Классный час "Фольклор, рождённый Великой Отечественной войной"
Оценка 4.9

Классный час "Фольклор, рождённый Великой Отечественной войной"

Оценка 4.9
docx
24.03.2022
Классный час "Фольклор, рождённый Великой Отечественной войной"
Фольклор, рождённый войной.docx

Тема: «Фольклор, рождённый Великой Отечественной войной».

Цели классного часа:

1. способствовать формированию культуроведческой, коммуникативной, языковой компетенции старшеклассников посредством прочтения произведений устного народного творчества и живописи  периода Великой отечественной войны;

2.  воспитывать у ребят чувство уважения к людям старшего поколения, переживших войну;

3.    заинтересовать учащихся чтением фольклора, рожденного войной

Оборудование: презентация по теме.

 

План

 

Звучит песня «Маки, маки, красные маки» 

 

        Ведущий 1.  Неумолимо течёт река времени. Минуло уже семьдесят семь  лет с того памятного дня, когда завершилась Великая Отечественная война. Много воды утекло с тех пор. Заросли шрамы окопов, ис­чезли пепелища сожжённых городов и сёл. Но  спустя время не забыли мы народный подвиг.

Ведущий 2. Вехи истории. Они не только в скромных мемориальных досках и величественных монументах — надёжных знаках памяти человеческой, но и в слове. Одна художественная литература об этой войне уже сегодня составит сотни томов. Ей, вероятно, суждено пополняться новы­ми страницами, пока живо слово на рус­ской земле.

 Ведущий 1. Для нас значимы не только книги тех, кто наделён писательским талантом, но и произведения безвестных авторов, чьё слово передавалось из уст в уста, и воспоминания участников и свиде­телей той поры.  Наш сегодняшний рассказ о фольклоре, рождённом войной.

     Ведущий 2. Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для стихов, песен шуток и смеха. И, тем не менее, песни и юмор всегда сопровождали солдата в походе, на привале, а иногда и в бою. Даже в бою они вдохновляли бойцов, позволяли в минуты отдыха сделать передышку, а в решительные минуты мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

  Ведущий 1.  Поэтому у многих бойцов в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились листы, блокноты с записями фронтовых песен, стихов и анекдотов. Считали, что шутка и хорошее настроение — это вторая винтовка.

Ведущий 2. Фольклор периода войны — это произведения различных жанров: песенные, прозаические, афористические. Они создавались самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, колхозных полей, партизанами, жителями временно оккупированных районов, узниками фашистских концлагерей и тюрем, девушками, насильно угнанными в гитлеровскую Германию. В этих произведениях нашли художественное отображение жизнь и борьба народов нашей страны, героизм защитников Отечества, вера в победу над фашистскими захватчиками, горечь отступления и радость победы, преданность Родине и предательство, верность в любви и любовные измены…

 Ведущий 1. Особенно распространено было песенное творчество фронтовиков. Их песни в жанровом отношении многообразны: марши, баллады, песни юмористические, лирические песни-письма и песни-ответы, сатирические песни-пародии, высмеивавшие фашистов и их главарей.

 

 

Ученик:

 

 Кто сказал, что надо бросить Песни на войне?

После боя сердце просит Музыки вдвойне!       

 Кто сказал, что на войне песня не нужна,        

Тот не знает, как она для бойца важна.       

Прибаутка, шутка друг,        

Помогают жить.        

Ну, а песня для бойца, что воды испить.

 Той живой воды, что нам       

Силы придает,        

А в недавний час беды –        

Жизни сбережет.  

 

Дети исполняют песню «Катюша»    

 

Ведущий 1: Самой распространённой военной песней, несомненно, была «Катюша», созданная еще в 1938 году поэтом М. В. Исаковским и композитором М.И. Блантером. В её тексте были использованы традиционные фольклорные приемы.

Ведущий 2: В репертуар народа она вошла накануне ВОВ, стала любимой, получила огромное количество устных переделок, разошлась в сотнях вариантах. Были созданы народные песенные версии о Катюше.

 

 

На экране фотографии времён ВОВ, на которых запечатлена реактивная установка, получившая в народе ласковое прозвище «катюша».

 

На сцену выходят две девочки в образе двух немок. Между ними возникает диалог, основанный на анекдоте периода ВОВ.

 

- Говорят, русские женщины весьма привлекательны.

 

- Совершенно точно! Мой сын пишет с Восточного фронта: «Какая – то «катюша» половину его батальона свела в могилу, а остальные от неё просто сошли с ума».

 

Ведущий 1: Вы наверняка догадались о какой «катюше» в этой сцене идет речь. Особый комплекс народных переделок в годы ВОВ был посвящен миномёту, установленному на грузовом автомобиле. Ему были посвящены не только анекдоты, но и частушки, пословицы и поговорки. Послушаем частушки военных лет.

 

До свиданья, лес и горы,

До свиданья, бережок.

Очищать от фрицев землю

Буду вдоль и поперек!

 

Лезут к нам в страну бандиты

Бешеной оравою.

Будут все они разбиты-

Наше дело правое!

 

Пусть фашисты не грозятся,

Силою не хвалятся!

Наша армия сильна,

С ними она справится!

 

На берёзе есть полоски

И в германской стороне,

Только русские берёзки

Во сто раз дороже мне.

 

Били фрицев на Кавказе,

Били фрицев на Дону,

Как догнали до Берлина,

Колотили на дому.

 

Расцвела черёмуха,

И поют соловушки.

Мы фашистов выгнали

Из родной сторонушки.

 

Снова песни распевает

И цветёт родимый край.

Никогда мы не забудем,

Как пришёл девятый май.

 

 

 

Ведущий 1: Частушки — один из жанров устного народного творчества песенного характера. Они остроумны и разнообразны по содержанию. Рождённые в народе, они выражают его душу, в них отражается его жизнь, надежды и чаяния.

Ведущий 2: Частушек, которые родились в годы Великой Отечественной войны, много. Они пелись на фронте и в тылу, а в послевоенное время — почти во всех районах нашей страны и нашей  области. Одно из достоинств  частушек — их тематическая многоликость. О чём только не поётся в них! И о патриотизме наших солдат, и о любви, о верности, и о трудной жизни в тылу, и об уверенности в победе, и о том, какими долгожданными были весточки с фронта, и о родном крае, и о конце войны. Всё вместили в себя частушки военных лет.

 

(прослушивание частушек)

   

Ведущий 1:       К малым жанрам устного народного творчества относятся загадки. Немало загадок и о войне. Мы предлагаем вам их отгадать.

Ведущий 2: Просим вас дослушивать загадку до конца, не выкрикивать, поднимать руку.

 

Ползёт черепаха — стальная рубаха, враг в овраг, черепаха — куда враг. (Танк.)

Не птица, а летит, без головы, а трещит. Если капнет — на земле ахнет. (Бомбардировщик.)

Без рук, без ног — к немцам скок, а немцы вдруг — без ног и без рук. (Мина.)

Крышкой закрыта, в землю зарыта, ждёт-поджидает фрица-бандита. (Сапёрная мина.)

Какую ленту в косу не завьёшь? (Пулемётную.)

Тонкое, звонкое, чугунным горохом бьёт — стальная гора напролёт. (Противотанковое ружьё.)

Не солнце, а сияет, не мина, а врага уничтожает. (Штык.)

Песни запоёт, немец заорёт. (Гвардейский миномёт «Катюша».)

Под какой оркестр больше всего танцуют фрицы? (Под выстрел «Катюши».)

Летит — воет, упадёт — носом землю взроет. (Сбитый немецкий самолёт.)

 

Инсценировки.

 

Гитлер и Наполеон

— Скажи, как мне воевать дальше? — спросил Адольф Наполеона.

— С кем воевать? — спросил Наполеон.

— С красными! — ответил Гитлер.

— Не знаю, кто такие красные, — гово¬рит Наполеон.

— Ну, с большевиками, — пояснил Гитлер.

— Не слыхал про таких, — сказал Наполеон.

— Ну, с русскими, — возмутился Гит¬лер.

— А-а-а! — протянул Наполеон. — Так бы и сказал, с русскими. А докуда ты до¬шёл?

— До Сталинграда, — сказал Гитлер.

— Тогда ложись со мной рядом, — от¬ветил на это ему Наполеон.

 

Разговор Гитлера с портретом

Когда началась война Германии с Россией, Гитлер подошёл к своему пор¬трету и спросил:

— Что будет со мною, если проиграю войну?

Портрет ему ответил:

— Меня снимут, а тебя повесят.

 

Фриц рассуждает

— Никак не могу постигнуть тонкостей русского языка. Одним словом у них обо¬значается несколько предметов. Когда красноармейцы захватили в плен ефрей¬тора Мюллера, это называется «захват». Когда нас окружили под Петровкой, это был «обхват», а потом, когда одна кол¬хозница стукнула меня по голове, это был «ухват».

 

Ведущий 1: К жанрам устного народного творчества относятся и пословицы.

 

Взять меня в неволю врагам не позволю.

Воин воюет, а жена дома горюет.

Говорил бы много, да враг у порога.

Для фашистских палачей нет спокойных ночей.

И вилы не без силы.

И сирень не цветёт: чует фашистский гнёт.

Лучше быть вдовой героя, чем женой труса.

Муж — на танк, жена — на трактор.

Наша армия не одна — с нею вся страна.

Наша сила — в крепости тыла.

Немец от страха не дышит, когда партизана слышит.

Отвага и труд врага сотрут.

Паровоз под откос, эшелон под уклон — таков партизанский закон.

Сеют небылицы подлые фрицы.

С миру по нитке — Гитлеру верёвка.

Такая у фашистов программа — забрать всё до грамма.

Фашистскому зверю ни в чём не верю.

Чем дальше в лес, тем хуже для СС.

 

 

 

 

 

Ведущий 2: Многочисленные переделки сочинялись на мелодии популярных песен: «В землянке», «Темная ночь», «Три танкиста», «Синий платочек» и многие другие.

 

Среди сатирических песен  есть две шутливые вариации легендарного «Синего платочка». Но для начала давайте послушаем, как звучит оригинал этой песни (прослушивание песни «Синий платочек»)

 

Исполнение песни «Синий платочек»

 

«Синенький скромный платочек

Немец в деревне украл,

Темные ночи, поздней порою

Спину он им накрывал.

Порой ночной,

Удар получив под Москвой,

В панике фрицы

Мчат от столицы,

Им не вернуться домой»

 

Ведущий 1: В поэме А. Твардовского «Василий Теркин» замечательно передан образ русского солдата, который несмотря ни на что создавал поэтическое творчество, используя жанры: частушки, песни, причитания, предания, легенды, поверья, приметы, анекдоты.

Ведущий 2:  В них нашли художественное отображение такие темы, как героизм защитников отечества, вера в победу, горечь отступлений и радость побед, преданность Родине и предательство, верность в любви и любовные измены.

 

Ученики читают отрывок из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»

 

Ученик 1: Уминая снег зернистый,

Впеременку - пляс не пляс -

Возле танка два танкиста

Греют ноги про запас.

- У кого гармонь, ребятами.

- Да она-то здесь, браток...-

Оглянулся виновато

На водителя стрелок.

- Так сыграть бы на дорожку?

- Да сыграть - оно не вред.

- В чем же дело? Чья гармошка?

- Чья была, того, брат, нет...

Ученик 2: - Знаешь что,- сказал водитель,-

Ну, сыграй ты, шут с тобой.

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно - гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый деревенский

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив,

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

 

Ученик 3: Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают.

- Стойте, братцы,

Дайте на руки подуть.

- Отморозил парень пальцы,-

Надо помощь скорую.

- Знаешь, брось ты эти вальсы,

Дай-ка ту, которую...

И опять долой перчатку,

Оглянулся молодцом

И как будто ту трехрядку

Повернул другим концом.

И забыто - не забыто,

Да не время вспоминать,

Где и кто лежит убитый

И кому еще лежать.

И кому траву живому

На земле топтать потом,

До жены прийти, до дому,-

Где жена и где тот дом?

Ученик 4: А гармонь зовет куда-то,

Далеко, легко ведет...

Нет, какой вы все, ребята,

Удивительный народ.

Хоть бы что ребятам этим,

С места - в воду и в огонь.

Все, что может быть на свете,

Хоть бы что - гудит гармонь.

Выговаривает чисто,

До души доносит звук.

 

 

Ведущий 1:  Знакомство с фольклором  на военную тематику дало нам возможность проследить связь родного края со всей страной. В произведениях фольклора  мы услышали исповедь поколения защитников Отечества. Мы почувствовали, что война пахнет огнём и смертью.

 Ведущий 2: Отгремели бои, стала историей Великая Отечественная... Нет- нет, да и прозвучат где-то частушка  или анекдот о тех суровых годах, напоминая ныне живущим о былом.

 Над одними вы весело посмеётесь, над другими задумаетесь, над третьими, может быть, и погрустите. А иные, возможно, и запомните, и споёте или расскажите  при случае — и вот снова заживут частушка или анекдот, дошедшие  до нас из времён войны...


 

Тема: «Фольклор, рождённый Великой

Тема: «Фольклор, рождённый Великой

Отечества, вера в победу над фашистскими захватчиками, горечь отступления и радость победы, преданность

Отечества, вера в победу над фашистскими захватчиками, горечь отступления и радость победы, преданность

Совершенно точно! Мой сын пишет с

Совершенно точно! Мой сын пишет с

Ведущий 1: Частушки — один из жанров устного народного творчества песенного характера

Ведущий 1: Частушки — один из жанров устного народного творчества песенного характера

Ну, с большевиками, — пояснил Гитлер

Ну, с большевиками, — пояснил Гитлер

Ведущий 2: Многочисленные переделки сочинялись на мелодии популярных песен: «В землянке», «Темная ночь», «Три танкиста», «Синий платочек» и многие другие

Ведущий 2: Многочисленные переделки сочинялись на мелодии популярных песен: «В землянке», «Темная ночь», «Три танкиста», «Синий платочек» и многие другие

Ученик 2: - Знаешь что,- сказал водитель,-

Ученик 2: - Знаешь что,- сказал водитель,-

До души доносит звук. Ведущий 1:

До души доносит звук. Ведущий 1:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2022