Министерство Просвещения России
Управление образования и молодежной политики администрации г.Рязани
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №40»
390010 г.Рязань, ул.Дачная, д.2-А, тел. 33-21-72, 38-82-82, факс 33-21-72
Классный час для младших школьников «Если все вместе»
(воспитание коллективизма)
Автор: Баклагина Светлана Константиновна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 40»
Тема: «Если все вместе…» (воспитание коллективизма)
Цель: достижение внутригруппового сплочения, осмысление своей индивидуальности как части коллектива.
Задачи:
образовательная: научить детей проявлять позитивное восприятие друг друга;
развивающая: развивать у детей представление о единстве, коллективизме;
воспитательная: воспитывать доброжелательность, умение поддерживать друга, дружить, развивать чувства взаимопомощи и бережного отношения к окружающим.
Ожидаемые результаты:
1. Личностные:
· Сформировать интерес у школьников к окружающим, к сплочению, к осознанию своего персонального «Я» как части общего «Мы».
2. Метапредметные:
· Личностные УУД: формировать мотивацию детей к умению дружить, помогать другим, любить свою Родину.
· Регулятивные УУД: научить планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
· Познавательные УУД: показать, что значит работать сообща.
· Коммуникативные УУД: научить формулировать и высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей.
Форма организации: ролевая игра с элементами конструирования.
Методы и приёмы: игровые, наглядные, диалог, работа в группах.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, макет для оформления, детские фото, распечатки слов, картинки льдинок, картонный модельных домик для групповой работы, конверты с отдельными словами для составления из них предложений, картинки снежинок, льдинок, значки, фигурки человечков из солёного теста, фигурки снежинок.
Технологии и подходы:
· Информационно-коммуникативные технологии
· Дифференцированный подход
· Системно-деятельностный подход
· Компетентностный подход
Ход классного часа
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Начинаем классный час. Речь на нём пойдёт о нас. Постарайтесь всё понять. Что-то новое узнать.
- Постараетесь? Отлично. Сегодня на нашей встрече нам с вами предстоит закончить вот такой макет «Если все вместе». Помогать нам будут слова-помощники, развешанные на стенах класса. Но сначала скажите, что, по-вашему, значит слово «ВМЕСТЕ»? (Дети отвечают). Хорошо. Тогда начинаем работу над макетом, но с одним условием. Сейчас каждый из вас возьмёт из коробочки вот такого человечка из теста, зажмёт его в ладони и до конца занятия будет носить его в руке, стараясь не повредить, ведь эти человечки сделаны из очень хрупкого материала.
(Дети выбирают человечков).
- Спасибо. Я предлагаю отправиться на экскурсию по улицам нашего славного города, который в этом году был выбран Новогодней столицей. Наша первая остановка на улице Почтовой. А теперь немного помечтаем и представим, что на улице начался долгожданный снегопад. Закружились, заплясали пушистые снежинки.
(Слайд улицы города и снегопада).
2. Этап введения учащихся в игровую деятельность, подготовка к активному и сознательному усвоению материала классного часа.
- Часть этих снежинок оказалась у нас в классе. Предлагаю вам взять по одной снежинке и внимательно рассмотреть, запомнить.
(Дети разбирают снежинки на полу, изучают их).
- А теперь верните мне свои снежинки и отвернитесь. Сейчас я их перемешаю и снова разложу на полу. Вы должны будете найти свою снежинку. Готовы?
(Дети отыскивают свои снежинки).
- Трудно было отыскать свою снежинку? Почему? Действительно, на первый взгляд кажется, что все снежинки очень похожи, но если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что они очень разные. В природе не существует даже двух одинаковых снежинок. Так и люди: все мы с вами очень разные, у каждого свои индивидуальные чёрточки, своя красота и привлекательность. Нужно только её почувствовать и понять. И для этого надо быть очень внимательными и великодушными друг к другу. Пожалуйста, прикрепите свои портреты на наш макет. А сейчас назовите, какими же качествами, прозвучавшими и начинающимися с буквы «В», должен обладать каждый из нас для умения быть вместе? Смелее ищите подсказки на карточках на стенах класса. (Дети отвечают). Давайте карточки с названиями этих качеств также прикрепим на макет под нужной буквой.
(Дети прикрепляют ВЕЛИКОДУШИЕ, ВНИМАНИЕ под «В»).
3.Этап освоения понятий: самоотверженность, сочувствие, миролюбие, мудрость, единство, терпеливость, тактичность, естественность.
- Вы молодцы! Сейчас я предлагаю вам справиться со следующей ситуацией. Представьте, что следующая наша остановка на озере Ореховое. И так оказалось, что мы очутились вдруг на льдине этого озера. Ваша задача не упасть в воду самим и не дать упасть своим товарищам. Во что бы то ни стало удержаться на льдине. Ситуация понятна? Тогда занимаем места на нашей льдине и вперёд. Удобно всем? А сейчас кусочки льдины начнут отламываться.
(Учитель убирает по одному фрагменту коврика. Дети стараются плотнее прижаться друг к другу, держатся за руки, за ноги).
- Молодцы. Трудно было удержаться? Что помогло не оказаться в воде? Как вы считаете, какие качества, начинающиеся на букву «С», вы проявили в этой ситуации? Используем подсказки на стенах. (СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ).
- Сочувствие и сопереживание необходимы человеку для того, чтобы быть вместе с другими людьми, ведь каждый из нас – это часть огромного мира, в котором мы живём. Давайте эти названия поместим на наш макет.
(Дети прикрепляют карточки под нужные буквы на макете).
- Недалеко от Орехового озера находится «Лесопарк», в который мы отправляемся с вами дальше. Вот такие замечательные домики встречают нас в нём. И один из них оказался в нашем классе. Вам предстоит работа в группах по 4 человека. Занимайте, пожалуйста, места за столами. Для каждой группы в коробочках приготовлены необходимые элементы дизайна. Попробуйте себя в роли дизайнеров, вам надо будет украсить макет нашего дома. Проявить свою фантазию и творчество. Первая группа украшает дом снежинками, вторая – сосульками, а третья – гирляндой с главными персонажами Новогодней столицы России – Рязани 2020. Трудность заключается в том, что работать вы будете только одной рукой и сразу все вместе, чтобы пока звучит музыка справиться с заданием. Поэтому очень важно суметь договориться, кто из вас, где и что украшает. А, главное, стараться не помешать тому, кто рядом. Потом мы оценим вашу совместную работу. Всё понятно? Начинайте.
(Дети украшают дом).
- Молодцы. Скажите, какие качества, начинающиеся на буквы «М» и «Е», помогли вам справиться с этим заданием? Не забываем о словах подсказках на стене.
- Да, действительно, вы были мудры, миролюбивы, естественны и едины. Без этих качеств также невозможно быть всем вместе. Давайте прикрепим их на макет. (МУДРОСТЬ, МИРОЛЮБИЕ, ЕДИНСТВО, ЕСТЕСТВЕННОСТЬ).
- А сейчас раскройте ладошки, посмотрите на своих человечков. У всех они сохранились, ничего не отломилось, не треснуло? Знаете, ребята, в жизни каждый из нас похож на такого вот человечка. С виду сильный и уверенный, а внутри – ранимый и хрупкий. И надо быть очень ТЕРПЕЛИВЫМ и ТАКТИЧНЫМ с окружающими нас людьми, чтобы не ранить их. Помните об этом. Какие качества на букву «Т» я вам сейчас назвала необходимые для умения быть вместе?
(Учитель прикрепляет на макет слова с названием этих качеств).
4.Подведение итогов классного часа. Рефлексия.
- Закончить наше занятие я предлагаю вам в кругу друзей. Но сначала возвратимся к своим группам: первая, вторая, третья, подходим к своим столам. Вам нужно достать из конвертов карточки со словами и сложить из них предложения и вместе озвучить то, что у вас получилось. (Дети складывают из отдельных слов предложения четверостишия:
Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко и всегда интересно! )
-Выходите и образуйте круг. Произносим свои получившиеся предложения хором по группам. Первая, вторая, третья. Молодцы. Скажите, пожалуйста, какие же качества мы должны воспитывать в себе, чтобы они помогали нам быть вместе? Можете пользоваться нашим макетом или словами на льдинках. На букву «В»? «М»? «Е»? «С»? «Т»? (Дети перечисляют, опираясь на наглядный материал).
- На прощание хочу сказать, что все те качества, которые мы сегодня открыли с вами и учились проявлять присущи настоящему человеку, патриоту, ведь каждый из нас часть общего и нашей большой России. Писатель Михаил Рощин предлагает нам простые правила:
Попробуйте не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
И жизнь на земле будет светлой, доброй и сплочённой.
- А вас попрошу оценить наше занятие. Кому понравилось всё сегодня делать вместе, сообща, поместите своих человечков внутрь дома, кому было не очень комфортно от совместной работы – оставьте их радом с домиком. А мне остаётся только добавить в наш домик дружбы капельку света и тепла, зажечь очаг.
(Дети помещают своих человечков. Учитель зажигает свечу и помещает внутрь домика).
- И подарить каждому из вас на память о нашем занятии вот такие значки. (Учитель раздаёт детям значки с символикой детских ладошек, окружающих российский флаг и надписью: «Если все вместе»).
- Спасибо за занятие!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.