Исследовательская работа
Оценка 5

Исследовательская работа

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык
7 кл
21.04.2017
Исследовательская работа
Данная исследовательская работа на тему "Молодёжный сленг в речи школьников" имеет большую практическую значимость как для учеников, так и для учителей русского языка и литературы. В работе поднимается проблема чрезмерного употребления сленга среди семиклассников. Работа состоит из оглавления, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
СЛЕНГ.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 40 Дзержинского района  Волгограда» Молодежный сленг в речи школьников                                                                      Выполнил:                                                                      Хрипунова Мария Александровна,                                                                      ученица 7 «В» класса                                                                      Учитель:                                                                      Есикова Юлия Сергеевна, учитель                                                                       русского языка и литературы Волгоград, 2017 Оглавление Введение ………………………………………………………………   3 Глава 1. Характеристика молодежного сленга………………….......   6      1.1 Что же такое молодежный сленг……………………………..    6      1.2 История развития молодежного сленга ……………………..    7 Глава 2. Причины употребление молодежного сленга ……………    8 Глава 3. Практические исследования……………………….............   11 Заключение…………………………………………………………...   13 Список   литературы…………………………………………………   15 Приложения………………………………………………………….   16 2 Введение Судьба     русского   языка   ­   тема,   которая   не   может   оставить равнодушным ни одного словесника. Десять или двадцать лет ­ ничтожный срок для развития языка, но в истории бывают такие периоды, когда скорость языковых   изменений   значительно   увеличивается.   Так,   состояние   русского языка   в   семидесятые   и   девяностые   годы   может   служить   прекрасным подтверждением   этого   факта.   Изменения   коснулись   и   самого   языка,   и   в первую очередь условий его употребления. Общение человека из семидесятых годов   с   человеком   из   девяностых   вполне   могло   бы   закончиться коммуникативным провалом из­за простого непонимания языка и, возможно, несовместимости   языкового   поведения.   В   качестве   подтверждения достаточно указать наиболее заметное, хотя и не самое интересное изменение: появление огромного количества новых слов (в том числе заимствований) и также исчезновение некоторых слов и значений, то есть изменение русского лексикона. [6] Очевидно, что и сами языковые изменения, и   их скорость в данном случае   вызваны     не   внутренними   причинами,   а   внешними,   а   именно   ­ социальными   преобразованиями   и   изменениями   в   жизни   русскоязычного общества. Двадцатый   век   оказался   чрезвычайно   интересным   не   только   для историков, но и для   лингвистов.  По существу, над русским   языком был проведен потрясающий   по масштабам и результатам социолингвистический эксперимент. Две крупные социальные встряски ­  революция и перестройка ­ затронули не только народ, но и язык. Под влиянием происходящего русский язык изменялся сам, и, кроме того, на него целенаправленно воздействовала власть, ведь язык был ее мощным орудием. 3 Мы выбрали эту тему не случайно. Молодежный сленг – особая форма языка, одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия.   Жаргонные   слова   и   обороты   не   являются   чем­то   новым   в нашей речи и возникли они не вчера. Но проблема в том, что эти «мёртвые слова» настойчиво просачиваются в речь школьников и прочно утверждаются в   ней,   тем   самым   вытесняя   литературные   слова   и   выражения, общеупотребительные слова, делая речь вульгарной и агрессивной.[1] В   работе   поднимается  проблема  чрезмерного   употребления   в   речи молодежного сленга среди учеников 7­ых классов. Новизна работы  обуславливается тем, что исследование проводилось на базе   7­ых классов МОУ СШ № 40, полученный материал характеризует среду,   в   которой   происходит   взаимодействие   между   людьми   одинаковых возрастных групп. В   наши   дни   как   никогда   актуальна   проблема   молодёжного   сленга.   Язык постоянно развивается, пополняется новыми словами.  Актуальность проблемы  изучения молодежного жаргона заключается в  том,  что   молодежный   сленг  –  один   из   составляющих   процесса   развития языка, его  пополнения, его  многообразия. С течением  времени ускоряется темп   жизни.   Соответственно   расширяется   словарь   жаргона.   Русский молодежный   сленг   представляет   собой   интереснейший   лингвистический феномен,   бытование   которого   ограничено   не   только   определенными возрастными   рамками,   как   это   ясно   из   самой   его   номинации,   но   и социальными, временными и пространственными рамками.  Цель   исследования  –   привлечь   внимание   школьников   к   проблеме чрезмерного употребления молодежного сленга в речи.  Задачи исследования:    определить, какие жаргонизмы употребляют в речи школьники; выяснить причины употребления жаргонизмов среди школьников; 4  составить   список   слов   молодёжного   сленга   на   основе   анкеты, проведенной на классном часу. Объект исследования – языковая среда учащихся 7­ых классов.  Предмет исследования ­ употребление молодежного сленга. Гипотеза  – сленг оказывает большое влияние на формирование речи подростков. Методы исследования:  1.Изучение теоретического материала о молодежном сленге;  2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков; 3.Анкетирование; 4. Анализ полученных результатов. Новизна   работы:  заключается   в   представлении   некоторых рекомендаций для снижения риска чрезмерного употребления жаргонизмов в речи школьников. Практическая   значимость:  данная   работа  может   иметь   большую практическую   значимость   на   уроках   русского   языка   и   поможет   обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Исходные   данные:  основным   источником   информации   стала литература по русскому языку и культуре речи, Интернет – материалы. 5 Глава 1. Характеристика молодежного сленга 1.1 Что же такое «молодежный сленг» Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет,   возникший   из   противопоставления   себя   старшему   поколению   и официальной   системе,   и   отличающийся   разговорной,   а   иногда   и   грубо­ фамильярной   окраской.    Значение   слова   «сленг»   близко   к   понятиям «разговорной   речи»   и   «просторечия».   Это   вариант   разговорной   речи,   не совпадающий с нормами русского языка.[3] На наш взгляд, понятие  молодежный сленг  – разновидность речи, не совпадающая   с   нормой   литературного   языка,   используемая   узким   кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы   употребления   и   используется   преимущественно   в   устном   общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг   полностью   заменяет   человеку   нормальную   речь.   Но   современного школьника совсем без сленга представить невозможно.  Главные достоинства тут – выразительность и краткость. Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга   используют   в   своих   выступлениях   сленговые   выражения. 6 Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему­то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть.[7] 1.2 История развития молодежного сленга Русский   молодежный   сленг  –   это   интереснейший   феномен, использование которого ограничено возрастными, социальными, временными и   пространственными   рамками.   Отмечают  три   бурные   волны  в   развитии молодёжного сленга в России: 1. 20­е годы.  Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников   в   связи   с   революцией   и   гражданской   войной.   Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них. 2. 50­е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг». 3. 70­80­е годы.  Третья волна связана  с  периодом  застоя,  породившим разные неформальные молодёжные движения, и «хиппующие» молодые люди   создали   свой   «системный»   сленг   как   языковый   жест противостояния официальной идеологии. В настоящее время на развитие молодёжного сленга большое влияние оказывает компьютеризация. Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. За счёт этого интернет­сленг проникает в молодёжную речь.[6] 7 Глава 2. Причины употребления молодежного сленга Важнейшими   процессами   переходного   возраста   являются   расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа   людей,   на   которых   она   ориентируется.  Современные   технологии раздвигают   рамки   общения.   Например,   появление   интернета   позволило современной   молодежи   «зависать»   в   чатах   (от   английского   слова   chat   – болтовня)   и   тем   самым   значительно   расширить   свой   круг   общения.   И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, ­ молодежь, то ничего удивительного нет, что происходит усвоение соответствующей нормы речи. И так   как  поведение   подростка,   юноши   определяется,   прежде   всего, промежуточностью его положения, то переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, тем самым ища   поддержки   у   сверстников   и   строя   стену   отчуждения   от   взрослого. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность   тем   больше,   чем   резче   различия   между   миром   детства   и миром   взрослости   и   чем   важнее   разделяющие   их   грани.   Поэтому   степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой. Она принимает разные   формы:  протестом   в   частности   служит   язык   подростка.   А   стихия, 8 питающая   этот   молодежный   язык,   –   это   все   новое,   нетрадиционное   или отвергаемое:   речь   музыкальных   фанатов,   музыкальное   телевидение, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет и в то же время  представляет   широкое  поле  для  заимствования  (не  грузи  меня  – из жаргона компьютерщиков). Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются   в   игровом,   ироническом   ключе:   мне   это   абсолютно параллельно, сугубо фиолетово, по барабану.[2] Для   молодежного   сленга   характерно,   помимо   отчужденности, эмоционально­игровое   начало.  Почему,  если   молодежь   знает,  как   говорить правильно,   она   говорит   неправильно?  Почему   предпочитает   использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные? Да просто потому, что   у   нее   другая   система   ценностей,   другой   престиж,   другая   норма   – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, чтобы  «заколебать   народ»,  и  элемент   насмешки,  чтобы   было   не   скучно,  а смешно,   «прикольно».   В   этом   и   вызов   благополучному,   преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий.   Другой   игровой   прием,   используемый   в   молодежном   жаргоне,   –   это сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, «лимон» вместо миллион, мыло, «емеля» вместо e­mail (от английского слова электронная почта). Итак, шутка, игра – это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто­нибудь всерьез может бороться с этим. Другая важная характеристика молодежной речи – ее «первобытность». Ассоциация с языком какого­нибудь первобытного общества возникает, когда педагоги наблюдают нестабильность, постоянную изменяемость жаргона, как во временном, так и в пространственном измерении. Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим: так, не столь давнее жаргонное «мани» (от английского слова money – деньги) заменили «баксы» и «лаве». 9 Аналогичные   процессы   отмечались   в   начале   века   исследователями­ этнографами в языках южноамериканских индейцев, для которых миссионеры не   успевали   переписывать   словари.   Это   естественное   состояние   любого языкового   образования   в   период   его   становления.   Еще   один   признак «первобытности»   молодежного   жаргона   –   неопределенность,   размытость значений входящих в него слов. «Стрёмно, круто,   я прусь» могут быть и положительной,   и   отрицательной   оценкой   ситуации.   Сюда   относятся   как «блин!»   и   «елы­палы!»,   используемые   в   жаргоне   только   в   качестве эмоциональных   восклицаний,   так   и   слова   типа   «прикол»,   «улёт»,   «чума», «жжет».   Будучи   использованными   в   качестве   эмоциональных   междометий, они   практически   полностью   теряют   свое   значение,   которое   вытесняется сильно   акцентированным   в   определенной   ситуации   эмоциональным компонентом значения. К этой же группе относятся словосочетания «полный атас», «полный абзац», «полный писец». В зависимости от ситуации и круга общения   данные   слова   могут   выражать   разнообразные   –   вплоть   до противоположных   –   эмоции:   разочарование,   раздражения,   восхищение, удивление, радость и т. Д. При этом более или менее адекватное «узнавание» выражаемой   эмоции   слушателем   не   может   осуществиться   без   учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также контекста. Итак,   основное   заслуживающее   осуждения   качество   молодежного жаргона,   который   формируется   кругом   общения   подростка,   –   его выраженный   «примитивизм».   Кроме   «…расплывчатой   семантики,   он проявляется   и   в   заниженности   тех   сфер   лексики,   откуда   черпаются   ее ресурсы,   и   в   стилистически   заниженных   грамматических   средствах, используемых в речи; это, в частности, уничижительные суффиксы – ­няк, ­ня (отходняк,  депрессняк,  тусняк,  тусня),  усечения  (ботан),  фамильярные суффиксы   в   личных   именах   (Димон,   Колян,   Юрец).   И,   наконец,   в значительной доле заимствований из просторечной лексики.  Все эти приемы – 10 осознанный   выбор,   осуществляемый   в   речевом   поведении   между подростками.   А   речевое   поведение   также   регулируется   нормой   или антинормой. Современный молодежный жаргон выбирает антинорму.[5] Глава 3. Практические исследования Предположим,   что   сленг   в   речи   учащихся   является   сегментом повседневной   речи.  Возникает   вопрос:   почему   именно   так   разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход? Чтобы ответить на этот вопрос,   я   проводила   языковое   исследование:   анкетировала   обучающихся, проводила наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы), проводила беседы во время проведения классного часа. (Приложение 1) Я выяснила, что учащиеся   активно   используют   в   своей   речи   сленг.   Для   школьников использование сленга не есть что­то «из ряда вон выходящее», это элемент повседневной речи, без которого подчас невозможно обойтись.  Школьник, употребляя сленг, следует за модой, боится показаться смешным, «белой  вороной»,  если  начнет  разговаривать   литературным   языком.  Кроме этого,   присутствует   элемент   самоутверждения,   своеобразного   протеста против окружающей действительности.  Интересным   мне   показалось   такое   противоречие:   с   одной   стороны, подросток употребляет сленг, чтобы выделиться, с другой – «быть подобным 11 товарищам».   Учащиеся   считают   недопустимым   употребление   сленга взрослыми, тем самым как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление.  В   ходе   анкетирования   нами   было   опрошено   36   учеников   седьмых классов.   На   вопрос:   «Употребляете   ли   Вы   в   своей   речи   сленг?»   десять человек   (28%)   ответили,   что   часто   используют   сленг   в   своей   речи, девятнадцать человек (53%) иногда употребляют данную разновидность речи и 7 человек (19%) утвердительно ответили, что никогда не используют сленг.  На следующий вопрос: «Почему большая часть молодежи в разговоре между собой употребляет сленг?» большая часть отвечающих – семнадцать человек (47%) не просто ответили на вопрос, а подчеркнули проблему нашей современной   молодёжи   –   нехватка   литературного   языка,   также   десять человек, что составило 28% от числа опрошенных ответили, что используют сленг   от   скуки,   чтобы   речь   стала   более   весёлой   и   разнообразной,   а   пять человек (14%) считают, что следуют моде, употребляя сленг, и по 2 человека (5%)   не   желают   выделяться   среди   одноклассников,   а   также   считают,   что употребление сленга в речи вызывает интерес к ним со стороны собеседников. Поинтересовавшись,   из   каких   источников   подростки   узнают   о молодёжном сленге, мы были немало удивлены, что 6 человек (17%) ответили – от родителей, также одиннадцать человек (30%) узнали и часто пользуются сленгом в социальных сетях при переписке с друзьями, а шестнадцать человек (44%),   что   составило   большую   часть   опрошенных,   услышали   «необычные молодёжные словечки» от сверстников, и три человека (8%) слышали сленг из новых музыкальных клипов. (Приложение 2) Из   проведённого   нами   исследования   можно   сделать   вывод,   что молодёжный сленг пользуется большой популярностью среди школьников, а причиной его частого употребления является нехватка литературного языка вследствие   другой   большой   проблемы   нашей   современной   молодёжи   – 12 нежеланием   читать   книги.   На   наш   взгляд,   употребление   сленга   среди подростков не является глобальной проблемой, с которой стоит бороться. Но в   то   же   время   подросток   должен   отдавать   себе   отчет,   где   и   с   кем   он употребляет эту разновидность речи.  Школьник должен понимать, что при общении   с   родителями,   учителями,   со   старшим   поколением   употребление слега может вызвать негатив с их стороны вследствие непонимания, но в то же время при общении со сверстниками, употребляя данные слова, подросток может вызвать интерес и даже уважение. Также   в   ходе   исследования   нами   был   составлен   небольшой   список молодёжного сленга. (Приложение 3) В него вошли самые распространенные «Молодёжные словечки». Мы планируем заниматься проблемой употребления молодёжного   сленга   и   дальше,   включая   не   только   среднее   звено,   но   и старшеклассников, студентов. Заключение   Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы о реализации поставленной цели работы  ­  привлечено внимание учащихся  к проблеме чрезмерного употребления сленга в речи. Также решились поставленные задачи:    определены, какие жаргонизмы употребляют в речи школьники; выяснены причины употребления жаргонизмов среди школьников; составлен   список   наиболее   часто   употребляемых   слов молодёжного сленга  на основе анкеты, проведенной на классном часу. Также в результате работы мы пришли к следующим выводам: 1. Сленг, который активно использует современная молодёжь – своего  рода протест   против   окружающей   действительности,   против   типизации   и стандартизации.  13 2. Для сленга характерна абсурдная игра слов. Это некое «кодирование» того или иного понятия. 3.  Жаргонные   слова   оказывают   негативное   влияние   на   развитие   интересов учащихся.  4. Жаргонизмы засоряют наш язык и мешают нормальному общению   людей разных поколений. 5. Главное, над чем стоит задуматься, это то, что употребление подростками молодёжного сленга  неизбежно. Но  он  не должен  замещать  или  вытеснять нормальную речь. Рекомендации Для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы, советуем:           1) читать хорошую литературу;           2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой;           3) практиковать выступления перед аудиторией и  дружеские               беседы;                                      4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих  словах.  Всё   это   ведёт   к   повышению   уровня   общей   культуры,  в  том   числе   и культуры речи.[4] В дальнейшем будет продолжено собирание   лексического материала для классификации жаргонизмов по наименованиям. 14 Список литературы  1 Виноградов,   В.В. История русского литературного языка.   [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: Просвещение, 1978. 2 Журнал WomanAdvice ­ советы на все случаи жизни 3 Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель. 4 www.gramota.ru  5 Левонтина,   И.Б.   О   словах­паразитах.   Действительно   ли   эти   слова лишние в языке?//  1 сентября. Русский язык, 2004. № 15. 6 Ипполитова, Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб./ под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2008. 7 Ипполитова, Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи:   учеб./   под   ред.   Н.А.   Ипполитовой.   –   М.:   Тк   Велби,   Изд   –   во Проспект, 2008. 15 Словари 1 Евгеньева А.П. Словарь  синонимов. М., 2001. 2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2003. 3 «Энциклопедический словарь юного филолога», ­  М.: Педагогика, 1984.   АНКЕТА   «МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ» Дорогой друг! Цель этой анкеты – выявить  отношение к жаргону и причины употребления сленга молодыми людьми. Нам нужны только искренние ответы. Время выполнения – 10 минут. Приложение 1  1. Пол (подчеркнуть): мужской, женский 2. Возраст _________ 3. Употребляете ли Вы в своей речи сленг?     А) часто     Б) иногда     В) никогда 4. Если «да», то какие слова  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Если «да», то в каких ситуациях  _____________________________________________________________________________ 16 _____________________________________________________________________________ 6. Почему большая часть молодежи в разговоре между собой употребляет сленг?     А) чтобы было смешно, не скучно     Б) чтобы быть интересным рассказчиком     В) с трудом удается выражать свои мысли литературным языком     Г) не желают выделяться     Д) модно 7. Из каких источников молодые люди узнают слова молодежного сленга?     А) из речи взрослых     Б) из телепередач и радиопередач     В) из книг     Г) из модных песенных хитов     Д) других (укажите каких) ______________________________________ 8. Замените слова молодежного сленга литературными синонимами: Прикольно ­ Угарать ­ Колбаситься ­ Отпад­ Взять на понт­ Заколебать­ Стрёмно ­ Тащусь ­  Хайп ­ Кидать понты ­ Топ ­ Каеф ­ 17 9. Является ли употребление сленга в общении со сверстниками  нарушением норм речевой культуры? а) да б) нет 10. Является ли употребление сленга в общении с взрослыми, в школьных сочинениях   нарушением норм речевой культуры? а) да 18 б) нет 19 Употребляете ли Вы в своей речи сленг? Приложение 2 20 7 10 19 Часто Иногда Никогда Почему большая часть молодежи в разговоре между собой употребляет сленг? 2 2 5 10 17 Нехватка литературного языка От скуки Модно Не выделяться Быть интересным собеседником Приложение 3 21 Список слов молодёжного сленга Балдеть – расслабляться Барвуха –  девушка с лишним весом Дратути – приветствие Ерунда – неважная вещь Жесть –  что­то неприятное, опасное или страшное Заколебаться – устать Заруфить – взобраться на большую высоту Зашквар – вещь, потерявшая популярность Зашибись – все хорошо Каеф – наслаждение  Кидать понты – хвастаться  Красава – молодец  Колбаситься – развлекаться  Клево – все хорошо  Лафа – удача  Найс – все хорошо Оффнуть – отключить  Отпад – мне нравится  Офигенно – очень круто Понты – вызывающее поведение  Палит – смотрит Прикинь – представь  22 Плес – пожалуйста  Стремно – рисково, страшно Топ – лучше всего Тащусь – мне безумно нравится Туса – вечеринка  Угарать – смеяться  Хипово – модно  Хайп – популярность  Шмот – одежда Шипперить – мысленно связывать двух людей в узы любви 23

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017