Классификация задач-рисунков по физике.
При анализе задач-картинок в задачниках и учебниках по физике, пособиях для учителей и учащихся была разработана классификация задачрисунков (таблица 1).
Таблица 1. Классификация задач-рисунков
Тип задачи |
Суть задания |
Развитие умений |
Пример задачи |
Задачирисунки «Узнай и объясни явление» |
Учащиеся, глядя на рисунок, должны распознать физическое явление и объяснить его физическую суть. |
Учащиеся учатся видеть и узнавать физические явления в окружающем мире, давать им объяснение, аргументировать свою точку зрения. |
Какое физическое явление Вы наблюдаете на рисунке? Объясните. |
Задачирисунки «Соотнеси картинку и физическое содержание» |
Необходимо соотнести рисунок с физическим явлением, которое он подтверждает; рисунок с формулой или физическим законом, которые с ним соотносятся; рисунок с именем ученого, открывшего это явление. |
Развитие умения видеть и узнавать физические явления, сопоставлять иллюстрацию физического явления с физическим законом, формулой, сведениями из истории физики, развитие внимания, умения применять знания. |
На рисунках изображены физические явления. Соотнесите рисунки с формулой, которая описывает протекание явления. |
Задачирисунки «Найди ошибку» |
На рисунках изображены физические явления или процессы. Но на каждом рисунке есть одна или несколько |
Развитие умения наблюдать, критически оценивать увиденное, находить и объяснять физические |
Рассмотрите рисунок. В чем |
|
физических ошибок. Задача учащихся увидеть ошибку, объяснить, в чем она заключается, и предложить, как ее исправить. |
ошибки, аргументировать свою точку зрения, применять свои знания на практике. |
заключается ошибка? Как можно эту ошибку исправить? |
Задачирисунки «Составь задачу и реши ее» |
Приведен рисунок с изображением какого-либо физического процесса, действия или явления. Учащиеся должны рассказать содержание рисунка, составить к нему задачу и решить ее. |
Развивает умение анализировать, рассуждать, выражать свои мысли, составлять связный физически грамотный текст; развивает фантазию, умение творчески мыслить, связывать физические процессы с окружающей жизнью, применять свои знания на практике. |
Рассмотрите рисунок. Постарайтесь придумать к нему вопросы физического содержания. |
Задачирисунки «Сравни и сделай вывод» |
Показаны два рисунка, отражающие один и тот же объект, сюжет и т.п. Учащимся нужно понять, какое физическое явление или процесс иллюстрируют рисунки. Затем сравнить рисунки и понять, в чем различие. После чего ответить на |
Умение анализировать, сравнивать, находить сходства и различия, переводить увиденное на язык физики, строить рассуждения, логические связи, аргументировать свои идеи. |
Сравните два рисунка. В чем сходство и |
|
вопрос к задачерисунку. |
|
различие? Чем это можно объяснить? |
Задачи- рисунки «Найди лишнее» |
Представлены несколько рисунков, один из которых является лишним, а остальные объединены одним физическим явлением или процессом. |
Развивает внимание, логическое мышление. Учащиеся учатся анализировать и делать выводы, защищать свою точку зрения. |
Какая линза лишняя? Объясните свой выбор |
Вычислительн ые задачирисунки |
По предложенному рисунку составляется вычислительная задача для дальнейшего ее решения
|
Способствует развитию воображения, творчества, умению выделять главное. |
По рисунку составьте условие задачи и решите ее. |
Представленная классификация задач-рисунков не является исчерпывающей и может быть дополнена.
Задачи-рисунки дают возможность раскрыть свои творческие способности учащихся и привнести в процесс обучения что-либо новое.
Задачи-рисунки помогают понять целый ряд явлений, которые постоянно совершаются в окружающем мире, но часто не привлекают внимания, помогают научиться сравнивать физические явления, находить в них общие черты и различия, сопоставлять действительность с материалом по физике, который изучается на уроках или описывается в учебниках.
На уроках физики задачи-рисунки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют повышению учебной мотивации, выступают как эффективное средство занимательности. Можно отметить и развивающую функцию задач-рисунков. Они способствуют развитию пространственного и творческого мышления, воображения, умения анализировать и сравнивать, делать выводы, а также находить физические явления в окружающем мире.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.