Классный час «Детство, опалённое войной»
Мы - дети, опаленные войной,
мы - дети, озаренные Победой.
А. Макаров
I. Вступительное слово
С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас грозные военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной. Уходит и память о той войне. Что знает о войне ваш ровесник? Две-три битвы да имя великого полководца. И эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941 г. они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941 г.
Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то был еще совсем крохой, кто-то – уже подростком. А кто-то стоял на пороге юности. Война пришла неожиданно и застала детей в разных местах: в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае и в глубоком тылу.
Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Именно о них писал поэт А. Иоффе:
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожектором яростной вспышки
К нам в детство врывалась она.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
Что видели эти дети?
Вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали подставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирать завалы после бомбежек. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Маленькие герои большой войны! Они сражались рядом со старшими, и ни на миг не дрогнули их юные сердца!
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юных партизан были награждены орденами и медалями. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради Победы, ради мира на Земле.
Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах.Попробуйте поставить себя на место этих героев - хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
II. Информационный блок «Детский фронт»
1) Леня Голиков – обычный деревенский парнишка. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои 10 с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. 15 августа 1942 г. юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб Леня Голиков весной 1943 г. в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
2) Зинаида Портнова – ленинградская школьница. Летом 1941 г. поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
3) Марат Казей. Ему было чуть больше 13 лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. В мае 1944 года Марат попал в засаду. Он отстреливался до последнего патрона. Когда у подростка осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку... Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.
4) Шестиклассник Василий Коробко боевое крещение принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Мальчик сознательно остался на оккупированной немцами территории. Однажды он подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, заехавший на этот мост, упал с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. Он работал в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый истопник и уборщик прекрасно запоминает все обозначения на вражеских картах и прислушивается к знакомым со школьной скамьи немецким словам. Все, что Вася узнавал, передавал партизанам. Он погиб, при выполнении очередного задания. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
5) Галя Комлева, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, добывала важные сведения для партизан. Фашисты выследили Галю, схватили, бросили в камеру. Два месяца терпела девочка непрерывные допросы, побои, издевательства. Но пытки не сломили ее, Галя не выдала имена партизанских связных. Тогда ее расстреляли. Посмертно Галя Комлева награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.
6) Пионер-герой Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях вблизи города Керчи. Он сражался наравне со взрослыми: подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Так как Володя был еще очень маленьким, он мог выбираться на поверхность по очень узким лазам каменоломни и незаметно для фашистов и разведывать боевую обстановку. Володя был любимцем партизан, их общим сыном. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Посмертно награжден орденом Красного Знамени.
7).Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
8) Тихон Баран. О подвиге этого 12-летнего белорусского мальчишки узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он записал: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои». Этого мальчика звали Тихон Баран. Вся его семья - 6 детей и родители - ушла в партизаны. Однажды он с двумя сестрами и матерью пришел в родную деревню за одеждой и продуктами. Полицай выдал их фашистам. Полтора месяца провели мать с детьми в тюрьме. Затем Тихона с сестрами выпустили, а мать угнали в Германию. Измученные дети вернулись в свою деревню. Девочек приютили соседи, а Тихон вернулся в партизанский отряд. Он стал связным. Однажды, выполняя задание, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую фашисты решили стереть с лица земли как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестер. Один из гестаповцев догадался, что Тихон связан с партизанами. Через час все 957 жителей Деревни были расстреляны, а Тихону сохранили жизнь, чтобы он показал фашистам, где прячутся партизаны. Мальчик вроде бы согласился и повел в метель немецких солдат в непроходимые болота, которые и зимой не замерзали. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное.
- Куда ты нас привел? - закричал офицер.
- Туда, откуда вы не выйдете, - гордо ответил Тихон. - Это вам за все, гады: за маму, за сестер, за родную деревню!
Тихона фашисты убили, но и сами нашли свою могилу в болотах.
9) Ваня Федоров Его имя которого занесено в Книгу боевой славы Мамаева кургана. Это Ваня Федоров. Он родился за тысячи километров от Сталинграда, в Смоленской деревне. Родители его погибли в первые же месяцы войны, родная деревня была сожжена. В свои 14 лет он решил пробраться на фронт. Ему удалось пристроиться к батарее противотанковых орудий армии Чуйкова, которая направлялась в Сталинград. Все свободное время он тратил на то, чтобы изучить орудия, тренировался в метании бутылок с зажигательной смесью. Часто во время боев он помогал бойцам: то заменит заряжающего, то наводчика, то обеспечит доставку боеприпасов. Находчивый, смышленый мальчик стал любимцем взрослых бойцов. В самые трудные дни обороны Сталинграда Ване пришлось заменить убитого наводчика. Он один вел стрельбу по немецким танкам. Когда ему перебили левую руку, он правой рукой стал швырять гранаты в танки. Когда осколком ему оторвало кисть правой руки, он обрубками рук прижал гранату к груди и, выпрямившись во весь рост, пошел навстречу танкам. Фашисты были ошеломлены. Вырвав зубами чеку, Ваня бросился под головной танк, который загородил путь остальным. Фашисты в этот день к Волге не прорвались.
10. А 14-летний мальчишка Аркадий Каманин во время войны стал летчиком. Он брал пример со своего отца, Героя Советского Союза летчика Николая Каманина и его друга - летчика Михаила Водопьянова. Отец не пускал его в воздух, говорил, что нужно подрасти. В начале войны Аркадий работал на авиазаводе. Потом на аэродроме. Опытные пилоты иногда брали его в полет и даже доверяли управление самолетом. Однажды ему удалось посадить самолет, когда летчика ослепила вражеская пуля. После этого Аркадий стал всерьез учиться летному делу и летать самостоятельно.
Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился. Он вытащил из горящего самолета летчика, раненного в голову- Пилот попросил его снять с самолета фотокамеру (это был самолет- разведчик) и сообщить в часть, что задание выполнено. Аркадий перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. И таких драматических эпизодов в боевой жизни Аркадия - множество. Закончил он войну в 16 лет кавалером трех боевых орденов.
III. Беседа
Вы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчиками и девчонками. Им очень хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставляло их переступить через страх смерти? Примерные ответы детей:
- Они хотели отомстить за убитых родителей, за разоренный дом.
- Им было жалко людей, которых уничтожали фашисты.
- Они мстили за унижение своей страны, нации.
- Они хотели доказать, что наш народ не второсортный.
- Любовь к своей стране, к своей малой родине давала им силы. Классный руководитель. Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте? Примерные ответы детей:
- Это трудно представить, но, наверное, тоже стал бы бороться.
- Сейчас кажется, что мы бы не выдержали, мы уже привыкли к удобствам, к хорошей жизни.
IV. Заключительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о детях- героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну - они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». И мы должны о них помнить всегда!
V. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения - военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.