Методическая разработка "Методические рекомендации по применению настольных игр в образовательном процессе для преподавателей начальной школы с целью развития познавательных УУД младших школьников при помощи настольных игр"

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • pdf
  • 20.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Настольные игры вернулись в нашу жизнь и жизнь наших учеников. Среди огромного разнообразия игр есть и такие, которые помогут сделать нахождение ребёнка в школе интересным, а учителю помогут во время урока. Данная разработка поможет педагогу (родителю и воспитателю) выбрать в многообразии игр именно те, которые будут не просто интересны, но и полезны
Иконка файла материала Разработка Кондратович настолки.pdf


Содержание

Блок 1: Перемены .................................................................................................... 3

v Хватайка  ........................................................................................................ 3 v Не спугни пингвина  ..................................................................................... 3 v Статуи  ............................................................................................................ 4

v 7 на 9  .............................................................................................................. 4

v Окийя (OKIYA)  ............................................................................................ 4

Блок 2: Игры на развитие познавательных процессов ......................................... 5

v Уно  ................................................................................................................. 5 v Холодное сердце  .......................................................................................... 6

v Жили - были  .................................................................................................. 6 v Магический Лабиринт  ................................................................................. 7

v Ритм и Вызов  ................................................................................................ 7

Блок 3: Игры типа: «занять время и одновременно поощрить на уроке ребёнка, который завершил первым выполнение работы» ................................ 7

v Сиггил  ........................................................................................................... 8

v Шипучка  ........................................................................................................ 8

v Зайчики  ......................................................................................................... 8 v Сырные лазейки  ........................................................................................... 9

v Великий путь  ................................................................................................ 9

Блок 4: Игры, которые можно использовать на разных учебных предметах ... 10

v Настольная викторина первоклассника  ................................................... 10

v Лексит  .......................................................................................................... 10

v Серия игр «Секреты планеты»  ................................................................. 11

v Серия игр «Сундучок знаний»  ................................................................. 11

v Ом-ном-ном  ................................................................................................ 12

Блок 5: Игры на развитие коммуникативных навыков  ...................................... 12

v Уно  ............................................................................................................... 12

v Крокодил  ..................................................................................................... 13

v Друг - утюг .................................................................................................. 13

v Данетки  ....................................................................................................... 13

v Соображариум Junior .................................................................................. 14

Блок 1:         Перемены Развиваемые познавательные УУД:

                Общеучебные:      постановка      проблемы,      создание       алгоритмов

деятельности;

Логические: анализ, сравнение;

Самостоятельное создание способов решения проблемы.

 

Разложите все круглые карточки с животными на игровом столе, или на полу, как удобнее. Первый игрок бросает оба кубика, и игроки начинают искать карточку, которая соответствует выпавшим значениям. Первый игрок, который ее найдет должен коснуться карточки рукой и может забрать ее себе, положив перед собой в перевернутом виде. После этого кубики бросает следующий игрок.

v Не спугни пингвина

Количество игроков: oт 2 до 4;

Возраст: от 3 лет; Длительность: 3-5 минут; Сложность: Простые.

В чём суть?

«Не спугни пингвина» — это увлекательная игра про лёд, молотки и пингвина. Вам нужно будет аккуратно выбивать льдинки из-под пингвина, стараясь не спугнуть его. В чей ход пингвин нырнёт, тот и проиграл. Однако всё куда сложнее, чем кажется на первый взгляд.

 

 


Статуи

Количество игроков: от 4 до 14;

Возраст: от 10 лет; Длительность: 10 минут; Сложность: Простые.

В чём суть?

Веселая игра для маленькой или большой компании. Игроки превращаются в застывшие фигуры... Сможет ли ведущий отгадать, кого изображает та или иная статуя? В другом варианте правил игроки «ваяют» друг из друга скульптуры, стараясь, чтобы другие участники догадались, что же задумал скульптор.

v 7 на 9 

Количество игроков: от 2 до 4;

Возраст: от 10 лет; Длительность: 10 минут; Сложность: Простые.

В чём суть?

Правила игры 7 на 9 можно объяснить одним предложением. Смотрите на цифры на карте, и ищите результат их сложения или вычитания у себя на руке. Например, на карте нарисована большая четверка и маленькая тройка. Если у вас есть семерка или единица — быстро кидайте сверху! Особое веселье игре добавляет отсутствие очередности хода. Чуть-чуть затормозили, и ситуация уже кардинально поменялась!

v Окийя (OKIYA)

Количество игроков: 2;

Возраст: от 7 лет; Длительность: 10 минут; Сложность: Простые.

В чём суть?

Настольная игра Окийя - игра для двоих в японском стиле, немного похожа на известную игру Крестики-нолики. Игра в возвышенной манере изображает борьбу двух домов гейш за внимание и расположение императора.

                    Блок 2:     Игры на развитие познавательных процессов

(памяти, внимания и т.д., что важно для процесса обучения в целом) Развиваемые познавательные УУД:

Общеучебные: постановка проблемы, структурирование знаний, создание алгоритмов деятельности;

Логические: анализ, синтез, установление причинно- следственных связей, сравнение;

Самостоятельное создание способов решения проблемы и формулировка самой проблемы.

 

v Уно 

Количество игроков: 2 – 10;

Возраст: 7+;

Длительность партии: от 20 минут;

Сложность правил: средние.

В чём суть?

Игра, название которой переводится с итальянского и испанского как «Один», изобретена в 1970-х, и любителей настольных игр, не знающих о ней, почти не существует. Колода состоит из 108 карт, разбитых по цветам и цифрам от нуля до девяти. Кроме них есть и другие карты, меняющие цвет, который находится в игре, направление ходов или позволяющие игрокам обменяться колодами с любым другим участником. Смысл — избавиться от всех карт, крикнув «Уно», когда на руках осталась только одна. После того, как один игрок выиграл, остальные подсчитывают очки. Каждая компания устанавливает свой порог (например, 400 очков), после которого участник выходит из партии, потерпев поражение. Бывалые игроки подсказывают: чтобы придать некоторого сумасшествия процессу, можно договориться не тормозить и играть как можно быстрее. Замешкался — передаешь ход следующему.

Холодное сердце. Приём в Эренделле

Количество игроков: 2 – 5;

Возраст: 5+;

Длительность партии: от 15 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

По обычным правилам сначала отбирается девять из восемнадцати квадратов с персонажами. После этого шесть из них открывается. У игроков есть ограниченное время, чтобы запомнить, кто же спешит на приём. Все шесть закрываются, перемешиваются и пять из них открываются вновь. Задача игрока — отгадать, кто же не явился. Для этого игроки делают ставки на специальных планшетах с изображениями персонажей. Игроки могут ставить оба игровых жетона на персонажа, если уверены, что это именно он, или поставить жетоны разных персонажей. В первом случае игрок, конечно, получит больше победных очков — целых два. Очки в игре потерять нельзя, что делает игровой процесс мирным и неконфликтным. Побеждает тот игрок, который первым смог набрать десять победных очков.

v Жили – были

Количество игроков: 2 – 5;

Возраст: 7+;

Длительность партии: от 20 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

«Жили-были» – добрая детская игра, развивающая память и фантазию. В ней вы будете сочинять историю похождений кота Мурзика, основываясь на картинках из колоды. Слушайте внимательно других игроков, ведь вам придется повторить историю с самого начала, прежде чем добавить к ней новые детали.

                 


Магический Лабиринт

Количество игроков: 2 – 4;

Возраст: 6+;

Длительность партии: от 20 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

Магический лабиринт (Das Magische Labyrinth) - это захватывающее настольное развлечение от настоящих волшебников в мире оригинальных игр - немецкой компании Drei Magier. Благодаря простым правилам и непредсказуемому игровому процессу игра завоевала немало наград.

v Ритм и Вызов 

Количество игроков: 4 – 12;

Возраст: 6+;

Длительность партии: от 20 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

Игроки создают общий ритм, а затем соревнуются во внимательности, памяти и выдержке, жестами вызывая друг друга на дуэль и перебрасывая воображаемое ядро. Если вас вызвали – вы должны принять вызов и, не теряя ритма, перебросить ядро дальше, вызвав другого игрока. Но если вы ошибётесь, ядро так и останется у вас в качестве штрафа. Поэтому держите ритм, достойно отвечайте на вызовы и победа будет ваша!

Блок 3: Игры типа: «занять время и одновременно поощрить на уроке ребёнка, который завершил первым выполнение работы» Развиваемые познавательные УУД:

Общеучебные:     постановка проблемы, структурирование        знаний, создание алгоритмов деятельности;

Логические: анализ, синтез, установление причинно- следственных связей, сравнение;

Самостоятельное          создание     способов    решения     проблемы   и формулировка самой проблемы.

 

Сиггил (младший брат маджонга)

Количество игроков: 1 – 4; 

Возраст: 8+;

Длительность партии: 10 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

Сиггил — это довольно простой и очень красивый филлер, который игроки сравнивают с пасьянсом и игрой Маджонг. В него можно играть хоть вчетвером, хоть одному, и скучно не будет. Партии длятся около 10 минут, так что за этой игрой можно отдыхать. Сиггил — это печать, которой скованы духи. Их нужно освободить, а потом забрать себе, чтобы выиграть. Только карточки, ничего лишнего, легко дарите игру даже тем, кто не искушен в мире настольных игр.

v Шипучка

Количество игроков: 1 – 7;

Возраст: 7+;

Длительность партии: от 10 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

В настольной игре «Шипучка!» удачно сочетаются черты многих популярных настольных игр: от классического домино до дворовой игры "камень, ножницы, бумага". К известным игровым предметам (камень, ножницы, бумага) мы добавили еще два (змею и жулика) и игра получилась очень азартной и динамичной. В игре каждый предмет имеет преимущество перед двумя другими.

Для победы в игре вам потребуются: ловкость, память, стратегия, хитрость, хладнокровие и, конечно же, удача!

v Зайчики

Количество игроков: 1;

Возраст: 7+;

Длительность партии: от 10 минут; Сложность правил: простые.

В чём суть?

Лесные истории. Бедные зайчики очень хотят попасть домой в свои норки, но рядом бродят опасные и хитрые лисицы. Сможете ли вы помочь ушастым зверькам безопасно добраться до убежища?

Все по норкам! В настольной игре-головоломке Зайчики игроку предстоит найти дорогу домой для милых зверят, попутно оберегая их от коварных лис. Пазл имеет 60 заданий, разделённых на 4 уровня сложности

v Сырные лазейки

Количество игроков: 1;

Возраст: 7+;

Длительность партии: от 10 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

Все бы игры так удобно были сделаны! На вид — это обычный блокнот с твёрдой обложкой, а открываешь: там целая игра-головоломка. Она небольшая, 16 сантиметров, умещается и в детские рюкзачки, и в школьные портфели, и в большие карманы. Поскольку она магнитная, её не растерять, так что в дорогу её можно смело брать, чтобы надолго занять и ребёнка, и взрослых рядом с ним: задания-то с каждым из четырёх уровней всё сложнее и сложнее.

v Великий путь

Количество игроков: 1;

Возраст: 7+;

Длительность партии: от 10 минут;

Сложность правил: простые.

В чём суть?

Древний инженер. В настольной игре-головоломке Великий путь на ваши плечи ляжет тяжкое, но интересное бремя строителя дорог. Как полагается любому инженеру, вам предстоит провести тракт, построить мосты от одного храма к остальным, следуя условиям буклета с заданием. Пытливый ум и пространственное мышление – вот лучшие помощники строителей древних путей!


Храмовая дорога. Правильно размещайте пластмассовые элементы дороги и мостов, соединяя между собой культовые сооружения. Как всегда, самый очевидный ход – не всегда правильный! В настольной игреголоволомке Великий путь вам предстоит решить 80 заданий, разделённых на 4 уровня сложности.

Блок 4:       Игры, которые можно использовать на разных учебных

предметах

 

v Настольная викторина первоклассника

Количество игроков: 2 – 12;

Возраст: 5+;

Длительность партии: от 20 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

Настольная игра "Викторина первоклассника" поможет ребенку ответить на множество вопросов из раздела: математики, искусства, биологии, естествознания, обществознания, культуры и языкознания. С такой игрой ваш ребенок проведет свое время весело, интересно и познавательно.

v Лексит

Количество игроков: 2 – 6;

Возраст: 10+;

Длительность партии: от 30 минут; Сложность правил: сложные.

В чём суть?

Буквой больше, буквой меньше

В настольной игре Лексит исходным материалом для составления новых слов являются тематические картинки с множеством деталей. Что вы видите в средневековом замке? Камин, шкура, лютня, гобелен, единорог, алебарда... Именно эти слова вам и предстоит изменять с помощью определённого набора доступных в текущем раунде действий: добавлять, убирать, заменять буквы или менять их местами. При этом получившиеся слова не должны быть однокоренными с исходными и не могут быть короче 4 букв. Игрок, первым придумавший пять слов, останавливает игру - и начинается подсчёт очков.

v Серия игр «Секреты планеты»

Количество игроков: 2 – 6;

Возраст: 7+;

Длительность партии: до 20 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

Серия игр Секреты Планеты предлагает вам узнать большое количество новой информации в игровой форме. В каждой коробке вас ждут 36 карт определенной тематики. Узнавайте больше о наших соседях по планете и сравнивайте их по пяти параметрам – длине тела, весу, длине хвоста, продолжительности жизни и периоду вынашивания.

v Серия «Сундучок знаний»

Количество игроков: 1 – 10;

Возраст: от 4 лет;

Длительность партии: до 30 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

"Сундучок Знаний" - популярная серия настольных развивающих игр для детей. Игра развивает зрительную память, концентрацию внимания, и даёт познания в самых разных областях! «Сундучки знаний» разделены на возрастные категории, указанные в жёлтом кружке, расположенном в правом верхнем углу лицевой стороны каждой коробочки. Критерии данных рекомендаций, очень относительные: в 5-6 лет ребёнок вполне сможет справиться со многими заданиями, отмеченными грифом «8+». В данном случае родителям необходимо подбирать выпуски, руководствуясь личными наблюдениями за увлечениями ребёнка и исходя из уровня его подготовки.

                 

v Ом-ном-ном

Количество игроков: 1 – 6;

Возраст: 8+;

Длительность партии: до 30 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

Ёжик выходит на охоту, а его потенциальная добыча — лягушка — охотится за комарами. Наглядная детская игра про пищевую цепочку: кого послать на охоту, чтобы и самому остаться целым, и желудок наполнить? Кидайте кубики, делайте нехитрые расчёты и предугадывайте действия других участников!

Блок 5: Игры на развитие коммуникативных навыков (хороший вариант для занятий свободного времени в группе продлённого

дня)

 

В чём суть?

Игра, название которой переводится с итальянского и испанского как «Один», изобретена в 1970-х, и любителей настольных игр, не знающих о ней, почти не существует. Колода состоит из 108 карт, разбитых по цветам и цифрам от нуля до девяти. Кроме них есть и другие карты, меняющие цвет, который находится в игре, направление ходов или позволяющие игрокам обменяться колодами с любым другим участником. Смысл — избавиться от всех карт, крикнув «Уно», когда на руках осталась только одна. После того, как один игрок выиграл, остальные подсчитывают очки. Каждая компания устанавливает свой порог (например, 400 очков), после которого участник выходит из партии, потерпев поражение. Бывалые игроки подсказывают: чтобы придать некоторого сумасшествия процессу, можно договориться не тормозить и играть как можно быстрее. Замешкался — передаешь ход следующему.

v Крокодил

Количество игроков: 4 – 12;

Возраст: 10+;

Длительность партии: от 45 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

Знаменитая отечественная игра, которую показывают по телевидению. Правила простые: нужно объяснять жестами слова с карточек настольной игры. Например, показать слово «дрель» легко, «унитаз» — ещё легче, но без смеха не получится, слово «мода» вызовет ряд трудностей, а показ знаменитостей вообще превратится в настоящее шоу. А вы способны показать своего любимого музыкального исполнителя жестами?

v Друг – утюг

Количество игроков: 2 – 6;

Возраст: 5+;

Длительность партии: от 20 минут; Сложность правил: простые.

В чём суть?

Настольная игра Друг утюг — это очень знаменитая игра, в которую многие взрослые играли в детстве. Она знакома нам под разными названиями, но в сути своей это все та же уютная и задорная игра. Цель игры: выяснить с помощью наводящих вопросов кто ты (какая карточка прикреплена у игрока на обруче на голове). Игроки могут отвечать лишь «да/нет». Игра развивает сообразительность, скорость реакции, речевые навыки, умение взаимодействовать со сверстниками.

v Данетки

Количество игроков: от 2-х;

Возраст: 6+;

Длительность партии: 10 - 40 минут; Сложность правил: средние.

В чём суть?

Настольная игра Данетка без преувеличения одна из лучших логических игр для детей. Она позволит вам одновременно развивать и фантазию, и логику ребенка. Принцип игры прост - ведущий описывает необычную ситуацию, а остальные игроки пытаются угадать продолжение

(предысторию?....), задавая ведущему вопросы на "да" и "нет". Чем больше участников, тем больше складывается версий происходящего и тем сильнее веселье! В несложную и при этом нестандартную настольную игру "Данетка" можно играть как в больших компаниях, так и вдвоём.

v Соображариум Junior (джуниор)

Количество игроков: 2 – 10;

Возраст: 5+;

Длительность партии: 10 - 30 минут;

Сложность правил: средние.

В чём суть?

Это весёлая скоростная игра на подбор слов с заданной буквы и определённому условию. В ней есть колода заданий и колода букв, они ставятся посередине стола. Игрок или ведущий берёт верхнюю карту с заданием и читает его вслух. Например, это какой-то город, или что-то, что можно встретить в лесу.