Практическое задание 2
Тема 4. Воспользовавшись текстом лекции охарактеризуйте кратко каждую классификацию методов обучения ( в чем особенность)?
Название классификаций |
Методы |
Особенность |
I. Традиционная (Е.И. Перовский, Е. Я. Голант) |
Практические, наглядные, словесные, современные, связанные с ТСО |
По источнику информации и характеру её восприятия |
II. На основе структуры личности |
рассказ, беседа, показ; упражнения, тренировка, самоуправление и др.; одобрение, похвала, порицание, контроль и др. |
-формирования сознания: -формирование поведения:
- формирование чувств: |
III. По М.А. Данилову, Б.П. Есипову |
1. Приобретение знаний. 2. Формирование умений и навыков. 3. Применения знаний. 4. Закрепления знаний. 5. Проверка знаний, умений и навыков. 6. Творческая деятельность. |
В соответствии с решением дидактических задач. |
IV. По характеру (уровню самостоятельности, активности и творчества) познавательной деятельности учеников (И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин) |
1) объяснительно- иллюстративный- деятельность учащихся в восприятии, осмыслении, запоминании сообщаемой информации; 2) репродуктивный (репродукция знаний- правильное воспроизведение)- деятельность учащихся в овладении приёмами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоение инструкций , алгоритмов, образцов практических действий; 3) проблемного изложения (проблемный метод- деятельность учащихся не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развёртыванием учителем мыслительных операций (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др.). 4)частично-поисковый метод (эвристический)-деятельность учащихся в активном участии в эвристических беседах, овладении приёмами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей её решения; 5) исследовательский метод-деятельность учащихся в освоении ими приёмами самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий. нахождения способов их решения, и проверки полученных данных и др. |
В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. 1и 2 методы преимущественно экономичны, т.к. обеспечивают возможность передачи объёма знаний и умений за минимально короткое время. Прочность знаний значительна, благодаря многократному повторению. 3. метод переходный от исполнительской к творческой деятельности. 4 и 5 методы предусматривают творческое усвоение знаний, поэтому их недостатки являются значительные затраты времени и энергии учителя и учеников. Полученные знания отличаются глубиной, прочностью действенностью. Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения. |
V. По Г.И.Щукина, И.Т.Огородников |
1. Первичного усвоения учебного материала: -информационно- развивающее (устное изложение материала учителем, беседа, работа с книгой); -эвристические или поисковые (эвристическая беседа, дискуссия, лабораторные работы; -исследовательский метод. 2. Закрепления и совершенствования приобретённых знаний: - упражнения по образцу; -практические работы. |
В соответствии с дидактическими целями. |
VI. Бинарные и полинарные методы. |
1) Бинарная СО по М.И. Махмутова
2) Полинарная СО по В.Ф. Паламарчук, В.И. Паламарчук
3) По нем. дидакту Л. Клинберг |
На сочетании методов преподавания и методов учения. Сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности и логические пути учебного познания. В сочетании с формами сотрудничества в обучении. |
VII. По Ю.К. Бабанскому |
1) организация и осуществление УПД; 2) стимулирования и мотивации УПД; 3) контроль и самоконтроль за эффективностью УПД. |
В соответствии с учебно-познавательной деятельностью (УПД) |
Тема 5. Прочитайте текст лекции, кратко ответьте на представленное задание.
1. Какие вам известны формы организации обучения?- способы обучения (индивидуальное, индивидуально-групповой, коллективный),- системы обучения (классно-урочная, белл-ланкастерская, батавская, маннгеймская, Дальтон-план, проектная),-формы (виды) учебной деятельности уч-ся( парная, групповая(общеклассная или фронтальная),коллективная),-формы организации текущей учебной работы класса (школьные и внешкольные. вузовская).
2. Кратко охарактеризуйте способы и системы обучения. Способы обучения зависят от количества обучающих, которые реализуются в различных системах обучения.
Способы обучения |
системы обучения |
индивидуальное |
батавская, маннгеймская |
индивидуально-групповой |
Дальтон-план, проектная |
коллективный |
классно-урочная, белл-ланкастерская |
3. Кратко охарактеризуйте виды учебной деятельности ученика.
4. Кратко охарактеризуйте формы организации текущей учебной работы.
Виды учебной деятельности ученика |
формы организации текущей учебной работы |
1. Парная |
Работа педагога или сверстника один на один |
2. Групповая |
Раздельное, самостоятельное выполнение заданий с последующим контролем и оценкой результатов (фронтальные, дифференцированные, межгрупповые) |
3. Коллективная |
Работа учащихся в парах сменного состава |
4. Индивидуально-обособленная |
Домашние, самостоятельные, контрольные работы, выполнение заданий у доски или в тетради самостоятельно в ходе урока) |
Тема 6. Прочитайте текст лекции, кратко ответьте на представленное задание.
1. Что такое методы воспитания?- Это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания отличаются от средств воспитания , которыми оно связаны.
2. Какие классификация методов воспитания Вам известны, кратко их охарактеризуйте.-1) по источникам передачи содержания (словесные, практические, наглядные,-2) на основе простейшей структуре личности ( формирования сознания, поведения, чувств и отношений.
3. Какие приемы воспитания Вам известны, кратко их охарактеризуйте.-1)Требование (на побуждение к действию (просьба, задание, приказ), запрещающее действовать( указание, соответствующий приказ, наказание),2)оценка(позитивная (поощрение), негативная (порицание)).
4. Какие формы воспитания, кратко их охарактеризуйте?
формы воспитания |
Вид деятельности |
Методы |
1. Организационные Массовые (участие всего класса)
|
Познавательно- развивающая |
Викторины, аукцион знаний, конкурс знатоков "Что? Где? Когда?", конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазёров и т.п. |
2. Кружковая- групповая |
Нравственного воспитания. |
Телемост, акция милосердия, литературно- музыкальные композиции. |
3. Индивидуальная |
Социальное воспитание |
Урок Мира и добра. конкурс плакатов "Мы против наркотиков!" |
5. В чем особенность методов самовоспитания и самообразования?- Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Обращаясь к преемственности поколений, человек на основе своих выводов самоорганизуется, т.е. развивается.
6. Какие принципы и закономерности воспитания Вам известны, кратко охарактеризуйте.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.