План-конспект внеклассного мероприятия по теме: «Этикет общения»
Подготовил: мастер производственного обучения
Краснов Илья Игоревич
Электросталь
2021г.
Тема: «Этикет общения»
Цель классного часа: познакомится с видами общения и правильным их применением
Задачи классного часа:
· Показать студентам, что главным в общении является речь, что в общении у людей всегда проявляются степень уважения, вежливости, совести.
· Знакомить с этикетом вежливого общения, с правилами речевого этикета.
· Воспитывать у студентов вежливое и дружеское отношение друг к другу, к окружающим.
Содержание
1. Что такое этика общения?
2. Речевые коммуникации
3. Как правильно разговаривать с людьми?
4. Как правильно общаться по телефону?
5. Этикет в социальных сетях
6. Правила невербального разговора
7. Особенности бесконфликтного общения
8. Деловая сфера общения
9. Правила хорошего тона для мужчин и женщин
10. Памятка поведения
Общение является основным инструментом взаимодействия между людьми. С помощью вербальных или невербальных знаков выражаются эмоции, желания, намерения, передается информация. Владение коммуникативными навыками позволяет легко налаживать контакт с людьми, быть успешным во всех сферах жизни.
Учение о морали входит в понятие этики. Моральные нормы включают правила взаимодействия между людьми, установленные обществом. Взаимодействие включает в себя общепринятые нормативы поведения и общения. Этические принципы условны и в разных культурах они отличаются. Однако их соблюдение является необходимым условием существования в обществе.
Сущность нравственности заключается в наличии моральных качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с окружающими людьми на достойном уровне.
Общепринятые нормы исключают какое-либо насилие, нецензурную лексику, критику, унижение.
Приветствуется уважительное отношение, доброжелательность, открытость, равенство, свобода самовыражения.
Вербальное общение с использованием речевых средств сопутствует выражению своих мыслей, мнения, эмоций, обмену информацией. Его можно характеризовать с точки зрения:
· грамотности;
· доступности;
· точности;
· содержательности;
· выразительности.
В процессе речевых отношений также важно следить за интонацией голоса и тембром.
Различают следующие виды вербальной коммуникации:
· Обычное общение или беседа – происходит обмен мнениями, опытом.
· Обсуждение – решаются вопросы, обсуждаются задачи.
· Конфронтация – происходит спор, отстаивание позиции.
· Диспут – происходит публичное обсуждение общественно важных тем.
· Дискуссия – обсуждаются различные мнения с целью поиска истины.
· Симпозиум – проводятся непродолжительные выступления нескольких людей.
· Лекция – происходит выступление одного участника.
· Полемика – происходит обмен мнениями, обсуждение с целью победить, отстоять свою позицию.
Результативность того или иного вида вербальной коммуникации зависит от правильно поставленных целей, от конструктивности информации.
Разные возрастные категории людей имеют свои особенности. Поэтому при взаимодействии с ними в быту или официальной обстановке необходимо учитывать некоторые нюансы.
Так, например, при общении с младшими или детьми им необходимо уделять больше времени, искренне интересоваться их проблемами, внимательно слушать.
Ни в коем случае нельзя критиковать или унижать. С детьми надо общаться как со взрослыми, с уважением, доброжелательностью.
При общении с друзьями или со сверстниками важно уважать чужое мнение. Не рекомендуется давать советы там, где их не просят. Взаимодействие должно строиться на принципах сотрудничества, открытости, честности.
При общении с родителями нужно быть более терпимыми, внимательно выслушивать их мнение или советы. Ни стоит конфликтовать, пытаться доказывать свою правоту. Необходимо стремиться к конструктивному диалогу. Добрые ласковые слова творят чудеса.
Общаясь с инвалидами, не стоит акцентировать внимание на их положении. Проявление чрезмерной жалости, сочувствия может раздражать или унижать собеседника.
Ни в коем случае нельзя говорить что-то с высокомерием или в пренебрежительном тоне. При разговоре нужно быть предельно внимательным, вежливым.
При коммуникации со старшими, взрослыми людьми необходимо проявлять уважение, вежливость, честность. Не допускается обращение на «ты» или просто по имени, если только такое желание не выразит сам собеседник. Разговаривать нужно в спокойной, непринужденной, доброжелательной манере.
Общение с пожилыми людьми должно быть основано на уважении, почтительности, вежливости, открытости. Обращаться нужно всегда по имени отчеству, на «вы».
Не стоит спорить. Следует понимать, что люди в более пожилом возрасте особенно ранимы, они нуждаются в понимании, поддержке, помощи.
При разговоре нужно использовать только добрые и позитивные слова.
При общении по телефону отсутствует зрительный контакт, поэтому основное и решающее впечатление складывается на основе приветствия. Первые произнесенные фразы, интонация, манера общения влияют на результат и на продолжительность всего разговора.
Телефонное общение начинается с того момента, когда пошли гудки в телефоне. По правилам хорошего тона трубку следует снимать сразу после третьего звонка. Ждать ответа рекомендуется до восьмого звонка.
После того как прозвучит ответ важно максимально вежливо поздороваться, обязательно представиться.
Если человеку звонят впервые, то нужно сообщить, откуда стал известен номер телефона. Затем приступают к основной части разговора.
Здесь важно соблюдать размеренный темп речи. Слишком быстрая речь плохо воспринимается на слух, ее смысл часто упускается. Медленный темп может начать раздражать собеседника, и он начнет отвлекаться. Голос должен быть не слишком тихим и не слишком громким.
Для поддержания позитивного настроя при разговоре нужно улыбаться. Улыбка всегда чувствуется при разговоре по телефону, и она придает особую вежливость голосу. Рекомендуется периодически обращаться по имени или имени отчеству. Человеку всегда приятно слышать свое имя. К тому же это придает оттенок индивидуальности.
Если планируются серьезные переговоры, обсуждение коммерческих условий, то текст или ключевые фразы лучше подготовить заранее.
Однако собеседник не должен догадываться о том, что слова заранее подготовлены. Разговор должен проходить в максимально естественной, непринужденной манере.
Важно делать паузу между смысловыми предложениями, давая человеку возможность высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. При этом нужно внимательно, активно слушать. Это можно делать с помощью таких коротких фраз как «да», «хорошо», «понятно».
Заканчивать телефонный разговор необходимо на позитивной ноте. Нельзя резко обрывать общение. Последние фразы очень важны. Правильное прощание является чуть ли не последним шансом, который может помочь изменить ситуацию в противоположную сторону. Поэтому его лучше планировать заранее.
Современные технологии позволяют общаться через интернет, используя для этого приложения, социальные сети. Постепенно такая коммуникация проникает во все сферы деятельности человека. Если раньше такое общение встречалось только между близкими друзьями и родственниками, то сейчас так решаются серьезные рабочие вопросы, обсуждаются политические темы, создаются группы по интересам. Обсуждения в социальных сетях формируют мировоззрение современных людей.
Существуют негласные правила этикета, которых следует придерживаться при переписке, дабы не испортить о себе впечатление. Не видя собеседника и не слыша его голос, мнение, как правило, формируется на основе:
· грамотности;
· способности лаконично выражать свои мысли;
· вежливости;
· используемого словарного запаса.
Любое сообщение надо начинать с приветствия, обращения по имени.
Следует иметь в виду, что слова, написанные только заглавными буквами, несут большую эмоциональную нагрузку. Лучше избегать большого количества восклицательных, вопросительных знаков, многоточий, недосказанности. Это может сформировать неправильное отношение к сказанному. Ни в коем случае нельзя использовать нецензурные слова.
Прежде чем отправлять сообщение, его следует внимательно прочитать, оценить целесообразность предоставляемой информации. Не стоит забывать о сообщении благодарности при любой возможности.
На страницах соцсетей следует осознанно подбирать фотографии, которыми хочется поделиться с окружающими. Важна любая мелочь.
Не рекомендуется выкладывать интимные фото или сообщать личную информацию.
Все это может отпугнуть не только собеседников, но также и потенциальных работодателей. Одной из современных тенденций поиска и подбора персонала является использование социальных сетей.
Невербальное взаимодействие осуществляется с помощью мимики, жестов, привычек. Одежда, ее крой, цвет, сочетание могут многое сказать об эмоциональном состоянии, характере, статусе. Неряшливый вид создает плохо выглаженная одежда, расстегнутая на все пуговицы. Целостность образу придает прическа. Волосы должны быть чистыми и аккуратно уложенными.
Существуют определенные правила, позволяющие эффективно взаимодействовать друг с другом. Среди основных моментов можно выделить:
· Соблюдение дистанции. Вторжение в личное пространство – ближе, чем на 40 см – вызывает дискомфорт.
· Зрительный контакт. При разговоре нужно как можно чаще смотреть в глаза, около 60% всего времени. Так формируется доверительное отношение. Однако не стоит злоупотреблять. Слишком долгий пристальный взгляд выражает недоверие, агрессию.
· Использование открытых поз. Не рекомендуется скрещивать руки или ноги. Такие позы выражают закрытость, нежелание идти на контакт.
· Прямая осанка свидетельствует об уверенности в себе.
· Отсутствие поз, выражающих недовольство, превосходство, пренебрежение. К ним можно отнести позу, когда руки упираются в бок, опущены в карманах или же находятся за спиной.
· Отсутствие чрезмерной жестикуляции. Иначе может показаться, что говорящему не хватает словарного запаса, чтобы выразить свои мысли.
Следует отметить, что месторасположение собеседников также немаловажно. Находясь, друг напротив друга, оппоненты более склонны к конфронтации, нежели располагаясь рядом. Поэтому для деловых переговоров часто используют круглые столы.
Во время конфликта происходит столкновение мнений, интересов, позиций. Результатом конфронтации может стать достижение общей цели или разрушительные последствия. Поэтому любой конфликт необходимо стремиться перевести в позитивное русло, а при возможности вообще предотвратить.
Прежде чем распыляться в эмоциях надо постараться трезво взглянуть на ситуацию, проанализировать, попытаться вежливо донести суть вопроса.
Обязательно нужно предоставить оппоненту возможность выйти из положения достойно. Для того чтобы не создавать предпосылки для возникновения конфронтации, рекомендуется придерживаться нехитрых принципов, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающими.
К ним можно отнести:
· вежливость;
· уважение;
· позитивность;
· открытость;
· внимание;
· порядочность;
· конкретность;
· сохранение личностных границ;
· терпимость;
· справедливость;
· сострадание.
Умение войти в положение другого человека позволяет понять мотивы его поведения, взглянуть на ситуацию под другим углом. Не следует реагировать на агрессию эмоционально. Это может привести к неконтролируемой опасной ситуации. Также не стоит поддаваться на провокации.
Следует помнить, что у каждого индивидуума имеются свои особенности характера, темперамента, мировоззрения, воспитания, жизненной ситуации. Это надо понимать и принимать. Реакцию на тот или иной посыл человек выбирает сам. Не стоит сразу «рубить с плеча».
В обществе существуют негласные нормы поведения при взаимодействии противоположных полов, соблюдение которых является проявлением воспитанности. Среди наиболее распространенных правил можно выделить:
· Помощь мужчины при поднятии тяжестей.
· Освобождение места женщине в транспорте.
· Открытие двери женщине.
· При совместной прогулке мужчина должен находиться по левую сторону от спутницы.
· При поездке на такси мужчина открывает заднюю дверь справа, пропускает спутницу, а затем садится сам.
· При поездке на собственной машине, мужчина должен открыть переднюю дверцу автомобиля для дамы, только потом сесть за руль.
· Курить в присутствии женщины допускается только с ее разрешения.
· В гардеробе мужчина должен помочь женщине снять верхнюю одежду, а потом раздеться сам.
· При спуске по лестнице мужчина идет впереди, а при подъеме — сзади.
· Мужчина не должен опаздывать на встречу с женщиной.
В современном обществе такие нормы поведения не слишком популярны, однако знание и проявление их способно вызвать уважение, симпатию, восхищение.
Основными принципами эффективного межличностного взаимодействия являются:
· взаимопомощь;
· соблюдение чужого пространства;
· уважение;
· культурное общение.
Находясь в любом общественном месте, следует придерживаться той культуры поведения, которая приемлема для того места:
· Находясь в общественном транспорте, не рекомендуется расталкивать окружающих, чтобы найти свободное место или как можно быстрее выбраться наружу. Следует уступать места пожилым, детям, женщинам. Крупные сумки надо ставить в то место, где они не будут мешать. Рюкзак следует держать в руках.
· Находясь в различных магазинах, крупных супермаркетах, не рекомендуется брать ненужный товар с полок, а потом оставлять его в местах, для этого не предназначенных.
· Находясь на работе, необходимо придерживаться тех правил, которые установлены в данном заведении. Это может быть определенный тип одежды, прически, украшений. Не рекомендуется обсуждать личные темы с коллегами. Также не стоит обсуждать самих коллег, тем более у них за спиной.
· Присутствуя на сеансе в кино, не рекомендуется громко разговаривать, комментировать происходящее, греметь банками или шуршать пакетами. Все это мешает окружающим и вызывает раздражение. Оставшийся мусор необходимо выбрасывать по окончании сеанса.
· Находясь в медицинском учреждении, не рекомендуется громко разговаривать, использовать мобильные телефоны, особенно если рядом расположена диагностическая аппаратура. Если есть очередь, то ее придется придерживаться.
Благодаря соблюдению правил хорошего тона создается положительное впечатление и формируется позитивное отношение окружающих.
Рекомендации по этикету делового общения студентов и преподавателей
Очень часто студенты не соблюдают правила этикета при общении с преподавателем просто потому, что не знают их. Каковы же эти правила? Такие же точно, как в любой ситуации делового общения.
Студенты приветствуют преподавателя, вставая при его входе в аудиторию на занятие.
При разговоре с преподавателем нужно соблюдать дистанцию общения. Американский исследователь А. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
• интимная дистанция (15—45 см) — используется при общении самых близких людей;
• персональная дистанция — близкая фаза (45—75 см) и далекая фаза (75— 120 см) — используется при обыденном общении со знакомыми людьми, при этом то, как близко стоят друг к другу люди, показывает, в каких отношениях они находятся;
•социальная дистанция — близкая фаза (120—210 см) и далекая фаза (от 210 до 350 см) — используется в ситуации официального общения, как пишет Э. Холл "На этой дистанции делаются дела". Люди, работающие вместе, стремятся использовать близкую социальную дистанцию";
• публичная дистанция — используется для выступления перед массовой аудиторией и составляет от 350 до 750 см.
Некоторые студенты по молодости лет зачастую вторгаются в персональное пространство преподавателя. Более того, после окончания занятия нередко можно видеть, что преподаватель сидит за столом, а со всех сторон его окружили студенты, и, перебивая друг друга, обращаются с вопросами. Нарушением всех этикетных правил является обращение к преподавателю откуда-то сбоку и сзади, а поскольку тот сидит, то и сверху.
Дистанция делового общения студента и преподавателя — социальная (близкая фаза), т.е. не менее метра.
Некоторые студенты, чтобы сообщить преподавателю о своей проблеме, подкарауливают его перед началом занятия у дверей аудитории. Нужно помнить, что деловое общение студентов и преподавателей происходит в основном в аудитории, поэтому все проблемы решаются там.
Бывает и так. Преподаватель вошел в аудиторию и еще не успел поздороваться, как кто-нибудь из студентов спешит задать вопрос. Все вопросы задаются после приветствия преподавателя и его обращения к аудитории.
По правилам делового этикета студенты приветствуют проходящего мимо преподавателя, встают при разговоре с ним, первым пропускают в лифт.
Тактичность, чуткость — это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных отношениях и отношениях с преподавателями, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный студент учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Уважение к другим — обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на семинаре какой-либо студент небрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь», «ерунда» и т.п.
Доброжелательное и доверительное общение преподавателя со студентами складывается из нескольких факторов:
· взаимное уважение;
· открытость;
· отсутствие панибратства.
Дружить с преподавателем можно и даже нужно, тогда и учеба будет в радость, и бесконечный страх уйдет, и скованность в присутствии педагога исчезнет. Однако, где находится та тонкая грань, которая разделяет тактичную дружбу и наглое панибратство?
Все дело во внутреннем этикете: если студент, завидев, что с преподавателем можно общаться неформально и более расслабленно, начинает “садиться на голову” и вести себя как его “кореш”, то ни о каком соблюдении границ дозволенного и речи быть не может.
Неформальное общение – залог доверия
Свободно общаться на волнующие темы, спрашивать совет и обсуждать личные проблемы – это не значит стать преподавателю “друганом”, которому можно “давать краба”. Будьте учтивы и благодарны за такое отношение.
Ничто так не радует преподавателя, как лес рук после занятия. Это означает, что студентам интересна тема и педагог смог объяснить материал доступно, а также увлечь учащихся в процесс.
Попробуйте задать учителю вопрос по теме, и вы увидите, как изменится его к вам отношение.
Если преподаватель делает объявление о предстоящем семинаре, лекции в другом университете, встрече, КВНе и других мероприятиях, постарайтесь там присутствовать. Только покажите искреннюю заинтересованность: неадекватный подхалимаж всегда заметен.
Не прогуливайте. Если заболели или есть другая уважительная причина не явиться, напишите об этом учителю на почту, например. Предупредите его, и педагог поймет, что вам не безразлично его отношение и мнение о вас. Опять же, плюсик в карму.
На лекциях, семинарах и других учебных занятиях внимательно слушайте преподавателя. Если он увидит, что вы перешептываетесь с одногруппниками или “торчите” в телефоне, то и не будет тратить на вас время, объясняя материал. Да и это просто неприятно.
А еще, внимательность спасает при написании курсовых, дипломных и других работ. Если же вы все-таки не относитесь к числу внимательно слушающих студентов, то обратитесь в учебный сервис, ведь здесь работают люди, которые потрудились быть внимательными за вас.
Что такое фамильярность: понятие, примеры, как реагировать
Фамильярностью обычно называют неприемлемо панибратскую манеру общения, которая не соответствует уровню отношений с другим человеком либо обстоятельствам, при которых происходит общение. Фамильярная личность при этом выглядит глупо и невоспитанно, собеседник же чувствует дискомфорт и неловкость.
Для современного человека, которому не безразлично, как он выглядит со стороны, такая манера общения абсолютно неприемлема. И всё же она встречается довольно часто. Поэтому сегодня мы подробно разберём, что представляет собой фамильярность, откуда она берётся, как проявляется и как на неё реагировать.
Что такое фамильярность?
Фамильярность – это стиль общения, при котором человек ведёт себя так, будто давно и хорошо знаком с собеседником. Такой стиль считается нормой при общении с родственником или близким другом, но неприемлем в большинстве других случаев. Важно отметить также и то, что фамильярность далеко не всегда присутствует даже между хорошими друзьями. Обычно переход к такому стилю происходит постепенно или по взаимной договорённости, но никак не в одностороннем порядке.
Термин образован от латинского слова familiaris, что переводится как «семейный» или «близкий». В русском языке слово «фамильярность» имеет устойчивый негативный оттенок. Как правило, данный термин употребляется, чтобы показать, что кто-то ведёт себя слишком бесцеремонно или даже по-хамски.
Типичные проявления фамильярности:
использование местоимения «Ты» при обращении к собеседнику в обстоятельствах, подразумевающих общение на «Вы»;
бестактные «участливые» вопросы («Когда ты уже женишься?»);
обращение по отчеству без имени (Михалыч);
употребление различных форм имени (Толик, Сан Саныч);
неформальные приветствия;
демонстративно пренебрежительное обращение (дружок, сынок);
свойские обращения к незнакомцу (друг, дружище, братуха);
«ленивые» сокращения слов («Здрасте!»);
панибратские жесты (похлопывание по плечу);
панибратское упоминание общих знакомых («Здравствуйте, Виктор Степанович! Толик из охраны дал мне Ваш номер»).
По сути, фамильярность – это любая развязность в общении, которая может быть неприятна собеседнику. В качестве синонимов могут использоваться слова «панибратство», «бесцеремонность», «бестактность», «беспардонность», «нескромность», «пренебрежительность». Если же фамильярное обращение не звучит грубо, уместнее называть его словом «непринужденность» или «фривольность».
Причины фамильярности
Независимо от того, насколько человек сам осознаёт, что ведёт себя слишком фамильярно или даже невежливо по отношению к собеседнику, у подобного поведения всегда есть причины. Чаще всего встречаются такие причины как:
Психологическая защита. Демонстративную небрежность в общении часто проявляют люди, одолеваемые различными комплексами. Так они пытаются защититься от переживаний о том, что про них подумают что-то плохое.
Банальная невоспитанность. Не следует недооценивать данный фактор. Очень часто фамильярность в общении является следствием того, что сам человек считает это вполне нормальным, и в его среде все так общаются.
Неприкрытое желание унизить собеседника. Подобное явление встречается везде, но в последнее время оно наиболее актуально в интернет-общении. Пытаясь обосновать некомпетентность или неопытность собеседника, к нему обращаются словами «дорогой», «дружок» или «сынок».
Стремление подавить собеседника. Подавление собеседника – это известный психологический приём, используемый «гопниками», грабителями, коллекторами, следователями, некоторыми торговцами и другими людьми, чтобы быстро получить от человека согласие. И одним из главных элементов такого подавления является фамильярное обращение со словами «дружище», «братишка» и подобными им.
Попытки возвыситься за счёт принижения других. Унижение окружающих – распространенный способ повышения своего ЧСВ, а фамильярность в общении – удобный инструмент для достижения этой цели.
Демонстрация агрессии. Люди практически всегда переходят на «Ты» в общении с незнакомцами, когда требуется продемонстрировать агрессию. Ситуация может быть любой: дорожное хамство, конфликт в очереди, уличная драка.
Попытка продемонстрировать дружеское отношение. Иногда люди действительно пытаются таким образом показать своё положительное отношение, не чувствуя, что доставляют дискомфорт собеседнику. Даже если человек вырос в среде, для которой такое общение было нормой, подобное поведение свидетельствует о невысоком уровне эмоционального интеллекта.
Давнее знакомство – наиболее распространенная причина фамильярности. Обычно люди постепенно переходят к более свободной манере общения, иногда прямо оговаривая переход на «Ты» и другие важные моменты (например, фраза «Ничего, что я об этом спрашиваю?» обычно приводит к последующему увеличению числа вольностей в общении). Это вполне нормальное явление, когда смягчение правил является обоюдным.
Но нередко можно попасть в ситуацию, когда человек, с которым не виделись 10 лет, начинает задавать нетактичные вопросы. Ему при этом кажется, что такой интерес к чужой личной жизни характеризует его как очень хорошего, заботливого и участливого друга, которому не безразлична ваша судьба. Но на практике за такими вопросами чаще скрывается обычная любовь к сплетням, а также желание продемонстрировать собственную нравственность, вежливость, хорошее воспитание и прочие положительные качества.
Примеры фамильярности
Чтобы лучше понять, что такое фамильярность, рассмотрим несколько конкретных примеров, с которыми вы вполне могли сталкиваться в реальной жизни.
Человек впервые приходит в гости и без лишних церемоний начинает вести себя как дома. Даже если вы давно и хорошо знакомы, такое поведение является неприемлемым. При первом визите человек всегда должен отдавать себе отчёт, что он в гостях, даже если хозяева предложили ему «чувствовать себя как дома».
После первой корпоративной вечеринки подчиненный, забыв о субординации, начинает общаться с руководителем, как с давнишним приятелем, и даже делает ему замечания по поводу стиля в одежде.
Попутчик в общественном транспорте начинает демонстрировать свои покупки и объяснять, для чего купил ту или иную вещь, не спрашивая, насколько это интересно собеседнику.
Бывают ситуации, когда во время деловой встречи едва знакомый человек отпускает пошлую и просто неуместную шутку. Возможно, ему самому кажется, что этим он «разряжает обстановку», но большинству собеседников подобное поведение неприятно.
Обстоятельства, в которых фамильярное общение выглядит уместно, также возможны. К примеру, в онлайн-сообществах, на многих форумах (но далеко не всех) и в чатах онлайн-игр совершенно незнакомые люди обычно обращаются друг к другу на «Ты». Обращение на «Вы» обычно исходит от новичка либо от человека, демонстративно отстраняющегося от собеседника.
Что плохого в фамильярности?
Главная проблема фамильярности заключается в том, что она доставляет сильный эмоциональный и психологический дискомфорт собеседнику. Он не понимает, почему с ним общаются, как с близким другом, и как на это нужно реагировать.
Для любого человека важна социальная дистанция, которая индивидуальна для каждого знакомого. При сближении она, безусловно, сокращается. Но если вы внезапно начинаете общаться с кем-то, как со старым другом, для него это выглядит так, словно вы ворвались на его личную территорию и хозяйничаете на ней. И неважно, намеренно или случайно вы перешли границу, это в любом случае неприятно.
Иногда фамильярному человеку кажется, что со стороны он выглядит как «альфа-самец». В действительности же он производит впечатление хама, плохо воспитанного или просто социально-неуклюжего человека с низким уровнем самоконтроля.
Возможны случаи и вполне успешного применения фамильярности с благими намерениями. Иногда так поступают люди с более высоким социальным статусом, чтобы продемонстрировать собеседнику, что воспринимают его как равного. Но такой «трюк» проходит только у тех, кто очень хорошо понимает, что такое фамильярность и в каких ситуациях она уместна. При неграмотном применении этого способа эффект будет обратным.
Заключение
Фамильярность – это достаточно неприятный стиль общения, к сожалению, ставший в последние годы более распространённым, чем когда-либо раньше. Современные подростки много времени проводят в различных онлайн-сообществах и чатах, в связи с чем для них такая форма общения становится нормой. В большинстве чатов общение проходит неформально, никто не спрашивает возраст у собеседников, поэтому все общаются на «Ты». В онлайн-общении это считается нормой (нередко даже в профессиональных сообществах).
Но когда современные подростки переносят данную манеру общения в «оффлайн» это выглядит вульгарно и невежественно. При этом в большинстве случаев они сами не осознают, как выглядят со стороны, общаясь с незнакомым человеком, который вдобавок намного старше, словно с приятелем. В большинстве случаев решать данную проблему должны родители и учителя, напоминая молодым людям о том, что существуют определенные правила этикета, и появление интернета их не отменяет.
Жаргон и жаргонизмы
Разговор пойдет о жаргоне, который прочно укрепился в нашем языке, стал его неотделимой частью. Что же такое жаргон? Жаргон — это словарный запас слов и выражений людей определённых социальных групп. Используется в основном в устной речи. Жаргонизмы - условное разговорное слово или выражение, употребляемые в определённых социальных группах. Слово возникло в конце 11 века и первоначально означало " чириканье ", затем - " непонятный язык», а ещё позже - "засорённый язык". У нас оно появилось ещё в феодальной Руси на основе русского языка. На нём говорили люди определённой социальной группы, объединённые общими интересами.
Близок к жаргону и сленг, которым изобилует речь молодёжи. По сути, это одно и то же. Разница в том, что первый вариант ассоциируется с воровским миром, а сленг — это развитие и обновляемость языка молодёжи.
Жаргонизмы делятся на тематические группы, характеризующие разные виды деятельности,действия, состояния.
ПРИМЕРЫ:
бытовая техника - комп,труба, мобила, ноут…
наименование людей по профессии - мент,мусор,училка, врачиха...
деньги - баксы, бабло, зелень, штука, пятихатка, сотка...
слова, обозначающие действия - отвали,отвянь, рот закрой...
слова, называющие состояние и оценку чего - либо - клёво, классно, офигенно, отпадно, потрясно, нормалёк, круто, зашибись...
школьная лексика - физра, пара, шпора, училка, ботан,шпора...
молодёжный сленг - чувак (парень),база (квартира), предки (родители),шмотки (одежда),прёт (оченьнравится) ...
программисты - заглючил (перестал работать), клава(клавиатура), хакер (взломщик), юзер(пользователь), джобать(работать),винда(операционная система) ...
качества характера - чувак,братан,дебил,урод,лох,козёл, баран, шестёрка...
слова, используемые для обозначения родства - предки, родоки, пахан, братан, батя…
процесс поглощения пищи - хавать, хавчик, жратва…
Примеры жаргонизмов и слов, которыми их можно заменить
Базарить: разговаривать, обсуждать, беседовать, дискутировать.
Борзеть: позволять себе лишнее, хаметь, дерзить, наглеть.
Западло: неловко, совестно, стыдно, оскорбительно, унизительно, позорно.
Клёво: хорошо, отлично, здорово, замечательно, прекрасно.
Понты: выставление напоказ, хвастовство, притворство, фальшь.
Стебаться: шутить над кем-то, насмехаться, острить, шутливо издеваться.
Стрёмный: нелепый, постыдный, позорный, неприятный, жуткий, страшный.
Особое место в языке занимает тюремный жаргон. Воровской жаргон выполняет функцию секретного языка. Имеет широкое распространение в бандитской среде.
Тюремный жаргон:
малява - письмо
труба - телефон
параша - туалет
урка - заключённый, совершивший побег
фраер - человек, который пребывает на свободе
кресты - тюрьма
нема базару - нет вопросов
фильтруй базар - думай, что говоришь
откинуться - освободиться
нет воздуха - закончились деньги
заочница - девушка, с которой познакомился в колонии
кум - начальник режимной части в колонии
козёл - заключённый, который сотрудничает с администрацией
Какова же роль жаргонизмов в языке?
"Мы должны оберегать язык от засорения, помня, слова, которыми мы пользуемся сейчас ... будут служить многие столетия после вас. (С.Я. Маршак)
Сейчас над языком нависла угроза обеднения и вымирания. Современная молодёжь стала меньше употреблять сложные речевые конструкции, упрощает свою речь. Это ведёт к обеднению и засорённости словарного запаса. Проблема распространения жаргонизмов очень актуальна. В чём её угроза? Молодое поколение не осознаёт, насколько язык, его сохранение может повлиять на наше будущее и на будущее наших потомков.Молодёжь, не задумываясь, перенимает все модные иностранные слова, порой не понимая их значения. В наше время речевая культура молодёжи стоит на низком уровне. Чем больше люди общаются на жаргоне и сленге, тем меньше говорят на литературном языке. Это способ - прикрыть свою безграмотность.
Есть в употреблении сленга и жаргонизмов некоторые положительные стороны. Они способствуют самовыражению личности, подчёркивают её индивидуальность. Жаргонизмы делают речь более краткой и образной, помогают подростку выделиться, стать непохожим на других. Для них это " пропуск" для доступа в мир сверстников. Если ты не используешь жаргонные слова, тебя не поймут и не примут.
В заключении можно сказать, что минусы жаргона очевидны — сленг засоряет наш язык, делает его непонятным старшему поколению. Также некоторые слова или выражения могут быть непонятны людям, живущим в разных городах или областях страны, так как жаргон имеет особенность распространяться на определенных территориях, иногда не выходя за их пределы. Засорение нашей речи сленгом вызывает ещё одну проблему, а именно замещение литературных выражений. Чем больше люди пользуются жаргонизмами, тем меньше они говорят на литературном художественном языке. В свою очередь и это приводит к определенной проблеме: не во всех жизненных ситуациях применим жаргон. В определённых кругах людей можно говорить только литературным или официально-деловым языком, где сленг не приемлем. Есть и другие минусы. Например, некоторые люди не знают значения жаргонизмов и используют их неправильным образом. Основной же проблемой и существенным недостатком, по моему мнению, является скудный словарный запас некоторых людей. Со временем запас слов и вовсе перестает пополняться. Молодежь даже в среде своих друзей, с которыми уже налажен общий язык, иногда не может подобрать нужные слова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.