Кинезиологические упражнения в работе с детьми с НОДА
Оценка 4.9

Кинезиологические упражнения в работе с детьми с НОДА

Оценка 4.9
Домашнее обучение
docx
дефектология
27.11.2022
Кинезиологические упражнения в работе с детьми с НОДА
В данной статье отражен опыт работы педагога по внедрению в практику системы кинезиологических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специальные «кинезиологические упражнения» применены для успешного развития и обучения ребенка с ДЦП, способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Обобщен промежуточный результат применения данной здоровьесберегающей технологии для развития мелкой моторики рук детей с ДЦП. Педагогический опыт будет интересен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, НОДА в условиях коррекционного и инклюзивного образования.
АНДРЕЕВА Г.С. КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.docx

Андреева Галина Спиридоновна,

учитель-дефектолог,

МОКУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №34»

Городского округа город Якутск

galina_andreeva2018@mail.ru

 

 

   КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА

 

 

Аннотация:  В данной статье  отражен  опыт работы педагога  по внедрению в практику системы кинезиологических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специальные «кинезиологические упражнения»  применены для успешного развития и обучения  ребенка с ДЦП, способствуют развитию межполушарного взаимодействия.  Обобщен промежуточный результат применения  данной здоровьесберегающей технологии  для развития мелкой моторики рук детей с ДЦП.

Педагогический  опыт     будет  интересен педагогам,  работающим  с детьми с ОВЗ, НОДА  в условиях коррекционного и инклюзивного образования.

Ключевые слова:  дети с ОВЗ, НОДА, ДЦП,  кинезиологические  упражнения, мелкая моторика рук, раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие.

 

Здоровье ребенка – самое ценное, что может быть у каждого из нас. От их состояния здоровья зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения нашей страны. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал.

Важной  теоретической и практической задачей коррекционной педагогики является создание оптимальных условий для реабилитации, развития и социализации детей с ограниченными возможностями развития.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для детей с ОВЗ ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности.

 Поиск  и применение новых эффективных методов, приемов, здоровьесберегающих технологий способствует успешной  интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в   общество.

В  нашей школе-интернате   21  детей  с НОДА   обучаются на дому.  Я  обучаю  на дому  2 детей с ДЦП с задержкой психического развития и с умственной отсталостью.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь. 

На основе анализа специальной литературы по данной проблеме исследования можно представить классификацию К.А. Семеновой, которая выделяет пять форм: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая, гемипаретическая форма.

Ведущим в клинической картине детей с  ДЦП является нарушение мелкой моторики рук, тонуса мышц.   Поэтому  важной задачей в комплексной реабилитации детей с ДЦП является развитие мелкой моторики. 

Развитие навыков мелкой моторики необходимо потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка с ДЦП потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга.  

Выявленная проблема определила содержания и системы работы по развитию двигательных нарушений детей с ДЦП. Одним из методов,  показавших свою эффективность при коррекции   двигательных  нарушений,   является  кинезиотерапия.  Метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме  происходят положительные структурные изменения (В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия).  Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка  и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у школьников  память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

                 В своей статье кратко расскажу   из  опыта работы применения  кинезиологических упражнений  для развития мелкой моторики рук  у детей  с  диагнозом  «Детский церебральный паралич»

 Кинезиологические упражнения  по развитию  мелкой моторики при ДЦП  развивают чувство ритма, координацию,  мышечные и тактильные ощущения,   стимулируют развитие когнитивных способностей. Использую данные упражнения  в индивидуальных и групповых   коррекционно-развивающих занятиях.

               Прежде чем начинать работу  сначала выявляем  уровень   развития мелкой моторики рук.  Для этого    использую  комплекс диагностических методик:  методики «Змейка», «Лабиринт», «Скатай шарик», «Вырезывание круга» Н.О. Озерецкого, Тест «Штриховка», М. Безруких с  целью  определение уровня развития  динамической координации и соразмеренности движений кисти рук, развития силовых способностей пальцев рук:

- методика «Змейка», Н.О. Озерецкий.

Цель: определение уровня развития координации движений кисти рук детей.

- методика «Лабиринт», Н.О. Озерецкий.

Цель: определение уровня развития динамической координации рук детей.

- методика «Скатай шарик», Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич.

Цель: определение уровня развития  силовых способностей пальцев рук.

- тест «Штриховка», М. Безруких.

Цель: определение соразмеренности движений руки и глаза детей с ДЦП.

-методика «Вырезывание круга», Н.О. Озерецкий.

Цель: выявление степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук.

Данные методики помогают  определить уровень развития мелкой моторики на начале его развития и в процессе обучения ребенка. В течение учебного годы  ведется динамическое наблюдение.

Каждое занятие    начинаем с проведения игрового пальчикового самомассажа  пальцев и кисти рук.  Массаж является одним из видов пассивной гимнастики,  улучшает кровообращение  и стимулирует  рецепторы на кончиках пальцев. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.  

Использую традиционные для массажа движения:  разминание, растирание, надавливание, пощипывание:  Игровые упражнения:

·         «Согреем руки»   разминаем  кисти рук.

·         Упражнение «Одеваем перчатки» - натягиваем на каждый палец перчатку;

·         «Снимаем перчатки» - каждый палец перетираем от основания к ногтю.

·         «Засолка капусты», «Гуси щиплют травку».

Также  использую метод тактильно-кинестетической  стимуляции (ТКС) с применением  массажных мячей, сосновых шишек. Пример тактильно-кинестетической стимуляции  с применением массажного мяча:

ü  Ёжик в горку бежит - бегом, бегом, бегом (массируем руку от кисти к плечу, прерывистыми движениями)

ü  А с горы- кувырком, кувырком, кувырком (круговые вращения от плеча к ладони)

Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания.

В основной  части  занятия  выполняем  кинезиологические  упражнения.   Выполняем их  от простого к сложному упражнению, в зависимости от состояния моторики ребенка.

Поначалу тренируем отдельно каждый палец, для восстановления подвижности пальцев рук.

Применяемые  кинезиологические упражнения по развитию мелкой моторики рук

1.     Сгибание и разгибание пальцев: - правой рукой, начиная с большого пальца; - левой рукой, начиная с большого пальца; - начиная с мизинца; - одновременно обеими руками.

2.     Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются»

3.      «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец.

4.      «Кошка» - последовательно менять положения рук: кулак, ладонь.

5.     «Кулак - ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром, ладонь.

6.      «Ладушки - оладушки» -  правая рука лежит ладонью вверх, а левая – ладонью вниз; одновременная смена позиции рук.

7.     «Дом – ёжик – замок»  - Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

8.     «Ленивые восьмерки»  - начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой (ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно (глаза следят за большими пальцами рук).

9.       «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, одновременно опустить руки и поменять их положение. 

10.   «Симметричные рисунки» - рисование в воздухе обеими руками, зеркально симметричные рисунки: круг-шарик, яблоко.

11. «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук.

Детьми также выполняются в игровой форме:

1.     Упражнения с карандашами:  на стол выкладывается 4–8 карандашей. Собираем карандаши в кулак: а)

правой рукой; б) левой рукой; в) обеими одновременно. Затем по одному выкладываем карандаши на стол: а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими руками одновременно.  Постепенно координируются и развиваются межполушарные связи и у ребенка начинают получаться такие действия.

2.     Упражнения с мячиками. У каждого ребенка  по одному мячику (массажные мячи).

Способы действий с мячиками:

- мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку у себя.

- мяч в противоположной руке – перекладывать  мяч другому ребенку  в руку.

 - мяч в противоположной руке – себе – другому.

Также использую в работе   развивающие межполушарные доски для тренировки обоих полушарий головного мозга ребенка. Межполушарная доска представляет собой деревянное поле со спиралью, по которому ребенок с ДЦП при помощи фишек двумя руками одновременно проводит из одного конца в другой.

 В начале игры ребенок проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Развивая координацию движений с помощью межполушарных досок, мы развиваем координацию движений, моторику ребенка, создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

                Все перечисленные  кинезиологические упражнения  на начальном этапе  даются детям с ДЦП достаточно тяжело.

Поэтому при выполнении кинезиологических упражнений  нужно:

- учитывать  степень двигательных нарушений;

- подбирать   комфортный для ребенка темп и постепенно усложнять, наращивать темп;

-в движениях чередовать сжатие, растяжение, расслабление, следить за распределением тонуса в кисти и пальцах;

- создавать  мотивирующие обстоятельства (занятия в игровой форме, поощрение).

В конце  занятия  проводятся упражнения для расслабления мышц.

Например, упражнение «Паровозик», который снимает непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, что важно для детей с ДЦП.

                Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 5-10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперёд, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

 Занятия с детьми проводятся индивидуально и ежедневно в игровой форме. Точность и правильность выполнения заданий имеет очень большое значение. Сами занятия усложняются, если виден прогресс. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.  Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.  Внутри комплекса упражнения можно  менять местами.

Одной из проблем связанных с недоразвитием мелкой моторики рук является также трудности с овладением письма детей с ДЦП. В нейропсихологии в соответствии с принципом системного строения ВПФ письменная речь рассматривается как сложные функциональные системы, в состав которых входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. Каждый из этих компонентов играет свою особую роль, и недоразвитие любого из них ведёт к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом.

Значительно осложнять процесс письма может  несформированность механизмов,  отвечающих за состояние «фона» двигательной активности – тонус мышц, поддержание позы, координация движений.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга.

 Кинезиологические упражнения и работа в Нейропрописях помогают развитию мелкой моторики рук  и  преодолению трудностей  овладения письмом.

Нейропропись - это универсальный нейротренажер, который содержит стимулирующие и расслабляющие упражнения для рук и глаз. С помощью нейропрописи развивается межполушарное взаимодействие.

Такая системная коррекционная  работа  с применением кинезиологии  очень продуктивна, она ведет  к улучшению двигательной сферы ребенка с ДЦП: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов,  при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях.
           По результатам  промежуточного мониторинга прослеживается положительная динамика в развитии не только мелкой моторики рук, но и в целом развитие познавательной деятельности ребенка.

  И еще  очень важный фактор: это изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности,  появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние.                   

Очень важным также   является организация совместной работы с родителями ребенка.  Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются методам, упражнениям  по развитию мелкой моторики  и продолжают эту данную работу дома.
               Таким образом, кинезиологические упражнения развивают мелкую и крупную моторику, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, формируют пространственные представления, повышают способность к произвольному самоконтролю.

Эффективный  путь помощи  в развитии мелкой моторики рук  детям с ДЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с помощью кинезиологических упражнений.

 

 

Литература

1.Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.

2.Мамедова Л.В., Мингазова М.В. Психолого-педагогический  аспект развития  мелкой  моторики  у детей с  детским церебральным  параличом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-1. – С. 76-78.

3. Т. В. Ахутина Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. Сб. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвящённой памяти профессора Н. Н. Трауготт. СПб.,  изд-во СПб Университета, 2001.

4. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.

5.Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В., Ковязиной М. С. – М.: Генезис, 2018.



 

 

 


 

Андреева Галина Спиридоновна, учитель-дефектолог ,

Андреева Галина Спиридоновна, учитель-дефектолог ,

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения

Ладушки - оладушки» - правая рука лежит ладонью вверх, а левая – ладонью вниз; одновременная смена позиции рук

Ладушки - оладушки» - правая рука лежит ладонью вверх, а левая – ладонью вниз; одновременная смена позиции рук

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2022