Классическая музыка как средство развития музыкальных и творческих способностей
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт веселье и жизнь всему существующему. Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».
Платон
Музыку называют «зеркалом души человеческой», «Эмоциональным познанием», она отражает отношение человека к миру. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка, даёт возможность достичь гармонии личности. При слушании и восприятии ребёнком классических мелодий музыка выполняет разнообразные функции: образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного, обогащает духовный мир, а кроме того обогащает его словарный запас. С помощью классической музыки можно развить творческие и музыкальные способности детей. Ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы уметь выразить свои собственные музыкальные впечатления. Соприкосновение с лучшими образцами классической музыки способствует возможностям противостоять негативным тенденциям к заполнению музыкального пространства детей некачественной музыкой в социуме, а также удовлетворяет потребность детей в красивой, доброй музыке, что не всегда может дать современная детская музыкальная индустрия. Именно поэтому классическая музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста.
Главная моя задача это увлечь ребёнка музыкой, сделать так чтобы
слушание музыки стала его потребностью. Для того, чтобы дошкольники могли
воспринять музыкальную классику, у них должны быть сформированы интерес к
музыке и умение её слушать. Важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям
яркие музыкальные впечатления, пробудить сопереживания музыке. Большое внимание
на занятиях уделяю прослушиванию классической музыки русского композитора Петра
Ильича Чайковского, но также с детьми мы прослушивали произведения и других
композиторов, например таких как Антонио Вивальди цикл «Времена года», Эдвард
Григ, Николай Андреевич Римский-Корсаков и другие.
В прошлом
учебном году мною был разработан и реализован творческий проект «Детский альбом
П.И.Чайковского как средство развития музыкального вкуса и
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».
На начать работу нужно с небольшого рассказа о композиторе, рассказав некоторые биографические данные и показав его портрет; а также рассказывала о том, что же такое детский альбом, из чего он состоит и как создавался. Так как этот цикл произведений изучали с детьми подготовительной группы, то иногда, перед тем как включить музыкальное произведение уже не говорила им название, а дети пытались по музыке отгадать его название сами, также перед ними стояло еще несколько задач:
-Какие инструменты играют?
-Какую картинку, закрыв глаза, можно представить?
-Какое настроение у музыки и о чем же пытался донести композитор до слушателей?
После прослушивания и после того как дети узнали название нужно проанализировали: действительно ли музыка передаёт задуманное содержание и отражается ли это всё в названии произведения.
Можно дать детям возможность импровизировать под музыку. Девочки танцевали с куклой под пьесу «Новая кукла», кружились с ней. А под пьесу «Болезнь куклы» жалели и укачивали её. Мальчики с удовольствием играли на барабанах и маршировали под «Марш деревянных солдатиков», а так же представляли себя храбрыми воинами под «Игру в лошадки».
Одним из интересных видов деятельности может стать рисование под музыку. Дети рисуют то, что представляли под музыку. Например, Прослушав пьесу «Нянина сказка», дети сами фантазировали на тему того, о чем эта сказка. Какие в ней персонажи и что они делают. Эту пьесу дети нарисовали красками.
А под пьесу «Сладкие грёзы», дети могут нарисовать свои мечты.
После аудиопрослушивания и обсуждения пьес, можно просмотреть отрывки из мультипликационного фильма «Детский альбом Чайковского».
Слушая и анализируя классическую музыку, у детей развивается музыкальные и творческие способности. Дети будут лучше понимать содержания произведений, описывать музыкальные произведения редко используемыми словами.
Сейчас в нашем мире без современной музыки никуда, она звучит из всех проигрывателей и колонок, в любом магазине и машине и она не всегда качественна. И очень хочется, привить детям любовь к классической музыке. Конечно за небольшое время это сделать практически невозможно, особенно если дома не слушают её. Но думаю дети хоть немного, но благодаря таким занятиям, приблизятся к классической музыке и им она начинает нравиться. Значит классическую музыку и дальше нужно слушать, как можно чаще.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.