Классный час 100 лет Ойротии ТрифановаИВ
Оценка 4.6

Классный час 100 лет Ойротии ТрифановаИВ

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
9 кл
02.12.2022
Классный час 100 лет Ойротии ТрифановаИВ
Классный час разработан на основе системно-деятельностного подхода с элементами технологии критического мышления и проблемным методом. Методы фронтальной, групповой, работы в паре. Приемы «Мозговой штурм: лабиринт, составление кластера, «клубок».
кл ча 100 лет Ойротии Трифанова ИВ.docx

                   Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

               «Теньгинская средняя общеобразовательная школа»

                 село Теньга, Онгудайский район, Республика Алтай.

 

 

 

Классный час в 5 Аклассе

«100 лет –это много или мало?»

 

                           ТРИФАНОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА,

                                   учитель истории и обществознания.

 

 

с. Теньга   2021г.

Схема конспекта урока

Учитель

Трифанова Ирина Владимировна                                                                                                 

Предмет

Классный час                                                                                                           Число  21.04.2022г            

 Класс

5 А                                                             

Тема

  100лет-это много или мало?

 

Тип урока

 Патриотический  классный час

Цель

Создание условий для ознакомления обучающихся с биографиями выдающихся личностей Ойротской автономной области –Республики Алтай: Г.И.Чорос-Гуркине, Аргымае Кульджине,

Тане Марчине, В.И. Чаптынове.

УУД

ЛичностныеУУД: Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; осмысление ответственности.

Регулятивные УУД:  Умение организовать рабочее место; оценка—  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи

Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умение  делать выводы, искать пути решения проблемы.

Метапредметные - формировать навыки коллективной работы,  развивать  воображение, навыки сравнительного анализа, творческие способности.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать – понятие «патриот, Ойротская автономная область, Республика Алтай»

Уметь - искать, анализировать, оценивать  роль выдающихся личностей в истории. Определять и аргументировать  своё  отношение к ней.   Работать индивидуально и в группе.

Личностные: целостное мировоззрение подростка,  формирование коммуникативной компетентности.

Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

Основные понятия

  патриот, Ойротская автономная область, Республика Алтай

Межпредметные связи

Обществознание, история , история  и культура Горного Алтая

Ресурсы:

Оборудование:  презентация, ноутбук, раздаточный материал.

   

ЭОР:  Видео-клип «Чаптынов»,   аудио-запись «Релаксация».

Презентация, раздаточный материал

Формы работы

Фронтальная, групповая. Приемы «Мозговой штурм:корзина идей,  составление кластера,   «рука».

Технология

Технология развития критического мышления; системно-деятельностный подход; проблемный метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока

1.Организационный момент. 1-2 минуты.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

• эпиграф  «С малой удачи начинается большой успех»;

• включение обучающихся  в деятельность.

Учитель:

Учащиеся:

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/

формы контроля. Результат.

Здравствуйте.  Я рада, что подошел час общения с вами, но сегодня предстоит общаться не только друг с другом, но и показать, как мы умеем отстаивать свою точку зрения и рассуждать.

Здороваются.

Готовят все необходимое на классный час

Личностно-смысловая – я пришел на классный час, чтобы..

Включение в учебный процесс

 

II. Создание проблемной ситуации. 2-3 минуты.

Цель: Возникновение проблемной ситуации:

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

проговаривание  цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,  или в виде темы урока.

Учитель:

Учащиеся:

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/

формы контроля. Результат.

 Проблема

Как называется наш субъект Российской Федерации?

Заставка «Название Республики Алтай».

1 июня 1922 года как Ойратская автономная область (с 1932 года — Ойротская автономная область, с 1948 года — Горно-Алтайская автономная область. 25 октября 1990 года. С 1991 года — Горно-Алтайская ССР с февраля 1992 года — Республика Горный Алтай

с 7 мая 1992 года —Республика Алтай

Формируется проблема  урока .

 

 Проблема: 100 лет –это много или мало?

  

 

 

 

 На последнем этапе классного часа в своих рассуждениях вы попытаетесь дать ответ на поставленную проблему.

Ответы детей.

 

 

 

 

Рассуждение 

 

 

Работают индивидуально и в парах

 

 

 

Формируют проблему.

 

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.

 

Включение в учебный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

Педагог уточняет тематические рамки классного часа, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.

 

 III. «Открытие нового знания». Этап изучения новых знаний и способов действий  (построение проекта выхода из затруднения) 10-12 минут.

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. 

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Учитель                      

Учащиеся:

 

Компетенции/

аспекты компетенции/

УУД

Оценивание/

формы контроля. Результат.

Ребята, сегодня мы познакомимся с биографиями выдающихся личностей нашей малой Родины.

После ознакомления с биографией мы делаем вывод, каков этого человека в историю нашей малой Родины.

 

 

                                             Г.И.Чорос-Гуркин

Аргымай Кульджин

Ойротия-Республика Алтай  

 


               Т.И. Марчина

 

В.И. Чаптынов.

Приложения 1-4

 Выступление: классного рук-ля,

Шадрина В.Г., директор ПЗ «Теньгинский»

Черниковой Л.Г., художественный руководитель СДК с.Теньги

 

 

 (физминутка)   

 

 

Делятся на группы и собирают кластер-характеристику о каждом из выдающихся личностей из предложенных слов-словосочетаний: Глава Республики Алтай, чабан, основатель Теньги, художник, Герой Социалистического Труда, предприниматель, создал Республику Алтай, депутат Горной Думы. 

 

 

 

 

 

  Слушают. Задают   дополнительные вопросы

 

 

Время выполнения 15 минут.

 

 

 

Рассуждают об роли личности в истории нашей малой Родины.

 

 

 

 

 

 Выполняют физминутку.

 

Создают кластер

 

Работа в группах, время 2-5 минуты.

 

 Афиширование ответов групп

 

Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация.

 

 

 

 

Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом.

 

 

 

 

 

 

Личностно-смысловая -  ценностное отношение к совместной деятельности.

Личностно-смысловая – ценностное отношение

 

 

 

 

 

Развитие учебно-познавательной мотивации.

 

 

 

 

 

Участие в диалоге, интерактивной беседе.

 

 

 

 

 

Формирования здорового образа жизни

 

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений

 

IV. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий.   2-3 минут

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.    Способы: фронтальная работа, работа в парах.

Учитель:                                                                                                      

Учащиеся:

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/

формы контроля

Ребята,  почему эти люди трудились ради своей Родины?

Патриот – это  человек, который любит свою Родину.

 

 

 

 

Организация коллективного проекта

«Что вы можете сделать, чтобы прославить свою малую родину-РА?

 Проблема: 100 лет –это много или мало?

Возвращаемся к проблеме

 

 

Ответы учеников

 

 

 

 

Приложения 5

Пишут на руке

Свои идеи-предложения

 

Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи.

 

 

 

 

Продуктивная коммуникация

 

Коммуникативная -

освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности. Соединять части в целое.

Высказывать суждения свои суждения.  

 

V. Рефлексия деятельности (итог урока). 2-3 минуты.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель:                                                                                                      

Учащиеся:

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/

формы контроля

Учитель задает вопросы:

• Классный час мне ….

- Я узнал для себя……….

-Я желаю ребятам………

 

     Образование области способствовало развитию устойчивой территориальной, экономической и культурной общности алтайцев и других народов в пределах Горного Алтая, а также ускорению социально-экономических преобразований того времени.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная –   монологическая речь  учащихся, учебно-познавательная - анализ своей работы.

Личностно-смысловая – развитие, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.

 

 Анализирует личностное изменение в процессе учения и воспитания.

VI.  Формулирование домашнего задания.1-2 минуты.

Цель: формирование домашнего задания для закрепления изученного материала.

Учитель:                                                                                                      

Учащиеся:

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/

формы контроля

Учитель:

Предлагаю организовать выставку фотографии из «Семейного альбома» связанные с нашей малой Родиной-Республикой Алтай.

  Запоминают

Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности

Логическая завершенность урока.

 

Эмоциональная разрядка.

 

 

 

 

Приложение №1.

     ЧОРОС-ГУРКИН ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ (1870–1937) – родился в 1870 году в с. Улала (ныне г. Горно-Алтайск) в семье алтайца-ремесленника. Рано проявившаяся склонность к рисованию привела его в иконописную мастерскую в местной церковно-приходской школе, где он учился, а затем в Катехизаторское училище в г. Бийске. Выполненные им работы привлекают внимание любителей искусства, и в 1897 году студент Санкт-Петербургской певческой капеллы А. В. Анохин убеждает его ехать в столицу для поступления в Академию художеств. Благодаря случаю, его рисунки попадают к И.И. Шишкину и тот приглашает его в свою мастерскую учеником. Недолгое по времени, но исключительно плодотворное по результатам обучения под руководством знаменитого пейзажиста, дало Григорию Ивановичу прочные профессиональные основы.

     В пейзажной мастерской Академии художеств, куда он был принят в 1899 году после смерти И.И Шишкина в качестве вольнослушателя, принципы реалистического искусства, полученные от учителя, продолжают свое органическое развитие.

     С 1902 года Г. И. Чорос-Гуркин регулярно участвовал в осенних академических выставках, делая сравнительно большие персональные экспозиции в Академии и в «Обществе поощрения художников». Став членом Товарищества передвижных художников, наряду с такими прославленными мастерами как Суриков, Поленов, Савицкий, принял участие в 31-й Московской выставке Товарищества. На ней Г. И. Чорос-Гуркин представил картину «Катунь весной» (1903).

     Приехав на родину, он поселился в селе Анос на левом берегу живописной реки Катунь. Позднее художник выстроил здесь дом, мастерскую, шестигранный аил, разбил большой сад.

     Среди величественных гор, наедине с природой прошли наиболее плодотворные годы жизни Г. И. Чорос-Гуркина. В этот период (1906–1916) он создает лучшие свои произведения: «Сосна Аската» (1906), «Хан-Алтай» (1907), «Озеро горных духов» (1910), «Корона Катуни» (1910), «Водопад Балыкту-Суу» (1912), «Юрта в саду художника» (1912).

     За десять с небольшим лет состоялось шесть его персональных выставок в городах Сибири: 1907–1908 г. – в г. Томске ,1911 гг. – в Томске, Иркутске, Красноярске, Барнауле, 1915 г. – в Томске. Эти, так называемые, «Гуркинские недели» явились большим событием в культурной жизни Сибири, настоящим праздником живописи. «У Сибири появился, наконец, свой художник», – писала в то время пресса. Григорий Иванович стал первым живописцем, который ввел эстетику пейзажа Сибири в русское искусство.

     Г. И. Чорос-Гуркин не ограничивался чисто художественной деятельностью, а выступал еще с литературными произведениями на страницах газет «Сибирская жизнь», «Жизнь Алтая».

     Стараясь найти образы и мотивы для своего творчества, Г. И. Чорос-Гуркин много ездил по Алтаю: писал этюды, делал множество натурных зарисовок, набросков, обдумывая замысел будущих своих полотен, что говорило о серьезном намерении воплотить их в жизнь. Наиболее плодотворной была поездка в 1908 году вокруг священной горы алтайцев Уч-Сумер – Белухи. В 1912 году предпринята поездка в самые дальние уголки Алтая, где еще сохранились места с характерным для алтайцев укладом культуры и быта.

     1917–1919 гг. он возглавил национально-освободительное движение алтайцев, которое выдвигало такие общедемократические требования как политическое равноправие и самоуправление, свобода языка, культуры и т.д. Дважды был арестован. Из-за нестабильной политической ситуации эмигрировал в Монголию, затем в Танна-Туву. Разлука с родиной длилась почти 6 лет (1919–1925 гг.). В эти годы мастер по-прежнему много работает, пишет пейзажи, портреты, запечатлевает в карандаше и красках характерные особенности природы Монголии и Тувы.

     Осенью 1925 года Г. И. Чорос-Гуркин возвращается на родину. В начале 1926 года он с успехом проводит в городе Новосибирске свою первую при Советской власти выставку. Становится членом Всесибирского общества художников «Новая Сибирь». В том же году он принимает участие сразу в двух выставках, проходивших в г. Москве: в восьмой выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) «Жизнь и быт народов СССР» и в «Сибирской выставке», организованной Обществом по изучению Урала, Сибири и Дальнего Востока. Много сил и времени Г. И. Чорос-Гуркин отдал просветительской и педагогической деятельности. По его инициативе открываются музей, национальное издательство, художественная школа для талантливой молодежи. Иллюстрирует первые учебники, книги, рисует плакаты.

     11 октября 1937 года Г. И. Чорос-Гуркин, выдающийся художник, сын своего народа был расстрелян как «враг народа».

     В 1956 году Г. И. Чорос-Гуркин был реабилитирован.

http://www.musey-anohina.ru/index.php

Приложение №2

Кульджин Аргымай

Автор: Романова С.В., ведущий научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока

Кульджин Аргымай (1865 – ?) – представитель политической и финансовой элиты Алтая кон. XIX – нач. ХХ в. Сегодня этот неординарный человек вызывает огромный интерес в Республике Алтай. Аргымая Кульджина называют духовным лидером алтайского народа, его имя входит в перечень самых значимых для алтайцев имен, таких как художники Н.К. Рерих и Г.И. Чорос-Гуркин, народный сказитель А.Г. Калкин и другие. Биография Аргымая во многом мифологизирована, в ней еще много пробелов, которые только предстоит восполнить современным ученым. Будучи одним из богатейших баев, он занимался предпринимательством, владел табунами в несколько десятков тысяч голов, торговал лошадьми в России и Монголии, поставлял лучших скакунов для императорского двора и армии. В силу коммерческих интересов неоднократно бывал в столице России, Германии и Великобритании. В качестве депутата от алтайского народа входил в число приглашенных на коронацию Николая II. Долгое время Аргымай Кульджин являлся зайсаном (главным управителем) рода майман, а позднее исполнял должность волостного старосты. После Гражданской войны и разгрома Белого движения он вместе с семьей эмигрировал в Монголию, однако в 1920-е гг. вернулся на родину, в период НЭПа пытался возобновить коммерческую деятельность, но безуспешно. В 1930 г. как крестьянин-единоличник был осужден на 10 лет, после возвращения погиб при неизвестных обстоятельствах. Имя Аргымая Кульджина было реабилитировано только в 1995 г.

Аргымай Кульджин, знавший монгольскую и русскую письменность, а также буддийскую литературу, известен своей просветительской и меценатской деятельностью. Он поддерживал связи с учеными, занимавшимися изучением культуры коренного населения Алтая: В.В. Радловым, Г.Н. Потаниным, Н.М. Ядринцевым и Д.А. Клеменцем, которому он всячески способствовал в сборе коллекций. Полученные от коммерции средства он использовал также на просвещение коренного населения. По его инициативе были открыты несколько сельских школ для алтайцев (одна из них действует до сих пор), в некоторых случаях передававшиеся православным миссионерам.

В нач. ХХ в. Аргымай Кульджин являлся одним из организаторов и идеологов религиозного движения алтай jан (алт. – белая вера), получившего название бурханизм (синкретическая религия, основанная на сочетании элементов традиционного алтайского шаманизма и буддизма северного толка; сейчас некоторые исследователи видят истоки этого направления в тенгрианстве древних тюрков). Д.А. Клеменц, летом 1904 г. специально приехавший на Алтай для ознакомления с событиями в долине Теренг, связанными с разгоном бурханистов царскими властями, самую первую информацию получил именно от Аргымая. Впоследствии Клеменц участвовал в судебном процессе над бурханистами в г. Бийске в качестве эксперта по традиционной культуре коренных народов региона, о чем его просил весь состав защиты подсудимых, представленный высококвалифицированными адвокатами Москвы и Петербурга. Во многом благодаря позиции Клеменца, т.е. его аргументированному подходу к изложению сути нового религиозного направления, бурханизм был признан на суде религиозным, а не политическим движением, в связи с чем обвиняемые были оправданы.

Можно предположить не случайность дара «почетным алтайским инородцем» Аргымаем Кульджином двух коллекций по культуре алтай-кижи Этнографическому отделу Русского музея (РЭМ 722 и 1262). Они были зарегистрированы первым заведующим Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III Д.А. Клеменцем в 1905 и 1907 гг.

Первая коллекция включает компоненты костюмов замужней женщины и мужчины: верхнюю и нижнюю праздничную и повседневную одежду, обувь, украшения и аксессуары. Из второй коллекции сохранился лишь пояс «киргизского», точнее, казахского образца и детали снаряжения охотника. Предметы этих коллекций относятся к золотому фонду собрания Российского этнографического музея по традиционной культуре алтайцев. Из 33 предметов сохранилось 27. Самыми яркими из них являются мужская и женская праздничные шубы, крытые китайским шелком с вытканным орнаментом. В Архиве РЭМ в переписке Д.А. Клеменца с его алтайскими корреспондентами, в том числе и с А. Кульджином, содержатся описи предметов с указанием их стоимости. Первая коллекция оценена в 514 руб. При этом стоимость серег составляет 20 руб., золотых колец (впоследствии исключенных) – 4 руб. 75 коп. и в 4 руб. 25 коп., мужского накосного украшения в виде шелковых кистей –  3 руб. Возможно, в будущем при привлечении дополнительных источников удастся выяснить обстоятельства приобретения коллекций и найти объяснение этому противоречию, но для этнографии само по себе представляет интерес то, что накосник сопоставим по цене с золотыми кольцами. Это говорит о том, насколько высоко подобные вещи ценились самими алтайцами.

Ценность этих коллекций заключается и в том, что история их поступления связана со столь интересной и значительной личностью как А. Кульджин.

Эти и другие памятники экспонировались как в РЭМ (например, на выставке, посвященной собирателям, 2014 г.), так и за его пределами: на выставках в Москве – «Древний Алтай», приуроченной к 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства, проходившей в Государственном Историческом музее, и «Путешествие Цесаревича Николая II на Восток» – в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», а также на выставках «Дмитрий Клеменц. Рождение музея» и «Тюркский мир в коллекциях Российского этнографического музея», состоявшихся в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина в Горно-Алтайске, которые вызывали неизменный интерес у посетителей и прессы.

https://ethnomuseum.ru/kollekcii/sobirateli/

Приложение   №3

 Марчина, Тана Бегиновна(Ивановна)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Тана Бегиновна Марчина

Дата рождения

1916

Место рождения

село Теньга

Дата смерти

5 сентября 1993

Место смерти

село Теньга

Награды и премии

Герой Социалистического Труда

 

Орден Ленина

Орден Трудового Красного Знамени

Орден Октябрьской Революции

 

Орден «Знак Почёта»

Орден «Знак Почёта»

Тана Бегиновна Марчина (1916 год, село Теньга — 5 сентября 1993 года, там же) — чабан совхоза «Теньгинский» Онгудайского района Горно-Алтайской автономной области. Герой Социалистического Труда (1966). Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва.

Биография

С 1929 года — пастух в колхозе «Кызыл Чолмон», с 1932 года — чабан, старший чабан совхоза «Теньгинский» Онгудайского района. По итогам 1941 года стала лучшим чабаном Онгудайского района. В 1945 году вступила в ВКП(б). В 1947 году за высокие трудовые показатели была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

С начала 1950-х годов ежегодно выращивала в среднем по 100—120 ягнят от каждой сотни овцематок. В 1965 году получила в среднем по 124 ягнёнка от каждой сотни овцематок. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года «за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции» удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Возглавляла школу передового опыта по выращиванию овец, была наставницей молодых чабанов. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958—1962), членом Онгудайского райкома КПСС.

За годы своей работы вырастила более 30 тысяч ягнят и сдала более 1200 центнеров шерсти. В 1980-е годы вышла на пенсию. Скончалась в 1993 году в селе Теньга.

Награды

  • Герой Социалистического Труда
  • Орден Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени (14.06.1947)
  • Орден Октябрьской Революции (08.04.1971)
  • Орден Знак Почёта — дважды

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложение   №4

Валерий Иванович Чаптынов (11 июня 1945, село Верх-Апшуяхта, Шебалинский район, Ойротская автономная область, Алтайский край, РСФСР, СССР — 10 августа 1997, Москва, Россия) — советский и российский партийный и государственный деятель. Глава Республики Алтай с 28 апреля 1990 по 30 января 1997.

Биография

Родился 11 июня 1945 года в селе Верх-Апшуяхта Шебалинского района Ойротской АО. По национальности — алтаец[1]. Закончил Алтайский сельскохозяйственный институт в 1967 году по специальности «учёный-зоотехник». Недолго был директором Усть-Коксинской межрайонной государственной племенной станции. В 19691972 годах работал секретарём, а затем председателем исполкома Усть-Коксинского райсовета. В 1972—1976 годах работал секретарём, вторым секретарём, первым секретарём Горно-Алтайского обкома ВЛКСМ. В 1976—1978 годах обучался в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1978—1983 годах — инструктор ОК КПСС, первый секретарь Кош-Агачского райкома КПСС. В 1983 году — секретарь, с 1984 по 1988 год — второй секретарь Горно-Алтайского ОК КПСС.

Политическая деятельность

На Алтае

В ноябре 1988 года избран председателем Горно-Алтайского облисполкома. В марте 1990 года становится первым секретарем Горно-Алтайского ОК КПСС и одновременно председателем областного Совета народных депутатов. Настойчиво добивался повышения статуса автономной области. В результате 25 октября 1990 года третья внеочередная сессия Горно-Алтайского областного Совета приняла Декларацию «О государственном суверенитете Горно-Алтайской советской социалистической республики». С 3 июля 1991 года — председатель Верховного Совета самопровозглашенной Горно-Алтайской ССР. 20 августа 1991 года, выступая по алтайскому радио, заявил, что в Горно-Алтайской АО действует Конституция РСФСР, но в то же время отправлял в районы телеграммы с предписанием к организации поддержки ГКЧП. В феврале 1992 года — председатель новоизбранного Верховного Совета Республики Алтай. В октябре 1993 года подписал решение ассоциации «Сибирское согласие» о снятии блокады Верховного Совета.

1 февраля 1994 года избран председателем Государственного Собрания Республики Алтай, получив 21 голос из 27. 30 января 1997 года на сессии Госсобрания избран председателем правительства республики, которое с марта стало называться Советом Министров.

В России

Делегат XXVIII съезда КПСС.

В марте 1990 года избран народным депутатом РСФСР. Входил во фракцию «Суверенитет и равенство» и в Конституционную комиссию Съезда народных депутатов РСФСР. Был делегатом I учредительного съезда КПРФ в феврале 1993 года.

12 декабря 1993 года избран депутатом Совета Федерации, набрав 46,29 % голосов избирателей. Входил в Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике. В 1996—1997 годах входил в Совет Федерации по должности.

Умер 10 августа 1997 года, находясь в Москве.

После смерти

В июне 2001 г. часть улицы Кирова Горно-Алтайска названа его именем. Имя Чаптынова носят школа в Кош-Агаче и одна из вершин Северо-Чуйского хребта.

 

 https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение  №5


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Теньгинская средняя общеобразовательная школа» село

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Теньгинская средняя общеобразовательная школа» село

Учитель Трифанова Ирина Владимировна

Учитель Трифанова Ирина Владимировна

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Ход урока 1.Организационный момент

Ход урока 1.Организационный момент

Горно-Алтайская автономная область

Горно-Алтайская автономная область

После ознакомления с биографией мы делаем вывод, каков этого человека в историю нашей малой

После ознакомления с биографией мы делаем вывод, каков этого человека в историю нашей малой

Республику Алтай, депутат Горной

Республику Алтай, депутат Горной

V. Рефлексия деятельности (итог урока)

V. Рефлексия деятельности (итог урока)

Эмоциональная разрядка.

Эмоциональная разрядка.

Дважды был арестован. Из-за нестабильной политической ситуации эмигрировал в

Дважды был арестован. Из-за нестабильной политической ситуации эмигрировал в

Радловым, Г.Н. Потаниным, Н.М

Радловым, Г.Н. Потаниным, Н.М

Приложение №3 Марчина,

Приложение №3 Марчина,

Орден Трудового Красного Знамени (14

Орден Трудового Красного Знамени (14

Совета Федерации , набрав 46,29 % голосов избирателей

Совета Федерации , набрав 46,29 % голосов избирателей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2022