Открытый классный час в 3а классе «Колесо жизни»
Тема: Колесо жизни.
Цель: способствовать становлению нравственных позиций детей, формированию понятий об основных принципах нравственности и морали.
Задачи мероприятия.
1. Познакомить ребят с происхождением понятия «Колесо жизни».
2. Вспомнить слова-антонимы, относящиеся к восприятию мира.
3. Рассмотреть смысл фразеологизмов о значении жизни.
4. Выяснить, что может человек противопоставить внешним воздействиям.
5. Провести анкетирование по вопросам рациональности жизни.
Оборудование: презентация, материал для работы в группах, обруч.
Ход урока
1.Организация класса (психологический настрой учащихся)
(СЛАЙД 1)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Спасибо. Желаю всем удачи!
2.Вступительная беседа с учащимися.
- Ребята, что за предмет у меня в руках?
- Какую ассоциацию вызывает этот предмет?
- А что самое дорогое дано каждому человеку?
Предположите тему нашего классного часа.
(СЛАЙД 2)
- Учитель: Сегодня на нашем уроке мы поговорим с вами о жизни, о том, как она многообразна и трудна, прекрасна и сложна .Есть такое выражение, в котором говорят о людях: «Крутится как белка в колесе». Как вы думаете, что значит это выражение…. Это значит, что человек что – то делает постоянно, много работает, движется, думает, то есть живёт полноценной жизнью. И колесо жизни постоянно вращается. И как только это жизненное движение прекращается, то и жизнь заканчивается.
3. Работа в группах
- Для того, чтобы мы плодотворно сегодня поработали, вспомним правила работы в группе.
(повторить правила работы в группе)
(СЛАЙД 3-4)
_- Первое задание для ваших групп. (Файл 1)
1 группа
· Объясни смысл выражений:
1. Ничего не откладывай на потом, потому что после тебе легче не будет.(Жан Поль)
2. Одно сегодня стоит двух завтра.(Б Франклин)
2 группа
· Объясни смысл выражений
1. Жизнь долга, если она полна… Будем измерять её поступками, а не временем.(Сенека)
2. Отсрочка – это воровка времени.(Э. Юнг)
3 группа
· Объясни смысл выражений
1.Всего несноснее – жить на свете бесполезно.(Карамзин)
2. Убивать время – укорачивать жизнь(.Пословица)
4. Работа коллективная (фаил 2)
- Подбери к словам слова – антонимы:
Друг - враг
Бедность – богатство
Жизнь – смерть
Смелость - трусость
Правда – ложь
Здоровье - болезнь
Радость – печаль
Добро – зло
Встреча – разлука
Мудрость – глупость
Счастье – горе
Подвиг – преступление
- Учитель: Слова, которые мы назвали характерны для людей .В разных жизненных ситуациях человек ведёт себя по- разному .Жизнь человека имеет две стороны: тёмную и светлую. У каждого человека своё жизненное колесо.
5. Литературная композиция
- Учитель: Послушайте, как о колесе жизни сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов
1 ученик:
Миллионы рук его творили
Округляли к скорости стремясь,
Тщательно приращивали крылья,
С будущим налаживали связь. Ева.
Миллионы рук творили, силясь
К совершенству полному прийти,
Чтобы миллионы лет крутилось
Колесо, привычное к пути.
2 ученик
Мастера во все века старались,
Чтоб ничто в дороге не стряслось,
Всё же втулки иногда ломались, Дамир.
То и дело барахлила ось.
Нет уж тех умельцев и в помине,
Оборот свершился,век прошёл,
А хлопот немало и поныне,
Ось цела, случается прокол.
3 ученик
Новые поднаторели руки,
Новые рождаются умы,
И, однако, новые прорухи
Тоже появляются, увы. Яна.
Колесо работает, изведав
Гладкий грунт, ухабы, гололёд,
В жизни есть и радости и беды,
Горький спад и горделивый взлёт.
4 ученик
Те, кто вместе с колесом несётся,
Испытали и добро и зло,
Их лучами обласкало солнце,
Их морозным ветром обожгло. Ярослав.
Вперемежку в этой круговерти –
Топкие болота, склоны гор,
Жалкое бесславье, свет бессмертья,
Громкий подвиг и глухой позор.
5 ученик
Вперемежку тишина и взрывы,
Век застоя, возрожденья век,
Вирусы захвата и наживы Аня.
Замедляют колеса разбег.
Это значит – бедности с богатством,
Правде с кривдой враждовать и впредь.
Полосы бесчисленных препятствий
Ходкий круг спешит преодолеть.
6 ученик
Он , упрямец, всё- таки вращаясь,
На своём пути встречает вновь Арина.
Радость и печаль, восторг и зависть,
Страх и смелость, ярость и любовь.
6.Работа над умением разъяснить смысл фразеологизма.
- Учитель: Самое дорогое, что есть у человека – это жизнь. Сколько песен и стихов посвящены главному дару человека – его жизни.
· Прочитай слова.
«Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эти слова принадлежат писателю, патриоту, любящему свою страну, Николаю Островскому.
· Как вы объясните смысл этих слов.
Одни люди на старости лет считают, что жизнь прожили не зря, а другие не знают, зачем жили, зачем небо коптили.
-Какой смысл стоит за этими словами? (Жизнь измеряется не только прожитыми годами, но и делами, свершениями, поступками).
Приводятся примеры из жизни некоторых выдающихся деятелей науки и искусству, военачальников- по выбору и усмотрению учителя
· Гео́ргий Константи́нович Жу́ков — советский полководец и государственный деятель. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956), кавалер двух орденов «Победа» (1944, 1945), шести орденов Ленина (1936, 1939, 1945, 1956, 1966, 1971), множества других советских и иностранных орденов и медалей.
В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы»
· Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов — первый крупный русский учёный-естествоиспытатель.Яркий пример «универсального человека»): энциклопедист, физик и химик. Основоположник научного мореплавания и физической химии ; заложил основы науки о стекле. Астроном , приборостроитель, географ, металлург, геолог. Он же поэт, художник, филолог, генеалог, историограф; поборник развития отечественных наук, экономики, образования (разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь).
· Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́ким — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года
в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.
· Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин — русский поэт, одна из крупнейших личностей Серебряного века. В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые опубликованы стихотворения Есенина. Первое его стихотворение «Берёза».
· Лев Толстой — один из самых известных писателей и философов в мире. В 1859 году Толстой основал школы для крестьянских детей в Ясной Поляне и в окрестностях деревни. Через год после их открытия писатель снова отправился за границу, чтобы узнать, как устроено народное образование в европейских школах и «как бы это так сделать, чтобы, самому ничего не зная, уметь учить других». Через девять месяцев европейского путешествия он вернулся в Россию. Толстой хотел создать свою систему образования в яснополянской школе: он упразднил все правила дисциплины и отменил педагогические программы. В 1862 году писатель начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна» с книгами для чтения. Позднее написал «Азбуку» и «Новую азбуку» — с собственными рассказами и авторскими переложениями сказок и басен.
.(СЛАЙД 5)
- Каждая группа получила задание рассказать об одном из людей, которые прославили и прославляют нашу Отчизну? (Путин В.В, Пушкин А.С, Гагарин Ю.А).
(СЛАЙД 6)
- Послушаем ваши выступления.
(СЛАЙД 7)
- Учитель: Жизнь измеряется не только прожитыми годами, но и делами, свершениями и поступками.
7. Рассуждения о здоровом образе жизни.
- Что бы человек мог прожить на земле как можно дольше, о чем он должен заботиться? ( О своем здоровье)
- Бывают ли люди, которые никогда не болеют? ( Нет, к сожалению)
- Здоровье - одна из величайших ценностей. Как вы думаете, что нужно делать, что бы сберечь свое здоровье?
- Здоровье человека в его собственных руках. Заботе о своем здоровье нужно обучаться с самого раннего детства. Для сохранения и укрепления здоровья огромную роль играет воля и характер человека. Необходимо понять, что движение – это основа жизни. Больше двигаться, заниматься физической зарядкой, спортом, физическим трудом - вот то, без чего сегодня просто не обойтись.( слайды с видами закаливания)
(СЛАЙД 8)
- Как воздействия явлений и условий внешней среды – солнца, воздуха, воды – необходимо применять для укрепления здоровья? ( Нужно заниматься закаливанием. Когда организм постепенно приспосабливается к влиянию внешней среды, он легче переносит жару, холод, ветер, дождь, слякоть, сырость и т.д. Закаливание предохраняет человека от простуды и инфекций. Улучшается сон, настроение, аппетит).
- Что в большей степени по собственной воле человека наносит вред состоянию его здоровья? (Вредные привычки человека: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания).
-Какой вред здоровью наносят привычки?
-А есть привычки, укрепляющие здоровье?
8. Рассказ о жизни А. Маресьева.
Учитель: Иногда, ребята, в жизни случается так, что несчастье, беда обрушивается на человека- неожиданная болезнь, травма, физический недуг, которые постигли кого – либо от независящих обстоятельств.
(СЛАЙД 9)
Писатель Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке» поведал о самоотверженном лётчике Алексее Маресьеве. Во время Великой Отечественной войны при совершении очередного боевого полёта , он был сбит немцами. Случилось несчастье – лётчик повредил ноги, к тому же долго в зимнем лесу добирался до населённого пункта. После, в госпитале, ему ампутировали обе ноги. Эта беда , трагедия, разлука с небом вывели его из душевного равновесия. Но помощь и поддержка друзей, упорство, сила воли, неудержимое стремление Маресьева опять встретиться с небом сделали, казалось, невозможное. Ему сделали протезы. На них он научился ходить, танцевать, летать. Алексей Маресьев – Герой Советского Союза.
Итак, необходимо стремться жить в гармонии прежде всего с самим собой и с окружающим миром, стараться преодолеть все жизненнные трудности, тем самым накапливая бесценный опыт человеческого общения и бытия. А в этом вам всегда помогут близкие и друзья.
9. О дружбе.
(СЛАЙД 10)
Работа над понятием «настоящий друг».
- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Слова: скромность, доброжелательность, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
(СЛАЙД 11)
- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
Игра «Волшебная рука».
(СЛАЙД 12)
- А сейчас на листах, которые я вам раздала, обведите свою руку и на каждом пальчике напишите имя своего друга из класса..
- Скажите, а что для вас дружный класс? Какой он должен быть? А вы считаете себя дружным классом?
Игра
« А у нас, а у нас самый-самый дружный класс!».
- А теперь давайте поиграем в небольшую игру. Я буду вам говорить действия, которые вы должны сделать. - А у нас, а у нас самый-самый дружный класс! Подмигни соседу слева, подмигни соседу справа, улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа, пожми руку соседу слева , пожми руку соседу справа , обними соседа слева, обними соседа справа.
Игра «Собери пословицу».
- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Например: Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
- Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На доске написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.(файл 3)
\(СЛАЙД 13)
Нет друга – ищи … … (а нашёл – береги).
Не имей сто рублей … … (а имей сто друзей).
Один за всех …… (и все за одного).
Человек без друзей …… (что дерево без корней)
Составление законов дружбы.
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
Работа в группе.
Насколько вы дружны, покажет работа в группе.
- Давайте с вами попробуем составить законы дружбы. Поработайте в группах создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
- А я предлагаю вам свои законы, может, они вам понравятся
(СЛАЙД 14)
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
1.Не обзывай и не унижай своего друга.
2.Помогай другу в беде.
3.Не обманывай друга, будь с ним честен.
4.Не предавай своего друга.
5.Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6.Будь внимателен к своему другу.
7.Умей уступать своему другу
10. Вывод о выше сказанном
Учитель: Жизнь течёт бесконечно. Она связывает нас с прошлым и будущим. Как жить в этой жизни? По каким правилам и законам. Я хочу вам показать небольшой отрывок из повести – сказки « Маленький принц» французского писателя, поэта и профессионального лётчика. Антуан де Сент-Экзюпери (полное имя Антуа́н Мари́ Жан-Бати́ст Роже́ де Сент-Экзюпери́) ,которую он написал в 1942 году. Самые важные ценности для Экзюпери – это любовь и дружба.
Главные герои: Маленький принц – пришелец, прилетевший с планеты под названием астероид В-612, Рассказчик - пилот упавший в Сахару, мечтавший стать художником. Второстепенные герои: Роза, Змея, Лис.
Главный герой долго жил в одиночестве на своей планете, потом он ухаживал за розой, очень самолюбивым и капризным цветком. Принц поссорился с розой и отправился путешествовать. Оказавшись на планете Земля, главный герой встретил Лиса, который открыл ему важную истину о том, что каждый в ответе за тех, кого приручил.
(СЛАЙД 15)
(Просмотр видеоролика)
- В чем же заключается главная мысль «Маленького принца»?
Настоящая дружба и любовь – это крепкая связь, основанная на заботе, чувстве ответственности, нежности, внимании. Поэтому Маленький принц возвращается на свою планету, ведь она нуждается в его заботе. Там его ждёт роза, которая для него лучше всех остальных роз. Теперь он знает, что любить её нужно не за ветреные слова, а за дела: за ту радость, которую она дарила принцу, за чудесный аромат, который так ему нравился. Эту истину Маленький принц постигает сердцем, понимая, что «самого главного глазами не увидишь».
Я всем советую прочитать это произведение, и вспомнить о тех, кого мы приручили. Подумать о том, всегда ли мы правильно поступаем с близкими людьми, не обижаем ли кого напрасно. Понять, что мелкие ссоры не должны влиять на наши чувства.
Основная идея повести в том, что не надо искать счастья далеко, оно всегда рядом, с теми, кто тебе дорог, кого любишь.
11. Итог занятия. Рефлексия (анкетирование)
.Анкетирование.
- А сейчас я попрошу ответить на вопросы анкеты. Постарайтесь честно ответить на вопросы и поставить баллы за ответы:
1) Стараетесь ли вы откладывать свои дела на завтра?
(Никогда – 1, иногда – 3, часто – 5, всегда – 7)
2) Если можно ничего не делать, стремитесь ли вы к этому?
(Никогда – 1, иногда – 2, часто – 5, всегда – 7)
3) Стараетесь ли вы придумать второстепенное дело, лишь бы не делать основного?
( Никогда – 1, иногда – 3, часто – 5, всегда – 7)
4) Сколько времени в среднем вы проводите около телевизора?
(До 1 часа – 1, от 1 до 2,5 часа – 3, от 2,5 до 4 часов – 5, свыше 4 часов – 7)
5) Является ли ваш лучший друг человеком, ворующим чужое время?
(Нет – 1, в определенной мере – 3, скорее «да» - 5, да – 7)
Посчитайте баллы? Найдите сумму.
Если вы набрали до 15 баллов, вам есть, чем гордиться. Вы целеустремленный деятельный человек, вас ждет интересная жизнь.
Если сумма составила от 16 до 25 баллов, вам есть над чем работать. Нужны срочные меры для приведения вашего образа жизни в порядок. Постарайтесь тратить ваше время на дело, иначе в будущем у вас могут быть проблемы с учебой, а затем с профессией, работой, зарплатой.
Если сумма превысила 25 баллов, рекомендуем серьезно задуматься над своим будущим. У вас, скорее всего, уже сейчас большие сложности с учебой, непростые отношения со взрослыми. И если вы не измените своего отношения к времени, к делу, то главные сложности у вас впереди.
Я думаю, что есть над чем задуматься.
Учитель. Жизнь течет бесконечно, она связывает нам с прошлым и будущим, колесо жизни продолжает свой путь.
- Закончить сегодняшний наш с вами откровенный разговор хочется словами поэта Расула Гамзатова.
Бессмертно колесо летящее,
Три времени ему верны:
Минувшее и настоящее
В грядущее устремлены.
И дома и под небом Азии
Нам день сегодняшний открыт.
Но мы и со вчерашним связаны,
И с тем, что завтра предстоит.
Пускай над высями
Не омрачатся небеса.
От нашей общности зависимы
Все обороты колеса.
Я думаю, что сегодня у нас состоялся не только интересный разговор, но и важный, значимый для каждого из вас. Я получила большое удовольствие от общения с вами. Большое спасибо.
12. Исполнение песни «Дорогою добра»
-А закончить наше мероприятия я предлагаю песней Юрия Энтина «Дорогою добра»
(СЛАЙД 16)
Дети исполняют песню «Дорогою добра» (Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.
1. Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
2. Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба себя ведет
Ни как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.
3. Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что это жизнь –
Не детская игра.
И прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.