КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Оценка 5

КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Оценка 5
docx
23.01.2024
КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
классификация ЧС.docx

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

1 ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1.1 Изучить выдержки из Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304.

1.2 Классифицировать ЧС по различным признакам.

 

2 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2.1 Проанализировать признаки классифицирования ЧС.

2.2 Познакомиться с выдержками из Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304.

2.3 Выполнить задании (4.1-4.7).

2.4 Ответить на контрольные вопросы.

2.5 Сделать вывод по проделанной работе и оформить отчет.

 

3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду. ЧС сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано определение ЧС и другие основные определения в этой сфере.

Все ЧС можно классифицировать по различным признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации. По сфере возникновения различают природные, техногенные, экологические, биологические, социальные, антропогенные ЧС. К ЧС природного характера относятся геологические (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, лавины), метеорологические (ураганы, бури, снежные бури, смерчи), гидрологические (наводнения, нагоны, цунами), природные пожары (лесные, торфяные, степные). ЧС техногенного характера включают аварии на химически опасных, пожаро- взрывоопасных и радиационных объектах, на транспорте и коммунально- энергетических сетях. К ЧС экологического характера относятся различные изменения состояния суши (деградация почв, эрозия, опустынивание), свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, кислотные дожди, шумы, вредные вещества, разрушение озонового слоя), состояния гидросферы (истощение и загрязнение водной среды), состояния биосферы. К биологическим ЧС относятся: массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии). К социальным ЧС — события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др. Антропогенные ЧС- следствия ошибочных действий людей.

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация. По ведомственной принадлежности различают ЧС: в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном); в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений); в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений); на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном); в сельском и лесном хозяйстве.

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий. Классификация устанавливается Постановлением правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4) причина возникновения ЧС. При этом ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

5) режим времени, при этом ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени. Для ЧС военного времени в нормативной и методической литературе используется выражение «ЧС от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий».

6) скорость развития ЧС. По скорости развития (распространения) ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.), медленные (засуха).

7) причинами возникновения ЧС являются внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина и внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.

8) суть явления ЧС может быть конфликтной (военно- политического, социально- экономического характера) и бесконфликтной (техногенного, природного, экологического характера).

9) характер поражающих факторов при ЧС может быть: химический, физический, биологический, информационно- психологический, комбинированный.

10) вид происшествий, приводящих к ЧС подразделяется на аварии (ЧС, приведшие к разрушению устройств и сооружений), катастрофы техногенные (аварии, в результате которых погибли люди), катастрофы производственные или техногенные (крупные аварии с жертвами и значительным материальным ущербом), катастрофы природные или стихийные бедствия (ЧС природного характера, вызвавшие гибель людей и значительный материальный ущерб).

ЧС характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

 

Постановление правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 (с изменениями)

О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.http://present5.com/docs/rschs_i_vsmk_images/rschs_i_vsmk_25.jpghttp://present5.com/docs/rschs_i_vsmk_images/rschs_i_vsmk_25.jpg

 

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (с изменениями)

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются:

предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Федеральным законом не регулируются.

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Президент Российской Федерации:

а) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий;

в) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;

г) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Федеральное Собрание Российской Федерации:

а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;

в) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правительство Российской Федерации:

а) издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;

б) организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера;

г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов;

е) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;

ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;

з) обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера;

и) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

л) определяет порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;

г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

к) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2.1. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

3. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 22. Финансирование целевых программ

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 23. Финансовое обеспечение деятельности органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

федерального и межрегионального характера - является расходным обязательством Российской Федерации;

регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.

2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

4 ЗАДАНИЕ

4.1 Выпишите определение ЧС, установленное Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

4.2 Заполните таблицу (по вариантам) по такой схеме:

ЧС

Вид ЧС в зависимости от сферы возникновения

Опасные факторы ЧС

План действий

 

 

 

 

1 вариант-землетрясение, авария на химическом объекте.

2 вариант- пожар, эпидемия.

4.3 Выберите правильные ответы, используя Федеральный закон № 68:

А. ФЗ № 68 определяет:

а) общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан;

б) частные для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан;

в) конкретные меры по защите граждан и объектов экономики в ЧС.

Б. Цели ФЗ № 68:

а) прогнозирование ЧС, эвакуация людей и материальных ценностей, возмещение ущерба от ЧС;

б) предупреждение ЧС, снижение размеров ущерба и потерь, ликвидация ЧС;

в) определение экстремальных ситуаций, определение потерь, спасение людей.

В. Количество основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), определенных данным ФЗ № 68:

а) 10;   б) 14;   в) 13.

Г. Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС:

а) быть проинформированными о риске и мерах защиты; иметь право на возмещение ущерба здоровью и имуществу; иметь право на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

б) получать письменную информацию о ЧС и денежные средства согласно заявлению; пользоваться стационарными лечебными учреждениями МЧС;

в) получать закрытую информацию о ЧС, компенсации, льготы и медицинское обслуживание на правах ликвидаторов ЧС.

Д. Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС:

а) изучать меры безопасности при ЧС; уметь оказывать первую медицинскую помощь;

б) разрабатывать меры безопасности при ЧС; оказывать помощь спасателям МЧС в ликвидации ЧС;

в) соблюдать меры безопасности, не допускать нарушений, которые могут привести к ЧС; изучать и знать основные способы защиты от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи, правила пользования средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и совершенствовать свои знания.

Е. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств:

а) организаций, находящихся в зоне ЧС;

б) объектов, попавших в зону ЧС, и спонсоров;

в) организаций, находящихся в зоне ЧС, средств органов исполнительной власти, бюджетов страховых органов и других источников.

4.4 Установите соответствия между понятием и определением,  используя ФЗ № 68.

1. Предупреждение чрезвычайных ситуаций

А. Территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация

2.

Чрезвычайная ситуация

Б. Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения

3.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

В. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей

4.

Зона чрезвычайной ситуации

Г. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов

4.5 Укажите, какие полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют органы государственной власти РФ в соответствии с ФЗ № 68-ФЗ:

1. Создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера

2. Организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3. Определяет порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей

4. Вводит при чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение

5. Издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение

6. Осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера

7. Определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

8. Устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации

9. Принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение

10. Обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера

11. Содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера

12. Обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

13. Проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

14. Принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера

15. Обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов

16. Осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях

 

А - Президент Российской Федерации

Б - Федеральное Собрание Российской Федерации

В - Правительство Российской Федерации

Г - Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

 

4.6 Выполните задания, используя постановление Правительства РФ № 304:

А. Укажите правильную классификацию ЧС:

а) местные;

б) локальные;

в) объектовые;

г) локальные;

территориальные;

местные;

локальные;

муниципальные;

региональные;

территориальные;

местные;

межмуниципальные;

федеральные.

региональные;

региональные;

региональные;

федеральные;

федеральные.

межрегиональные;

трансграничные.

федеральные.

Б. Составьте классификационную таблицу ЧС на основе критериев, указанных в Постановлении РФ № 304: количество людей, пострадавших в этих ситуациях, размер материального ущерба, границы зон чрезвычайных ситуаций.

4.7  Классифицируйте ЧС по различным признакам:

Примеры ситуаций:

А. 8 октября 2009 года в Вологодской области произошло обрушение конструкций цеха Череповецкого металлургического комбината ОАО «Северсталь». Погибли двое рабочих, еще один находится в больнице в тяжелом состоянии.

Б. 13 июля 2009 года под Самарой в районе села Печерское на мель село нефтеналивное судно «Бельская-75». Специалистами МЧС было установлено, что в водную акваторию поступило более 5,8 тонны мазута марки М-100 – химического вещества 3 класса опасности. Согласно заключению экологической экспертизы, в результате разлива мазута произошло загрязнение воды, берега, дна реки Волги Саратовского водохранилища расстоянии от 15 до 20 километров ниже по течению от места аварии. Ущерб Саратовскому водохранилищу превысил 9,5 миллионов рублей. Благодаря действиям всех служб и организаций удалось предотвратить распространение мазутного пятна в соседние области.

В. 17 августа 2009 года в машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС хлынула вода, уничтожив три гидроагрегата и повредив все остальные. Крупнейшая в России ГЭС была остановлена. Погибли 75 человек, 13 пострадали. Ущерб от аварии превысил 7,338 миллиарда рублей, включая экологический ущерб. Сумма, которая потребуется на восстановление ГЭС, составляет около 20 миллиардов рублей.

Г. 24 мая 2005 года,  на подстанции «Чагино» в г. Москве произошла крупная энергоавария. В результате на длительное время были лишены электричества южные районы столицы, а также ряд населенных пунктов Московской, Тульской и Калужской областей. Без электричества остались более 2 млн. человек, была парализована работа множества служб и организаций. Общий материальный ущерб столицы от той аварии составил 1,7 миллиарда рублей.

Д. В результате продолжительных ливневых дождей, которые прошли 20-23 августа 2009 года на территории республики Дагестан, пострадало 8 районов и 4 города. Полностью разрушены или пришли в негодность для проживания 239 и пострадало (подтоплено) около 3000 частных домостроений. Ориентировочный ущерб, нанесенный хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса, составляет 172 млн. рублей.

 

5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

5.1 Назовите, какие опасные ситуации могут возникнуть в нашей зоне проживания?

5.2 Какие общие признаки у группы ЧС: землетрясение, бури, наводнение и т.д.? Как можно назвать эту группу ЧС?

5.3 По каким признакам можно различить ЧС: пожар в комнате и в многоэтажном здании?

5.4 Каковы причины возникновения ЧС? (на конкретных примерах).

5.5 В каких случаях ЧС может оказать позитивное влияние?


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ

ЧС. При этом ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные

ЧС. При этом ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные

Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн

Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн

Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов

Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; б) вносит…

Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; б) вносит…

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов

Российской Федерации; ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач…

Российской Федерации; ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач…

Статья 19. Обязанности граждан

Статья 19. Обязанности граждан

А . ФЗ № 68 определяет: а) общие для

А . ФЗ № 68 определяет: а) общие для

Создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера 2

Создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера 2

А - Президент Российской Федерации

А - Президент Российской Федерации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2024