Проект "Грамматическое и авторское употребление знаков препинания. В чём разница?"

  • Исследовательские работы
  • pdf
  • 20.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В проекте исследуется история возникновения и развития знаков препинания в русском языке, их роль в тексте и различия между грамматическим и авторским использованием. Работа будет полезна студентам, преподавателям и всем, кто интересуется русским языком, литературой и вопросами пунктуации. Проект помогает понять, как знаки препинания влияют на восприятие текста и как авторская пунктуация может стать мощным инструментом в руках писателя.
Иконка файла материала Проект Знаки препинания. Русский язык..pdf



        

В проекте исследуется история возникновения и развития знаков препинания в русском языке, их роль в тексте и различия между грамматическим и авторским использованием.

Работа будет полезна студентам, преподавателям и всем, кто интересуется русским языком, литературой и вопросами пунктуации. Проект помогает понять, как знаки препинания влияют на восприятие текста и как авторская пунктуация может стать мощным инструментом в руках писателя.

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.  

Существует такое понятие, как авторские знаки. Авторские знаки препинания в собственном смысле этого слова всецело зависят от воли пишущего, воплощают индивидуальное ощущение их необходимости. Однако даже такая авторская пунктуация вследствие того, что она рассчитана на восприятие и понимание, бывает предсказуемой, поскольку не теряет своей собственной функциональное значимости.  

Следует разобраться, ли это понятие "авторские знаки препинания", что автор может ставить их там, где ему хочется, ведь они обычно не совпадают с теми, которые "полагаются" в данном месте по правилам грамматики.   

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

История появления знаков препинания.  

Русская пунктуация, в отличие от орфографии, сложилась сравнительно поздно - к началу 19 века - и в основных чертах сходна с пунктуацией других европейских языков. 

В древнерусской письменности текст не членился на слова и предложения. Знаки препинания (точка, крест, волнистая черта) делили текст в основном на смысловые отрезки или обозначали обстановку в работе писца. Позднее в употребление начинают входить вопросительный знак, скобки, двоеточие.  

Большое значение для развития пунктуации имело появление книгопечатания. Постановка знаков препинания в печатающихся произведениях была по преимуществу делом типографских мастеров, которые часто не считались с тем, что представлял собой в пунктуационном отношении авторский рукописный текст.   

Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в 19 веке принадлежит академику Я. К. Гроту, книга которого «Русское правописание» явилась результатом многолетних исследований истории и принципов русского письма. Книга стала первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержала несколько изданий до 1917 года. Я.К. Грот дает научно систематизированный и теоретически осмысленный свод правил орфографии и пунктуации.  

В первой половине 20 века вопросам пунктуации уделяли внимание в своих работах А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и некоторые другие лингвисты. В середине и второй половине 20 века появились фундаментальные исследования по пунктуации А. Б. Шапиро.  

До настоящего времени у лингвистов, работающих в области пунктуации, нет единой точки зрения на основы современной русской пунктуации. Одни учёные придерживаются точки зрения, что русская пунктуация базируется на смысловой основе, другие - на грамматической, третьи - на семантико-грамматической, четвёртые - на интонационной. Однако, несмотря на теоретические разногласия учёных, принципиальные основы русской пунктуации остаются неизменными. Это способствует её устойчивости, хотя отдельные пунктуационные правила периодически уточняются и конкретизируются в связи с развитием русской грамматической теории и в целом русского литературного языка.   

Рассмотрим значение пунктуации в русском языке. 

Знаки препинания (т. е. остановки, заминки) - не алфавитные знаки, которые служат для разделения текста. Орфография и пунктуация составляют основу нашего правописания.  

С помощью пунктуации мы воспринимаем текст. Она служит для разделения речи на письме графически. Пунктуация также указывает на деление текста по смыслу, интонации и структуре

Выбирая знаки препинания, мы опираемся на смысл речи.  

Значение пунктуации в русском языке состоит в отражении тех изменений, которые накапливаются в его структуре и семантике. Пунктуация должна достичь соответствия письменного сообщения замыслу автора. Это и будет соблюдением нормы. 

Пунктуационная норма — это правило, указывающее применение или не применение при письме тех или иных знаков препинания. Изучение пунктуационных норм обусловливает владение литературным языком. Эти приципы определяют культуру речи в целом. Правильное применение пунктуации должно обеспечить взаимопонимание пишущего человека с читателем написанного текста. Применение знаков препинания закреплено правилами.  

Пунктуационная норма регулирует выбор вариантов построения предложений. Также она осуществляет контроль речи говорящего. Правда, оценка «верно – неверно» применительно к пунктуационной норме во многом зависит от субъекта. Русская пунктуация чрезвычайно гибкая.  

  

  

  

  

  

  

  

  

Система знаков препинания.

Знаки препинания подразделяются на: 

         знаки выделяющее, служащие для обозначения границ синтаксической конструкции, пояснения его членов или всего предложения, пояснения его членов или всего предложения в целом, интонационно- смыслового выделения какой либо части предложения, а также для указания границы конструкции. 

         знаки отделяющие, служащие для разграничения независимых предложений, их частей, однородных синтаксических элементов, а также для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на перерыв речи: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие. 

Основные три типа функций знаков препинания:  

I.       Грамматические (синтаксические, формальные, структурные): 

1.Выделительная (н-р, выделение осложн. конструкций в структуре простого предложения и т.д.). 

2.Разграничительная (н-р, при разграничении однородных членов предложения, главных и придаточных частей в сложноподчиненном предложении). 

3.Функция выключения (изолирующая) (н-р, употребление скобок при вставных конструкциях) 4. Констатирующая (квалификационная) (н-р, восклицательный знак указывает, что перед нами побудительное, восклицательное предложение). 

II.    Смысловые:  

1.  Указаывают на грамматическое значение предложения (н-р, запятая между частями СП на отношения перечисления) 

2.Выражают характер мысли (н-р, конечные знаки - точка, восклицательный знак, вопросительный знак и т.д.). 

3.              Выражают дополнительную информацию (н-р, скобки при вставных конструкциях, употребление кавычек при использовании чужих слов, слов в переносном значении). 

4.              Акцентируют внимание на особом смысле выделенных с помощью знаков препинания частей текста (н-р, употребление скобок при вставных конструкциях). 

III.Интонационные: требуют определенной интонации. 

            

Современная пунктуация, функции знаков препинания.  

Точка (.) – знак препинания, ставящийся в конце предложения. В современной русской письменной речи точка ставится в конце повествовательного или побудительного предложения.   

-                 Точка употребляется при сокращенном написании слов (например: и т. п., и т. д.); а в аббревиатурах точка не ставится.  

Вопросительный знак (?) - знак препинания, служащий для выражения вопроса. В современной русской письменной речи вопросительный знак ставится: - в конце вопросительного предложения, в том числе после следующих одно за другим неполных вопросительных предложений. 

-                 в вопросительных предложениях с однородными членами после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса. 

Восклицательный знак (!) – знак препинания, служащий для выражения восклицания.

В современной русской письменной речи восклицательный знак ставится: 

-                 в конце восклицательного предложения. 

-                 в восклицательных предложениях с однородными членами после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной прерывистости речи. 

-                 после произносимых с восклицательной интонацией слов – предложений, обращений, междометий, стоящих в начале (в поэтической речи – и в середине) предложения или употребляемых самостоятельно. 

-                 в скобках внутри или после цитаты для выражения отношения автора (иронии, возмущения и т. п.) к цитируемому тексту. 

Так А.С.Грибоедов использует восклицательный знак вместо запятой, после каждого однородного члена предложения: 

«Пил мёртвую! Не спал ночей до девяти! 

Всё отвергал: законы! Совесть! Веру!» 

  

Запятая (,) – знак препинания, служащий для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Запятая употребляется:  

-                 между однородными членами предложения (соединенными без союзов, повторяющимися или парными союзами, не повторяющимися союзами с противительным или уступительным значением) и между повторяющимися словами.  

-                 между простыми предложениями, входящими в состав сложного бессоюзного или сложносочиненного предложения.  

-                 между главным и придаточным предложением (или для выделения придаточного с двух сторон), между соподчиненными придаточными. 

-                 для отделения или выделения обособленных членов предложения, при словах или группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении: 

-                 при сравнительных оборотах. 

-                 для отделения или выделения слов, грамматически не связанных с членами предложения 

(вводных слов, обращений, междометий, утвердительных, отрицательных и вопросительных слов). 

Точка с запятой (;) – знак препинания, употребляющийся в сложном и, реже, в простом предложении для разделения относительно самостоятельных его частей.  

В современной русской письменности точка с запятой ставится: 

1.                   в сложном бессоюзном и сложносочиненном предложениях, если их части значительно распространены и содержат запятые, например. 

2.                   в простом предложении между однородными членами предложения, если они значительно распространены и содержат запятые, например. 

Двоеточие (:) – знак препинания, в виде двух точек, расположенных одна под другой, применяемый в простом предложении и в бессоюзном сложном предложении. Эти знаки  первоначально употреблялись для отделения слов или более крупных отрезков текста друг от друга. В современной русской письменности точка с запятой ставится: 

-                 перед перечислением, если ему предшествует обобщающее слово или слова, например, как- то, а именно, например.  

-                 в сложном бессоюзном предложении, если вторая часть раскрывает содержание первой части, дополняет первую или указывает на причину того, о чем говорится в первой части, например.  

-                 после авторских слов, вводящих прямую речь, например. 

Тире – (франц. tiret, от tirer – тянуть) – знак препинания в виде горизонтальной черты (-), применяемый в простом и сложном предложениях. Введён в употребление русским писателем и историком Н. М. Карамзиным. В современной русской письменной речи тире ставится: 

-                 между подлежащим и сказуемым: 

-                 перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов.  

-                 перед обособленным приложением, обычно стоящим в конце предложения:  

-                 между членами предложения для выражения неожиданности или противопоставления. 

-                 в сложном предложении бессоюзном для указания на быструю смену событий, для выражения резкой противоположности, для выражения временных, условно-следственных и других отношений. 

-                 между репликами в диалоге, даваемом без абзаца, или в начале реплик, даваемых с

абзаца; 

-                 для указания на распад простого предложения на словесные группы, что часто бывает при пропуске, какого-либо члена предложения. 

-                 после прямой речи перед словами автора. 

Использование тире после союза и — характерная черта системы интонационносинтаксических изобразительных средств, определяющих писательскую манеру Ф. М. Достоевского: 

«Я ничего не слыхал», — сказал Вельчанинов и — побледнел; Он вышел и — покончил дело; Одним словом, предчувствую наступление нового периода жизни и — волнуюсь; Тысяча  предрассудков и логичных мыслей и — никаких мыслей!; Главное, господин Версилов погорячился и — излишне поторопился…; Машинально подошёл он к окну, чтоб отворить его и дохнуть ночным воздухом, и — вдруг весь вздрогнул…»  

Тире с его способностью выражать ритмомелодию речи широко использовал Ф. И.

Тютчев. 

Иногда поэт употреблял его и как конечный знак:  

«Кончен пир — умолкли хоры —  

Опорожнены амфоры —  

О п р о к и н у т ы корзины — Не допиты в кубках

вины —  

На главах венки измяты —  

Лишь курятся ароматы 

В опустевшей светлой зале…» 

Двойное тире (парный знак препинания, выступающий в выделительной функции) употребляется для выделения:  

-                       вводных и вставных предложений и конструкций:  

-                       распространенного приложения, стоящего после определяемого слова для подчеркивания самостоятельного значения этого приложения.  

-                       слов автора внутри прямой речи. 

Многоточие (…) – знак препинания в виде трех рядом расположенных точек, употребляющийся для обозначения незаконченности или прерывности высказывания, а также пропусков в тексте. Впервые указано в грамматике А. Х. Востокова (1831) под названием «знак пресекательный». 

-                       обозначения незаконченности или перерыва в высказывании, вызванного волнением говорящего или неожиданным переходом к другой мысли, а также для обозначения паузы, подчеркивающей следующий за ней текст. 

-                       при цитировании (перед началом цитаты, в середине или после нее) для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста.  

Многоточие как авторский знак встречается и в произведениях А.П. Чехова

«Нарочно приехал сюда, чтобы на станции встретить, и вдруг проспал…Сидя уснул.  

Досада…Хоть бы ты меня разбудила.» (Лопахин, «Вишневый сад»)  

Многоточие, стоящее в середине предложения, указывает на то, что говорящий прерывает свою речь размышлениями, пытается наиболее точно донести свою мысль до слушателя или, наоборот, сознательно умалчивает какие-либо факты. 

У Б. Пастернака появляется стремление расчленить подлежащее и сказуемое достаточно своеобразно: вместо более обычного тире употребляется многоточие. Оно как бы совмещает в себе функцию разделительного тире и собственно многоточия, передающего нечто недосказанное, неопределенное, «раздумчивое»:  

«Сумерки… словно оруженосцы роз, на которых - их копья и шарфы.»  

            

  

Понятие об авторской пунктуации.

Термин «авторская пунктуация» имеет два значения: 

              Первое связано с обозначением всех знаков, стоящих в авторской рукописи, т.е. в

буквальном смысле поставленных рукой автора (сюда включается и регламентированная и не регламентированная пунктуация); такое употребление термина характерно для издательских работников, которые участвуют в подготовке рукописи к изданию.  

              Второе, более широкое значение термина связано с представлением о пунктуации

не регламентированной, не закрепленной правилами, т.е. представляющей собой разнообразные отклонения от общих норм.   

Знаки эти служат созданию экспрессии: либо способствуют динамичности речевого потока, либо, наоборот, плавности его протекания, стремительной резкости или лиричности звучания, т. е. они несут чисто стилистическую функцию и являются всецело принадлежностью художественного текста. Причиной появления «авторского» знака может быть и простая ошибка при наборе. Говорить о том, что перед вами собственно авторский знак, можно, наверное, либо в том случае, если публикация сопровождается предупреждением: «В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация», либо если вы просмотрели большое количество текстов одного автора и убедились в том, что в той или иной позиции он постоянно заменяет традиционный знак на иной. Итак, авторские знаки употребляются в следующих ситуациях. 

1.  Для замены «не маркированного» нормативного знака. 

2.  Против всех норм: 

              как способ членения текста, 

              как замена лексической единицы. 

3.            Авторская пунктуация как литературный прием. 

4.            Факультативные знаки как дополнительный графический признак, добавочная защита смысловых отношений. 

Как мы видим, разнообразие авторских вольностей велико, и школьнику нужно уметь ориентироваться в них, так как нередко пунктуационные знаки становятся средством  выразительности. Следует, однако, помнить, что в сочинении в соответствии с требованиями жанра авторскую пунктуацию (в том случае, если она действительно противоречит современным нормам) нежелательно сохранять даже при цитировании, постановка же собственных знаков препинания, противоречащих современным правилам, расценивается как ошибка. Чтобы научиться менять расстановку знаков препинания соответственно правилам современной пунктуации, следует поупражняться в этом искусстве. Предлагаем вам комплекс подходящих упражнений. 

Конечно, записи в Сети — это не диктант в школе и не сочинение на выпускном экзамене, здесь требования менее строгие. Главное — не делать грубых ошибок, которые легко заметят окружающие. Очень плохо, к примеру, смотрятся "лишние запятые", которые сразу вызовут сомнения по поводу вашей грамотности. А вот ломать голову над выбором тире, двоеточия, запятой в бессоюзном предложении не стоит, лучше обойтись универсальной запятой, так как вряд ли ктонибудь будет проверять направленность причинно-следственной связи. Поэтому не забывайте о  главных правилах — и пишите свободно, иначе речь будет скованной и неинтересной.  

И ещё о "свободной" (но не авторской) пунктуации. Посмотрите ответы на форуме, и вы убедитесь, что пунктуация бывает "разная". Вот строго обсуждается заданное предложение из художественного текста: грамматика, правила, ссылки на источники. Но текст ответа достаточно свободный, это книжно-разговорная речь: соблюдаются основные правила, а конкретные знаки (запятая, тире, двоеточие) выбираются скорее интуитивно. И еще более свободной является грамматика и пунктуация в комментариях, это, как правило, запись разговорной речи.  

 

 

              

  

Рассмотрим авторские знаки на примерах произведений русский писателей и поэтов.

Автор

Знак пунктуации

Пример из произведения

Марина Цветаева

Своеобразные интонации и неповторимые ритмы — это следствие

необщности содержательного плана стихов Цветаевой, всего творческого мира поэта, глубокого своеобразия таланта и нелёгкой человеческой судьбы. Тире в пунктуации Цветаевой - знак самый емкий и в смысловом, и функциональном планах. Тире - визитная карточка ее идиостиля. Практически всеми синтаксистами в качестве основных функций тире называются отделяющая и выделяющая.

Тире на месте пропущенного сказуемого «останешься» выполняет эстетическую функцию. Как бы подводя итог всему стихотворению, Цветаева в этих строках подчеркивает каждое слово образ, выделяя его интонационно.

«Всем — сыном, всем — наследником,  Всем — первеньким, последненьким.»

(«Останешься нам иноком»)

 

Максим Горький

«Общеизвестно «пристрастие» М. Горького к тире, с помощью которого он заполнял смысловую пустоту, которая окружала его в мире и от которой он «уходил», так как приучил себя никогда не останавливаться. Вместо «точки пули в своем конце» (В. Маяковский) он выбрал

тире. Знак, сам по себе ничего не означающий, но зато связывающий как смыслы слов, так и отсутствие их:

«Сказал и — сделал. 

В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.»,

«Рожденный ползать — летать не может!.. 

Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся...»

(«Песня о Соколе»)

В следующих строках мы можем увидеть сочетание двух знаков препинания: восклицательного знака и многоточия. После восклицательного знака

ставится многоточие не из трех, а из двух точек. Роль первой точки выполняет восклицательный знак. Такое сочетание двух знаков придаёт

предложению характер эмоциональной напряжённости, выражение большей экспрессии.

«— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. —  Я славно пожил!.. 

Я знаю счастье!.. 

Я храбро бился!.. 

Я видел небо…

Ты не увидишь его так близко!..

Ох ты, бедняга!»

(«Песня о Соколе»)

                                                    

 

Александр Блок  поэма

«Двенадцать»

Обратимся к поэме Александра Блока «Двенадцать». «Сегодня я – гений!»- так написал Блок, закончив работу над поэмой «Двенадцать».

Эта поэма уникальна не только с точки зрения художественного смысла, но и с точки зрения пунктуации. Передаче состояния души поэта служат все стилистико-изобразительные средства. Большая роль отводится и знакам препинания в поэме, которые так и обильны, и выразительны.

А. Блок передавал свое, постоянно изменяющееся, не имеющее конца, состояние с помощью такого знака как многоточие. Оно намечает угадываемую недосказанность. Многоточие, как никакой другой знак, очень соответствует общему стилю стиха Блока, соединяет художественное изображение переживаемого состояния. Так знак включается в систему поэтического стиля Блока.

«...И у нас было собрание… ...Вот в этом здании... ...Обсудили - Постановили:

На время - десять, на' ночь - двадцать пять...

...И меньше - ни с кого не брать...

...Пойдем спать...»

Тире у Блока часто не подчиняется обычным правилам, его смысловая роль обнаруживается при особом употреблении, например, когда необходимо выделить наиболее значимые части стихотворения.

«Лихач — и с  Ванькой —наутек…  Еще разок!  Взводи курок!..»

Часто тире выполняет чисто интонационную роль, разделяет строки, образуя четкий ритм, придает жесткость строке с помощью долгих пауз:

«Скалит зубы — волкголодный — Хвост поджал — не отстает — Пес холодный — пес безродный...»

И в конце поэмы, где чеканность строк доведена до высшего предела, где она перерастает в символическое

воплощение поступи Революции, где все интонации и ритмы поэмы создают мощный, «единый музыкальный напор», поэт не смог обойтись без тире:

«...Так идут державным шагом—

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.»

Блоком часто используется и восклицательный знак, который ставиться им при обращении или при сильном чувстве призыва:

«Товарищ! Гляди В оба!

Эй, бедняга!

Подходи – Поцелуемся...Хлеба! Что впереди? Проходи!»

Стихотворная речь Блока богато оснащена пунктуацией. Знаки у него обильны и разнообразны, они служат усилению, активизации довольно сложного интонационно-ритмического облика стиха, смысловых и интонационных нюансов.

ФГБОУ ВО РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Колледж РУГ им. А.Н. Косыгина

«Грамматическое и авторское употребление знаков препинания. В чем разница?»

Выполнила студентка группы КД-218 Морозова Анастасия  Научный руководитель Балабанова Лидия Ивановна

 

Москва