Экскурсия в музей центральной библиотеки г.Инсара .
Посещение музея .
Цель экскурсии:
Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у воспитанников школьного возраста.
Обучающие задачи:
- формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Развивающие задачи:
- формировать у детей познавательную активность;
- побуждать в детях интерес к событиям Великой Отечественной войны;
- развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, воображение;
- содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через музейную экспозицию и рассказ экскурсовода;
- развивать социально-личностные качества детей: сопереживание, умение работать в коллективе, позитивное отношение друг к другу;
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ, армию, формировать интерес к истории своей страны, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны, любовь к Родине.
Ход экскурсии:
1.Организационный момент.
- Инструктаж детей о правилах поведения и безопасности.
2.Информационная часть.
Педагог. Сегодня я хочу пригласить вас в удивительное место. Приближается юбилейная дата -75 годовщина Победы, всенародный праздник. Все люди нашей страны, будут отмечают его.
- Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)
Почти 75 лет назад закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал победу в тылу.
Педагог. Сегодня мы с вами отправимся в музей , который находится в центральной библиотеке нашего города.
- Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)
Педагог. Правильно, музей - это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом, и расскажу о некоторых экспонатах нашего музея, которые помогут вам почувствовать дух военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди в военное время, чем занимались.
Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: взрослые работали, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках. И никто не подозревал, что скоро начнется война.
3.Основная часть.
Экскурсовод. Я приглашаю вас пройти к первому экспонату.
- Ребята, перед вами плакат. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. А называется он «Родина-мать зовёт».
- Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)
На этом плакате художник изобразил образ матери, призывающей на помощь своих сыновей, приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери зовет всех на защиту страны. На заднем плане множество штыков говорят о том, уже тысячи солдат встали на защиту своей родины. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Плакат «Родина-мать» пришелся по душе советским людям. И люди поклялись все, как один, встать на защиту Родины.
В это же время поэт В. Лебедев-Кумач написал стихи песни «Священная война».
И песня и плакат призывали к защите Отечества. (Звучит фонограмма песни «Священная война» и показ плаката "Родина-мать зовет!").
Под эту песню уходили на фронт наши солдаты, защищать свою Родину, родных, детей.
Экскурсовод. Сейчас я хочу пригласить вас к следующему экспонату, который расскажет нам о военных буднях наших солдат. (Рассматривание макета).
- Посмотрите на этот макет.
- Что вы на нем видите? (Окоп, блиндаж, фляжка ).
- Для чего нужны окопы? (ответы детей). Правильно, окопы рыли, чтобы защищать солдат во время боя.
- Посмотрите, это сооружение называется блиндаж.
- А для чего он был нужен? (Ответы детей) Чтобы укрывать военных от огня противника. Они так же использовались для отдыха солдат, там оказывали первую помощь раненым, также там находились связисты.
Стойко и мужественно сражались защитники Родины. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью.
- А какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат?
- Какими они были?
Экскурсовод. Правильно, смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными. Много героических поступков совершили наши солдаты.
-Как называется героический поступок?
Дети. Подвиг.
Экскурсовод. Как называют человека, совершившего подвиг? (Ответы детей).
Экскурсовод. Сейчас я приглашаю вас к следующему экспонату нашего музея. Это солдатский костёр. В редкие минуты тишины солдаты собирались у костра, чтобы немного отдохнуть, написать письма родным и близким. Мы сейчас представим себя солдатами, наденем солдатские пилотки, посидим у костра.
Экскурсовод. А как вы думаете, что больше всего ждали люди с фронта? (Ответы детей).
Конечно, больше всего они ждали писем от мужей, братьев, сыновей, которые с оружием в руках били врага. А солдаты ждали весточек из дома, чтобы узнать, как живут их родные, жёны, матеря, дети. Невозможно передать, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат. Сейчас я покажу вам такое письмо.
(Рассматривание и чтение солдатского письма.)
Экскурсовод. А ещё солдаты любили петь песни. Гармонист брал в руки гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких и родных.
Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Давай с вами послушаем одну из таких песен.
(Слушание песни «В землянке)».
Очень короткими были минуты отдыха, и снова нужно было идти в бой.
Экскурсовод. Как вы думаете, этого много или мало для человека, чтобы жить?
Люди жили, несмотря на все трудности военного времени. И Родина не забывала своих героев. Воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами.
- Посмотрите, такие медали и ордена есть у нас в музее. (Рассматривание орденов и медалей).
Экскурсовод. И вот отгремела война. Пришла долгожданная Победа. В этот день 9 мая 1945 года радовались все люди. Они выходили на улицы, обнимались и целовались. В нашем музее сохранились кадры тех радостных мгновений. Давайте посмотрим их. (Просмотр фотографий)
9 Мая во всех городах проходит Парад Победы. По Красной площади идут полки, чеканят шаг солдаты, движется военная техника, демонстрируя мощь и силу нашей страны, пролетают над городом военные самолеты. А вечером бывает салют, посвященный этому великому дню. Давайте с вами тоже порадуемся этому великому дню и сделаем салют.
Экскурсовод. Сегодня вы много узнали о жизни советского народа во время войны. Расскажите своим близким и друзьям об этом. А каждому из вас я хочу подарить георгиевскую ленточку. Что она обозначает? Цвета ленты: черный и оранжевый, означают «дым и пламя». Именно эта ленточка означает заветные слова «Я помню, я горжусь».
4.Заключительная часть.
Подводятся итоги тому, что увидел и услышал участник экскурсии.
Ответы на возникшие вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.