ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила:
Жданкина И.Н.,
классный руководитель
6 класса
2019 г.
Цель: Воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества; уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.
Задачи:
· Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
· развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
·воспитывать чувство патриотизма,
· воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Материалы:
фонограммы «От Советского ИнформБюро» , «Пусть всегда будет солнце»; видеоролик «Дети войны»; отрывок мультфильма «Воспоминание»; презентация «Дети войны»; аудиозапись дневника Т.Савичевой.
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте уважаемые взрослые, дети. (Слайд № 1)
(Слайд № 2) Указом президента РФ В.В.Путиным , 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы. И сегодня наш классный час мы посвящаем детям, пережившим страшное военное время - детям войны.
Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Оно обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Только что в школах откружили вальсами выпускные балы. Солнце заливает землю первыми лучами. Рассвет...
Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро» (слайд №3)
Девочка.
Что случилось, скажи, мне ветер
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Мальчик.
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
Учитель: Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех - Великих Отечественных войн.
Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Сразу взрослели дети, на их плечи легла непосильная ноша.
- Ответьте, что такое в вашем понимании «война»?
(дети отвечают, затем читают по листочкам слова и прикрепляют на доску)
Война - это смерть, боль, слёзы матерей, унижение, голод, разруха.
Учитель: Всё это наравне с взрослыми пережили и дети.
Ученик: Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Учитель: Вдумайтесь в эти цифры: (слайд № 4 )
- Каждый день теряли 9168 детей,
- Каждый час – 382 ребенка,
- Каждую минуту – 6 детей,
- Каждые 10 секунд – погибал 1 ребенок
Дети на войне.
Учитель: Вместе с взрослыми сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, отдавали жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.
За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.
Вот лишь несколько имён..
(На экране портреты пионеров - героев. Дети выступают с докладами )
- Леня Голиков! (Слайд № 5 )
Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных мостов. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
-Валя Котик! (Слайд № 6 )
Пионер-герой, юный партизан-разведчик, самый молодой Герой Советского Союза - на момент гибели ему едва исполнилось 14 лет. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
- Марат Казей! (Слайд № 7 )
Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". В мае 1944г погиб в бою с фашистами в Белоруссии. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
- Зина Портнова! (Слайд № 8)
Она расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке. Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки.
Учитель: Все они сражались с врагом плечом к плечу со взрослыми, и погибли, освобождая родную землю от захватчиков.
В каждом селе, в каждом городе есть «Дети войны» (дети показывают сценку)
У костра ребята. Они одеты в одежду того времени, ведут разговор.
Ученик 1. Что теперь будем делать? Как жить?
Ученик 2. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил – пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.
Ученик 3. Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и нет полка!
Ученик 2. Так уж сразу и полка!
Ученик 3. Ну, может быть, и не полка, но многих врагов уничтожу.
Ученик 4.А я буду сержантом, как мой отец.
Ученик 2. А на каком он фронте?
Ученик 4. Погиб под Смоленском.
Труд детей .(Слайд № 9, 10)
Учитель: С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить, ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах .
Дети в фашистских концлагерях.(Слайд 11 )
Учитель: На оккупированной территории фашисты создавали концлагеря, в которых гибли тысячи стариков, женщин и детей. ( Просмотр ролика)
Дети в оккупации. (Слайд №12 )
Учитель: Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки и жителей.
(просмотр отрывка из мультфильма «Воспоминание», слайд №13)
Учитель: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
Блокада и дети. ( Слайд № 14 )
Учитель: Как вы понимаете слово «блокада»?
- Блокада – это окружение города со всех сторон (термин на доске)
( просмотр ролика)
Учитель: Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева.
Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой – смерть.
(Слайд № 15 - прослушивание аудиозаписи дневника Тани Савичевой)
О Дне Победы. (Слайд № 16 )
Учитель: И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! Это случилось 9 мая 1945 года. Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней…
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания, слайд 17 с метрономом)
Итог.
Учитель: До войны это были обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные и друзья. Пришёл час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Прошла война, прошла страда.
Пусть память верную о ней,
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки!
Учитель: Возле, Санкт- Петербурга (бывшего Ленинграда) стоит памятник «Цветок жизни», в память о детях блокадного города, перенёсших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано «Пусть всегда будет солнце» (Слайд № 18 )
(Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»)
Учитель: Наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем за внимание и работу. (Слайд № 19 )
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:(Слайд № 20 )
http://hqwall.ru/files/28/krasnye_s_kustikami_1280x1024.jpg - фон вишневый
http://www.tvoyrebenok.ru/images/presentation/literature/b/01.jpg - фон бежевый
http://sa.uploads.ru/xG7bR.png - георгиевская ленточка волной
http://img-fotki.yandex.ru/get/5603/svetlera.280/0_5b42e_2bbfad5_XL - георгиевская лента
http://www.liveinternet.ru/users/mobil-photo/post218167593/ - клипарты Ордена и медали
http://1001podelka.ru/otkritka/9maya/img/Victory%20Day%20(5).png – дата войны
http://cs3-1.4pda.to/1686611.png - 9 мая
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.