Классный час "День толерантности"
Оценка 4.9

Классный час "День толерантности"

Оценка 4.9
doc
26.02.2021
Классный час "День толерантности"
Кл час День толерантносати.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

р.п.Сосновка Тамбовской области

тел. (847532) 26-1-71

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час

«День толерантности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

  Составитель: учитель начальных классов

 

                                                        Платицына Валентина Николаевна

                                           

Классный час "День толерантности"
(для начальных классов)

 

Цель мероприятия:

- знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение».

Задачи:

- создать условия для свободного общения и самореализации каждого ребёнка;

- развивать умение критически осмысливать своё поведение, потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков;

- формировать представления об этнокультурном многообразии России, о традициях и солидарности народов;

- способствовать воспитанию уважения и доброго отношения к другим людям.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.

Приложение: карточки с пословицами, листы бумаги, картинка «Ромашка», заготовка «Синквейн».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:

 Здравствуйте! Добрый день, друзья!

Сегодня день такой прекрасный!

Потому что в нём есть и вы, и я!

Всем! Всем! Всем!

Всем разным, но равным!

Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими, посвящается наше мероприятие!

 

Учитель:

- Ребята, сегодня у нас праздник. 16 ноября – Международный День Толерантности.                      Слайд 1.

 

 

- Что  такое толерантность?

- Какими чертами должен обладать толерантный человек?

( Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.)

Учитель:

- Предлагаю вам выполнить упражнение «Будущее вашего имени». У каждого из вас на краю стола лист.

Задание: напишите, как вас зовут сейчас родители, бабушки, дедушки. ( Таня, Мишутка…)

- А теперь напишите, как будут вас называть, когда вы станете взрослыми.( Татьяна Викторовна, Михаил Васильевич…)

-  Ребята, вам приятно как вас называли, когда вы были совсем маленькими?

-  А будет приятно, когда вы станете взрослыми, и вас будут называть по имени отчеству?

- Почему людей называют ласково, по имени отчеству? (в знак уважения)

- Кого из окружающих вас людей вы уважаете?

- Ребята, как вы считаете, что такое уважение? Слайд 2.

 

 

- А как вы думаете, каждый человек достоин уважения?

-Послушайте отрывок из сказки:

«Что и говорить! Серый утенок и впрямь не был красавцем. Правда, он ел больше своих братьев и рос быстрее, чем они. А плавал хоть куда! Да что толку? С ним никто не хотел играть – такой он был неуклюжий и неловкий. И все над ним смеялись. Даже петух однажды клюнул его:

- Экий увалень! Ко-ко-ко!

А гуси зашипели:

- Ш…ш…што за птица такая? Не поймеш..ш..шь

И только мама-утка порой утешала его:

- Бедный мой сыночек! Почему ты не такой, как все?!»

- Вы, конечно, узнали, что это за сказка? О каком герое идет в ней речь? Кто автор?

- Как к нему относились другие герои? (обижали, смеялись, били)

- Почему его все обижали и смеялись над ним? (он был некрасивый, уродливый, неуклюжий)

- Какое чувство вы к нему испытываете? (жалость, сочувствие)

- Давайте подведем итог, за что уважают других? (за доброту, равные отношения, дружбу, понимание, сочувствие, любовь)

Ведущий:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого- то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому - то, кому - то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

И, значит, живешь ты не зря.

 

Учитель:

- О каком качестве характера человека говорится в этом стихотворении? (о добротеСлайд 3.

 

 

- Сейчас мы проведём игру «Собери пословицу». Каждой группе дан конверт с заданиями. Ваша задача - соединить начало и окончание пословицы о доброте. Приложение 1.

Ведущий:

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час

Когда они другим необходимы.

 

Дети:

— Добрый день! — тебе сказали,

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

 

Нам желают «Доброго пути!»

— Будет легче ехать и идти.

— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,

— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.

 

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

 

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно,

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

 

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад,

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

Учитель:

- Давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки. Будем по кругу передавать  сердечко  и говорить друг другу добрые слова.

Ведущий:

- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Слайд 4.

Учитель:

- Милосердие в словаре Ожегова означает готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- А в чём проявляется милосердие? ( в заботе о животных, больных людях).

Милосердные люди способны миловать, жалеть. Милосердный человек забывает о всех своих проблемах, он помнит только об одном, помочь тому, кому нужно.

- Послушайте притчу о спасательнице морских звезд. (О.Клюкина «Девочка и морская звезда»).

По берегу моря гулял мужчина. Все вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которые выбросило на берег после страшного шторма.

И вдруг он увидел маленькую девочку. Она наклонялась до земли, брала что-то, а потом бросала в море.

— Зачем ты это делаешь? — спросил мужчина. — Ты же не сможешь помочь им всем! Их слишком много!

— Может быть, — ответила девочка, бросая как можно дальше в море еще одну морскую звезду. — Но для нее я сделала все, что смогла.

 

Физкультминутка.

 ( На берегу океана собираем морских звёзд и отпускаем  в океан. Сначала по-одному, а затем все вместе.).

- Ребята, а  в каких сказках герои проявляли милосердие . (« Золушка,» «Айболит»,  «Аленький цветочек», « Цветик –семицветик»).

Инсценирование рассказа "Три товарища"( В.А. Осеева)

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

- До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Учитель:

- Что вы можете сказать о каждом из товарищей Вити?

- Кто оказался настоящим другом?

- Что такое дружба?

- Попробуем сформулировать правила дружбы.

Слайд 5.

 

 

Упражнение «Кто лишний?»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило, самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

- Как вы узнали ,где ваша группа?

- Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

- Почему никто не обращал на тебя внимания?

- Как ты себя чувствовал?

- Ребята, почему вы не обращали на него внимания?

- Как вы понимаете выражение «белая ворона»?

- Хотели ли вы быть на месте вороны?

- Тяжело ли быть не похожим на всех?

- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

Учитель:

- Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).

- Сколько материков на Земле? (6).

-Как называется наша страна? ( Россия).

- А какой народ живет  в России? (Русские, ……….).

- Все люди разные, живут в разных уголках нашей страны и планеты.

- А как же появились люди на Земле? Человечество всегда пыталось выяснить свое происхождение и свое различие. Когда не было научных знаний, люди складывали легенды. Послушайте одну из них.

Легенда североамериканских индейцев. Боги лепили фигурки людей. Для прочности ставили в печь на обжиг. Те фигурки, которые достали из печи после обжига имели кирпично-красный цвет, это индейцы. В следующий раз боги забыли вынуть фигурки из печи, достали угольки – это негры. В третий раз боялись пережечь, вынули фигурки очень рано – бледно-розовые – европейцы. Все расселились по всему земному шару, так образовалось 15-20 тысяч разных народов.

- Чем отличается каждый народ? (язык, культура, религия, традиции).

Люди разные по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению. Но у всех есть право жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Дружба – составляющее толерантности. Слайд 6.

 

 

Составление синквейна «Дружба».  Приложение 2.

Учитель:

- В Древней Руси жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого великого князя, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, князь спросил у стариков и молодёжи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово». Какое? (терпение)

-А какие качества, на ваш взгляд, похожие на терпение, вы могли бы ещё назвать? (выносливость, сдержанность, внимание) А противоположные? –(суетность, вспыльчивость, заносчивость)

Терпение – одно из жизненных сокровищ (японская пословица)

Основа всякой мудрости – терпение (Платон)

Значит, терпение – это сокровище, подарок, мудрость. Слайд 7.

 

 

Ведущий:

- Давайте рассмотрим некоторые ситуации и обсудим их. ( Работа в группах)

·         Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий.

- Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?

·         Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная.

-  Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

·         Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц.

- Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

Учитель:

- В любой ситуации надо уметь проявлять терпение.

 Наше мероприятие подходит к концу. К сожалению, еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время , когда все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свое мнение, проявлять терпение, и все научатся договариваться, а не станут конфликтовать. Слайд 8.

- Давайте повторим все составляющие слова «толерантность» и запишем их на лепестках ромашки.  Слайд 9.

 

- Чем необычна наша ромашка? (разноцветные лепестки)

- Что напоминают цвета лепестков? (цвета радуги)

- При выполнении задания на оставшихся лепестках напишите еще слова, которые относятся к толерантному человеку. Приложение 3.

 

Дети. «Мы – разные» Е. Михаленко

На огромном белом свете

Очень разные есть дети:

Тихие и шумные,

Глупые и умные.

Есть худые, есть толстушки,

Молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом невелик,

Кто-то слабый ученик.

У одних – большие ушки,

У других – везде веснушки.

Кто-то рыж, а кто-то бел,

Кто-то в играх неумел…

Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить,

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете

Так чудесно будет жить!

Учитель:

Есть у радости подруга в виде полукруга. 
На лице она живёт. 
То куда-то вдруг уйдёт, 
то внезапно возвратится. 
Грусть-тоска её боится! 
Что же это? (Улыбка.)

Закончим мероприятие песней. Слайд 10.

Песня М.Пляцковского «Улыбка».

Слайд 11.

           

 

Учитель:

- А теперь из наших ромашек на доске составим полянку дружбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные источники

1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2012. – № 4.

2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон.дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.

3. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ “Сфера”. - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”:  важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2015. – № 44.

4. ДальВ.И Пословицы и поговорки русского народа. Сборник. Эксмо. 640 с. 2009 г

5. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2013. – № 7.

6. А.В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011.

7. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. 2012. № 8.

8. Пастухова Е.Н. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.

9. Сайт “Толерантность: декларация принципов” [Электронный ресурс] – Электрон.дан. – М., 2013. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/03/08/klassnyy-chas-po-teme-tolerantno

http://festival.1september.ru/articles/639145http://festival.1september.ru/articles/639145

https://yandex.ru/search/?lr=13&msid=1478606243

https://infourok.ru/konspekt-uroka-klass-miloserdie-i-sostradanie-orkse-743889.

 

Приложение 1.

 

 

Учись доброму -

а его добрые дела.

 

Кто любит добрые дела,

плохое на ум не пойдёт.

 

Не одежда красит человека,

а злое калечит.

 

Доброе слово лечит,

а добрый от радости.

 

Злой плачет от зависти,

тому и жизнь мила.

 

 

 

Приложение 2.

Синквейн (ёлочка) «Дружба»

 

 

1.__________

 

2.__________   __________

 

3.__________  ___________  __________

 

4.________________________________________

 

5.__________

 

Приложение 3.

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Класс н ый час "День толерантности" (для начальных классов)

Класс н ый час "День толерантности" (для начальных классов)

Что такое толерантность? -

Что такое толерантность? -

А гуси зашипели: - Ш…ш…што за птица такая?

А гуси зашипели: - Ш…ш…што за птица такая?

Ведущий: Ах, как нам добрые слова нужны

Ведущий: Ах, как нам добрые слова нужны

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а

Почему никто не обращал на тебя внимания? -

Почему никто не обращал на тебя внимания? -

В Древней Руси жила удивительная семья из 100 человек

В Древней Руси жила удивительная семья из 100 человек

Наше мероприятие подходит к концу

Наше мероприятие подходит к концу

Дети. «Мы – разные» Е. Михаленко

Дети. «Мы – разные» Е. Михаленко

Слайд 11.

Слайд 11.

Информационные источники 1. Абдулкаримов

Информационные источники 1. Абдулкаримов

Приложение 1. Учись доброму - а его добрые дела

Приложение 1. Учись доброму - а его добрые дела

Приложение 3.

Приложение 3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2021