Классный час "Грамоте учиться – всегда пригодится"

  • docx
  • 31.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

 

 

 

Конспект классного часа

 

Тема: «Грамоте учиться – всегда пригодится»

 

 

 

 


 

Тема: «Грамоте учиться – всегда пригодится»

 

Цель:

Воспитательная: воспитание ценностного отношения к грамоте;

Развивающая: развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение), навыков коммуникации и речи;

Образовательная:

- уметь: рассказывать историю возникновения славянской грамоты, значение праздника; работать в парах; составлять пословицы; вставлять пропущенные буквы в слова;

- знать: понятие «грамотность», «грамотный человек»; историю дня грамотности;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.

 

Подготовка к классному часу: конспект классного часа, презентация, раздаточный материал: бланк результатов, карточки с пословицами, карточки с текстом «Люби книгу».

 

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Ответственные

Вводная часть

 

 

 

 

 

 

 

- Здравствуйте дети, присаживайтесь.

Ребята, посмотрите видео «Почему мы так говорим?» (учитель включает видео)

- Ребята, ответьте на вопрос автора: «Почему мы так говорим?»

 

 

 

 

- Верно, а как называют таких людей?

- Правильно! А как называют человека, который умеет читать и писать, а также умеющий писать без ошибок?

- Верно! Сегодня мы поговорим о грамотности. Ведь 8 сентября отмечается всемирный день грамотности.

- Ещё раз все вместе, прочитайте определение.

 

 

 

- Тема нашего классного часа: «Грамоте учиться – всегда пригодится».

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Что мы будем воспитывать?

- Что будем развивать?

- А что будем уметь и знать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Хорошо!

Здороваются с учителем, садятся за парты.

Смотрят видео.

 

Дети отвечают на вопрос:

Мы так говорим, потому что мало читаем познавательных книг, плохо выполняем домашнее задания, не интересуемся искусством (мало посещаем театры и музеи), слишком много времени проводим на улице.

- Таких людей называют безграмотными.

 

 

- Такого человека называют грамотным.

 

 

 

Читают определение со слайда.

 

 

 

 

 

Предполагают цели классного часа.

( Если дети затрудняются ответить, то читают цели со слайда)

Слайд 1: Выпуск из Ералаша «Почему мы так говорим?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2: Человек, который умеет читать и писать, а также умеющий писать грамматически верно, без ошибок называют грамотным. (Толковый словарь С. И. Ожегова)

Слайд 3 (тема кл. часа)

 

Слайд 4 (цели классного часа):

Воспитывать: желание быть грамотным

Развивать: мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение); речь; память.

Уметь: работать в парах, рассказывать значение праздника.

Знать: определение «грамотный человек», «грамотность»; историю дня грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель

Организационно-деятельностный

- Слово "грамотность" имеет греческие корни и в буквальном переводе означает "чтение и письмо". Словарь определяет грамотность человека как умение писать без ошибок, бегло читать и правильно выражать свои мысли в беседе. Все эти навыки позволяют овладевать новыми знаниями, совершенствоваться, приносить пользу обществу.

- Ребята, а Вы знаете, как возникла русская грамотность?

Жили на свете Кирилл и Мефодий,

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычны!

Надо создать для славян алфавит…

- Именно благодаря трудам Святых Кирилла и Мефодия была создана славянская азбука.

- Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более 700 лет. Каждая буква имела свое название.

- Прочитайте несколько букв из славянской азбуки.

- Вот отсюда появились крылатые фразы, прочитайте их.

- Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I, убравшего устаревшие буквы – «юс большой», «юс малый», «омега», «ук». В 20 веке из русского алфавита ушли еще 5 букв – «ять», «фита», «ижица», «ер», «ерь». Так в конце слов оканчивающихся на согласную перестали писать после нее твердый знак.

- За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё». Их придумал в 17 веке русский писатель и историк Карамзин.

- И вот, наконец в современной азбуке осталось 33 буквы.

- А вы помните алфавит? Расскажите!

- Молодцы!

- Так зачем же понадобился Международный день грамотности? Оказывается, что в мире проживает более 700 миллионов малограмотных и безграмотных людей. Есть и те, кто вообще никогда не видел книги. Это чаще всего люди, проживающие в Африке и  некоторых странах Азии. Это все послужило, для того чтобы был учрежден Международный день грамотности.  

- Ребята, сейчас мы проверим ваш уровень грамотности. Работать будем в парах.

1 задание «Пословицы».

- На партах лежат 2 столбика листочков, переверните их. Вам нужно собрать пословицы. В первом столбике находится начало пословицы, а её конец нужно найти во втором столбике. Работаем в парах. Если всё сделали, то поднимите руки.

- Посмотрите на слайд. Проверьте, правильно ли вы соединили пословицы? Если всё верно, то на зеленой карточке напротив цифры один поставьте «+», а  кого есть ошибки, поставьте

 «-».

 

 

 

 

 

- Ребята, а как Вы понимаете значение пословицы: «Учить – ум точить»; «Хорошая книга – лучший друг»; «Грамоте учиться – всегда пригодится»?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Верно, молодцы!

2 задание «Беглые буквы».

- Переверните желтые карточки. Вам необходимо про себя прочитать текст и вставить пропущенные буквы. Каждый работает самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Теперь обменяйтесь карточками и проверьте с образцом на слайде, если есть ошибки, то исправьте их простым карандашом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обменяйтесь обратно. Если у вас и вашего соседа нет ошибок, то поставьте в зеленую карточку под цифрой 2 два «+», если ошибка у одного, то поставьте один «+», если ошибки у двоих, тогда поставьте «-».

Задание 3 « Весёлая грамматика».  На слайде написаны слоги, составьте из них слова и напишите их на красной карточке. Работаем в паре. Кто закончит, поднимите руку.

 

 

- Прочитайте, какие слова у вас получились?

(Читает один человек)

- Верно, у кого получилось также, поставьте в зеленую карточку +. Теперь подсчитайте, сколько получилось плюсиков у вас с соседом по парте. Посмотрите на слайд и поднимите руки те, у кого высокий уровень грамотности, поднимите у кого средний уровень.

- Хорошо, молодцы! Наш классный час подходит к концу.

 

 

Слушают ученика 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

 

Ребенок читает стихотворение.

 

Слушают историю возникновения  славянской грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают буквы из кириллицы.

 

Читают крылатые фразы со слайда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают русский алфавит.

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу в парах.

 

 

 

Проверяют задание, выставляют результаты в бланк.

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Когда мы учим, запоминаем какую-либо информацию, мы разрабатываем (точим) наш мозг (ум). Всегда нужно учиться, находить и запоминать новую информацию и развивать своё мышление.

2) Хорошая книга, как и хороший и лучший друг ничему плохому не научат.

3) Грамота не бывает лишней и обязательно пригодится в жизни. Грамотному человеку открыты все дороги, а безграмотному человеку даже на работу сложно будет.

 

 

Читают текст и вставляют пропущенные буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обмениваются карточками и проверяют с образцом на слайде, если есть ошибки, то исправляют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставляют результаты в зеленые карточки.

 

 

 

 

Составляют из слогов слова и записывают их.

 

 

 

 

Ученик читает слова: библиотека, азбука, письмо, энциклопедия, грамота.

Слайд 5:

Грамотность (греч. «чтение», «письмо») – степень владения человеком навыками письма и чтения на родом языке.

 

 

 

 

 

Слайд 6: икона Кирилла и Мефодия

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7: славянская азбука.

 

Слайд 8: крылатые фразы: «Аз да буки – вот и все науки», «»Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки».

 

 

 

 

 

Слайд 9: фотопортрет Н. М. Карамзина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На партах расположены листочки.

 

 

 

 

Слайд 10 (дети проверяют задание):

1. Учить – ум точить.

2. Хорошая книга – лучший друг.

3. Книгу читать, как на крыльях летать.

4. Ученье свет, а не ученье – тьма.

5. Грамоте учиться – всегда пригодится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На карточке написан рассказ о книге:

ЛЮБИ КНИГУ

Книги уч..т нас быть смелыми и чес..ными, добрыми и умными. Их главные г..рои — примеры для нас в ж..зни. Любимая кни…ка как настоящий друг. Она даст х..роший совет, развеселит в грус…ную минуту. Бер...ги и люби книгу!

Слайд 11:

Книги учАт нас быть смелыми и чесТными, добрыми и умными. Их главные гЕрои — примеры для нас в жИзни. Любимая книЖка как настоящий друг. Она даст хОроший совет, развеселит в грусТную минуту. БерЕги и люби книгу!

 

 

 

 

Слайд 12:

БИБ ТЕ КА ЛИО

АЗ КА БУ
СЬ ПИ МО

ЦИК ЭН ПЕ Я ЛО ДИ

МО ТА ГРА

 

 

 

 

 

Слайд 13:

Высокий уровень – четыре «+»

Средний уровень – три «+»

Низкий уровень – два и меньше «+».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актив класса

Оценочно-аналитический

- Сегодня наш классный час был посвящен Всемирному дню грамотности.

- Что для себя нового Вы узнали?

- Что больше всего Вам понравилось?

 

 

- Ребята, а сейчас мы составим памятку для того, чтобы мы стали грамотными людьми. Пожалуйста, выйдите к доске 3 человека. На голубых листочках написаны рекомендации, но не все они подходят, Вам нужно взять, прочитать его вслух и определить верный он или нет. Если совет правильный, то приклейте его на нашу памятку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посмотрите, какая памятка у нас получилась! Прочитайте её.

Молодцы! Классный час окончен.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

К доске выходят 3 человека. Выбирают правильные советы и приклеивают на памятку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик читают всю памятку.

 

 

Слайд 14 (слова помощники):

Я сегодня узнал …

Больше всего мне понравилось …

 

 

На карточках написаны советы:

Читать много познавательных книг!

Чаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов!

В своей речи не использовать слов «паразитов»!

Увлекайтесь кроссвордами, ребусами, шарадами!

Учите правила русского языка!

Чаще пишите диктанты и изложения!

Читайте одни анекдоты!

Научные телепередачи переключайте и всегда смотрите только мультфильмы!

При разговоре всегда используйте слова «паразиты»!

 

Слайд 15:

Спасибо за внимание!

Классный руководитель