МБОУ Лукинская ООШ
Классный час в 5 классе: «Мир профессий – мир труда
Классный руководитель: Журавлева Т.М.
Цель: создать представление о многообразии профессий.
Задачи:
1. Дать определение понятию «профессия».
2. Выяснить, что является основой любой профессии.
3. Определить склонность детей к определенному типу профессии.
4. Выяснить, совпадает ли тип профессии с реальными желаниями ребенка.
5. Познакомиться с различными видами профессий: от старинных, до современных
6. Формировать положительное, уважительное отношение к труду.
Подготовительная работа с детьми:
· подготовить небольшое сочинение-рисунок на тему: «Кем я хочу быть»,
· сообщения о профессиях старины
· провести опрос-исследование среди родителей о выбранных ими профессиях, о профессиях труда,
· провести анкетирование среди уч-ся и родителей..
Ход мероприятия:
1) Вступительное слово учителя.
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас урок-путешествие. Помогать мне будет Муравьишка
- Не скажу сразу, о чем мы сегодня говорить будем, а предложу самим догадаться…
-Предлагаем начать с разгадывания загадок в кроссворде:
1) Булки нам и калачи, каждый день пекут… (Не врачи, а пекари) 2) У слона иль мышки жар. Их спасет… (Ветеринар) 3) Он природу охраняет, браконьеров прогоняет, а зимою у кормушек в гости ждет лесных зверушек. (Лесник 4) Кто по адресу любому подвезет вас прямо к дому? (Таксист) 5) Говорят про звуки парные, в школе нам с тобой… (Не пожарные, а учителя) 6) Пассажиров он встречает, их билеты проверяет, говорит куда пройти, чаем потчует в пути. (Проводник) 7) ) Варит кашу и бульон добрый, толстый… (Не почтальон, а повар ) 8) Мне мигает светофор, знает он, что я…. (Шофёр)
9 Черный весь, как будто грач, лезет с нашей крыши… (Не врач, а трубочист)
|
- Интересный факт (загадка): У крестьянина в Югославии жил кот, который постоянно циркулировал между селом и пастбищем овец. Заметив эту привычку, хозяева стали использовать кота в качестве … кого? (ПОЧТАЛЬОНА).
- Каким словом можно объединить все слова –ответы?
- Профессия.
- И сегодня я предлагаю совершить путешествие в мир профессий. СЛ
2) Создание проблемной ситуации.
- А зачем человеку профессия? Почему профессий много? Можно ли прожить без профессии?
(В ходе диалога должны прийти к выводу, что профессия нужна человеку, без неё невозможна современная жизнь.)
3) Для чего нам нужен кл час с такой темой? Какие цели поставим? (ответы уч) СЛ
- Ребята, а кем бы вы хотели быть? Почему?
Дети представляют заранее подготовленные сообщения и рисунки на тему «Кем я хочу быть».
- Ваши рассказы говорят о том, что вы уже задумывались над тем, кем хотите стать. И это хорошо, Очень важно наметить цель и идти к ней. Ведь, «если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал один мудрец.
(Анализ анкетирования)-Ребята уверенно и искренно ответили на вопросы, Молодцы, что нашли в себе не только плюсы, но и недостатки, с которыми вы справитесь, я уверена, и профессию выбрали, а вот родители ваши ещё сомневаются, думаю, они хотят, чтобы вы подросли и сами выбрали свой путь самостоятельно
-И ещё добавлю. Что ребята выбрали замечательные профессии, очень нужные и важные.И чтобы получить эти профессии, надо очень много готовиться. А как?
-Учиться, заниматься спортом, читать
- А что такое профессия?
(- Ответы детей).
-Слово профессия произошло от латинского «profiteer , что переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять»
Профессия – вид трудовой деятельности, требующий от человека специальной подготовки, специальных трудовых навыков и знаний.
- Итак, профессия - это прежде всего труд…
- Трудиться всегда легче, когда делаешь это с удовольствием. А значит, к выбору профессии нужно подходить очень ответственно. КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
3) Решение проблемы
- Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения…
- Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий.
- Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические способности, физические возможности. Когда вы станете взрослыми, мы проведем настоящие тесты, для определения ваших психологических типов, а сейчас шуточный тест «Я и моя профессия».
- Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 1 минута.
(Дети рисуют фигурки)
-Теперь подсчитайте количество треугольников.
ПЕРВЫЙ ТИП:6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
ВТОРОЙ ТИП:5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
ТРЕТИЙ ТИП:4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
ПЯТЫЙ ТИП: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
ШЕСТОЙ ТИП:1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
- Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
- У кого мечта совпала с результатами шуточного тестирования?
- И не случайно, наверное, американский изобретатель ЧарльзКеттеринг говорил: «Я интересуюсь своим будущим, потому что хочу провести в нем всю жизнь».
4) Домашнее задание
--Ребята, вам даны были домашние задания – найти информацию о профессиях прошлого
.
Экскурсия в прошлое. Старинные русские профессии
(Сообщения)
Плевальщики - зарабатывали скорее всего не тем, о чем вы подумали. Они сеяли репу. А плевальщиками их называли потому, что семена репы настолько мелкие, в одном килограмме их может быть больше миллиона, так что посеять репу как другие растения в то время было невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Плевальщики ценились на вес золота, их профессия была одной из самых почетных.
Дегтекуры - занимались выгонкой дегтя из бересты. Деготь был универсальным веществом, которое применяли в самых различных областях: смазывали засовы, колеса, сапоги, промазывали основания деревянных конструкций для зхащиты от влаги. Но главное его применение состояло в производстве черной юфти - специально выделанной кожи с приятным запахом смолы, из которой делали обувь и сбруи. Совместно с дектекурами работали смолокуры - добывающие смолу из хвойных пород деревьев, тоже с помощью перегона.
Ямщики и извозчики- профессия настолько популярная, что оставила большой культурный пласт в русском искусстве и литературе.
Ямщики – занимались перевозками людей, почты, различных грузов (например для торговых лавок) между городами и селами. На современный лад, этакие дальнобойщики.
Извозчики – работали только внутри населенных пунктов. Среди них были так называемые "Ваньки", в основном приезжие из малочисленных деревень, у которых ничего небыло, они брали лошадь и повозку в аренду. Поездка с ними стоила 30-70 копеек. На лошадях тяжеловозах работали "Ломовики". Состоятельные жители пользовались услугами "Лихачей" с удобными колясками и ухоженными лошадьми, их услуги стоили 3 рубля. Кроме этих трех категорий были также городские извозчики, узнаваемые по форменной одежде. Стоимость поездки с ними редко обходилась дороже рубля, а заказать услуги можно было на специальной бирже.
Косари - чаще всего очень выносливые и сильные люди. Покос травы на Руси был общим делом, и когда не хватало профессиональных косарей, в помощь выходили женщины, дети и старики. Некоторые престарелые мужчины, в силу большого опыта, легко могли дать фору молодым выносливым парням. Покос начинался с первой росой, которая облегчала ход косы. В этой работе очень много тонкостей: определенное положение рук, замах и направление движения инструмента. Для задания ритма во время работы косцы пели, так как скорость сильно зависила от слаженности работы. Сенокос - так же очень популярен в русской литературе.
Коробейники - так называли крестьян торгующих всякими мелкими полезными мелочами, которые они переносили в лубянных коробах. В разных местах их могли еще назвать ходебщиками или офенями. Коробейники являлись своеобразной кастой, с только им понятным сленгом и кодексом чести.. Ходебщики в старину были одним из главных источников новостей и всевозможной информации.
Скоморохи - развлекали народ на улицах и площадях. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний.. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.
Плакальщицы - без них, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба, похороны или проводы в армию. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Плакальщицы были обязательны, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.
РЕДКИЕ ПРОФЕССИИ (сообщение учителя)
Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом – исключительно тонким обаянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка.
Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством – в театре постижёр не просто делает парик, а создаёт образ. Часто в театре постижёры – это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску.
Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия – это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода – холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого, и специалисты оплачиваются соответственно.
МОДНЫЕ ПРОФЕССИИ
- За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.
Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.
Догадайтесь, ребята, кто такой
1. Логист
1) Занимается логикой;
2) специалист по управлению транспортировкой продукции;
3) организует конференции и научные саммиты.
Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.
( слайд)
2. Веб – мастер
1) Работает на компьютере;
2) разрабатывает программы;
3) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов
Веб – мастер - работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.
3. PR- агент
1) Связан с политикой;
2) специалист по рекламе и связям с общественностью;
3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
PR- агент - специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист». В России эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.
- !!!Модными называют профессии, так как часто люди выбирают их потому, что другие так же выбрали этот род занятий- модно, а не потому, что это нравится или подходит для ваших способностей! Поэтому решайте сами, ребята, взвешивайте все свои плюсы и минусы.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
. Современные – это профессии 21 века. Века информации и компьютера. Если вы умелый пользователь персонального компьютера, неплохо владеете навыками печати и основными компьютерными программами, то вы уже сегодня можете попробовать свои силы в интернет — заработке.
• Копирайтер. Это человек, который пишет на заказ тексты различного характера: рекламные тексты, сценарии, слоганы. Такая работа требует усидчивости, развитого творческого воображения, умения фильтровать большие массивы информации.
• Контент-менеджер. Это человек, который наполняет сайты материалами (контентом): статьями, новостями, фотографиями. В его обязанности входит координация работы копирайтеров, модераторов и других специалистов, работающих на сайте. Это тяжелая и ответственная работа, где нужно обладать опытом и широкими знаниями..
• Веб-дизайнер. Это человек, который занимается разработкой дизайна сайтов. Здесь нужно одновременно проявлять как творчество, так и технические навыки работы с разными программами. Креативность и внимательность – главные достоинства веб-дизайнера. Вебмастер. Это специализация довольно широкого профиля, в которую входит администрирование, поддержка, обновление сайта. Такой человек может создать сайт сам, заменив веб-дизайнера и программиста. Он может быть владельцем сайта, созданного своими же руками. Очевидно, что база знаний, навыков и опыт должны быть на высоте..
• Интернет-коуч. Это человек, который занимается консультированием или обучением людей «он-лайн». Единственно условие – вы должны быть реальным специалистом в какой-то области знаний. Будучи психологом, вы можете консультировать людей по «Skype
Но если вы не желаете «виснуть» за компьютером, а хотите непосредственно взаимодействовать с другими людьми, то какие же новые профессии может предложить трудовой рынок 21 века в России?
• Event-менеджер.Это специалист, который занимается полной организацией различных праздников, корпоративов для частных лиц или групп людей на заказ. Что же конкретно входит в обязанности этого специалиста, и какими навыками он должен обладать?
o Развитая креативность и эстетический вкус;
o Умение общаться с людьми: коммуникативные навыки чрезвычайно важны чтобы находить индивидуальный подход к абсолютно разным людям;
o Умение вести переговоры и заключать контракты;
o Находить нужные объекты и площадки для мероприятий, участников действия;
o Уметь разрабатывать, а также иметь в наличии готовые программы праздников.
.
• Лайф-коуч. Это человек, который обучает других людей навыкам эффективности в разных сферах жизни. Он является тренером, личным наставником, который помогает двигаться на пути личностного развития. Клиент ставит конкретный запрос, например, научиться эффективно заключать сделки, а коуч помогает сформировать необходимые для этого коммуникативные навыки, развить уверенность в себе и деловые качества. Требования к такому специалисту довольно высокие:
o Желательно психологическое образование или прохождение специальных обучающих тренингов;
o Личный опыт участия в различных группах личностного развития;
o Конкретные знания в той области, в которой работает клиент;
o Умение не только развить необходимый навык у клиента, но и целостно повлиять на личность с целью изменения ее жизни в лучшую сторону.
-Этот список можно дополнить рядом других, не менее важных и востребованных профессий 21 века в России и во всем мире:
-экологи, думающие о будущем нашей планеты
-программисты
-механизаторы, владеющие новейшим оборудованием,
-животноводы, выращивающие редких животных у нас и т.д
ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО
.
Будьте во всеоружии к 2030 году.
В ближайшие годы наш мир ждут значительные изменения, которые коснутся всех сфер деятельности человека 21 века. Британские исследователи предложили востребованные профессии, которые появятся в ближайшем будущем. По их подсчетам, к 2030 году следующие профессии станут реальностью:
• Специалист по созданию искусственных органов;
• Фермеры, использующие генные технологии;
• Космические архитекторы и пилоты;
• Специалист по изменению климата;
• Специалисты по утилизации информации;
• Хирург, специализирующийся на увеличении памяти;
- Придумайте сами профессии из будущего
(ответы уч-ся)
5)Закрепление (работа в группе)
-Выполните упражнение Закончи предложение», используя весь материал нашего занятия
1.Люди работают ради…
2.Настоящий труд – это…
3.При выборе профессии люди часто не учитывают…
4.В любом профессиональном труде самое важное…
5.Счастье – это…
-Вы хорошо поработали, а теперь смотрим, что отвечают взрослые, профессионалы, на эти вопросы
1. Люди
работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения
собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия: Хочу
- своё желание.Могу - свои возможности, способности, знания, состояние
здоровья. Надо - потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5.Счастье-это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью идёшь домой
6) Рефлексия
- Наше путешествие подходит к концу. Пора подводить итоги.
-Что же сегодня мы узнали? (Ответы)
-Что поняли о профессиях? (Ответы)
Т.О.
ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ,
ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ
-И чтобы найти свою профессию в жизни , надо готовиться, много учиться.
-А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
-И, конечно, выбрав профессию, относиться к своему труду ответственно, серьёзно.
В конце я хочу обратиться к классикам, может быть они сумеют помочь вам сделать свой правильный выбор:
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека (Древнеримский философ)
Виктор Гюго писал: «Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне».
И.А.Крылов: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
1) Занятие мне понравилось, потому что _______
2) Я извлек для себя много полезного: ______
3) Мне не понравилось ______
4) Я бы хотел еще узнать ______________
А весь материал классного часа мы отдадим родителям, чтобы дома вы ещё раз обсудили эту тему вместе.
До свидания! Удачи !
ПРИЛОЖЕНИЯ
Чтобы не запутаться в профессиях, специалисты объединяют их в крупные классы. В России все профессии объединяют в пять больших групп.
Первая группа: человек-природа.
- Ребята, как вы думаете, с чем связана эта группа профессий? Какие профессии можно получить?
Люди этих профессий имеют дело с неживой и живой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
Вторая группа:человек – техника.
Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и др. профессии, использующие технические устройства.
Третья группа:человек-человек.
Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертая группа:человек – знаковая система.
Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятая группа:человек – художественный образ.
Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты актеры, дизайнеры и др.
Анкета обратной связи:
- Анкета для родителей
1) Кем Вы хотите видеть своего ребенка будущем;
2) Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.
3) Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?
4) Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?
- Анкета для детей
1) Кем бы ты хотел быть:
2) Каковы твои увлечения?
3) Какие свои качества ты считаешь положительными?
4) Какие свои качества ты считаешь отрицательными?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.