Андреева Галина Спиридоновна,
учитель-дефектолог,
МОКУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №34»
Городского округа город Якутск
galina_andreeva2018@mail.ru
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА
Аннотация: В данной статье отражен опыт работы педагога по внедрению в практику системы кинезиологических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специальные «кинезиологические упражнения» применены для успешного развития и обучения ребенка с ДЦП, способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Обобщен промежуточный результат применения данной здоровьесберегающей технологии для развития мелкой моторики рук детей с ДЦП.
Педагогический опыт будет интересен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, НОДА в условиях коррекционного и инклюзивного образования.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, НОДА, ДЦП, кинезиологические упражнения, мелкая моторика рук, раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие.
Здоровье ребенка – самое ценное, что может быть у каждого из нас. От их состояния здоровья зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения нашей страны. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал.
Важной теоретической и практической задачей коррекционной педагогики является создание оптимальных условий для реабилитации, развития и социализации детей с ограниченными возможностями развития.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для детей с ОВЗ ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности.
Поиск и применение новых эффективных методов, приемов, здоровьесберегающих технологий способствует успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
В нашей школе-интернате 21 детей с НОДА обучаются на дому. Я обучаю на дому 2 детей с ДЦП с задержкой психического развития и с умственной отсталостью.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь.
На основе анализа специальной литературы по данной проблеме исследования можно представить классификацию К.А. Семеновой, которая выделяет пять форм: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая, гемипаретическая форма.
Ведущим в клинической картине детей с ДЦП является нарушение мелкой моторики рук, тонуса мышц. Поэтому важной задачей в комплексной реабилитации детей с ДЦП является развитие мелкой моторики.
Развитие навыков мелкой моторики необходимо потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка с ДЦП потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга.
Выявленная проблема определила содержания и системы работы по развитию двигательных нарушений детей с ДЦП. Одним из методов, показавших свою эффективность при коррекции двигательных нарушений, является кинезиотерапия. Метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения (В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия). Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у школьников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
В своей статье кратко расскажу из опыта работы применения кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с диагнозом «Детский церебральный паралич»
Кинезиологические упражнения по развитию мелкой моторики при ДЦП развивают чувство ритма, координацию, мышечные и тактильные ощущения, стимулируют развитие когнитивных способностей. Использую данные упражнения в индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях.
Прежде чем начинать работу сначала выявляем уровень развития мелкой моторики рук. Для этого использую комплекс диагностических методик: методики «Змейка», «Лабиринт», «Скатай шарик», «Вырезывание круга» Н.О. Озерецкого, Тест «Штриховка», М. Безруких с целью определение уровня развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук, развития силовых способностей пальцев рук:
- методика «Змейка», Н.О. Озерецкий.
Цель: определение уровня развития координации движений кисти рук детей.
- методика «Лабиринт», Н.О. Озерецкий.
Цель: определение уровня развития динамической координации рук детей.
- методика «Скатай шарик», Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич.
Цель: определение уровня развития силовых способностей пальцев рук.
- тест «Штриховка», М. Безруких.
Цель: определение соразмеренности движений руки и глаза детей с ДЦП.
-методика «Вырезывание круга», Н.О. Озерецкий.
Цель: выявление степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук.
Данные методики помогают определить уровень развития мелкой моторики на начале его развития и в процессе обучения ребенка. В течение учебного годы ведется динамическое наблюдение.
Каждое занятие начинаем с проведения игрового пальчикового самомассажа пальцев и кисти рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, улучшает кровообращение и стимулирует рецепторы на кончиках пальцев. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Использую традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание: Игровые упражнения:
· «Согреем руки» разминаем кисти рук.
· Упражнение «Одеваем перчатки» - натягиваем на каждый палец перчатку;
· «Снимаем перчатки» - каждый палец перетираем от основания к ногтю.
· «Засолка капусты», «Гуси щиплют травку».
Также использую метод тактильно-кинестетической стимуляции (ТКС) с применением массажных мячей, сосновых шишек. Пример тактильно-кинестетической стимуляции с применением массажного мяча:
ü Ёжик в горку бежит - бегом, бегом, бегом (массируем руку от кисти к плечу, прерывистыми движениями)
ü А с горы- кувырком, кувырком, кувырком (круговые вращения от плеча к ладони)
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания.
В основной части занятия выполняем кинезиологические упражнения. Выполняем их от простого к сложному упражнению, в зависимости от состояния моторики ребенка.
Поначалу тренируем отдельно каждый палец, для восстановления подвижности пальцев рук.
Применяемые кинезиологические упражнения по развитию мелкой моторики рук
1. Сгибание и разгибание пальцев: - правой рукой, начиная с большого пальца; - левой рукой, начиная с большого пальца; - начиная с мизинца; - одновременно обеими руками.
2. Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются»
3. «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец.
4. «Кошка» - последовательно менять положения рук: кулак, ладонь.
5. «Кулак - ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром, ладонь.
6. «Ладушки - оладушки» - правая рука лежит ладонью вверх, а левая – ладонью вниз; одновременная смена позиции рук.
7. «Дом – ёжик – замок» - Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
8. «Ленивые восьмерки» - начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой (ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно (глаза следят за большими пальцами рук).
9. «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, одновременно опустить руки и поменять их положение.
10. «Симметричные рисунки» - рисование в воздухе обеими руками, зеркально симметричные рисунки: круг-шарик, яблоко.
11. «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук.
Детьми также выполняются в игровой форме:
1. Упражнения с карандашами: на стол выкладывается 4–8 карандашей. Собираем карандаши в кулак: а)
правой рукой; б) левой рукой; в) обеими одновременно. Затем по одному выкладываем карандаши на стол: а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими руками одновременно. Постепенно координируются и развиваются межполушарные связи и у ребенка начинают получаться такие действия.
2. Упражнения с мячиками. У каждого ребенка по одному мячику (массажные мячи).
Способы действий с мячиками:
- мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку у себя.
- мяч в противоположной руке – перекладывать мяч другому ребенку в руку.
- мяч в противоположной руке – себе – другому.
Также использую в работе развивающие межполушарные доски для тренировки обоих полушарий головного мозга ребенка. Межполушарная доска представляет собой деревянное поле со спиралью, по которому ребенок с ДЦП при помощи фишек двумя руками одновременно проводит из одного конца в другой.
В начале игры ребенок проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Развивая координацию движений с помощью межполушарных досок, мы развиваем координацию движений, моторику ребенка, создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Все перечисленные кинезиологические упражнения на начальном этапе даются детям с ДЦП достаточно тяжело.
Поэтому при выполнении кинезиологических упражнений нужно:
- учитывать степень двигательных нарушений;
- подбирать комфортный для ребенка темп и постепенно усложнять, наращивать темп;
-в движениях чередовать сжатие, растяжение, расслабление, следить за распределением тонуса в кисти и пальцах;
- создавать мотивирующие обстоятельства (занятия в игровой форме, поощрение).
В конце занятия проводятся упражнения для расслабления мышц.
Например, упражнение «Паровозик», который снимает непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, что важно для детей с ДЦП.
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 5-10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперёд, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
Занятия с детьми проводятся индивидуально и ежедневно в игровой форме. Точность и правильность выполнения заданий имеет очень большое значение. Сами занятия усложняются, если виден прогресс. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. Внутри комплекса упражнения можно менять местами.
Одной из проблем связанных с недоразвитием мелкой моторики рук является также трудности с овладением письма детей с ДЦП. В нейропсихологии в соответствии с принципом системного строения ВПФ письменная речь рассматривается как сложные функциональные системы, в состав которых входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. Каждый из этих компонентов играет свою особую роль, и недоразвитие любого из них ведёт к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом.
Значительно осложнять процесс письма может несформированность механизмов, отвечающих за состояние «фона» двигательной активности – тонус мышц, поддержание позы, координация движений.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга.
Кинезиологические упражнения и работа в Нейропрописях помогают развитию мелкой моторики рук и преодолению трудностей овладения письмом.
Нейропропись - это универсальный нейротренажер, который содержит стимулирующие и расслабляющие упражнения для рук и глаз. С помощью нейропрописи развивается межполушарное взаимодействие.
Такая системная коррекционная работа с
применением кинезиологии очень продуктивна, она ведет к улучшению
двигательной сферы ребенка с ДЦП: снижению спастичности мышц, уменьшению
гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию
произвольности в движениях.
По результатам промежуточного мониторинга
прослеживается положительная динамика в развитии не только мелкой моторики рук,
но и в целом развитие познавательной деятельности ребенка.
И еще очень важный фактор: это изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние.
Очень важным также является организация
совместной работы с родителями ребенка. Родители учатся правильно
взаимодействовать с ребенком, обучаются методам, упражнениям по развитию
мелкой моторики и продолжают эту данную работу дома.
Таким
образом, кинезиологические упражнения развивают мелкую и крупную моторику,
синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению памяти и внимания, формируют пространственные
представления, повышают способность к произвольному самоконтролю.
Эффективный путь помощи в развитии мелкой моторики рук детям с ДЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с помощью кинезиологических упражнений.
Литература
1.Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.
2.Мамедова Л.В., Мингазова М.В. Психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-1. – С. 76-78.
3. Т. В. Ахутина Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. Сб. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвящённой памяти профессора Н. Н. Трауготт. СПб., изд-во СПб Университета, 2001.
4. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.
5.Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В., Ковязиной М. С. – М.: Генезис, 2018.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.