Классный час "Мои права и обязанности"
Оценка 4.9

Классный час "Мои права и обязанности"

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитание
1 кл—4 кл
27.11.2020
Классный час "Мои права и обязанности"
Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Мои права и обязанности.docx

"Мои права и обязанности".

 

Цель: воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

 Способствовать формированию активной гражданской позиции.

 

Форма: беседа с элементами игры.

Ход мероприятия:

Введение в тему беседы.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

- Как понимать последние слова?

- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

-Почему?

(В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации», «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка.

Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете.

Сценка (разыгрывают дети)

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.

Артем: Давайте поиграем в войну!

Владик: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, полицейским. А ты, Димка, будешь бандитом.

Дима: А я не хочу.

Артем: Чего не хочешь?

Дима: Играть в войну.

Влад: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!

Дима: Я не хочу.

Артем: Захочешь.

Дима: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

(Дети садятся на места)

Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Артем и Влад? Почему они не правы? Прав ли Дима?

(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)

Учитель:  Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Наши права.

Учитель: А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель:  Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека

-  А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе. 

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН  (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была  принята и в нашей стране. Таким образом,  в этом году будет уже 22 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.

1.Только ты на свет родился, 
Право первое твое: 
Получи, чтоб им гордиться 
Имя личное свое. ( Статья 7.)

2.Очень трудно самому, 
жить на свете одному. 
Правом с мамой жить и с папой 
Пользуйтесь везде, ребята. ( Статья 9)

3.Есть еще такое право 
помнить думать и творить 
и другим свои раздумья, 
если хочешь подарить.( Статья12, 13, 14.)

4.Я росточком не доволен 
И пока не так силен, 
Но не смей мне делать больно 
Есть у нас такой закон. (Статья 32)

5.Если жар, все тело ломит 
И совсем не до игры, 
То позвать врача на помощь 
Тоже право детворы.( Статья 24.)

6.Чтоб с наукой подружиться , 
С книжкой в маленькой руке 
Правом пользуюсь учиться 
На родимом языке.( Статья 30).

7.Подросла, взяла я книжки 
И пошла я в первый класс. 
В школу ходят все детишки - 
Это право есть у нас.  (Статья 28.)

8.Я могу свой детский праздник 
Как и взрослый отмечать. 
Если я проголодаюсь- 
Пищу вправе получать.( Статья 31.)

9.Будь ты слабым или сильным , 
Белым, черным все равно 
Ты родился быть счастливым 
Это право всем дано. ( Статья 6.)

Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее. (Учитель раздает памятки «Мои права»  

Памятка.

 УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО:

выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;

открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;

отдых на перемене;

помощь учителя в овладении знаниями;

участие во внеклассных мероприятиях; 

поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

                                           

1.Только ты на свет родился, 
Право первое твое: 
Получи, чтоб им гордиться 
Имя личное свое. ( Статья 7.)

 

2.Очень трудно самому, 
жить на свете одному. 
Правом с мамой жить и с папой 
Пользуйтесь везде, ребята( Статья 9)

 

3.Есть еще такое право 
помнить думать и творить 
и другим свои раздумья, 
если хочешь подарить

Статья12, 13, 14.)

 

4.Я росточком не доволен 
И пока не так силен, 
Но не смей мне делать больно 
Есть у нас такой закон. (Статья 32)

 

5.Если жар, все тело ломит 
И совсем не до игры, 
То позвать врача на помощь 
Тоже право детворы.( Статья 24.)

 

6.Чтоб с наукой подружиться , 
С книжкой в маленькой руке 
Правом пользуюсь учиться 
На родимом языке.( Статья 30).

 

7.Подросла, взяла я книжки 
И пошла я в первый класс. 
В школу ходят все детишки - 
Это право есть у нас.  (Статья 28.)

 

8.Я могу свой детский праздник 
Как и взрослый отмечать. 
Если я проголодаюсь- 
Пищу вправе получать.( Статья 31.)

 

9.Будь ты слабым или сильным , 
Белым, черным все равно 
Ты родился быть счастливым 
Это право всем дано. ( Статья 6.)

 

 

3. Закрепление знаний. Игра «Юридическая консультация».                                                                                                                                

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права.

·         Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.

·         Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?

 

Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.   

Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными.

Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки!

Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

 

     Каждый ребенок сам может выбирать себе друзей, занятия, увлечения.

     Конечно, это не значит, что родителям должно быть все равно, с кем ты дружишь, где бываешь, как одеваешься. Они могут посоветовать, убедить, объяснить тебе, что им не нравится в твоем поведении.

Наши обязанности

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей.

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

вы сейчас прочитаете и запомните.

Обязанности:

Соблюдать законы.

Охранять природу.

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей?

Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

-Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы).

Где могут быть записаны обязанности учеников?

-Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять.

УЧЕНИК ОБЯЗАН:

уважать окружающих его людей;

достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;

всегда выполнять домашнее задание;

участвовать в полезном труде;

беречь имущество класса и школы;

заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни.

 

5. Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».  

Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается и показывать соответствующий знак. 

1.Вот в углу стоит мальчонка,

 Плачет, надрывается.

 Бить, наказывать ребенка

 Строго (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это (разрешается).

3. Эта грань обозначает:

 Мать с ребенком разлучают.

 Это (запрещается).

4. Рисовать и петь учиться,

 Если заболел – лечиться,

 Это – (разрешается).

5. Этот трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

6. Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

7. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили..

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

 


 

Мои права и обязанности". Цель: воспитывать правовую культуру учащихся

Мои права и обязанности". Цель: воспитывать правовую культуру учащихся

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо

В школу ходят все детишки -

В школу ходят все детишки -

Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными

Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными

Если заболел – лечиться, Это – (разрешается)

Если заболел – лечиться, Это – (разрешается)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020