«Вам, неизвестные солдаты, посвящаем».
( классный час в 4 классе, 2018г.)
Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и народ, который выстоял и победил в Великой Отечественной войне; развивать исследовательские навыки и творческие способности, создающие благоприятные условия для общения учащихся в совместной деятельности.
Подготовка:
За три недели до проведения мероприятия класс делится на творческие группы, которые выполняют различные задания.
1 группа.
Художественное оформление.
2 группа
Исследовательская работа «Родные люди, без вести пропавшие» (фотографии родственников и рассказы о них).
3 группа
Музыкально-поэтическая композиция.
Индивидуальное задание: написание писем неизвестным солдатам.
Не дымятся дали,
Пыль черна от слез.
Ни одной медали
Дед мой не принес.
Только в этом самом
Нет его вины,
Потому что сам он
Не пришел с войны.
Учитель: Добрый день! Сегодня мы поговорим о новом памятном дне, который был утвержден совсем недавно – в октябре 2014 года. Этот день был назван «День неизвестного солдата», и празднуется в нашей стране 3 декабря.
- Вы знаете, что значит «неизвестный солдат»?
Ответы учеников.
- А кто-нибудь знает, почему памятный день Неизвестного солдата отмечают именно 3 декабря?
Для того, чтобы дать ответ на последний мой вопрос, необходимо вернуться на несколько лет назад, но не в период второй мировой это произошло чуть позже. Проблема в том, что не все события прошлого доходят до нас так, чтобы мы могли восстановить картину целиком, что именно в тот период случилось. Так и сейчас, нам вместе придется восстанавливать события того дня, благодаря которому мы празднуем День Неизвестного солдата 3 декабря.
Перед вами несколько листочков бумаги, которые нам нужно изучить и восстановить информацию. Вы видите, что некоторые слова и буквы здесь пропущены. Так бывает, когда от времени стирается бумага, или начинает пропадать цвет чернил. Давайте вместе попробуем догадаться, что же произошло в тот самый день.
Ученики выполняют задание, составляют из отрывков целый лист, вписывают недостающие слова и буквы. Примерный текст задания:
В 1966 году в СССР отмечали 25 лет с того дня, как под Москвой разгромили немецкие войска. 3 декабря 1966 года совершили торжественный ритуал: было произведено захоронение праха неизвестного солдата. Его привезли в столицу, г Москву, из города Зеленограда, с 41-го километра Ленинградского шоссе. После этого возле Кремлевской стены, в Александровском саду, создали мемориал «Могила Неизвестного солдата». |
(слайд видео)
- Зачитайте, что получилось у вас. (Слушаем ответы)
- Братские могилы… Сколько их? Много! Они в поле, в лесу, в маленьких хуторах и в больших населенных пунктах. Впоследствии на месте некоторых захоронений появились скромные обелиски. Сюда, к Братским могилам, приходили матери и отцы, не дождавшиеся своих сыновей, вдовы, внуки, знающие дедов только по фотографии. И каждый думал, что может быть в этой могиле лежит их родной человек.
Девушка читает отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.
Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь, не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою…
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький. Единственный.
Белый свет не мил! Изболелась я!
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя,
Не хочу я ничегошеньки,
Только сына видеть милого.
В полях чужой земли
Без имени пропал ты, без могилы.
Звучит музыка Хачатуряна «Реквием» (из оперы «Спартак»)
Неизвестный солдат! Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен.
Пусть каждый из нас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец. Ощутит ответственность перед памятью этих людей. Мы обязаны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился. Это наш долг перед тем, кто отдал свои жизни за Родину, за нас с вами.
Выступает творческая группа, отвечающая за литературно - музыкальную композицию
1. Юноша – солдат.
Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им семнадцать. Навечно семнадцать.
Им не встать из - под белых берез,
Из –под алых рябин не подняться.
2. солдат.
Во имя Жизни мы смерть встречали.
Во имя Жизни друзей теряли.
Во имя Жизни – навеки вместе
Бесстрашье правды и слово чести.
3. солдат
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут, Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.
Девочка: Держу в ладонях огонек (СВЕЧА)
Как символ той
войны далекой,
Где незнакомый
паренек
Закрыл собою
мир жестокий.
Он навсегда
остался там,
Чтоб мы сегодня
в мире жили
И солнце чтоб
светило нам,
Солдаты головы
сложили.
Пылай, гори, не
затухай,
Ты – Вечного
огня частица!
Забыть войну
сердцам не дай!
Забвению не дай
случиться!
Ведущая 1: Почтим память неизвестных героев, павших за освобождение нашей Родины, минутой молчания.
Звучит запись фрагмента радиопередачи памяти павших героев «Минута молчания».
Девушка 1.
Их теперь не обнять,
Не пожать им ладонь.
Но восстал из земли
Негасимый огонь-
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца
Отдают до конца
Своё яркое пламя живущим.
Выступление группы учащихся, занимающихся исследовательской работой «Родные люди, без вести пропавшие».
(Показ через документ - камеру фотографий погибших и рассказ о них)
1.- Прадедушку я видела только на единственной фотографии. Знаю, что был замечательным человеком. Об этом рассказывала бабушка. А вот где похоронен, наша семья не знает. Это очень больно, когда не можешь проведать могилу. Бабушка надеялась, что, возможно, где – то далеко за могилой, где покоится дедушка, кто – то также ухаживает.
(выходят трое к столу)
- Старая женщина в платке остановилась у могилы, плачет. - Ты здесь лежишь… А я осталась… Спасибо тебе, сынок, за все, что ты сделал… Она не спешит уйти отсюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимся на плечи платком.
-Пожилой мужчина опускается на колени перед красной плитой и целует гранит. А пришедший с ним мальчуган кладет букетик цветов.
- И старая мать, и пожилой мужчина долго стоят у могилы, зная, что именно здесь лежит тот, кого их измученные сердца искали по безымянным просторам, перепаханным войной.
Звучит песня «Журавли»
Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко
– Земной поклон за ваших сыновей.
Шумят под ветром сосны вековые,
Горят цветы невянущим огнем.
Вам, матери героев всей России,
Любовь свою и нежность отдаем!
Наследники великой этой славы,
Её мы чтим и бережно храним.
Героями гордились мы по праву
И стать на них похожими хотим.
Считайте нас своими сыновьями!
Считайте нас своими дочерьми!
Своих детей вы в битвах потеряли,
И все мы стали вашими детьми.
Выступление ребят, выполнявших индивидуальное задание: написание письма неизвестному солдату.
За столом сидят ребята, которые раскрывают по очереди треугольные письма и читают.
Письмо 1.
Здравствуй,
Неизвестный солдат! Мне очень жаль, что ты погиб. Я думаю, что ты был добрым,
заботливым, красивым. Я думаю, что у тебя была семья. Мне кажется, что, когда
началась война, ты очень удивился, ведь люди жили в мире. Думаю, что ты первым
записался в добровольцы. Я хотел бы, чтобы ты ожил. Может быть, ты, умерший на
войне, был братом моего дедушки.
Но все равно, если ты и не брат моего дедушки, мне жаль тебя и твою семью.
Спасибо тебе за то, что ты защищал нашу Родину, ты пожертвовал собой ради меня,
ради всех моих близких. Ты воевал за то, чтобы на Земле был Мир, чтобы люди
жили в согласии друг с другом. Спасибо тебе за все!
К сожалению, и сейчас в некоторых уголках земли идет жестокая война, но, я
думаю, люди никогда не примирятся с этим, будут бороться за Мир.
До свидания, Неизвестный солдат!
Письмо 2.
Здравствуйте, неизвестный солдат! Обращаюсь к Вам я,__________________. Я не знаю, кто Вы. Может быть, Вы друг моего прадедушки. Конечно, у Вас была семья, ребятишки. Вы всегда ходили на демонстрации, праздники. Вы гордились своей профессией, честно работали, чтобы Родина стала богаче, краше. Я представляю, как Вы были поражены, когда на нашу страну напала фашистская орда. Никто не мог подумать, что наша земля будет гореть, а люди погибать. А как страшно было Вашим детям узнать, что Вас больше нет, что никогда их не будут подбрасывать вверх сильные отцовские руки, что никогда они не произнесут слово «папа». Война – это горе. Вы отдали свою жизнь во имя жизни других. Спасибо Вам.
Письмо 3. Я, _______________, человек, живущий в 21 веке, читаю необычное письмо.
Здравствуй, неизвестный восемнадцатилетний солдат! Я почему- то четко тебя вижу. Ты парень среднего роста, у тебя широкие плечи, голубые, как небо, глаза. Ты одет по – военному, гордишься, что солдат. Мне кажется, что ты любил читать стихи, а в школе был активистом: любил участвовать в спектаклях, занимался спортом. Одним словом, был заводилой и душой компании. Вокруг тебя роились девчонки, а друзья гордились тобой. Ты и на фронте был таким. А сколько у тебя было заветных желаний! Во–первых, после войны хотел зайти в родной дом и обнять свою маму, во–вторых, поступить учиться, получить достойную профессию, в–третьих, встретить лучшую на свете девчонку. Все это было бы у тебя, если бы ты не погиб. Ну что мне еще сказать? Я преклоняюсь перед тобой, твоими ровесниками и уверяю, что, если над моей Родиной нависнет угроза, я сразу же стану на ее защиту.
(выходят с фотографиями)
Давно окончилась война,
Фашистов логово разбито,
Но наш девиз звучит всегда:
«Никто не забыт, и ничто не забыто».
Солдат умирает дважды: первый раз – там, на поле боя, когда его настигнет пуля, второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее, второй раз солдат должен жить, а мы, живущие ныне на земле, должны сделать всё для этого.
Любой народ живет веками,
Пока в народе вечна память.
Забыть мы не имеем права
Военных дней, тех лет кровавых.
И долг наш поименно помнить
Всех тех, кто спас наш мир огромный!
Мини-опрос по теме
мероприятия:
Ребята, как вы считаете, кто же они -
«неизвестные солдаты далёкой войны»?
Правильный ответ: «Это все те герои, которые
остались там, где их нашла смерть, чьи останки до сих пор находят поисковики».
Педагог: Как вы считаете, что мы с вами можем сделать
для тех неизвестных героев, кто погиб, защищая будущие поколения, саму жизнь?
Варианты ответов детей: «Мы должны чтить
память погибших неизвестных героев», «Мы постараемся быть достойными потомками
того великого поколения и передать светлую память о героях нашим детям и
внукам».
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.