. Страна Z переживает сложный период в экономике. Какие факты свидетельствуют о том, что в стране наблюдается экономический спад? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране наблюдается высокий уровень занятости населения.

2) Банки сокращают кредитование потребителей.

3) В производстве наблюдается снижение производственных мощностей.

4) Наблюдается устойчивый рост ВВП.

5) Качество жизни населения показывает самый высокий уровень за последнее десятилетие.

 

Задание 15. Выберите верные суждения об экономическом развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия ее существования.

2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей.

3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики.

4) Для экономического развития характерны как положительная динамика экономики, так и отрицательная.

5) Объем ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны.

 

Задание 16. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны

1) оплата услуг салона красоты

2) пособие по безработице

3) покупка «пиратского» издания

4) гонорар композитора

5) покупка корпоративных облигаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте текст и выполните задания (17-20).

Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги.

Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающие получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывания покупательной способности для будущего употребления.

Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчеты будущих доходов и издержек.

Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. … Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля) будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег, обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается.

Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же, как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растет быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает… И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной—единственной причины — быстрого роста денежной массы…

Инфляция разрушает экономику страны. Она делает планирование и реализацию инвестиционных проектов чрезвычайно рискованным делом. Неожиданные изменения в уровне инфляции могут быстро превратить обещающий высокую отдачу проект в трагедию для инвесторов.

Когда правительство раздувает инфляцию, люди затрачивают меньше времени на производство и больше — на попытки оградить свое благополучие. Невозможность точно представить себе будущий уровень инфляции может оказать существенное влияние на личное богатство каждого, вследствие чего люди сокращают вложение ресурсов в производство товаров и услуг, взамен направляя их на получение информации относительно будущих темпов инфляции… По мере того, как ресурсы уходят из производительных сфер деятельности в непроизводительные, экономика деградирует. Но, наверное, самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв веры граждан в свое правительство…

При всем разнообразии средств, обеспечивающих денежную и ценовую стабильность, все признают ее исключительную важность как источника экономического процветания. Без денежной стабильности потенциальные выгоды от инвестиций и других операций, предусматривающих долговременные обязательства, будут утеряны, и народ страны не сможет полностью реализовать свой экономический потенциал.

(Р.Строуп, Дж. Гвартни)

 

Задание 17. Как авторы определяют значение денег в рыночной экономике? Сформулируйте ответ со ссылками на авторский текст. Указанные авторами функции денег дополните, опираясь на знание курса, собственным примером функции денег.

 

 

Задание 18. Авторы утверждают, что «экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью». С опорой на текст, знание обществоведческого курса приведите три опасности нестабильности денег в экономике.

 

Задание 19. Как авторы определяют причину возникновения инфляции? Приведите два любых примера экономического поведения людей в условиях инфляции по тексту, дополнив двумя своими примерами, опирающимися на знание обществоведческого курса, личный социальный опыт и социальную практику.

 

Задание 20. Как авторы определяют причину возникновения инфляции? Приведите два любых примера экономического поведения людей в условиях инфляции по тексту, дополнив двумя своими примерами, опирающимися на знание обществоведческого курса, личный социальный опыт и социальную практику.

 

Задание 21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда, и одно предложение, раскрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда.

 

Задание 22. Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике. Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

 

Задание 23. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Влияние меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли на на­ци­о­наль­ную экономику». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

 

Задание 24. По данным Росстата, в январе 2016 г. уровень безработицы в Российской Федерации составил 5,8%, что на 0,2% выше уровня января 2015 г. Самый высокий уровень безработицы отмечен в возрастных группах 15—19 лет

(31,4%) и 20—24 лет (13,4 %). Уровень безработицы среди сельских жителей (8,6%) остаётся существенно выше, чем среди горожан (5%). В городах наименьший уровень безработицы отмечен в Москве (1,7%) и Санкт-Петербурге (2,3%), наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в малых городах с населением до 100 тысяч жителей.

Какая сфера общественной жизни нашла отражение в этих данных?

Какой тип безработицы отражён в представленных данных?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три негативных последствия высокого уровня безработицы.

 

Задание 25. По дан­ным Го­су­дар­ствен­ной служ­бы статистики, в стра­не Н. по­след­ние три года стре­ми­тель­но па­да­ет ВВП. На какой ста­дии эко­но­ми­че­ско­го цикла на­хо­дит­ся эко­но­ми­ка го­су­дар­ства Н.? На­зо­ви­те также дру­гие при­зна­ки этой ста­дии эко­но­ми­че­ско­го цикла (назовите три признака).

Домашнее задание

Задание 1. Вследствие развития компьютерных технологий в стране В. осуществляется переход архивов и библиотек на электронные каталоги и оцифрованные фонды. Профессия архивариусов и библиотек стала невостребованной, люди потеряли работу и теперь им необходимо осваивать новую профессию. Выберите из приведённого списка характеристики возникшей безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Циклическая

2) Структурная

3) Открытая

4) Сезонная

5) Массовая

6) Фрикционная

 

Задание 2. Установите соответствие между формами безработицы и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую из 2.

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) квалифицированный бухгалтер после перерыва в работе находится в поиске подходящей вакансии, не соглашаясь на другие предложения.

Б) Экономический кризис вызвал сокращение рабочих мест в металлургической отрасли.

В) Из-за сокращения применения угля многие шахты стали нерентабельны и закрылись, а шахтёры потеряли работу.

Г) Инженер уволился с предприятия в связи с возникшим конфликтом с начальством.

Д) Менеджеры ушли с предприятия, так как разошлись с руководствах фирмы во мнениях.

Фрикционная

Циклическая

Структурная

 

Задание 3. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

get_file?id=23901

 

Задание 4. Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) увеличение расходов государства на социальные программы

2) закрытие убыточных предприятий

3) изъятие «лишних» денег центральным банком

4) отказ от повышения зарплат и пенсий

5) переход на натуральный обмен вместо денежного

 

Задание 5. Выберите вер­ные суж­де­ния об ин­фля­ции.

1) Инфляция про­яв­ля­ет­ся в сни­же­нии по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти денег.

2) Различают мик­ро­ин­фля­цию и гиперинфляцию.

3) Рост цен на ре­сур­сы по­рож­да­ет ин­фля­цию предложения.

4) Одна из при­чин ин­фля­ции — уси­ле­ние кон­ку­рен­ции между производителями.

5) К по­след­стви­ям ин­фля­ции от­но­сит­ся рост ре­аль­ной за­ра­бот­ной платы работников.

 

Задание 6. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) оплата услуг салона красоты

2) пособие по безработице

3) покупка «пиратского» издания

4) гонорар композитора

5) покупка корпоративных облигаций

 

Задание 7. Найдите в приведённом ниже спис­ке функции цен­траль­но­го банка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 

1) эмиссия денег

2) кредитование на­се­ле­ния и фирм

3) лицензирование ком­мер­че­ских банков

4) увеличение раз­ме­ра налогов

5) контроль над объёмом де­неж­ной массы

 

Задание 8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Деньги и их функции». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, два или более из которых детализированы в подпунктах.

 

Задание 9. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в США составляет 32%, в Англии — 27%, в Японии — 11%. Так, в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости соответствующих японских — 6,6%.

Сделайте вывод на основе анализа приведенных данных. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два фактора, влияющих на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции.

 

Прочитайте текст и выполните задания

Безработица – центральная экономическая проблема современного общества. Высокий уровень безработицы означает недоиспользование ресурсов и низкие доходы населения.

Отметим, что вынужденная незанятость отрицательно влияет на нравственный облик человека, вредит его психике. Потеря работы – это психическая травма, уступающая по уровню вызванного стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму.

Мы различаем три вида безработицы.

Фрикционная безработица порождена постоянным движением населения из одного региона в другой, от профессии к профессии, а также сменой этапов жизни (учёба, работа, рождение и уход за ребёнком для женщин, пенсия). Структурная безработица имеет место в случае, когда спрос и предложение на рабочую силу не совпадают, причём соотношение между этими показателями для различных видов труда и в различных регионах и секторах экономически неодинаково. Циклическая безработица порождена общим низким спросом на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах. Так, во время спада 1982 г. уровень безработицы вырос в 48 из 50 штатов США. Особо отметим, что подростковая безработица носит преимущественно характер фрикционной. Подростки часто меняют место работы, продолжительность работы на одном месте у них в 12 раз короче, чем у взрослых. Достигнув зрелого возраста, они стабилизируют свою занятость. Уровень безработицы различен также в зависимости от расовой принадлежности. Так, для взрослых рабочих негров этот показатель в 2 раза выше, чем у белых.

Естественный уровень безработицы – это такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие цены и заработную плату, находятся в равновесии. В современной экономике, обременённой высоким уровнем инфляции, естественный уровень безработицы характеризуется как предельно низкий (допустимый). Отметим, что если в начале 60-х годов естественный уровень безработицы в США составлял 4 %, т о в 8 0-х он составил 6–7 %. Такой рост – одна из наиболее неприятных тенденций экономического развития. Причин тому несколько: в состав рабочей силы всё активнее вовлекаются подростки, женщины и представители национальных меньшинств.

Кроме отмеченных ранее причин на занятость влияет экономическая политика. В течение 26 недель безработный получает 50 % прежней заработной платы в форме государственной страховки и освобождается от налогов, что в сумме эквивалентно 60–70 % прежнего заработка.

Естественно, что в таких обстоятельствах рабочие более разборчивы и неторопливы в выборе новой работы, избегают низкооплачиваемых должностей.

В качестве итога перечислим меры, которые могли бы способствовать снижению естественного уровня безработицы: улучшение информированности населения о возможностях занятости; совершенствование профессиональной подготовки по дефицитным специальностям; снижение уровня государственной защищённости безработных; проведение общественных работ.

 (по П. Самуэльсону)

 

Задание 10. Почему безработица, по мнению автора текста, является центральной экономической проблемой современного общества? Какие социально-демографические характеристики рабочей силы, по мнению автора, влияют на уровень занятости? Как автор определяет естественный уровень безработицы?

 

Задание 11. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «инфляция». Как, по мнению автора, высокий уровень инфляции влияет на естественный уровень безработицы? Какие меры по снижению уровня безработицы называются в тексте? Назовите три любые меры.

 

Задание 12. Какие три вида безработицы названы в тексте? Приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждый из этих видов безработицы.

 

Задание 13. Автор пишет, что вынужденная незанятость отрицательно влияет на самого безработного. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три неэкономических последствия незанятости для безработного.

 

Задание 14. В стра­не Z для раз­ви­тия эко­но­ми­ки была сни­же­на став­ка ре­фи­нан­си­ро­ва­ния цен­траль­но­го банка. На­зо­ви­те любые три по­след­ствия дан­но­го ре­ше­ния для фи­нан­со­вой сферы стра­ны Z.

Задание 15. Вам пред­сто­ит подготовить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Цикличность эко­но­ми­че­ско­го развития». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трех пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Темы для эссе

 

«Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой — прибыль». (Р. Хэйн)

 «Экономика меняется вместе с жизнью». (Ж. Жорес)

«Инфляция — одна из форм налогообложения, не нуждающаяся в законодательном одобрении». (М. Фридмен)

 

Контроль темы

 

Задание 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Задание 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) подъем производства, 2) спад экономики, 3) экономический цикл, 4) период рецессии, 5) пик деловой активности, 6) экономический кризис.

 

Задание 3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют рынок труда. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


1) безработица

2) квалификация

3) минимальный размер оплаты труда

4) валюта

5) занятость

6) бюджет.

 

Задание 4. В чем проявляется негативное влияние инфляции на домохозяйства? Выделите все цифры, под которыми указаны подходящие положения.

1) обесценивание сбережений                               

2) снижение качества товаров и услуг     

3) снижение платежеспособности населения

4) увеличение потребления предметов роскоши

5) сокращение поступлений в госбюджет

6) падение реальных доходов хозяйств

 

Задание 5. Найдите в приведенном ниже списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) домохозяйки

2) частично занятые на производстве

3) не имеющие работы, но активно ее ищущие

4) отбывающие срок заключения в тюрьмах

5) работающие по гибкому графику

 

 

 

 

Задание 6. Установите соответствие между примерами и соответствующими им видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтеры остались без работы

Б) выпускники творческих вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую

В) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу

Г) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров

Д) в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие различные товары и услуги, сократили численность персонала

1) сезонная

2) структурная

3) фрикционная

4) циклическая

 

Задание 7. Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП) и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ВВП — это со­во­куп­ность эко­но­ми­че­ских ресурсов, вклю­ча­ю­щая клю­че­вые

 про­из­вод­ствен­ные факторы.

2) ВВП от­ра­жа­ет об­ще­ствен­ную по­треб­ность в определённом ко­ли­че­стве то­ва­ров и услуг, не­об­хо­ди­мых для нор­маль­но­го жиз­не­обес­пе­че­ния населения.

3) ВВП ха­рак­те­ри­зу­ет общий объем производства.

4) ВВП — это со­во­куп­ная ры­ноч­ная сто­и­мость всех ко­неч­ных продуктов, про­из­ве­ден­ных в эко­но­ми­ке (внутри страны) в те­че­ние од­но­го года.

5) ВВП — это си­сте­ма социально-экономических и юри­ди­че­ских отношений,

обес­пе­чи­ва­ю­щих не­пре­рыв­ный про­цесс вос­про­из­вод­ства ра­бо­чей силы.

Задание 8. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) оплата труда домохозяйки

2) покупка нового компьютера

3) подарок внуку от бабушки

4) пенсия шахтера

5) оплата коммунальных платежей

Задание 9. Выберите верные суждения об экономическом росте и развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Под экономическим ростом понимается увеличение количества денег в обороте.

2) Одним из показателей экономического роста является прирост реального валового внутреннего продукта.

3) С переходом к постиндустриальному обществу приоритетным становится производство товаров, а не услуг.

4) Экстенсивный экономический рост достигается за счет развития техники.

5) Интенсивный экономический рост связан с подъемом производительности труда.

 

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Заботы профессиональных союзов непосредственно связаны с ___________ (А) той работы, которой занимаются их члены. И все же у всех профессиональных объединений есть общие задачи.

Важнейшими из них являются улучшение ___________ (Б) и обеспечение его безопасности. Заботит их и предоставление ___________ (В) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим малолетних детей). Постоянная забота профсоюзов — снижение ___________ (Г) работников на производстве или получение ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты ___________ (Д) и нормы, регулирующие условия труда и обеспечивающие снижение производственного травматизма.

Но в мире экономики все имеет свою цену. Такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда для ___________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) условия труда

2) профессионализм

3) риск гибели

4) заработная плата

5) особенности

6) фирмы-покупатели

7) страхование

8) специальные законы

9) льготы

 

Задание 11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) инфляции, и одно предложение, раскрывающее сущность любого вида инфляции.

 

Задание 11*. В стране Z среднегодовое повышение цен (без улучшения качества товаров) составило 20%. Какое экономическое явление иллюстрирует это пример? Выскажите три суждения о влиянии этого экономического явления на экономику страны.

 

Задание 12. Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей.


 


Ответы к практическому блоку

1

345

 

2

134

 

3

21112

 

4

124

 

5

24

 

6

182456

 

7

13

 

8

134

 

9

135

 

10

11212

 

11

146

 

12

123

 

13

145

 

14

23

 

15

134

 

16

14

 

17

 

18

 

19

 

 

20

 

21

 1) смысл понятия, например: рынок труда — совокупность экономических и юридических процедур,

позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на деньги и иные материальные блага;

 2) два предложения с информацией о рынке труда,

опирающейся на знания курса, например:

— «Рынок труда характеризуется мобильностью предлагаемых трудовых услуг».

— «Рынок труда отражает структуру общественного производства и общее состояние экономики региона и страны в целом».

22

 1) взятие денег в долг, так как в условиях инфляции должник всегда в выигрыше, ему придется возвращать более дешевые деньги, по сравнению с теми, что он брал;

 2) вложение сбережений в произведения искусства, то, что в меньшей степени подвержено обесцениванию;

 3) приобретение участка земли, недвижимости;

 4) вложение денег в собственный отдых, здоровье и т.д.

23

1. Меж­ду­на­род­ная тор­гов­ля как форма меж­ду­на­род­ных эко­но­ми­че­ских отношений.

2. Прин­ци­пы меж­ду­на­род­ной торговли

а. прин­цип аб­со­лют­но­го преимущества

б. прин­цип от­но­си­тель­но­го преимущества

3. Виды об­мен­ных от­но­ше­ний в меж­ду­на­род­ной торговли

а. импорт

б. экспорт

4. Внеш­не­тор­го­вая по­ли­ти­ка государства

а. протекционизм

б. уме­рен­ная тор­го­вая политика

в. сво­бод­ная тор­гов­ля (фритредерство)

5. Ме­то­ды го­су­дар­ствен­но­го регулирования

а. тарифные

б. нетарифные

6. По­ло­жи­тель­ное вли­я­ние меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли на на­ци­о­наль­ную политику

а. эко­но­ми­че­ская интеграция

б. по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти на­ци­о­наль­ных хозяйств

в. фор­ми­ро­ва­ние устой­чи­вых эко­но­ми­че­ских связей

г. по­лу­че­ние не­об­хо­ди­мых эко­но­ми­че­ских благ

д. уве­ли­че­ние до­хо­дов го­су­дар­ствен­но­го бюджета

24

1) сфера общественной жизни — экономическая;

2) тип безработицы — структурная;

3) негативные последствия безработицы;— снижение жизненного уровня населения;— рост социальной напряжённости;— недоиспользование экономического потенциала общества;— потеря безработными профессиональных знаний и навыков; — высокий риск девиантного поведения (пьянства, наркомании. преступности).

25

1) на­зва­на стадия: спад (рецессия);

2) при­ве­де­ны три дру­гих признака:− со­кра­ще­ние де­ло­вой активности;− рост безработицы;

− со­кра­ще­ние объёмов производства. (Могут быть на­зва­ны дру­гие признаки.)

 

 

 

 

Ответы к домашнему заданию

1

235

2

12311

3

подъём

4

34

5

13

6

14

7

135

8

1. Деньги — всеобщий эквивалент стоимости при обмене товаров и услуг.

2. Основные функции денег:

а) мера стоимости;

б) средство платежа;

в) средство обращения;

г) средство накопления.

3. Структура денежной массы в современной экономике:

а) наличные денежные средства;

б) безналичные деньги.

4. Формы движения денег в современной экономике:

а) обращение в качестве платежных и расчетных средств;

б) движение в качестве заемных средств или кредитов;

в) движение денег и ценных бумаг на финансовом рынке.

5. Электронные деньги, сетевые платежи — новый вид денег в современной экономике.

9

1) вывод, например: в Япо­нии удель­ный вес рас­хо­дов на опла­ту труда в сто­и­мо­сти про­дук­ции в 2–3 раза ниже, чем в дру­гих странах.

2) воз­мож­ные факторы, вли­я­ю­щие на умень­ше­ние доли зар­пла­ты в сто­и­мо­сти продукции, допустим:− сто­и­мость жиз­нен­ных благ, не­об­хо­ди­мых для под­дер­жа­ния спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка к труду (в раз­ных стра­нах он различается);− уро­вень ква­ли­фи­ка­ции работников;− усло­вия труда;

− спрос и пред­ло­же­ние на рынке труда.

10

1) ответ на первый вопрос, например: следствием высокого уровня безработицы является недоиспользование ресурсов и низкие доходы населения;

2) ответ на второй вопрос, например: расовая принадлежность работников, пол работников, возраст работников;

3) ответ на третий вопрос, например: такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие цены и заработную плату, находятся в равновесии.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

11

1) объяснение, например: повышение уровня цен на товары и услуги на длительный срок;

(Может быть дано другое объяснение)

2) ответ на первый вопрос, например: при высоком уровне инфляции уровень естественной безработицы является низким;

(Ответ может быть дан в близких по смыслу выражениях)

3) ответ на второй вопрос, например: улучшение информированности населения о возможностях занятости; совершенствование профессиональной подготовки по дефицитным специальностям; снижение уровня государственной защищённости безработных; проведение общественных работ.

12

1) фрикционная безработица (например, Александр К. переехал из села в областной центр и в течение трёх месяцев искал новую работу);

2) структурная (например, значительная часть сотрудников банка М потеряла работу в связи с развитием электронных банковских сервисов);

3) циклическая (например, в стране Т в течение 3 лет отмечается снижение уровня ВВП и падение покупательной способности населения, в связи с чем предприятия, реализующие товары и услуги, вынуждены увольнять сотрудников).

13

1) безработица отрицательно влияет на нравственный облик человека (например, может спровоцировать пристрастие к алкоголю или наркотикам);

2) потеря работы является серьёзным стрессом (может вызвать психическую травму, спровоцировать длительную депрессию);

3) потеря работы может толкнуть человека на нарушение закона (уровень преступности среди безработных обычно выше, чем среди занятых).

14

1) снизились став­ки по кредитам:2) понизились до­хо­ды по вкладам:

3) снизился курс на­ци­о­наль­ной валюты.

15

1) Понятие эко­но­ми­че­ско­го цикла.

2) Фазы эко­но­ми­че­ско­го цикла:

а) экономический подъем;

б) спад экономики;

в) фаза депрессии;

г) оживление экономики.

3) Тенденция со­кра­ще­ния длительности эко­но­ми­че­ско­го цикла.

4) При­чи­ны циклического раз­ви­тия экономики в усло­ви­ях рынка:

а) неблагоприятные социально-политические фак­то­ры (войны, революции);

б) резкий рост цен на энер­го­но­си­те­ли («нефтяной шок»);

в) необдуманная эко­но­ми­че­ская политика;

г) банковские спекуляции.

Ответы к контролю темы

1

биржа труда

2

3

3

46

4

136

5

235

6

23134

7

34

8

25

9

25

10

519386.

11

1) смысл понятия, например: процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся B росте общего уровня цен;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) Одно предложение с информацией о видах инфляции, опирающейся на знания курса, например: В зависимости от причины возникновения инфляции различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о двух и более видах инфляции.)

3) одно предложение, раскрывающее c опорой на знание курса Одну из возможных мер антиинфляционной политики, например: Одной из мер антиинфляционной политики является сокращение социальных расходов государства и замораживание роста заработной платы в бюджетном секторе.

11*

1) экономическое явление - инфляция: 

2) три суждения, допустим: 

— высокий уровень инфляции приводит к остановке производства;

— инфляция приводит к дезорганизации системы денежного обращения и её замене системой натуральных расчётов; 

— инфляция обесценивает трудовые услуги, существенно сокращает потребление.

12

1) Не­по­сред­ствен­ное со­зда­ние новых ра­бо­чих мест за счёт го­су­дар­ствен­ных рас­хо­дов

( например, ра­бо­та в об­ла­сти охра­ны окру­жа­ю­щей среды, стро­и­тель­ства ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных дорог, очист­ка мест про­жи­ва­ния от му­со­ра и так далее.)

2)Стимулирование боль­шо­го и ма­ло­го предпринимательства

(Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком сти­му­ли­ро­ва­ния ма­ло­го биз­не­са яв­ля­ет­ся бан­ков­ская система, тогда как их под­держ­ка яв­ля­ет­ся в ос­нов­ном го­су­дар­ствен­ной прерогативой.)

3) Воз­дей­ствие на рынок труда, в том числе с целью его развития.

(Принятие мер по пе­ре­рас­пре­де­ле­нию име­ю­ще­го­ся спро­са на труд путем по­буж­де­ния пред­при­я­тий к умень­ше­нию ра­бо­че­го вре­ме­ни от­дель­ных работников.)



 

Скачано с www.znanio.ru

УРОК 16. МАКРОЭКОНОМИКА: ДЕЛОВАЯ

УРОК 16. МАКРОЭКОНОМИКА: ДЕЛОВАЯ

Задание 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов

Задание 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов

Задание 10. Установите соответствие между видом безработицы и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Задание 10. Установите соответствие между видом безработицы и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Экономический рост представляет собой количественное изменение производственной системы страны 2)

Экономический рост представляет собой количественное изменение производственной системы страны 2)

Прочитайте текст и выполните задания (17-20)

Прочитайте текст и выполните задания (17-20)

Задание 18. Авторы утверждают, что «экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью»

Задание 18. Авторы утверждают, что «экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью»

Домашнее задание Задание 1.

Домашнее задание Задание 1.

Задание 6. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете

Задание 6. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете

Отметим, что если в начале 60-х годов естественный уровень безработицы в

Отметим, что если в начале 60-х годов естественный уровень безработицы в

Контроль темы Задание 1. Запишите слово, пропущенное в схеме

Контроль темы Задание 1. Запишите слово, пропущенное в схеме

Задание 6. Установите соответствие между примерами и соответствующими им видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Задание 6. Установите соответствие между примерами и соответствующими им видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний)

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний)

Ответы к практическому блоку 1 345 2 134 3 21112 4 124 5 24 6 182456 7 13 8 134 9 135 10 11212 11…

Ответы к практическому блоку 1 345 2 134 3 21112 4 124 5 24 6 182456 7 13 8 134 9 135 10 11212 11…

Рынок труда характеризуется мобильностью предлагаемых трудовых услуг»

Рынок труда характеризуется мобильностью предлагаемых трудовых услуг»

Ответы к домашнему заданию 1 235 2 12311 3 подъём 4 34 5 13 6 14 7 135 8 1

Ответы к домашнему заданию 1 235 2 12311 3 подъём 4 34 5 13 6 14 7 135 8 1

Понятие эко­но­ми­че­ско­го цикла

Понятие эко­но­ми­че­ско­го цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2021