классный час "История Мотовилихинских заводов"

  • pptx
  • 20.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала История Мотовилихинских заводов.pptx

Презентацию подготовила ученица МБОУ «ОСОШ №4»Пестунова Катя

(Из истории Мотовилихинских заводов)

«Мотовилихинские заводы» ведут свою историю с 5 мая 1736 года, когда предписаниям Её Императорского Величества Анны Иоанновны и начальника Уральского горного округа В.Н. Татищева состоялась закладка казённого медеплавильного завода на реке Мотовилиха.

В 1863 г. Мотовилихинский медеплавильный завод был закрыт. На его месте в том же году состоялась закладка двух специализированных военных заводов:
Чугунно- пушечного (в 1863) и
Сталепушечного (в 1864),
объединенных в единое предприятие :
«Пермские пушечные заводы».

Крупный металлурго- машиностроительный комплекс. Строился под руководством Н. В. Воронцова (сталепушечный завод) и Г. Л. Грасгофа (чугунно-пушечный завод).
Воронцов Н.В. стал горным начальником (директором) объединенного предприятия.

Воронцов Николай Васильевич
(1833  - 1893)

В 1868 году мотовилихинские умельцы отлили самую большую в мире 20-ти дюймовую пушку, аналог Московской Царь-пушки. Первоначально эти пушки планировалось поставить на броненосный фрегат «Минин», строящийся в Петербурге, потом – на береговые батареи Кронштадта. Но, уже началась эра стального нарезного оружия и большим спросом пользовалась продукция мотовихинского сталепушечного завода.

Мотовилихинская «царь-пушка» прошла все заводские испытания, в том числе из нее было сделано 314 выстрелов почти 500 кг ядрами. Дальность стрельбы из этой пушки была 1,5 км, стреляли с территории завода через Каму.

В 1873  году продукция заводов успешно экспонировалась на Всемирной выставке в Вене. А к 1875 году пермские орудийные мастера вышли на первое место в Европе по производству крупнокалиберной артиллерии.

Заводской пароход «Пушкарь». 1871 год.
Всего завод выпустил более 60 пароходов.

Первый паровоз на заводе, построенный по проекту заводского механика-самоучки Дмитрия Пермякова.
1872 год.

В 1873г. под руководством Воронцова создан крупнейший в мире (наряду с Круппом в Германии) 50 тонный паровой молот. Начавший работать в 1875 году молот был в три раза мощнее самых сильных аналогов в мире. Когда он работал, по всей Мотовилихе дребезжали стекла и содрогались стены. Царь-молот исправно функционировал до 1916 года. В 1923 году механизм молота разобрали. Однако на территории завода до сих пор сохранилась вкопанная в землю на 12,5 метров огромная 650-тонная наковальня.

Уже в те времена предприятие на берегу Мотовилихи делало ставку на новые технологии. В 1876 году здесь начала работать первая на Урале мартеновская печь, мартеновский цех под руководством А. А. Иоссы и А.З. Васильева..

Проектированием и строительством первых мартеновских печей на Мотовилихе занимался известнейший русский инженер А. Износков.

Николай Гаврилович Славянов ̶ горный начальник Пермских пушечных заводов с 1891года по 1897. В 1888 г. Славянов Н.Г. впервые осуществил изобретенный им способ дуговой электросварки металлов.
В 1890 году основан первый в мире крупный злектросварной цех ("электро-литейная фабрика").
А в 1893 году Николай Гаврилович Славянов продемонстрировал всему миру изобретенный им способ электрической сварки.

Свой знаменитый «стакан» — призму весом 5 килограммов 330 граммов, высотою 210 миллиметров —  Н.Г. Славянов представил на Всемирной выставке в Чикаго, где был удостоен медали Всемирной выставки в Чикаго
«За произведенную научно-техническую революцию».
Сплавив вместе никель, сталь, колокольную бронзу, томпак (сплав меди и цинка), чугун, медь, нейзильбер (группа медно-цинково-никелевых сплавов серебристого цвета), бронзу. Славянов доказал, что его способ позволяет сваривать не только черные металлы, но и цветные.


Незаурядный изобретатель Н.Г.Славянов прославил "Мотовилиху" и другими своими находками.
В 1886-87 гг. по проекту Славянова на заводе построена первая на Урале электростанция. С этого времени улицы Перми стало освещать электричество, а не керосиновые фонари.