Классный час, посвященный Дню инвалидов « …Мир не обойдется без меня...», проведенный в 8 «А» классе
Морозова Ирина Николаевна
Цели:
§ Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.
§ Сформировать представление об "особых людях".
§ Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
§ Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
§ Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
§ Сформировать представление о людях-инвалидах как о значимых членах общества.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, 2 веревки, 2 платка-повязки., шапки детей, 2 стакана воды.
Ход занятия
1. Вступительное слово.
Сейчас в нашей школе проходит декада, посвящённая Дню инвалида. Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
В этот день приковано внимание к этим людям, к их проблемам. Инвалиды – это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие, как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств. Встречались ли вы с такими людьми? А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях. Например, незрячие или неслышащие музыканты, певцы, художники, спортсмены – люди с ограниченными возможностями. На зимних олимпийских играх в Сочи инвалиды завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей.
(Показ слайдов)
2. Основная часть
1. Определение понятия «инвалид».
Вопрос к ученикам:
- Кто же это такие - инвалиды? (Ответы детей)
Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Это и взрослые и дети.
В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".
Чтение стихотворения Вадима Галкина
Первый чтец
Кто
такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько н заслуженной обиды
На себе они перенесли!
Второй
чтец
Сколько раз, они лицом в подушку,
Чтоб не плакать на глазах у всех,
Говорили ночи как подружке…
Разве то, что есть мы, -это Грех?
Третий
чтец
Сколько раз их матери украдкой
Уводили в сторону детей своих,
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, недобрых, немощных людей!
Четвертый
чтец
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным,
Прочь всегда их гнали взглядом бледным.
Первый чтец
Не грустите матеря не надо
Ваши дети-ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло
Второй
чтец
Ну, а тех, кто нас не понимает,
Пусть простит Господь за волю их,
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных,
Третий
чтец
Но не все на свете равнодушны,
Больше тех, кто хочет нам помочь,
Открывая душу нам радушно,
Горе пусть покинет нашу душу.
Четвертый
чтец
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской,
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, и был покой,
Первый и второй чтец
Чтоб ни войн и не землетрясений,
Ни цунами страшных, НИКОГДА,
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА...
3. Практические упражнения
- Мы много говорим сегодня об инвалидах. Давайте попробуем представить, каково это иметь ограничения в здоровье, быть инвалидом.
1. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Рефлексия:
- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности?
Вот так ощущают себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться существует специальная азбука - азбука Брайля. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
- А как вы думаете, могут ли слепые люди обеспечивать себя, работать? (Ответы детей)
Есть большая организация «Общество слепых», где люди, не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
-Как можно сделать жизнь этих людей более комфортной и безопасной? (Ответы детей).
-Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (Ответы детей).
2. Кроме людей, у которых нарушения зрения, есть люди с нарушениями слуха. Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе, как это не просто, предлагаю 2 учащимся выйти из класса. Остальные дети договариваются что-либо изобразить. Затем, те, кто были вне класса, входят, им демонстрируется задание. Задача тех, кто выходил: понять, что нужно выполнить.
Задача тех, кто оставался: «сердиться, что у глухих не получается».
Рефлексия:
- Что чувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности?
А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице не предупредишь об опасности издали, их не окликнешь: они не слышат гудков автомобилей.
Люди с нарушениями слуха общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Если неслышно произнести несколько слов. (Дети пробуют угадывать сказанное.)
- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь".
Давайте попробуем. Повернитесь друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему. Попробуйте написать на ладони партнера букву, назовите ее, проверьте, так ли это. Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя".
Такие буквы особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.
Рефлексия.
Поделитесь своими впечатлениями.
3. Есть люди, у которых есть проблемы с руками или ногами. Конечности могут быть малоподвижными или вовсе не подвижными, или нет руки или ноги, или обеих рук и ног. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Ребята, давайте познакомимся с человеком, у которого нет ни рук ни ног.
(показ слайдов о Нике Вуйчиче).
Обсуждение. Что помогает выжить Нику? Как можно его охарактеризовать?
Практические упражнения
- Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Приглашаются 2 человека. Давайте одну вашу руку ленточкой привяжем к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя шапку.
Продолжим пробовать быть ограниченными в движении. Приглашаются ещё 2 человека. Руки связаны за спиной.
- Без помощи рук попейте воды.
Рефлексия:
- Что хотелось сделать? Что испытывали?
3. Заключительная часть.
Сегодня мы с вами попробовали почувствовать мир таким, как его чувствуют люди с ограниченными возможностями, люди-инвалиды. Какой урок вы сегодня для себя уяснили? Как вы думаете, может ли мир, планета Земля обойтись без людей инвалидов? (Ответы детей).
Межераунис Ангелина, 16 лет, из ст. Ярославской написала небольшое сочинение-рассуждение. Приведу небольшой отрывок:
«…Мир не обойдётся без меня…
Кому-то эти слова придают веры в себя, кого-то напротив - заставляют
сомневаться, кто-то задумывается над важностью своей личности для окружающих,
кто-то просто остаётся равнодушным, не видя в этих словах никакого смысла.
Мир не обойдётся без меня…»
Сколько раз нужно повторить эти слова, чтобы понять их истинную суть? О каком мире идёт речь? Можно, конечно, понимать эти слова буквально. Ну, а что если мир – это вовсе не вся наша планета, человечество, может, мир – это мама, лучший друг, любимый человек.…
Это твой мир. Это мой мир.
И этот мир не обойдется без меня.
Рефлексия: Каково ваше мнение—мир обойдется без меня?
4. итоги занятия. Каждый человек живет своей жизнью в большом мире. Но люди, которые нуждаются в помощи, чувствуют мир по-другому. Прощаясь с вами, хочется прочитать стихотворение Татьяны Страва «Я- инвалид».
Первый чтец.
Я
инвалид...ну и что?
Душа не болит уж давно.
Смеялись всегда надо мной,
Грустила я ранней весной...
Теперь это в прошлом уже,
Спокойно у меня на душе.
Второй
чтец.
Смогла переступить через все это
Искала в книгах долго я ответы
На вопросы: почему и за что
Люди делают друг другу зло.
Третий
чтец.
Ведь мы такие, как и вы,
Нам так же хочется любви,
Смеяться, плакать и грустить,
Минуты счастья ощутить...
Простила, позабыла,
Влюбилась, вышла замуж, родила!
Желаю всем друзей, удачи,
А главное - здоровья и добра!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.