План-конспект
проведения воспитательного мероприятия
Тема: «Как избегать конфликтов».
Форма проведения: интерактивная беседа, анкетирование.
Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
1. Дать представление о конфликтах, возникающих в коллективе, его причинах, особенностях, участниках, последствиях.
2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия.
3. Способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения, развитию воображения, умения понимать друг друга без слов.
4. Обучать простым способам избавления от негативных эмоций и отработать стратегии решения повседневных конфликтов.
Дата: _________________2020г.
Место проведения: комната отдыха ГП 8.
Участники: воспитанники класса.
Использование современных образовательных технологий:
1. Элементы личностно-ориентированной технологии.
2. Элементы технологии публичного выступления.
3. Элементы игровых технологий.
Оборудование: конспект, презентация, карточки.
Ход мероприятия
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада видеть всех вас на нашем классном часе. Для того, чтобы определить тему, посмотрите видеоролик.
Воспитатель: Как выдумаете, о чём мы будем говорить? (О конфликтах)
Актуальна ли эта тема для нашего класса? Сегодня мы постараемся понять, что такое «конфликт» и вы получите возможность научиться выходить из конфликтной ситуации. (Слайд 1)
Работа с карточками в парах.
Воспитатель: Понятие «конфликт» можно встретить в разных сферах деятельности человека. Мы рассмотрим, конфликт с точки зрения литературы, психологии, корпоративной культуры. Прочитайте на листочках перед вами определения и назовите выделенные в них слова.
Литература:
Конфликт — противоборство, противоречие между изображенными в произведении силами: характерами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера.
Психология:
Конфли́кт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами
Корпоративная культура:
Конфликт несет преобразование всех отношений в коллективе.
Воспитатель: Итак, конфликт – это противоборство, противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к изменению отношений.
Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, что люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены. (Слайд 2)
Люди хотели развить в себе качества: - уверенности, решительности — 46 % , выдержки, уравновешенности — 30 % - целеустремленности, силы воли — 30 % - терпимости — 12 % - доброжелательности — 10 %
А вот окружающим людям все хотели бы добавить: - доброты, человечности — 50 % - честности, порядочности — 30 % - взаимопонимания, сочувствия — 22 % - терпимости — 16 % - щедрости — 12 %
Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. А что такое конфликт? Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. (Слайд 3)
Самый распространённый - неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
Что приносят конфликты в жизнь человека? Пользу или вред?
В чем же вред конфликтов? (Слайд 4)
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Воспитатель: А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
Для этого предлагаю вам закончить предложение "Причиной конфликта было то, что……" (ответы кадет).
Конфликт, как и болезнь легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Давайте вместе прочитаем правила предупреждения конфликтов. (Слайд 5)
Правила предупреждения конфликтов: (Слайд 5)
1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,
2. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами противника, постарайтесь «встать» на его место.
4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
5. Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Воспитатель: Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника — и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.
Работа с карточками в группах.
Воспитатель: Обсудите в группах описанные ситуации и предложите свой вариант выхода из данной ситуации, может кто-то захочет инсценировать для лучшей наглядности. Ситуации будут отвлеченными от нашей с вами жизни, чтобы вы смогли объективно на них посмотреть.
1. Вика долго и обстоятельно готовилась к контрольной работе, подготовилась хорошо. Наташа к контрольной работе не готовилась. Во время контрольной работы у Вики и Наташи один вариант. Наташа просит Вику дать возможность списать её решение. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо контрольную написать. Как правильно поступить Вике?
1)Дать списать.
2) Сказать, что сама не решила( хотя Вика задачу решила).
3)Сказать, чтобы думала сама.
4)Подсказать ход решения, но само решение не давать.
2. Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».
Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)
3. Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?
4. Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова). б) Отблагодарю тем же (обзову). в) Пожалуюсь старшим.
Воспитатель: Всем хочется стать чуточку лучше. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов — умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.
Игра "Комплимент". Встать в 2 круга: внешний и внутренний. Лицом друг к другу. Стоящие напротив, говорят друг другу комплименты, затем по сигналу передвигаются по часовой стрелке и говорят комплименты следующему.
Итоговое упражнение «Подарок»
Воспитатель: Здесь, в коробке, для каждого из вас есть небольшой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.
(Каждый находит листок (в виде сердца, звездочки и проч.), на оборотной стороне которого написано пожелание.
Пожелания 1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным. 2. В споре умей выслушивать собеседника до конца. 3. Уважай чувства других людей. 4. Любую проблему можно решить. 5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься. 6. Не сердись, улыбнись. 7. Начни свой день с улыбки. 8. Будь уверен в себе. 9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия. 10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Будь обаятелен и добр. 12. Извинись, если ты не прав. 13. Не забывай выражать свою благодарность. 14. Выполняй свои обещания. 15. Не критикуй постоянно других и т.д.
Рефлексия.
1. Узнали ли вы для себя что-то новое?
2. Чему научил вас этот классный час?
3. Пригодятся ли эти знания в жизни?
4. Как и где вы будете их использовать?
Воспитатель: Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли: избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.
Воспитатель: (Слайд 6)
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих не нее.
(Е. Евтушенко.)
Воспитатель: И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности . Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.