Классный час «Как мы говорим»
Оценка 5

Классный час «Как мы говорим»

Оценка 5
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа +1
7 кл
22.11.2018
Классный час «Как мы говорим»
Цели: 1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи. 2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему. 3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых. Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки для ролевых игр. В речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила.
кл час о русс языке7а Морозова.docx
Классный час «Как мы говорим», проведенный в 7 классе «А» Морозова И.Н. Цели: 1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи. 2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему. 3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых. Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки для ролевых игр. Ход мероприятия 1. Вступительное слово. Берегите   наш   язык,   наш   прекрасный   русский   язык,   этот   клад,   это   достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса. ­ Эти слова великого русского писателя, мастера слова обращены к каждому из нас, его потомкам. ­ В чем смысл этого обращения? ­ Что значит беречь русский язык? (Правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами «паразитами»,   знать   грамматику,   пунктуацию,   орфографию;   т.е.   соблюдать   языковые нормы  или  литературные  нормы  языка.  Филологи,  ученые,  изучающие  слова,  выделяют следующие нормы: произносительные, грамматические, лексические. Беречь язык – значит соблюдать нормы.) Эксперимент 1. ­ А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент. Задание:   прочитать   слова.   (звонИт,   баловАть,   газопровОд,   каталОг,   завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.) ­ Очень часто даже взрослые делают ошибки в постановке ударения. Да, слово – великая сила,   словом   можно   обидеть,   даже   ранить   сильнее,   чем   оружием,   словом   можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником. ­ Пытается ли кто­нибудь из вас анализировать свою речь? (В  обычном   разговоре   между   собой  большинство   не  следит  за  правильностью  своей речи.Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому­то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно) ­   Слова­паразиты   мешают   восприятия   сказанного   и   просто   отвлекают   внимание собеседника, вызывают раздражение. Следует избавиться от частого употребления таких слов,   как   «в   принципе»,   «значит»,   «это   самое»,   «понимаешь»,   «короче»,   «ну»,   «так сказать» и т.д.   Слова­паразиты – это такая же проблема, как и проблема выбора слов. Многие так привыкли к словам­паразитам, что заполняют ими все паузы в речи. 2. Слова­паразиты. Эксперимент 2. ­ Давайте посмотрим, делают ли  слова­паразиты речь красивее. Ну,   значит,   я   стоял   на   вершине   пологого   холма;   ну,   и   это   самое,   передо   мною   то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь. Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая. Около меня   ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно­синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона. ­ Скажите, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается? ­ А вы  знаете,  чей  отрывок  я  «испортила»?   (Стихотворение  в  прозе  И.С.Тургенева «Голуби») ­ Давайте уберем слова­паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение. (Повторное чтение без слов­паразитов) 3. Жаргонизмы ­   Но   все­таки   среди   молодежи   больше   распространено   употребление   жаргонизмов. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. ­ Поднимите руки, кто из вас любит читать книги? ­ К сожалению, подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что они знают лучше всего, ­ тексты популярной музыки – представляет собой набор однотипных клеше. ­ Слово «жаргон» – франц. означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями. Задание группам. Вытягивают   карточки   с   жаргонизмами   и   ситуацией.   Составить   диалог   на   тему, используя жаргонизмы. ОБСУЖДЕНИЕ: ­ А вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись? ­ А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы? ­ Правильно, чтобы выделиться, обособиться. Сделать речь понятной только лишь кругу сверстников. Вторая причина – желание противостоять общепринятому, норме. А третья – действие законы экономии, который выражается в том, что носители языка предпочитают короткие   формы.   Несмотря   на   то,   что   молодежный   сленг   очень   популярен   и распространен, он все же не способствует повышению уровня культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму. ­   Мы   в   своей   школе   проводили   исследование   молодежного   сленга.   Самые распространенные слова употребляемые молодежью. ­Как вы думаете, какие? ­ А знаете откуда пришло и как произошло, например, слово «ЛОХ»? ­ В «Толково­словообразовательном словаре» Т. Ефремовой, где рядом стоит помета «разговорное,   сниженное»,  читаем  «наивный,  доверчивый  человек».   Известно,  что  лохи существовали в России с незапамятных времен.  О есть и другое щзначение слова «лох» ­ «семга, лосось, облоховившийся по выметке икры: лосось для этого подымается  с моря по речкам, а выметав иекру, идет еще выше и становится в омуты, чтобы переболеть; мясо белеет. Блеск из черни проходит в серебристость, подо ротом вырастает хрящевый крюк, вся рыба теряет весу иногда наполовину и называется лохом». В общем, как больного лосося можно брать голыми руками, так и разиню­ простака легко провести. Но есть еще одно значение слова: дикая маслина, куситарник или деревце с узкими серебристыми  листьями съедобными  ягодами.  Тоже  есть связь с нашим «лохом»: лоха «кинуть» ­ все равно, что эту ягодку проглотить, а косточку выплюнуть. ИГРА НА СКОРОСТЬ «С РУССКОГО НА РУССКИЙ!» ­ Я вам даю карточки со словами, вы должны сделать слово понятным. ­   Нельзя   требовать   от   всех   да   и   невозможно   добиться,   чтобы   все   говорили   на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более, что устная речь подразумевает не слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие   от   письменной.   Нужно   контролировать   свою   речь,   слушать   себя   во   время разговора, говорить неторопясь.   Задание   3:   Сделать   рекламу   русского   языка,   необходимости   соблюдать   нормы   и следовать им. ­   Подведем   итог.   Итак,   в   речи,   как   в   зеркале,   отражается   человек,   его   культура, богатство   души,   отношение   к   тому,   что   он   говорит,   а   чтобы   речь   была   красивой   и правильной,   соответствовала   литературным   нормам,   необходимо   соблюдать   некоторые правила. И я вам эти правил даю. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа. Улетело сказанное слово, Как песок сквозь пальцы утекло, Но оно кого­то укололо И обиду дальше унесло.   А ведь надо просто научиться Грамотно использовать слова И не постесняться  извиниться, Только грубость вырвется едва.   Пусть слова бегут вперед игриво, Радуясь, лаская и смеша. Как приятно говорить красиво, Сленгом в разговоре не греша. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева «Наш язык, наш прекрасный русский язык…» Молитва.

Классный час «Как мы говорим»

Классный час «Как мы говорим»

Классный час «Как мы говорим»

Классный час «Как мы говорим»

Классный час «Как мы говорим»

Классный час «Как мы говорим»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018