Классный час для учащихся 7-8 класса.
Тема: Жизнь в тылу во время ВОВ 1941-1945 гг.
Цель: формирование у обучающихся патриотизма, ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны, уважения к представителям старшего поколения.
Задачи:
· воспитывать у обучающихся патриотизм и чувство гражданской ответственности на примере подвига тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны;
· развивать умения анализировать полученную информацию
· приобщать обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества: патриотизму, социальной ответственности, гражданственности, сохранению исторического наследия страны.
Приложения: Презентация «Тыл» к классному часу, аудиоматериал: песни «Священная война» и «Синий платочек»
Ход классного часа.
«Победа добывалась на фронте, а оружие ковалось в тылу.»
В воскресенье, 22 июня 1941 года, на рассвете войска фашистской Германии без объявления войны внезапно атаковали всю западную границу Советского Союза и нанесли бомбовые авиаудары по советским городам и воинским соединениям. Началась Великая Отечественная война. Война длилась долгие 4 года. Советские солдаты сражались за свою родину на полях сражения. Но фронт был и в тылу – на той части территории страны, которая находилась за пределами военных действий.
Жизнь в тылу была подчинена главному: «Всё для фронта, всё для победы!» Женщины, старики, подростки вставали к станкам, добывали топливо и варили сталь, водили автомашины, работали на тракторах и комбайнах вместо ушедших на фронт мужей, сыновей, отцов. Вера в справедливость, уверенность в победе жила в сердцах людей.
Самым важным в то время было подтянуть к фронту новые дивизии, обеспечить фронт новейшей боевой техникой, боеприпасами и продовольствием. В кратчайший срок нужно было перестроить на военный лад всё народное хозяйство. Многие предприятия, изготовлявшие нужную стране промышленную продукцию, эвакуировали (вывозили) на восток – в районы, где не было военных действий. Подальше от фронта отправляли скот и сельскохозяйственную технику, ценности из музеев и другое имущество.
За первые полгода войны в районы Поволжья, на Урал, в Сибирь вывезли оборудование более 15 тысяч крупных предприятий. Сюда же эвакуировали квалифицированных работников, которые сразу же устанавливали на новом месте оборудование, налаживали выпуск продукции, которая была необходима фронту.
Неделями не уходили с оборонных заводов рабочие. Они работали по две смены, иногда и больше. Отдыхали прямо в цехе.
Подростки наравне со взрослыми вносили свой вклад в победу. Во втором полугодии 1941года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60%
Мальчишки мужали.
Мальчишки взрослели
Им только бы жить начинать сорванцам
Как их завертели такие метели,
Какие, пожалуй, не снились отцам.
Труженики тыла шили для армии шинели, гимнастёрки, шаровары, шапки, пилотки, обувь.
В сельском хозяйстве на полях также трудились в основном женщины, старики и подростки. Они старались бесперебойно снабжать армию и население продовольствием, а промышленность – сырьём. 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети. За 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна.
Однако потеря важных сельскохозяйственных районов и запасов продовольствия требовала экономного и разумного расходования продуктов питания. Так, 18 июля 1941 года в Москве, Ленинграде и некоторых других городах были введены карточки на хлеб и другие продукты. Было трудно, продовольствие было скудное. Но люди понимали, иначе нельзя.
Большой вклад в победу вносили наши учёные, конструкторы, инженеры. Создавались новые модели самолётов, танков и другого вооружения. Всем известны знаменитые «катюши» *, танк Т-34, автомат Калашникова… (Михаил Тимофеевич Калашников)
Врачи находили новые способы и средства лечения раненых. После лечения в госпиталях многие из них возвращались в строй.
Поэты, писатели, кинематографисты, композиторы создавали патриотические произведения. Всем известны имена К.Симонова, А.Твардовского, А.Фадеева, И.Дунаевского, Д.Шостаковича и других. Артисты создавали агитбригады и часто выступали с концертами перед бойцами на фронте и ранеными в госпиталях, особо любимыми были Л.Русланова и К.Шульженко.
Самым любим жанром в годы войны стала лирическая песня.
Такие песни, как «Темная ночь», «В лесу прифронтовом»,
«Катюша», «Огонек», «Землянка», «Скромненький синий платок» и, конечно же, «Священная война»
Изобразительное искусство в основном было представлено плакатами и карикатурами.
Война сбила работу школы с обычного ритма, военизировала процесс обучения. Многие учителя ушли на фронт. не было постоянного твердого расписания. В преподавании акцент делается на формирование патриотизма. По истории в 7-10 классах увеличивалось количество часов на изучение военного прошлого русского народа (походы Суворова, Отечественная война 1812 года, гражданская война 1918-1920 гг.) Учителя регулярно проводили политинформации о положении на фронте. Отводилось больше часов на военно-физическую подготовку: строевую, лыжную, огневую; учащиеся изучали военно-прикладные предметы – противовоздушную и химическую защиту, технику рукопашного боя, санитарное дело. С 1941 года было введено обучение основам сельского хозяйства в 7-10 классах (2 часа в неделю). В конце учебного года учащиеся должны были пройти производственную практику. Курс вели учителя биологии и химии. Введение данных курсов диктовалось условиями военного времени.
Посильную помощь фронту оказывали дети. К примеру, в городах они собирали обыкновенные стеклянные бутылки, которые потом рабочие военных заводов начиняли горючей смесью. Дежурили на крышах домов, чтобы вовремя погасить зажигательные бомбы. Помогали ухаживать за ранеными.
Деревенские ребята наравне со взрослыми работали в поле, в ремонтных мастерских, ухаживали за скотом.
Девочки шили рукавицы, вышивали для бойцов кисеты, вязали носки и варежки. Своими маленькими подарками, которые посылались на фронт, они радовали бойцов, поднимали их настроение и уверенность в победе.
Так тыл помогал фронту. В напряжённом труде ковалась победа.
Награды за труд во время ВОВ.
Первый Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении медалью
"За трудовое отличие" был подписан 15 января 1939 года
В годы Великой Отечественной войны медалью было награждено более 44 тысяч человек
Всего Награждено 2.146.400 человек
Учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года
В соответствии с Положением о порядке вручения медали, утвержденным Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР 21 августа 1945 года, этой медалью награждались лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, на транспорте, в совхозе, МТС не менее одного года в период июнь 1941 года - май 1945 года.
Награждено более 16 миллионов человек (16 096 750).
Рассказы детей о жизни прабабушек и прадедушек во время ВОВ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.