Классный час: К кому приходит успех.
«Не страшно, если ты - один. Страшно, если ты - ноль!» Константин Мелихан.
Цели:
Образовательная: Формирование у обучающихся понятия успешности, целеустремленности и самоуважения.
Развивающая: Развивать умение работать в группе. Выражать свою аргументированную точку зрения, обосновывать ответ. Адекватно оценивать свои достижения.
Воспитательная: Формирование у обучающихся мотивации к саморазвитию, личностному росту. Воспитание российской гражданской идентичности, учить трудолюбию, выдержке, культивировать ценности здорового образа жизни. Научить видеть в неудачах возможность для открытия нового.
Ход классного часа.
1. Организационный момент. Приветствие!
Объявление темы
Все учатся. И мы тоже будем учиться быть успешными. Успех не падает с неба, не передается по наследству. Его нельзя выиграть в лотерею или купить в магазине. Мы желаем успехов на День Рождения или просто вместо «до свидания», говорим: «Успехов вам!».
- Что такое УСПЕХ? (Успех - это когда ты
приходишь туда, куда хочешь, с теми результатами, которые тебя радуют).
Успех - достижение
поставленных целей в задуманном деле, положительный результат и его общественное
признание.
Сегодня поговорим, о том, как стать успешным. Всегда есть люди, у которых есть чему поучиться… Вот они перед вами.
Подготовленные учащиеся рассказывают судьбы известных людей, (демонстрируются слайды с фотографиями)
1)
2)
3)
4)
5)
- Что объединяет всех этих людей? (успех)
- Какие качества личности проявились в этих людях? (Все правильно – гармоничное сочетание волевых качеств сильного человека: самостоятельность, решительность, смелость, целеустремленность, громадная сила воли, скромность и человечность).
- Чем успех отличается от удачи? (успех – это результат упорного труда и совсем немного везения. Удача – это счастливое стечение обстоятельств в вашу пользу)
Попробуем оформить нашу формулу успеха:
ЦЕЛЬ + РЕСУРСЫ + СТРАТЕГИЯ = УСПЕХ
Работа в группах (5-7 минут)
1 группа «Ресурсы».
Составьте подробный список необходимых вам ресурсов (внутренних и внешних)
(ожидаемые ответы)
Внутренние ресурсы:
1. Уровень образования – залог эффективности принимаемого решения. (свои таланты, способности, умения и навыки необходимо использовать по максимуму)
2. Субъективные качества личности - здоровье, харизма, коммуникабельность.
3. Концентрация – умение мобилизовать все силы, сосредоточенность на Цели, при максимальном внимании к деталям. Любые отвлекающие проекты должны подождать.
4. Труд, труд и еще раз труд – это основа человеческой цивилизации. В первую очередь – труд умственный!
5. Вовремя исправленные ошибки – это больше, чем победа! Внутренний принцип "Не пищать и не скулить!" помогает идти к цели.
Внешние ресурсы: время, деньги, друзья, связи.
2 группа «Стратегия успеха Уолта Диснея». (приложение1)
Великий
мультипликатор был известен тем, что воплощал в реальность все свои идеи. Он не
был волшебником, но смог добиться такого успеха, что созданная им компания –
The Walt Disney Company – имеет годовой оборот почти $40 млрд.
Вы команда из трех человек. Применяем на себе стратегию Уолта Диснея
1-й это «мечтатель»
2-й это «критик»
3-й это «реалист»
Возьмите лист А3, карандаши, нарисуйте большой круг, на весь лист и разделите его на три сектора, в них вы поселите образы своих субличностей.
3 группа «К кому приходит успех»
На пути к жизненному успеху стоит много различных трудностей, преград и разочарований. Но есть такие, преодолеть которые возможно только усилием внутренней воли. Печально осознавать, но все люди неидеальны и подвержены воздействию духовных пороков! Нам они знакомы с библейских времен… да, все верно – это те самые 7 смертных грехов
1) Перечислите 7 духовных пороков
(ожидаемые ответы)
Вам предложен перечень качеств, из этого списка нужно выбрать по 5 качеств (не больше, не меньше), которые необходимы и которые мешают в достижении успеха. Вот они…
Предложенные качества:
любознательность, порядочность, креативность, материальная озабоченность, дух соперничества, честность, доброта, интеллигентность, смиренность, независимость, честолюбие, открытость, чувство юмора, организованность, храбрость, эмоциональность, ответственность, сила воли, профессионализм, неуверенность, воспитанность, лицемерие, предприимчивость, равнодушие, зависть, коммуникативность, гнев, активность, лень.
- Что мешает стать у спешным?
1. Неуверенность в себе.
2. Лень, отсутствие мотивации, нежелание перемен.
3. Отсутствие реальных возможностей (здоровье, возраст).
4 группа «Ханойская башня»
Многие математики и ученые при решении стоящих перед ними задач прибегают к определенным стратегиям и правилам. Если цель не может быть достигнута сразу, то приходиться идти обходными путями или разбивать задачу на мелкие части. Любая большая задача требует тщательного планирования. Процесс разделения целого на части называется анализом. Возьмите 3 монеты номиналом 1рубль, 2 рубля и 5 рублей и 3 листа бумаги. Сложите монеты пирамидкой на один из листов бумаги. Ваша задача – переместить монеты с первого листа бумаги на третий. За один прием можно брать только одну монету. При этом монеты должны быть расположены в том же порядке, т.е. пирамидкой.
(уч-ся демонстрируют свой алгоритм решения)
Теперь, все вместе, собираем общий свод правил успешных людей.
(примерный план)
1. Самый главный и самый первый шаг к жизненному успеху – это правильная постановка ЦЕЛИ! Серьезный успех приходит к тем, кто хорошо знает свое ДЕЛО.
2. Следующий шаг – необходимо правильно подобрать ресурсы. Это то, ЧТО мы будем использовать и КАК использовать для достижения своей цели.
3. Выбор стратегии. Стратегия – это применение на практике своих сильных сторон, во имя полного преодоления слабых. Стратегический подход – это умение выявить свои слабые стороны, которые мешают достичь поставленных ЦЕЛЕЙ! Плохие стратеги всегда говорят, что для достижения намеченного результата нужно позитивное мышление. Это не совсем так, одним позитивом дело с места не сдвинешь. Создайте конкурентное преимущество (например: сделайте максимальный упор на изучение нужных наук)
4. Ошибки – это еще не повод к разочарованию. Вовремя исправленные ошибки – это больше, чем победа! Развивайте в себе внутренний принцип "Не пищать и не скулить!"
5. Самое дорогое что есть у человека – это ВРЕМЯ! Время бесценно – это единственное, что у нас есть. Отсюда - дорожу каждой минутой, не занимаюсь пустыми развлечениями (но иногда можно).
6. «Твое сегодня определяют твои действия вчера. Твое завтра определяют твои действия сегодня».
7. Вашу личность формируют люди, с которыми вы проводите время. Не тратьте его на тех, кто отравляет вашу жизнь. Проводите больше времени с людьми из категории «+». К ним относятся те, кто в чём-то лучше вас, у кого вы можете поучиться.
8. Помним о ЗОЖ – умеренный спорт, правильная еда, своевременный сон.
ИТАК: Любое препятствие — это возможность. Помните об этом и никогда не сдавайтесь.
В заключение, хотел бы рассказать вам одну поучительную историю.
Один
американский репортер как-то раз спросил у фермера, может ли тот поделиться
секретом успеха своей кукурузы, которая год за годом выигрывала все конкурсы по
качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздает лучшие
початки для засева всем своим соседям.
- Зачем же раздавать лучшие зерна соседям, если они постоянно, наряду с вами,
участвуют во всех конкурсах и являются вашими конкурентами?
Как вы думаете, что ответил фермер? (возможные ответы уч-ся)
-
Видите
ли, — улыбнулся фермер, - ветер
переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если у соседей будут
сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. Если я сею
хорошую кукурузу, я должен позаботиться о соседях и помочь им посеять такую же.
А как уж каждый из нас будет ухаживать за посевами — это другой вопрос.
Похожее происходит и в жизни людей. Тот, кто хочет быть успешным, должен не
забывать о ближних и помогать им. Кто хочет хорошо жить, должен помогать
другим жить хорошо. Потому что, чем лучше живется людям вокруг, тем лучше тебе
самому. Мы все зависимы и связаны в этом мире.
Вы все, уникальные и неповторимые личности! У каждого есть свой путь к успеху! Никогда не отчаивайтесь и не сдавайтесь. Помните: любое препятствие – это возможность!
Надеюсь, вы для себя приняли выше сказанное и уже сегодня начнете путь к успеху.
Приложение 1.
2 группа «Стратегия успеха Уолта Диснея». (приложение2)
Великий
мультипликатор был известен тем, что воплощал в реальность все свои идеи. Он не
был волшебником, но смог добиться такого успеха, что созданная им компания –
The Walt Disney Company – имеет годовой оборот почти $40 млрд.
Вы команда из трех человек.
1-й это «мечтатель»
2-й это «критик»
3-й это «реалист»
Возьмите лист А3, карандаши, нарисуйте большой круг, на весь лист и разделите его на три сектора, в них вы поселите образы своих субличностей.
В каждом из нас есть Мечтатель, Реалист и Критик. Для того, чтобы придумать хорошую идею и воплотить ее в жизнь, необходимо чтобы все эти три субличности были включены в этот процесс и умели договариваться между собой. Но часто бывает, что какая-то часть заблокирована, какая-то берет на себя деструктивную роль или слишком много влияния (например: много мечтателя и человек улетает в свои фантазии, или задавлен критиком)
Сразу напишите в центре свою цель или мечту. Если нет такой, придумайте любую…
Заполняем большой круг:
Придумайте свою ИДЕЮ, бизнес, работу, творческое дело…. Красиво нарисуйте его образ в 1 секторе вашего большого круга. И рядом, за кругом опишите его: какой он? Например: «мечтатель» придумал открыть ресторан японской кухни на берегу Черного моря. Затем «мечтатель» передает лист с этой мечтой «реалисту».
2. Сектор «Реализатор»
Представьте себе, как можно реализовать идею «мечтателя» - определить ресурсы, методы, технологии и т.д. Вы описываете, самый лучший для вас путь, в мире, где все возможно – любая живая рыба на заказ, лучшие повара, красивая мебель и музыка в японском стиле, стилизованная буддийская пагода, макеты восковых фигур самураев и т.д. Возможно несколько вариантов, но отразить на своем секторе круга нужно одну. Затем «реалист» передает лист «критику».
3. Сектор «Критик»
Задача «критика» - все подвергать сомнению, определить все риски и препятствия. «Критик» отвечает на вопрос «Что мешает», «Какие возникнут проблемы». Например, «мечтатель» открыл ресторан в городе, где нет любителей или знатоков традиционной японской кухни, на Черном море нет тихоокеанской рыбы фугу и омаров. Кроме того, отсутствие квалифицированных специалистов, которые хорошо разбираются в деталях японской кухни, поиск соответствующего помещения или его постройка, смета, аренда, стоимость профессионального оборудования, недостаток оборотных средств, маркетинг, реклама. Проект под большим вопросом. На своем секторе он отражает свой скепсис с многими неизвестными.
Теперь все трое ищут КОМПРОМИСС. Попробуйте определить - сколько % занимает каждый из секторов? (если все три сектора это 100 %)
Часто «реалиста» бывает очень мало. Если так, напишите - что ему мешает: нехватка ресурсов, свежих идей или необходимых знаний.
«Критики» бывает много, но она должна быть максимально конструктивной! Если «критик» слишком деструктивный, то нужно скорректировать «мечтателя».
Ну вот. Теперь можно смело составлять план и по этому плану продвигаться к вашей цели! У вас теперь есть три классных помощника в этом деле!
КОНЕЦ!
Самоанализ внеклассного мероприятия.
Я не являюсь действующим классным руководителем сегодня, но как предметник-историк и обществовед, считаю, что очень важно формировать у современного поколения жизненный принцип: «Я делаю свою жизнь сам». Поэтому важно привить ребятам правильное отношение к своим неудачам и ошибкам, научить проводить самоанализ и коррекцию своих действий, чтобы извлечь как можно больше пользы из жизненных уроков успешных людей. Сформировать у них устойчивые жизненные принципы: силу воли, терпение в труде, внимательность и креативность. Т.е. все то, что отличает успешного и счастливого человека сегодня.
Поставленные цели достигнуты, темп работы – высокий. Работа детей в полной мере отвечала поставленным задачам - яркие выступления, групповая работа, толерантное отношение к одноклассникам. По ходу мероприятия, ребята ознакомились с выдающимися и успешными людьми эпохи, зафиксировали отличие успеха от удачи, сформулировали формулу успеха и определили ее компоненты. Рассмотрели стратегию успеха У. Диснея в деталях, узнали о тех аспектах, которые часто мешают добиться успеха. Завершили мероприятие мудрой притчей о фермере, который раздавал свои лучшие зерна соседям.
Необходимо отметить, что ученики сами выбрали тему для классного часа, подготовили необходимые сообщения и приняли активное участие. Однако, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что выпускники перегружены подготовкой к ЕГЭ, ВПР и другими мероприятиями, которые по понятным причинам необходимы в старшем звене.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.