Классный час «Азбука вежливости»
Цель : Закрепление и углубление знаний учащихся о вежливости, обучение употреблению различных форм словесной вежливости; приобщать детей к правилам хорошего тона;
Ход классного часа
Учитель. Каждый день мы просыпаемся, смотрим в окно. Зачем? Нам хочется увидеть какой сегодня день, пасмурный или солнечный.
А какой вам больше нравится день: пасмурный или солнечный. Почему?
Посмотрите какое веселое солнышко. Я хочу ,чтобы это солнце создало вам хорошее настрой на проведение классного часа.Сегодня у нас будет необычный классный час. А вот чему он будет посвящен, вы узнаете, отгадав загадки
Итак, игра «Закончите предложение»
1.Растает даже ледяная глыба от слова теплого.. (спасибо).
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ...(спасибо).
4. Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите пожалуйста).
5. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече.. (здравствуйте).
6. Во всех странах на прощанье говорят.. (до свидания).
Учитель. Как называются все эти слова? (Вежливые.)
Как их еще по-другому называют? (Волшебными.)
Ребята ,как вы думаете о чем мы с вами сегодня поговорим.
Тема классного часа «Азбука вежливости»
Итак, я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты. В этой стране люди говорят добрые и вежливые слова, уступают место старшим, помогают друг другу.
Первая станция «Вежливые слова»
Вежливые слова поднимают людям настроение.
– Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (Вежливым.)
– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?
– А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене:
На перемене
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
– Что нужно сказать?
– Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись
Учитель Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?
– Можно Игоря назвать вежливым, ведь он употребляет в речи вежливые слова? (нет.)
– Почему?
– Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи “вежливые слова”?
– Как их нужно употреблять? (Правильно.)
-А что значит правильно ( подходящие в данной ситуации по смыслу)
А сейчас повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором.
Чтение рассказа.
Несколько ребят побывали в творческой командировке, наблюдали ,как используются волшебные слова в обыкновенной жизни.
Сценка «В магазине»
Учитель .А теперь представим, как это могло бы быть в идеале.
Сценка «В магазине»
Учитель .Конечно, в такой магазин захочется прийти еще раз.
Учитель. Внимание на экран. Прочитайте сценку и скажите, как ученики обращаются друг к другу вежливо
или нет.
Скажите, а как называют человека , который правильно употребляет вежливые слова в речи.(вежливый)
Работа в парах.
Учащиеся должны выбрать слова, которые подходят вежливому человеку.
Карточки со словами
грубый
приветливый
умеет извиняться
говорит добрые слова
обижает других
дерется
помогает людям
добрый
воспитанный
умеет здороваться
умеет благодарить
ленивый
Учитель. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Ребята, как вы думаете, откуда взялись правила поведения? Может быть, их кто-то выдумал?Никто этих правил не выдумал. Они создавались постепенно. Конечно, они возникли отнюдь не случайно. Многие правила поведения появились очень давно. Сколько раз вы, наверное, слышали: «Сними шапку-то, если в комнату вошел». Откуда же это требование взялось? Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя. Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты исподтишка удара не несешь». Суровые времена средневековья прошли, а обычай – входя в помещение, снимать шапку – остался. Этим показывают хозяину, что уважают дом, в который вошли, уважают людей, живущих в нем.
Постепенно возникли правила поведения. Пришло в наш язык слово «этикет».
Следующая станция Этикет.
Стародавнее слово «этикет» происходит от французского и означает «установленный порядок поведения».
Мультфильм.
Учитель. Правил этикета существует бесконечное множество.
Сейчас мы с вами поговорим о школьном этикете. Внимание на экран. Ребята, давайте вместе еще раз вспомним правила этикета, которые необходимо соблюдать в школе.
Правила школьного этикета. Слайд
Учитель. Но иногда наше поведение, даже вежливое, противоречит этикету. Будучи вежливым, не забывай о такте. (Учащиеся разыгрывают ситуации, одноклассники комментируют.)
Учитель. Наш классный час подошел к концу.
Что нового вы сегодня открыли для себя?
Перед вами лежат солнышки и тучки.
Кому было интересно на занятии, поднимите солнышко, а кому было неинтересно – поднимите тучку
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.