Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Теньгинская средняя общеобразовательная школа»
село Теньга, Онгудайский район, Республика Алтай.
Классный час в 5 Аклассе
«100 лет –это много или мало?»
ТРИФАНОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА,
учитель истории и обществознания.
с. Теньга 2021г.
Схема конспекта урока
Учитель |
Трифанова Ирина Владимировна |
Предмет |
Классный час Число 21.04.2022г |
Класс |
5 А |
Тема |
100лет-это много или мало?
|
Тип урока |
Патриотический классный час |
Цель |
Создание условий для ознакомления обучающихся с биографиями выдающихся личностей Ойротской автономной области –Республики Алтай: Г.И.Чорос-Гуркине, Аргымае Кульджине, Тане Марчине, В.И. Чаптынове. |
УУД |
ЛичностныеУУД: Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; осмысление ответственности. Регулятивные УУД: Умение организовать рабочее место; оценка— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умение делать выводы, искать пути решения проблемы. Метапредметные - формировать навыки коллективной работы, развивать воображение, навыки сравнительного анализа, творческие способности. |
Планируемые результаты |
Предметные: Знать – понятие «патриот, Ойротская автономная область, Республика Алтай» Уметь - искать, анализировать, оценивать роль выдающихся личностей в истории. Определять и аргументировать своё отношение к ней. Работать индивидуально и в группе. Личностные: целостное мировоззрение подростка, формирование коммуникативной компетентности. Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. |
Основные понятия |
патриот, Ойротская автономная область, Республика Алтай |
Межпредметные связи |
Обществознание, история , история и культура Горного Алтая |
Ресурсы: |
Оборудование: презентация, ноутбук, раздаточный материал.
ЭОР: Видео-клип «Чаптынов», аудио-запись «Релаксация». Презентация, раздаточный материал |
Формы работы |
Фронтальная, групповая. Приемы «Мозговой штурм:корзина идей, составление кластера, «рука». |
Технология |
Технология развития критического мышления; системно-деятельностный подход; проблемный метод |
Ход урока
1.Организационный момент. 1-2 минуты.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
• эпиграф «С малой удачи начинается большой успех»;
• включение обучающихся в деятельность.
Учитель: |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля. Результат. |
Здравствуйте. Я рада, что подошел час общения с вами, но сегодня предстоит общаться не только друг с другом, но и показать, как мы умеем отстаивать свою точку зрения и рассуждать. |
Здороваются. Готовят все необходимое на классный час |
Личностно-смысловая – я пришел на классный час, чтобы.. |
Включение в учебный процесс |
II. Создание проблемной ситуации. 2-3 минуты.
Цель: Возникновение проблемной ситуации:
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Учитель: |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля. Результат. |
Проблема Как называется наш субъект Российской Федерации? Заставка «Название Республики Алтай». 1 июня 1922 года как Ойратская автономная область (с 1932 года — Ойротская автономная область, с 1948 года — Горно-Алтайская автономная область. 25 октября 1990 года. С 1991 года — Горно-Алтайская ССР с февраля 1992 года — Республика Горный Алтай с 7 мая 1992 года —Республика Алтай Формируется проблема урока .
На последнем этапе классного часа в своих рассуждениях вы попытаетесь дать ответ на поставленную проблему. |
Ответы детей.
Рассуждение
Работают индивидуально и в парах
Формируют проблему.
|
Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.
|
Включение в учебный процесс.
Самооценка. Педагог уточняет тематические рамки классного часа, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. |
III. «Открытие нового знания». Этап изучения новых знаний и способов действий (построение проекта выхода из затруднения) 10-12 минут.
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа:
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Учитель |
Учащиеся:
|
Компетенции/ аспекты компетенции/ УУД |
Оценивание/ формы контроля. Результат. |
|||
Ребята, сегодня мы познакомимся с биографиями выдающихся личностей нашей малой Родины. После ознакомления с биографией мы делаем вывод, каков этого человека в историю нашей малой Родины.
Г.И.Чорос-Гуркин Аргымай Кульджин
Т.И. Марчина
В.И. Чаптынов. Приложения 1-4 Выступление: классного рук-ля, Шадрина В.Г., директор ПЗ «Теньгинский» Черниковой Л.Г., художественный руководитель СДК с.Теньги
(физминутка)
Делятся на группы и собирают кластер-характеристику о каждом из выдающихся личностей из предложенных слов-словосочетаний: Глава Республики Алтай, чабан, основатель Теньги, художник, Герой Социалистического Труда, предприниматель, создал Республику Алтай, депутат Горной Думы.
|
Слушают. Задают дополнительные вопросы
Время выполнения 15 минут.
Рассуждают об роли личности в истории нашей малой Родины.
Выполняют физминутку.
Создают кластер
Работа в группах, время 2-5 минуты.
Афиширование ответов групп |
Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация.
Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом.
Личностно-смысловая - ценностное отношение к совместной деятельности. Личностно-смысловая – ценностное отношение
|
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Участие в диалоге, интерактивной беседе.
Формирования здорового образа жизни
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений |
IV. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий. 2-3 минут
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Учитель: |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля |
Ребята, почему эти люди трудились ради своей Родины?
Организация коллективного проекта «Что вы можете сделать, чтобы прославить свою малую родину-РА? Возвращаемся к проблеме
|
Ответы учеников
Приложения 5 Пишут на руке Свои идеи-предложения |
Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи.
Продуктивная коммуникация |
Коммуникативная - освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. Соединять части в целое. Высказывать суждения свои суждения.
|
V. Рефлексия деятельности (итог урока). 2-3 минуты.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель: |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля |
Учитель задает вопросы: • Классный час мне …. - Я узнал для себя………. -Я желаю ребятам………
Образование области способствовало развитию устойчивой территориальной, экономической и культурной общности алтайцев и других народов в пределах Горного Алтая, а также ускорению социально-экономических преобразований того времени. |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
|
Коммуникативная – монологическая речь учащихся, учебно-познавательная - анализ своей работы. Личностно-смысловая – развитие, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение. |
Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.
Анализирует личностное изменение в процессе учения и воспитания. |
VI. Формулирование домашнего задания.1-2 минуты.
Цель: формирование домашнего задания для закрепления изученного материала.
Учитель: |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля |
Учитель: Предлагаю организовать выставку фотографии из «Семейного альбома» связанные с нашей малой Родиной-Республикой Алтай. |
Запоминают |
Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности |
Логическая завершенность урока. |
Эмоциональная разрядка. |
|
|
|
Приложение №1.
ЧОРОС-ГУРКИН ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ (1870–1937) – родился в 1870 году в с. Улала (ныне г. Горно-Алтайск) в семье алтайца-ремесленника. Рано проявившаяся склонность к рисованию привела его в иконописную мастерскую в местной церковно-приходской школе, где он учился, а затем в Катехизаторское училище в г. Бийске. Выполненные им работы привлекают внимание любителей искусства, и в 1897 году студент Санкт-Петербургской певческой капеллы А. В. Анохин убеждает его ехать в столицу для поступления в Академию художеств. Благодаря случаю, его рисунки попадают к И.И. Шишкину и тот приглашает его в свою мастерскую учеником. Недолгое по времени, но исключительно плодотворное по результатам обучения под руководством знаменитого пейзажиста, дало Григорию Ивановичу прочные профессиональные основы.
В пейзажной мастерской Академии художеств, куда он был принят в 1899 году после смерти И.И Шишкина в качестве вольнослушателя, принципы реалистического искусства, полученные от учителя, продолжают свое органическое развитие.
С 1902 года Г. И. Чорос-Гуркин регулярно участвовал в осенних академических выставках, делая сравнительно большие персональные экспозиции в Академии и в «Обществе поощрения художников». Став членом Товарищества передвижных художников, наряду с такими прославленными мастерами как Суриков, Поленов, Савицкий, принял участие в 31-й Московской выставке Товарищества. На ней Г. И. Чорос-Гуркин представил картину «Катунь весной» (1903).
Приехав на родину, он поселился в селе Анос на левом берегу живописной реки Катунь. Позднее художник выстроил здесь дом, мастерскую, шестигранный аил, разбил большой сад.
Среди величественных гор, наедине с природой прошли наиболее плодотворные годы жизни Г. И. Чорос-Гуркина. В этот период (1906–1916) он создает лучшие свои произведения: «Сосна Аската» (1906), «Хан-Алтай» (1907), «Озеро горных духов» (1910), «Корона Катуни» (1910), «Водопад Балыкту-Суу» (1912), «Юрта в саду художника» (1912).
За десять с небольшим лет состоялось шесть его персональных выставок в городах Сибири: 1907–1908 г. – в г. Томске ,1911 гг. – в Томске, Иркутске, Красноярске, Барнауле, 1915 г. – в Томске. Эти, так называемые, «Гуркинские недели» явились большим событием в культурной жизни Сибири, настоящим праздником живописи. «У Сибири появился, наконец, свой художник», – писала в то время пресса. Григорий Иванович стал первым живописцем, который ввел эстетику пейзажа Сибири в русское искусство.
Г. И. Чорос-Гуркин не ограничивался чисто художественной деятельностью, а выступал еще с литературными произведениями на страницах газет «Сибирская жизнь», «Жизнь Алтая».
Стараясь найти образы и мотивы для своего творчества, Г. И. Чорос-Гуркин много ездил по Алтаю: писал этюды, делал множество натурных зарисовок, набросков, обдумывая замысел будущих своих полотен, что говорило о серьезном намерении воплотить их в жизнь. Наиболее плодотворной была поездка в 1908 году вокруг священной горы алтайцев Уч-Сумер – Белухи. В 1912 году предпринята поездка в самые дальние уголки Алтая, где еще сохранились места с характерным для алтайцев укладом культуры и быта.
1917–1919 гг. он возглавил национально-освободительное движение алтайцев, которое выдвигало такие общедемократические требования как политическое равноправие и самоуправление, свобода языка, культуры и т.д. Дважды был арестован. Из-за нестабильной политической ситуации эмигрировал в Монголию, затем в Танна-Туву. Разлука с родиной длилась почти 6 лет (1919–1925 гг.). В эти годы мастер по-прежнему много работает, пишет пейзажи, портреты, запечатлевает в карандаше и красках характерные особенности природы Монголии и Тувы.
Осенью 1925 года Г. И. Чорос-Гуркин возвращается на родину. В начале 1926 года он с успехом проводит в городе Новосибирске свою первую при Советской власти выставку. Становится членом Всесибирского общества художников «Новая Сибирь». В том же году он принимает участие сразу в двух выставках, проходивших в г. Москве: в восьмой выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) «Жизнь и быт народов СССР» и в «Сибирской выставке», организованной Обществом по изучению Урала, Сибири и Дальнего Востока. Много сил и времени Г. И. Чорос-Гуркин отдал просветительской и педагогической деятельности. По его инициативе открываются музей, национальное издательство, художественная школа для талантливой молодежи. Иллюстрирует первые учебники, книги, рисует плакаты.
11 октября 1937 года Г. И. Чорос-Гуркин, выдающийся художник, сын своего народа был расстрелян как «враг народа».
В 1956 году Г. И. Чорос-Гуркин был реабилитирован.
http://www.musey-anohina.ru/index.php
Приложение №2
Кульджин Аргымай
Автор: Романова С.В., ведущий научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока
Кульджин Аргымай (1865 – ?) – представитель политической и финансовой элиты Алтая кон. XIX – нач. ХХ в. Сегодня этот неординарный человек вызывает огромный интерес в Республике Алтай. Аргымая Кульджина называют духовным лидером алтайского народа, его имя входит в перечень самых значимых для алтайцев имен, таких как художники Н.К. Рерих и Г.И. Чорос-Гуркин, народный сказитель А.Г. Калкин и другие. Биография Аргымая во многом мифологизирована, в ней еще много пробелов, которые только предстоит восполнить современным ученым. Будучи одним из богатейших баев, он занимался предпринимательством, владел табунами в несколько десятков тысяч голов, торговал лошадьми в России и Монголии, поставлял лучших скакунов для императорского двора и армии. В силу коммерческих интересов неоднократно бывал в столице России, Германии и Великобритании. В качестве депутата от алтайского народа входил в число приглашенных на коронацию Николая II. Долгое время Аргымай Кульджин являлся зайсаном (главным управителем) рода майман, а позднее исполнял должность волостного старосты. После Гражданской войны и разгрома Белого движения он вместе с семьей эмигрировал в Монголию, однако в 1920-е гг. вернулся на родину, в период НЭПа пытался возобновить коммерческую деятельность, но безуспешно. В 1930 г. как крестьянин-единоличник был осужден на 10 лет, после возвращения погиб при неизвестных обстоятельствах. Имя Аргымая Кульджина было реабилитировано только в 1995 г.
Аргымай Кульджин, знавший монгольскую и русскую письменность, а также буддийскую литературу, известен своей просветительской и меценатской деятельностью. Он поддерживал связи с учеными, занимавшимися изучением культуры коренного населения Алтая: В.В. Радловым, Г.Н. Потаниным, Н.М. Ядринцевым и Д.А. Клеменцем, которому он всячески способствовал в сборе коллекций. Полученные от коммерции средства он использовал также на просвещение коренного населения. По его инициативе были открыты несколько сельских школ для алтайцев (одна из них действует до сих пор), в некоторых случаях передававшиеся православным миссионерам.
В нач. ХХ в. Аргымай Кульджин являлся одним из организаторов и идеологов религиозного движения алтай jан (алт. – белая вера), получившего название бурханизм (синкретическая религия, основанная на сочетании элементов традиционного алтайского шаманизма и буддизма северного толка; сейчас некоторые исследователи видят истоки этого направления в тенгрианстве древних тюрков). Д.А. Клеменц, летом 1904 г. специально приехавший на Алтай для ознакомления с событиями в долине Теренг, связанными с разгоном бурханистов царскими властями, самую первую информацию получил именно от Аргымая. Впоследствии Клеменц участвовал в судебном процессе над бурханистами в г. Бийске в качестве эксперта по традиционной культуре коренных народов региона, о чем его просил весь состав защиты подсудимых, представленный высококвалифицированными адвокатами Москвы и Петербурга. Во многом благодаря позиции Клеменца, т.е. его аргументированному подходу к изложению сути нового религиозного направления, бурханизм был признан на суде религиозным, а не политическим движением, в связи с чем обвиняемые были оправданы.
Можно предположить не случайность дара «почетным алтайским инородцем» Аргымаем Кульджином двух коллекций по культуре алтай-кижи Этнографическому отделу Русского музея (РЭМ 722 и 1262). Они были зарегистрированы первым заведующим Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III Д.А. Клеменцем в 1905 и 1907 гг.
Первая коллекция включает компоненты костюмов замужней женщины и мужчины: верхнюю и нижнюю праздничную и повседневную одежду, обувь, украшения и аксессуары. Из второй коллекции сохранился лишь пояс «киргизского», точнее, казахского образца и детали снаряжения охотника. Предметы этих коллекций относятся к золотому фонду собрания Российского этнографического музея по традиционной культуре алтайцев. Из 33 предметов сохранилось 27. Самыми яркими из них являются мужская и женская праздничные шубы, крытые китайским шелком с вытканным орнаментом. В Архиве РЭМ в переписке Д.А. Клеменца с его алтайскими корреспондентами, в том числе и с А. Кульджином, содержатся описи предметов с указанием их стоимости. Первая коллекция оценена в 514 руб. При этом стоимость серег составляет 20 руб., золотых колец (впоследствии исключенных) – 4 руб. 75 коп. и в 4 руб. 25 коп., мужского накосного украшения в виде шелковых кистей – 3 руб. Возможно, в будущем при привлечении дополнительных источников удастся выяснить обстоятельства приобретения коллекций и найти объяснение этому противоречию, но для этнографии само по себе представляет интерес то, что накосник сопоставим по цене с золотыми кольцами. Это говорит о том, насколько высоко подобные вещи ценились самими алтайцами.
Ценность этих коллекций заключается и в том, что история их поступления связана со столь интересной и значительной личностью как А. Кульджин.
Эти и другие памятники экспонировались как в РЭМ (например, на выставке, посвященной собирателям, 2014 г.), так и за его пределами: на выставках в Москве – «Древний Алтай», приуроченной к 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства, проходившей в Государственном Историческом музее, и «Путешествие Цесаревича Николая II на Восток» – в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», а также на выставках «Дмитрий Клеменц. Рождение музея» и «Тюркский мир в коллекциях Российского этнографического музея», состоявшихся в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина в Горно-Алтайске, которые вызывали неизменный интерес у посетителей и прессы.
https://ethnomuseum.ru/kollekcii/sobirateli/
Приложение №3
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Тана Бегиновна Марчина |
|||||||
Дата рождения |
1916 |
||||||
Место рождения |
село Теньга |
||||||
Дата смерти |
5 сентября 1993 |
||||||
Место смерти |
село Теньга |
||||||
Награды и премии |
|
Тана Бегиновна Марчина (1916 год, село Теньга — 5 сентября 1993 года, там же) — чабан совхоза «Теньгинский» Онгудайского района Горно-Алтайской автономной области. Герой Социалистического Труда (1966). Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва.
Биография
С 1929 года — пастух в колхозе «Кызыл Чолмон», с 1932 года — чабан, старший чабан совхоза «Теньгинский» Онгудайского района. По итогам 1941 года стала лучшим чабаном Онгудайского района. В 1945 году вступила в ВКП(б). В 1947 году за высокие трудовые показатели была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
С начала 1950-х годов ежегодно выращивала в среднем по 100—120 ягнят от каждой сотни овцематок. В 1965 году получила в среднем по 124 ягнёнка от каждой сотни овцематок. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года «за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции» удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Возглавляла школу передового опыта по выращиванию овец, была наставницей молодых чабанов. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958—1962), членом Онгудайского райкома КПСС.
За годы своей работы вырастила более 30 тысяч ягнят и сдала более 1200 центнеров шерсти. В 1980-е годы вышла на пенсию. Скончалась в 1993 году в селе Теньга.
Награды
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение №4
Валерий Иванович Чаптынов (11 июня 1945, село Верх-Апшуяхта, Шебалинский район, Ойротская автономная область, Алтайский край, РСФСР, СССР — 10 августа 1997, Москва, Россия) — советский и российский партийный и государственный деятель. Глава Республики Алтай с 28 апреля 1990 по 30 января 1997.
Родился 11 июня 1945 года в селе Верх-Апшуяхта Шебалинского района Ойротской АО. По национальности — алтаец[1]. Закончил Алтайский сельскохозяйственный институт в 1967 году по специальности «учёный-зоотехник». Недолго был директором Усть-Коксинской межрайонной государственной племенной станции. В 1969—1972 годах работал секретарём, а затем председателем исполкома Усть-Коксинского райсовета. В 1972—1976 годах работал секретарём, вторым секретарём, первым секретарём Горно-Алтайского обкома ВЛКСМ. В 1976—1978 годах обучался в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1978—1983 годах — инструктор ОК КПСС, первый секретарь Кош-Агачского райкома КПСС. В 1983 году — секретарь, с 1984 по 1988 год — второй секретарь Горно-Алтайского ОК КПСС.
В ноябре 1988 года избран председателем Горно-Алтайского облисполкома. В марте 1990 года становится первым секретарем Горно-Алтайского ОК КПСС и одновременно председателем областного Совета народных депутатов. Настойчиво добивался повышения статуса автономной области. В результате 25 октября 1990 года третья внеочередная сессия Горно-Алтайского областного Совета приняла Декларацию «О государственном суверенитете Горно-Алтайской советской социалистической республики». С 3 июля 1991 года — председатель Верховного Совета самопровозглашенной Горно-Алтайской ССР. 20 августа 1991 года, выступая по алтайскому радио, заявил, что в Горно-Алтайской АО действует Конституция РСФСР, но в то же время отправлял в районы телеграммы с предписанием к организации поддержки ГКЧП. В феврале 1992 года — председатель новоизбранного Верховного Совета Республики Алтай. В октябре 1993 года подписал решение ассоциации «Сибирское согласие» о снятии блокады Верховного Совета.
1 февраля 1994 года избран председателем Государственного Собрания Республики Алтай, получив 21 голос из 27. 30 января 1997 года на сессии Госсобрания избран председателем правительства республики, которое с марта стало называться Советом Министров.
Делегат XXVIII съезда КПСС.
В марте 1990 года избран народным депутатом РСФСР. Входил во фракцию «Суверенитет и равенство» и в Конституционную комиссию Съезда народных депутатов РСФСР. Был делегатом I учредительного съезда КПРФ в феврале 1993 года.
12 декабря 1993 года избран депутатом Совета Федерации, набрав 46,29 % голосов избирателей. Входил в Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике. В 1996—1997 годах входил в Совет Федерации по должности.
Умер 10 августа 1997 года, находясь в Москве.
https://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение №5
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.