Классификация нарушений речи
Оценка 4.9

Классификация нарушений речи

Оценка 4.9
Памятки
doc
дефектология
18.05.2021
Классификация нарушений речи
Классификация нарушений речи (краткое руководство для логопедов)
Классификация наршуений речи.doc

Классификация нарушений речи.

 

Клинико-педагогическая классификация.

 

Эта классификация опирается на традиционные для логопедии содружества с медициной и ориентирована в основном на коррекцию дефектов речи, на разработку дифференцированного подхода с их преодолением.

Она нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений и основывается на подходе от общего к частному. Эта классификация основывается не на одном каком-то критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических критериев. В нее включены лишь те формы речевых нарушений, которые были выделены в логопедической литературе и применительно к которым разработаны коррекционные методики. Каждый  новый этап в развитии смежной с логопедией науки нейропсихологии, нейролингвистики и новые знания, как в логопедии, так и в смежных науках требуют внесения коррективов в прежние представления  о нарушениях речи и их коррекции, поэтому дальнейшая разработка вопросов классификации речевых нарушений остается задачей логопедии. Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации можно разделить на основе психолого-лигнгвистических критериев на 2 большие группы, в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устный или письменный. 

 

Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи

Они подразделяются на 2 типа:

Они подразделяются на 2 типа:

Фонационного (внешнего) оформления высказывания (нарушения произношения). Нарушения произносительной стороны речи (фонационные нарушения).

 

1. Дисфония (dis - расстройство, fono - звук, голос) расстройство фонации (голоса).

Синонимы:

- нарушения голоса

- нарушения фонации

- фоноторные нарушения

- вокальные нарушения.

Проявляется в нарушении силы, высоты, тембра голоса. Обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосового аппарата.

Афония (а - отсутствие, fono - голоса).

нарушения темпа речи.

 

2. Брадилалия (bradis - медленный, замедленный, lalia - речь). Патологочески-замедленный темп речи.

Синонимы:

- брадифразия.

Проявляется в тягучей, растянутой, вялой речи. Обусловлено замедленной реализацией артикуляторной программы. Чаще всего является симптомом других сложных неврологических заболеваний.

 

3. Тахилалия (tachi - ускоренный, lalia - речь) - патологически ускоренная речь.

Синонимы:

- тахифразия.

Проявляется торопливой, стремительной, ускоренной речи. Обусловлено ускоренной реализацией артикуляторной речевой программы, чаще бывает при определенных неврологических заболеваниях.

 

3. Заикание - нарушение темпоритмической организации речи.

Синонимы:

- логоневроз.

Чаще всего проявляется в ходе речевого развития ребенка. В нарушении плавности речи, остановки в речи, которые могут быть в начале, в середине и в конце слова и повторение слогов, звуков, слов. Это вызвано судорогами речевого аппарата; при тонических судорогах проявляется остановка речи, или невозможность начать говорить. Судороги могут быть дыхательного, голосового аппарата. При клонических судорогах - повторение. Обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Эти судороги могут быть разной тяжести.

 

5. Дислалия (dis - расстройство, lalia - речь) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Синонимы:

- косноязычие (устаревшее).

- дефекты звукопроизношения

- фонетические дефекты

- недостатки произношения фонем.

Проявляется в пропуске, искажении, замене звука и группы звуков. Обусловлено в одних случаях нарушениями строения органов артикуляционного аппарата, в других случаях нарушением фонематического слуха. Часто и фонетического слуха и движений органов.

 

6. Ринолалия (rino - нос) -  нарушение тембра голоса и звукопроизношения.

Синонимы:

- гнусавость (устаревшее)

- палатолалия (palatum - твердое небо).

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, локализации и искаженном произношении всех звуков речи. Обусловлено анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, различными расщелинами твердого и мягкого неба, что нарушает преграду между носовой и ротовой полостью.

 

7. Дизартрия (dis - затруднение, отклонение от нормы, artro - членораздельное произношение) - нарушения произносительной стороны речи (звуки и ритмомелодика).

Синонимы:

- косноязычие (устаревшее).

Проявление: в редких случаях в нарушениях нескольких групп звуков, зависящих от нарушения в движении, и ритмомелодической стороне речи (темпа, ритма, слитности). В тяжелых случаях при ДЦП речь бывает неразборчива. Обусловлено: является следствием органического нарушения центральной нервной системы, двигательные расстройства, в том числе и органов речи.

 

Анартрия - отсутствие речи.

 

 

Структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания. Их называют системными или полиморфными нарушениями речи.

 

1. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи.

Синонимы:

- дисфония

- ранняя детская афазия

- афазия развития

- мухонемота (устаревшее).

Проявляется: нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема высказывания, в следствие чего не формируется система языковых, как лексических, так и грамматических и фонематических дефектов. Один из более сложных дефектов речи. Встречаются несколько вариантов алалии, в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы или нарушены:

- моторная алалия - нарушения упражнений речевых движений.

- сенсорная алалия - нарушения (в разной степени) понимания речи.

 

2. Афазия - полное или частичное устранение речи.

Синонимы:

- распад речи

- утрата речи

Проявляется: или в полном отсутствии речи или тяжелых нарушениях лексико-грамматического строя речи. Обусловлено:

- черепно-мозговыми травмами.

- нейроинфекциями

-  инцифалит

- менингит

- опухоль мозга.

Есть детская афазия, но ее можно ставить только тогда, когда у ребенка была сформирована речь.

 

Расстройство чтения

 

1. Дислексия (dis - расстройство, leksis - читаю).

Частичное, специфическое нарушение процессов чтения. Проявляется:

- в затруднениях опознания и узнавания букв

- в затруднении в слиянии букв в слоги

- в затруднении слияния слогов в слова

- в аграмматизмах.

Это приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова и к искажению понимания.

Ошибки носят стойкий характер. Обусловлено: несформированностью и нарушением высших психологических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.

 

Алексия - невозможность чтения.  

Расстройство письма

 

1. Дисграфия (dis - расстройство, grafos - пишу).

Частичное нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы. В смешениях или  пропусках букв, в искажениях звукового состава, в искажения структуры предложения. Все эти ошибки носят стойкий характер. Обусловлено: нарушением высших психологических функций, осуществляющих процесс письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая классификация.

 

Воспитание и обучение детей с нарушениями речи проводятся не только на индивидуальных занятиях, но и на групповых, поэтому необходимо было разработать методы логопедического воздействия для обучения таких детей в коллективе, а соответственно, и другие принципы анализа и классификации этих нарушений. Эти новые принципы у детей были сформированы Р.Е. Левиной, работы которой заложили основание нового раздела логопедии - детской логопедии. Все виды нарушений рассматриваются в данной классификации на основе психолого-лингвистических критериев. Подразделяются на 2 группы.

 

Нарушения средств общения

Нарушения в применении средств общения

Здесь выделяются 2 группы нарушений речи, соответственно которым в детских садах существует 2 группы.

Здесь выделяют 2 группы нарушений речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. (ФФН).

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произносительных фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение языковым анализом. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает. Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектов звуков, т.е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

 

Логопедическая помощь этой категории детей дошкольного возраста осуществляется в специальных садах, в поликлинике, а школьного возраста - на логопедических пунктах.

 

Общее недоразвитие речи (ОНР).

 

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставанием в формировании словарного запаса и грамматического строя. ОНР может проявляться в разной степени, поэтому выделяют 3 уровня речевого развития.

 

I уровень речевого развития -

характеризуется отсутствием речи («безречевые дети»). Пользуются лепетными словами, звукоподражанием, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий. Характерным является использование однословных предложений. Как отмечает Н.С. Жукова, период однословных предложений может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1-2 сложные слова.

 

Переход ко II уровню речевого развития (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что кроме жестов и лепетных слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Одновременно намечается различие некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением, непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

 

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения. Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всем частями речи. Улучшаются произносительные возможности ребенка. Воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Заикание.

 

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а так же в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Это явление вызвано судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произнесения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмического стороны речи.

 

Причины возникновения заикания.

По этиологическому признаку различают 2 вида заикания.

 

1. Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах, центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых нервных детей.

 

2. В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями ЦНС (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.д.).

Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка. В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам речи, повторения отдельных звуков или слов. В дальнейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.

 

Появления заикания.

Заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей. Основным внешним признаком (симптомом) заикания является возникшие в момент речи судороги в дыхательном голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

Формы заикания.

По типу судорог периферического речевого аппарата, различают 3 формы (или вида) заикания:

- клоническую

- титаническую

- смешанную.

Степени заикания.

Различают 3 степени заикания:

- слабую (умеренную)

- среднюю

- сильную (тяжелую).

Четких критериев определения степени заикания нет. В практике обычно считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным, кроме того, при сильной степени проявляются  так же сопутствующие движения и эмболофразия. По мере развития заикания появляются новые речевые уловки. Заикающийся начинает для нужного облегчения речи добавлять слова или звуки «а-а» «э-э» и т.д. Это эмболофразия.

Комбинированные дефекты.

 

Заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

 


Классификация нарушений речи.

Классификация нарушений речи.

Афония (а - отсутствие, fono - голоса)

Афония (а - отсутствие, fono - голоса)

Судороги могут быть дыхательного, голосового аппарата

Судороги могут быть дыхательного, голосового аппарата

Фонационного (внешнего) оформления высказывания (нарушения произношения)

Фонационного (внешнего) оформления высказывания (нарушения произношения)

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком

Свободное же общение крайне затруднено

Свободное же общение крайне затруднено

Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным, кроме того, при сильной степени проявляются так же сопутствующие движения и…

Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным, кроме того, при сильной степени проявляются так же сопутствующие движения и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2021