Классификация и эволюция звезд.
Оценка 4.7

Классификация и эволюция звезд.

Оценка 4.7
docx
06.10.2021
Классификация и эволюция звезд.
Классификация и эволюция звезд..docx

Занятие № 6

Тема: Солнце – ближайшая звезда. Физические характеристики и строение Солнца. Физические характеристики звезд. Классификация звезд.  

Цели :

1. Обучающая: изучить классификацию звезд;

2. Развивающая: развить умение делать выводы на основе сравнительных характеристик, проверять истинность теоретических выводов, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию Интернет – ресурсов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

3. Воспитывающая: воспитать чувство ответственности, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения общей цели.

Тип занятия: лекция

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка присутствующих на занятии

2. Знакомство аудитории с темой и целью занятия.

Мотивация учебной деятельности студентов.

3.Изучение нового материала.

І. Актуализация знаний.

Каждый из вас не раз любовался ночью звездным небом. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. Нам они кажутся одинаковыми далекими светящимися точками, но в действительности звезды отличаются друг от друга. И сегодня на уроке мы об этом поговорим. Целью нашего урока является повторение, обобщение и закрепление полученных знаний о звездах. Для этого мы сначала выслушаем вами подготовленные небольшие сообщения, а затем будем выполнять различные задания. Оценивать сегодня вы будете сами себя. Для этого заготовлены звездочки, за каждое правильно выполненное задание, вы забираете звезду. В конце урока по количеству звезд будут выставлены оценки.

ІІ Изучение нового материала.

С незапамятных времен люди выделяли Солнце среди всех небесных тел. Жизнь человека всегда была связана с Солнцем. И тогда , когда наши предки прятались от своих многочисленных врагов в пещерах и выходили из них лишь при свете Солнца. И много позднее, когда для земледельцев и скотоводов весеннее Солнце пробуждало природу, а вместе с ней и мечты о новом урожае. По Солнцу путешественники находили свой путь на суше и на море. Поэтому люди в древности обожествляли Солнце. Например, в Древней Греции Солнцу поклонялись как единственному божеству, которое можно увидеть. В Египте бога Солнца называли РА, у славян – ЯРИЛО.

Самой близкой, единственной звездой, которую мы видим днем, является Солнце. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн. км. Но это расстояние постоянно изменяется. К январю оно уменьшается до 147 млн.км, а к июлю достигает 152 млн.км. Соотношение же Солнца и Земли, если их сравнивать по размерам, то примерно такое же, как между точкой , которую вы ставите в конце предложения и футбольным мячом. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли. На Солнце может разместиться более 100 таких планет, как планета Земля.
Масса Солнца в 750 раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет, вместе взятых.
Ученые предполагают, что возраст Солнца около 5 млрд. лет. Солнце выделялось среди всех небесных светил, прежде всего, тем, что оно очень яркое и горячее. На него нельзя смотреть, разве, что только при восходе и заходе, когда оно вблизи горизонта, через облака или через специальные затемненные стекла, чтобы не повредить свои глаза. Проведя опыты и соответствующие расчеты, ученые определили , что поверхность Солнца, т.е. его наружные слои, от которых к нам приходят свет и тепло, имеют около 6000 С, а внутри ещё горячее, температура там достигает 15 млн. градусов. С изобретением зрительной трубы, это первые телескопы Галилео Галилея, люди узнали, что Солнце имеет шарообразную форму, а также увидели на нем темные пятна. Наблюдая за этими пятнами, ученые узнали,  что Солнце вращается вокруг своей оси с запада на восток, как и все планеты вокруг него. Было замечено, что Солнце вращается не как твердое тело. На экваторе один его оборот составляет 25 земных суток, а на полюсе – 30. Также стало известно, что пятна на Солнце непостоянные, изменчивые. Они могут существовать от нескольких дней до нескольких месяцев. Когда пятен много – это годы активного Солнца. Пятна по форме представляют собой коническую воронку, глубина которой 300-400 км., а температура =4300 С.
А еще учеными было обнаружено, что Солнце окружено атмосферой, которая состоит из нескольких слоев, и толщина их достигает сотни и тысячи км. Свет от Солнца до Земли идет 8 минут. Скорость света 300 тыс. км/час. Но солнечные лучи не одинаково нагревают земную поверхность. Чем выше Солнце над головой, тем сильнее оно греет. Летом Солнце высоко стоит на небе, его лучи падают отвеснее и сильнее освещают Землю, Солнце больше посылает тепла. А зимой оно стоит низко над линией горизонта, лучи его скользят по Земле, и бывает холодно.

 

ІІІ.Выслушаем ваши сообщения. Внимательно послушайте, так как эти факты вы будете использовать при выполнении заданий.

Выполнение заданий.

1) групповая работа.Каждая группа получает конверт, в который вложены характеристики звезд. Необходимо выбрать соответствующие характеристики для следующих групп звезд: главной последовательности группы, гигантов, сверхгигантов, белых карликов:

№1 этим звездам свойственна высокая светимость, которая не меняется при изменении температуры

№2 горячие звезды малой светимости

№3 абсолютные звёздные величины звёзд наиболее высокой светимости достигают M = –9m

№4 имеют абсолютную звёздную величину M = +17m

№5 наиболее многочисленный (примерно 90% всех звёзд)

№6 процесс производства термоядерной энергии в них прекращен

№7 отличительной особенностью этих звезд является отсутствие ядерных реакций в самом центре, ядерные реакции протекают вокруг плотного ядра

№8 у этих звезд источником энергии являются термоядерные реакции синтеза гелия из водорода

№9  плотности этих звезд сравнимы с солнечной

Распределить звезды по группам.

Наименование

звезды

Температура

К

Масса(в массах Солнца)

Радиус (в радиусах Солнца)

Расстояние до звезды (св.лет)

Альдебаран

3500

5

45

68

Вега

9500

2,8

3

27

Звезда ван Маанена

4000

0,7

0,009

32

Арктур

4300

1,5

26

56

Антарес

3300

18

560

78

Сириус В

8200

1

0,02

25

Садр

6500

12

255

49

70 Змееносца

4900

0,8

0,89

20 000

Решить задачу на определение расстояний до звезд в парсеках и св.годах

Домашнее задание

Учебник п. 22-27, задачи  по астрономии  №22,23 стр.106, для любителей астрономии проектные работы:"Белые или серые дыры", "История открытия и изучения черных дыр"


 

Занятие № 6 Тема: Солнце – ближайшая звезда

Занятие № 6 Тема: Солнце – ближайшая звезда

Проведя опыты и соответствующие расчеты, ученые определили , что поверхность

Проведя опыты и соответствующие расчеты, ученые определили , что поверхность

Вега 9500 2,8 3 27

Вега 9500 2,8 3 27
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2021