Класный час, 3 класс
«Доброта»
Цель: формирование представлений о доброте. Развитие представления о понятиях: добро, зло, моральный поступок, бескорыстие.
Задачи:
1. Пробуждать у детей стремление совершать добрые дела;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, оценивать поступок;
Оборудование:
1. Аудиофрагмент песни «Что такое доброта»
2. Схема однокоренных слов к слову «добро»;
3. Карточка с текстом притчи «Два волка» у каждого на столе.
4. Дидактические карточки с дифференцированными заданиями.
5. Толковый словарь.
Ход занятия.
1.Актуализация.
- Я рада, ребята, приветствовать вас на нашем часе общения. Мне известно, что все вы любите мечтать и фантазировать. Представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце. Посмотрите в него и улыбнитесь себе, а теперь улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Вот теперь, думаю, мы можем начать наш разговор. Послушайте, пожалуйста, песню (можно подпевать: звучит песня «Дорогою добра»).
Слайд 1
- О чем эта песня, ребята? (О доброте, о дороге добра)
- В чѐм смысл песни? Это и есть первое слово нашей темы.
- Сегодня мы будем говорить о добре, о тех добрых делах, которые уже сделали или сделаем позже.
- Назовите антоним слова «добро»?
- О каких понятиях мы будем говорить на уроке?
3.Постановка цели.
Попробуйте сформулировать цель занятия. (Ответы детей)
- Мне бы хотелось пробудить в наших душах стремление совершать добрые дела, добрые поступки.
4.Основная часть.
- Что такое доброта?
- А сейчас послушайте стихотворение Александра Николаенко и ответьте на вопрос: «Кого автор назвал идеалом доброты»?
Ученик.
В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера.
Ученица.
И откуда спросишь, ты,
Что от это доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ѐжики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это — мама, мама, мама!!!
Учитель:
- Почему?
- Какого же человека можно назвать добрым?
- А только ли слова должны быть добрыми?
-Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте?
- Одноклассники для вас приготовила стихи, которое должны стать для каждого из вас девизом жизни.
- Послушайте и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова.
Доброта, доброта,
Доброта вам не малость,
В доброте есть любовь,
И, конечно, есть жалость!
Пусть все люди на свете
Очень любят друг друга,
Пусть не встанут меж ними,
Холода, злые вьюги!
Доброту вы дарите,
От души и спонтанно,
И пусть этот поступок
Не покажется странным!
Дари добро, что так необходимо.
Ему любой безмерно будет рад…
Не забывай, что наша жизнь взаимна
И всё к тебе вернётся во сто крат!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
-Скажите, какое понятие более широкое «добро» или «доброта»? (Ответы учащихся). Мы много уже сегодня говорили о доброте, а что такое «Добро»? (Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними)
- Что такое нравственная ценность?
- Моральные, добрые поступки связаны с каким понятием? Приведите примеры.
- Какое главное правило добрых поступков? (Бескорыстие)
- А теперь попробуйте образовать однокоренные слова к слову «добро». Попробуйте объяснить значение этих слов так, как вы их понимаете.
Учитель:
- Как вы понимаете смысл пословиц?
Доброе дело и в воде не тонет.
Худо тому, кто добра не делает никому;
Доброе слово и кошке приятно;
Доброе дело само себя хвалит. (Ответы- рассуждения детей)
- Добро каким цветом вы бы изобразили? Поговорим теперь о понятии противоположном добру. С какими цветами оно у вас ассоциируется?
-Как вы думаете, какое определение можно дать этому слову?
-Найдите определение в толковом словаре и прочитайте.
-Какие примеры проявления зла вы можете привести. - Должны ли люди бороться со злом? (Ответы - рассуждения)
Учитель:
- Ребята мы совершаем добрые (моральные) поступки, но бывает и недобрые (аморальные), потом сожалеем. Как вы думаете, какие поступки мы совершаем без усилия воли, добрые или злые? Почему? (Ответы- рассуждения детей) Знайте, за души человеческие идѐт постоянная борьба добра и зла.
Хотите знать как это происходит?
Прочитайте текст притчи. (У каждого на столе текст притчи)
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Каково ваше мнение? (Высказывания детей) 6. Закрепление.
Перед вами три карточки разных цветов. Оцените свои знания и выберите карточку.
Белая – я не многу знаю по этому вопросу.
Желтая - я достаточно хорошо владею данной темой.
Зеленая – я отлично знаю данный материал.
Белая.
Вставьте подходящее по смыслу слово.
Ни один _____________________ человек не бывает счастлив.
Добро помни, а _____________________ забывай.
Не одежда красит человека, а его ________________________ дела.
____________________ словечко, что дождь в засуху.
Спешите делать ________________. Желтая.
Соедини стрелочками данные качества с соответствующими понятиями «добро» и «зло»
Мужество Хитрость
Хвастливость Лживость
Скромность Справедливость
Совесть Эгоизм
Зависть Жестокость
Честность Правдивость
Белый Черный
Объясни смысл пословиц.
1. Скромность украшает человека.
2. Рядом с добрым человеком всегда тепло.
7.Задание на опережение.
На следующем уроке общения мы с вами так же поговорим о добре и зле, и попытаемся понять, менялось ли представление людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Подумайте над этим вопросом.
8. Итог. Подводя итог, хотелось бы провести тренинг для поднятия настроения.
Все слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется еѐ послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревшее душу настроение.
Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
А, напоследок, я хотела бы сказать вам, дать напутствие.
Стань добрым волшебником! Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!!!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.