Конспект занятия на тему : « Знакомство с правилами школьной жизни»
Подготовила воспитатель: Рыгалина Н.В.
2022-2023 учебный год.
Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста навыков социального поведения.
Задачи:
· учить детей культуре поведения в школе, на уроке, в столовой, в гардеробе;
· расширять социальные представления детей о школе;
· учить рассуждать, высказывать свое мнение.
Ход беседы:
I. Решение проблемной ситуации.
Воспитатель: Этот урок мы начнём такой ситуацией. Может кто-то себя узнает?
(Дети разыгрывают ситуацию. Имена детей вымышлены.
Утро. В класс вошёл Вася. Он подошёл к раздевалке, хотел повесить свою куртку и нечаянно уронил куртку Пети. Петя накинулся на Васю).
Воспитатель: Как правильно поступить?
Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, почему произошло это недоразумение?
Дети: Мальчики не знали или забыли, как надо себя вести.
Воспитатель: Кто уже догадался, о чём сегодня на уроке мы поговорим?
Дети: О правилах поведения.
II. Работа по теме занятия.
Воспитатель: А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашей раздевалке?
дети. Не всегда.
Воспитатель: Почему?
Дети: Иногда кто-то толкается, мешает, ребята роняют чужие вещи.
Воспитатель: Ходят ли наши ученики по упавшей одежде? Как надо поступить, чтобы этого не было?
Воспитатель: Давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей.
Правила поведения в раздевалке
· Вешай свою одежду на определенное (свое) место.
· Варежки, перчатки положи в карман, головной убор - в рукав.
· Одежду вешай аккуратно.
· В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
· Увидел упавшую одежду - подними.
· В карманах ничего не оставляй.
· Будь вежлив с товарищами, помогай другим.
Воспитатель:
Звенит заливисто звонок,
И начинается урок.
Но отчего же еле-еле,
Все достают свои портфели
И начинают там искать
Учебник, ручку и тетрадь?
Учитель говорит сурово:
- Опять к уроку не готовы!
Хочу, ребята, вам сказать:
Стыдитесь время зря терять!
Воспитатель: Какое правило нужно помнить ученикам?
Дети: Готовить к уроку учебники, тетради и учебные принадлежности надо на перемене.
Воспитатель: Итак, прозвенел звонок на первый урок, и о своём первом уроке расскажет героиня стихотворения Агнии Львовны Барто.
(Читает ученица)
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс -
Вставать или садиться?..
Мне говорят: “Иди к доске”, -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю. (А.Л. Барто)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем героине стихотворения о правилах поведения на уроке.
Дети: Если учитель задает вопрос, и ты хочешь ответить, нельзя выкрикивать, а нужно поднять руку.
Руку надо поднимать, когда что-то хочешь спросить у учителя.
Воспитатель: А вот какие правила советует запомнить первоклассникам Самуил Маршак.
(Читают дети)
1: Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.
2: Парта – это не кровать и на ней нельзя лежать.
3: Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
4: Учитель спросит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь.
5: На уроках не болтай, как говорящий попугай.
6: Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
III. Физкультминутка.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
Воспитатель: После второго урока мы отправимся в самое “вкусное” место в школе. Куда же это?
Дети: В школьную столовую.
Воспитатель: Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую? Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?
А теперь давайте разберём такую ситуацию.
Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.
- Что вы скажете о поведении Вити в столовой?
- Объясните, как нужно обращаться с хлебом?
- Можно ли сказать, что Витя пошутил?
Воспитатель: А теперь назовите уже известные вам правила поведения в столовой.
(Выслушиваются высказывания детей)
1: Обязательно перед едой надо вымыть руки с мылом
2: Есть надо всегда аккуратно.
3: Надо бережно относиться к хлебу.
4: За собой всегда убирать посуду.
Воспитатель: Ребята, самое главное в поведении за столом - вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А эти правила поведения мы вывесим в классном уголке, чтобы они напоминали, как надо вести себя за столом.
Правила поведения в столовой
· Входить в столовую надо организованно и спокойно.
· Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.
· Перед едой всегда мой руки.
· Не разговаривай во время еды.
· Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
· Убери за собой посуду.
· Скажи “спасибо” тем, кто тебя накормил.
V. Продолжение работы по теме занятия.
Воспитатель: Я в одной школе на перемене и видела такую картину.
Перемена
“Перемена, перемена!” -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно,
Вылетает за порог.
Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова,
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним - бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут - опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем.
(Б.Заходер)
Воспитатель: Какие ошибки в поведении допустил Вова?
(Дети перечисляют)
VI. Итог занятия.
Воспитатель: А теперь давайте подведём итог нашему уроку. Мы поиграем в игру “Знаешь ли ты правила?” Выбери правильные советы, которые соответствуют правилам поведения в школе.
1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
2. Входящего в класс взрослого, приветствуй стоя.
3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»
5. На перемене можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору «сломя голову».
6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.
8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. Один за всех, и все за одного. Не надо ябедничать.
9. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
Воспитатель: А чтобы быстрее все запомнили эти правила, каждый из вас получит памятку. Я уверена, что скоро все наши ребята будут не только знать правила, но и выполнять их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.