Классный час для учащихся начальной школы "Когда дети бывают умнее, быстрее и смышленнее взрослых"

Классный час для учащихся начальной школы "Когда дети бывают умнее, быстрее и смышленнее взрослых"

Занимательные материалы
docx
классное руководство
3 кл—4 кл
15.01.2020
Классный час направлен на формирование положительной, нравственной оценки таких качеств характера как пытливость, любознательность, побуждение детей к участию в интеллектуальных играх, конкурсах и олимпиадах.
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Конспект классного часа Когда дети бывают умнее, быстрее и смышленнее взрослых.docx

                                  Классный час

 Когда дети бывают умнее, быстрее смышлённее взрослых

                          

Цели:   формирование положительной нравственной оценки таких качеств характера, как пытливость, любознательность, побуждение детей к участию в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах.

Задачи:

1.    Расширять кругозор учащихся о психических процессах человека (памяти, внимании, мышлении).

2.    Развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся.

3.    Воспитывать уважение к людям умственного труда.

 

Оборудование:

 

компьютер с мультимедийной установкой;

фотографии Александра Македонского, Генриха Шлимана, Н.Н. ГЕ, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Эпиктета, Чарльза Дарвина, Вагнера.

 

 

Раздаточный материал:

Листы для ответов на вопросы

Ручки

 

 

Подготовительная деятельность учащихся

Дети делятся на 4 группы и подбирают пословицы, поговорки об уме и мудрости,  интересный материал о памяти, внимании, мышлении, о людях, обладающих великолепными способностями.

 

 

                                    Ход классного часа

 

                                                                                                                                                          Эпиграф                              

                                               Знание только тогда знание, когда оно приобретено

                                      усилиями мысли, а не одной памятью .

                                                                                                                        л. толстой                                                            

                                     

 

Учитель:     Один мудрец как-то заметил, что никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память. Вы согласны с этим утверждением? (Высказывания детей.)

Кто из вас доволен своим умом? А у кого память хромает? (Ответы детей.)

Специалисты утверждают, что человек использует всего 3-5% возможностей своего мозга. А 95% бездействует! А еще почему-то считается, что ум достается каждому от рождения: одному больше, другому меньше. Но это не так: в результате экспериментов психологи доказали, что наш ум в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать. Сегодня мы и будем это делать.

А начнем мы со сгустков народной мысли - пословиц и поговорок об уме и мудрости, которые вы подобрали дома (устраивается поединок знатоков пословиц; от каждой команды выходит один участник, называет пословицу, передаёт слово следующему и так до тех пор, пока не закончится запас знаний, победит тот, кто назовет пословицу последним; повторять пословицы нельзя, все они произносятся наизусть).

 

    Пословицы об уме, мудрости

1. Без ума - не в пользу и сума. С умом суму носить, а без ума и суму потерять.

2. Богатый без ума - туловище без головы.

3. Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

4. Была бы булава, будет и голова (и наоборот).

5. В умницы не попал и из дураков не вышел.

6. В умницы попал, а из дураков не вышел.

7. Где умному горе, там глупому веселье.

8. Глупому сыну не в помощь богатство.

9. Глупый ищет места, а разумного и в углу видно.

10. Глупый киснет, а умный все промыслит.

11. Глупый осудит, а умный рассудит.

12. Голова без ума, что фонарь без свечи.

13. Голова, что чан, а ума ни на капустный кочан.

14. Денег много, да разума нет.

15. Дома пан, а в людях болван.

16. Думают думу без шуму.

17. Дурак в воду камень закинет, десятеро умных не вытащат.

18. Дурак завяжет - и умный не развяжет.

19. Дурак закинет, а умный доставай.

20. Дурак не рассудит, а умный не осудит.

21. Дураку все смех на уме. Дураку все смешно.

22. Дураку закон не писан.

23. Дураку что глупо, то и любо.

24. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.

25. Лучше слыть озорником, чем дураком.

26. На голове густо, а в голове пусто.

27. Над дураками нет старосты.

28. По платью встречают, по уму провожают.

29. Ростом с Ивана, а умом с болвана.

30. Ум хорошо, а два лучше (лучше того).

31. Умен, да не разумен. Ум без разума - беда.

32. Умная ложь лучше глупой правды.

33. Умный любит учиться, а дурак - учить.

34. Умный молчит, когда дурак ворчит.

35. Умный одно слово вымолвит, и то скажется.

36. Умный плачет, а глупый скачет.

37. Умный смиряется, глупый надувается.

38. Чужим умом в люди не выйдешь.

39. Чужим умом жить - добра не нажить (своего не нажить).

 

 

Учитель: Известно, что каждый человек обладает поистине огромными возможностями. Это касается и такого бесценного дара, как память, без которой вообще трудно себе представить какую-нибудь деятельность. Хорошая память – залог многих достижений и результатов в учебе, общении и других сферах деятельности, это гарантия иметь высокий рейтинг в жизни, пользоваться репутацией эрудированного, начитанного человека. А еще вы должны знать, что мозг обычного человека способен освоить огромное количество информации. Например, больше, чем та, что содержится в хранилищах Российской государственной библиотеки - самой крупной в нашей стране. Выполняя мои задания, вы будете тренировать свою память, что, несомненно, окажет неоценимую помощь и в запоминании разнообразного учебного материала школьной программы.

 

Сейчас я назову вам несколько цифр, а вы, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их повторите. Хорошо? Ну, давайте попробуем. Внимание!

3-8-6

3-4-1-7

8-4-2-3-9

3-8-0-1-7-4

5-1-7-4-2-3-8

1-6-4-5-9-7-6-3

5-3-8-7-1-2-4-6-9

 Ну как, получилось? Но даже если вышло хорошо не сразу, не унывайте, у вас еще будет возможность исправить положение, выполняя следующее задание.

 

Посмотрите внимательно на пронумерованные слова. Ваша задача-запомнить каждое слово и его порядковый номер. Время 15 секунд.

 

1.    ПАРТА

2.    СТОЛ

3.    ОКНО

4.    РУЧКА

5.    ТЕТРАДЬ

6.    ОБЛАКО

7.    ДЕВОЧКА

 

А теперь посмотрите на те же слова, но расположенные в ином порядке, и поставьте рядом с каждым словом закрепленный за ним номер (как это было обозначено выше):

 

ТЕТРАДЬ-

ДЕВОЧКА-

ПАРТА-

РУЧКА-

ОКНО -

ОБЛАКО-

СТОЛ-

Проверьте правильность выполнения задания! Молодцы!

Продолжим тренировку:

Теперь вновь, не подглядывая в список, напишите напротив каждого номера еще раз то слово, которое ему соответствовало:

 

7-

6-

5-

4-

3-

2-

1-

Произнесите, если сможете эти слова по-английски

Успехов вам!!!

 

Знаете ли вы? ( выступает 1 группа учащихся)

 

 

История знает немало людей, обладавших великолепной памятью, либо полученной от природы, либо выработанной путем систематической тренировки. Утверждают, например, что великий полководец Александр Македонский был способен узнавать в лицо всех солдат своего тридцатипятитысячного войска. Немецкий археолог Генрих Шлиман, чтобы развить свою память, в течение многих лет ежедневно заучивал наизусть по нескольку страниц текста из различных книг. Путем такой тренировки он добился того, что за 6-8 недель был способен изучить любой иностранный язык.

 

 

Учитель:   Сейчас я произнесу следующие слова, а вы их внимательно послушайте:

 

 Слова: шкаф, конфета, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье.

А теперь постарайтесь как можно точнее ответить на следующие вопросы:

Какие именно названия цветов и сколько их было в этом списке?

Сколько всего слов было произнесено?

Во сколько групп можно объединить эти слова, назовите каждую группу.

 

Хочу предупредить вас, чтобы вы не теряли бдительности и все время были на чеку. Чтобы успешно ответить на следующие вопросы после чтения текста, будьте предельно внимательны. Итак, читаю один раз условие:

 

Шел пустой  автобус. На первой остановке в него село 5 человек и поехали дальше. На второй вошло еще 3, а вышло 2, на следующей вошел 1, вышли 4. Автобус идет дальше. Вновь останавливается-5 вошли, 2 вышли.

 

А теперь ответьте на вопрос: СКОЛЬКО БЫЛО  ОСТАНОВОК?

 

Молодцы! Помните, вы талантливы!!!

 

Знаете ли вы? (выступает 2 группа учащихся)

 

Художник Н.Н. ГЕ, осмотрев комнату в одном из петербургских дворцов, потом точно воспроизвел ее на своей картине. А композитор С. И. Танеев (учитель С. В. Рахманинова) однажды спрятал С. В. Рахманинова в спальне, когда к нему приехал А. К Глазунов сыграть только что написанную симфонию.  После исполнения в комнату вошел С. В. Рахманинов и без единой ошибки сыграл эту симфонию, вызвав немалое удивление автора.

 

Учитель: А мы продолжим головоломками.

 

Для начала разомнемся:

сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;

из семи палочек два одинаковых квадрата;

 

 

 

 

 

 

 

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

 

 

 

 

А знаете ли вы?

 

Известный древнегреческий философ Эпиктет не забывал повторять мудрый совет:

«Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например, чтобы сделаться хорошим ходоком, надо часто и много ходить; чтобы сделаться хорошим бегуном, надо много бегать». То же самое бывает и с другими способностями. Помните это.

 

 

 

 

 А теперь к выполнению следующего задания.

Я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать. Вот вам три набора слов:

 

Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.

Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.

Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

 

 

Сейчас мы будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.

Например, слово «выключатель» разбивается на:

ель;

лак;

люк;

тюль;

вал;

ключ;

клюв.

Я больше не вижу вариантов, а вы?

 

 

 

 

Вам предлагаю разбить такие длинные слова, как, «картина», «полотенце», «полярник».

А знаете ли вы? ( выступает 3 группа учащихся)

Удивительная вещь - воля и трудолюбие. Вот только некоторые примеры: отец Чарльза Дарвина, считая, что сын его бездарен, нередко, говорил: «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс. Ты будешь позором для себя и своей семьи». Несмотря на столь мрачные прогнозы, Чарльз, как известно, стал великим ученым. Фундаментальный труд, над которым он работал более 20 лет, принес ему мировую славу.

 Известно также, что замечательный немецкий композитор Вагнер овладел нотным станом лишь к 20 годам. Это не помешало ему, однако, стать великим композитором. Успеху способствовали исключительная трудоспособность Вагнера и упорство в достижении цели. Видимо, во многом был прав естествоиспытатель Эдисон, утверждая, что гений - это на 2% вдохновение, а на 98% - потение.

Давайте же и мы не будем забывать об этой замечательной истине.

Итог:

 

Учитель:   Игровые задания, которые вы сегодня выполняли, - это не пустая забава, а специальные упражнения для развития вашего внимания, памяти, мышления, для повышения его скорости и глубины. Наука утверждает, что можно учиться мыслить, играя. И у вас сегодня это получилось. Следовательно, и ума прибавилось.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)