«В 1936 – 1938 годах в
Зубово-Полянском педагогическом училище учился Тараскин Никифор Клементьевич, организатор и руководитель подпольной добровольной организации патриотов на Украине в годы Великой Отечественной войны»
Родился Н.Тараскин в посёлке им. Ленина Старо-Бадиковского сельсовета Зубово-Полянского района. Его сестра, Татьяна Клементьевна, так вспоминает о детстве: «Выросли мы в большой семье. У нас было десять человек детей. Жили очень бедно, ходили в лаптях. Детство было очень тяжёлым». Никифор был младшим сыном многодетной мордовской семьи Клементия Петровича и Анны Исаевны Тараскиных. Все братья в первые дни войны ушли на фронт. Трое (Гавриил, Иван, Сергей) погибли смертью храбрых, четвёртый – Дмитрий – вернулся из пепла войны израненный, без руки, а пятый …
На имя матери Н.Тараскина Анны Исаевны приходило письмо с Украины от людей, знавших Никифора, которые писали: «Гордитесь сыном. Он был замечательным человеком. Мы всегда будем помнить его».
Дом Тараскиных
Родители Никифора Тараскина
Выписка из домовой книги
Сестра Никифора Тараскина
в разные годы жизни
Подробно о
Никифоре Тараскине и деятельности членов ДОПа рассказывает мордовский писатель Сергей Григорьевич Фетисов
в своём романе «Хмара».
Каждого, кто прочитал эту книгу, она не оставила равнодушным. Незабываемое впечатление оставляют герои романа. Перед нами раскрывается каждый со своими сокровенными мечтами и стремлениями, мы видим, как каждый из них становится на путь борьбы с фашистами. Они мечтали не о славе, не о подвиге, не думали о героизме, но всё, что происходило, не могло оставить их в стороне. Читаешь книгу, и чувство глубокой гордости за нашу Родину, за то, что она воспитала таких юношей и девушек, переполняет сердце. Преклоняешься перед стойкостью Лиды Беловой, которая нашла в себе мужество вступить в борьбу, зная, что жертвует при этом счастьем своего маленького сынишки.
Нет, не может враг гулять спокойно по нашей земле, пока живут на ней такие, как герои книги «Хмара». До последнего боролись они с фашистами, топтавшими коваными сапогами до боли души родную землю.
Никифор с первых дней воевал в советско-финской войне. А «в тёмную майскую ночь 1942 г. с далёкого тылового советского аэродрома ушёл самолёт, на борту которого были десантники. Над запорожской землёй, в тылу врага были выброшены со спецзаданием наши парашютисты. Немцам удалось рассеять десант в днепровских плавнях». А через несколько дней появился на просёлочной дороге исхудалый, в потрёпанной крестьянской одежде парень. Его задержали жандармы и подвергли жестокому допросу. Задержанный назвал себя Махиным Дмитрием Ивановичем.
Это и был пятый Тараскин.
Никифор Тараскин в Великой Знаменке Каменско-Днепровского района, прописан, устроился работать сторожем на баштане. Так, в силу обстоятельств, стал он племянником Дарьи Даниловны Козловой – Митей Махиным. Вокруг него собрались смелые, бесстрашные, сильные люди. Кто они? Комсомолки, только что окончившие школу, Наташа Печурина и Анна Стрельцова, учитель начальной школы Лидия Белова и художник Зоя Приданцева, раненый партизан, устроившийся в колхозе кузнецом, Семён Беров и депутат сельского совета Дарья Даниловна Козлова, девочки-школьницы Киля Тяжлова и Лена Маслова и другие.
В мае 1942 года на квартире Д.Д.Козловой собрались десять доверявших друг другу, преданных Родине товарищей. Это было первое собрание, на котором оформлено создание ДОПа и избран штаб-комитет. Секретарём комитета и комиссаром организации был единодушно избран Н.Тараскин.
Никифор окончил Ширингушскую, тогда ещё 7-летнюю школу, а затем Зубово-Полянское педагогическое училище. О его годах учёбы вспоминает Ватанина Евдокия Ивановна, одноклассница Никифора: «Мы учились с Никифором вместе. Он занимался в школе очень хорошо, был смелый и решительный. Эти качества явились его отличительными чертами. Он всегда умел сдержать слово. Как-то Никифор поспорил с товарищами, что пробежит босиком по снегу от посёлка им. Ленина до Старо-Бадикова и обратно. Так он и сделал. Окончила я вместе с Никифором школу, потом вместе поступили в Зубово-Полянский техникум. Я училась до конца, а он окончил годовые учительские курсы, поступил работать учителем
в Тархан-Потьминскую 7-летнюю школу».
7 января 2020 года исполнилось 78 лет со дня гибели патриотов. Не забыта чудесная жизнь славных юношей и девушек, чей подвиг и героическая смерть будет для нашей молодёжи вдохновляющим примером верного служения Родине. Они верили в будущее и боролись за него. На земле, политой их кровью, руками их наследников создано каховское водохранилище, построена Запорожская ГРЭС, выращиваются богатые урожаи, мирно живут и трудятся их земляки. И как символ непоколебимого мужества и великого человеколюбия стоит в Алексеевке обелиск. В любую пору увидишь здесь людей. И даже на снегу горят у подножия обелиска яркие огоньки цветов, как непотухшие сердца отважных комсомольцев.
Козлова
Дарья
Печурина
Анна
В конце ноября 1942 года Наташа Печурина и Аня Лущик отправились распространять листовки в село Ольговку. Их предали. Мать Н.Печуриной, Анна Ивановна, вспоминает: «Наташа с Аней расклеивали листовки. Пошёл сильный дождь, и они попросились ночевать к одной женщине. Она их выдала».
Начались повальные аресты. Схвачены Наташа, Аня, затем Белова, Орлов, Стрельцова, Тяжлова, Маслова, Приданцева, Беров, Козлова.
Зоя
Приданцева
Патриоты поставили перед собой конкретные задачи: укрепить в народе уверенность в неминуемом разгроме немецко-фашистских захватчиков и в нашей победе; поднимать молодёжь и всё население на активную борьбу против оккупантов, обеспечить себя оружием и в удобный момент перейти к открытой вооружённой борьбе с врагом; увеличивать число членов ДОПа; перерасти из подпольной организации в партизанский отряд; связаться с частями Красной Армии и помочь в освобождении территории от гитлеровских захватчиков.
Задачи довольно-таки объёмистые. Начали с радиоприёмника, добытого Н.Печуриной и другими комсомольцами. Установив его в нише стены в доме Козловой, начали принимать и записывать сводки Информбюро. Вторая радиоточка была в доме Ивана Дмитриевича Шурова. На материале сводок писали листовки, обращения и воззвания, в которых рассказывали правду о положении на фронтах, о боевых подвигах воинов Красной Армии и трудовых подвигах людей в тылу. Активность доповцев проявлялась и в том, что они призывали население оказывать сопротивление мероприятиям фашистских властей по отправке молодёжи в Германию, срывать так называемые «заготовки» сельхозпродуктов, саботировать строительство моста через Днепр, звали молодёжь на борьбу против поработителей. Подпольщики разоблачили лживые утверждения оккупантов и их прихвостней о разгроме Красной Армии, о захвате Москвы, Ленинграда. В ноябре 1942 года организация насчитывала 25 членов и 50 кандидатов. Все члены ДОПа были разбиты на пятёрки. Каждый вступивший в подпольную организацию принимал присягу быть до конца стойким и мужественным в борьбе с врагом. Подпольщики имели два радиоприёмника и портативный гектограф для размножения листовок. За время своей деятельности организация выпустила и распространила среди населения около 7000 экземпляров листовок
Бесились враги. Росла активность подпольщиков. Действовали боевые «пятёрки». Добывали, изготовляли оружие, делали запасы тола, откопали закопанные в 1941 году отступающей частью наших войск два станковых пулемёта, девять винтовок, два автомата. Разработали план освобождения района. Но…
Никифор был ещё на свободе. Готовил нападение на тюрьму в Каменке-Днепровской. Но не довелось Н.К.Тараскину дожить до дня Победы. Дом его окружили. Через тайный ход в комнате он бежал и в поисках укрытия попал в дом Каземировых.
Старуха, незаметно покинув дом, привела полицию.
Стойкое сопротивление одного человека было сломлено. Полицейские связали проволокой избитого и изувеченного командира ДОПа и доставили его в тюрьму.
Пытки в Знаменке, затем в Каменке… Холодным декабрьским утром 1942 года раздетых и разутых доповцев гитлеровцы перевезли через Днепр в Никопольскую тюрьму.
И снова пытки. Несломленными 7 января пошли патриоты на казнь.
Никифор Тараскин, бесстрашный, истинный патриот, и в последние минуты полон дум, как спасти товарищей, организовать побег. План дерзок и неожидан: по дороге на казнь перебить охрану и разбежаться. Но он не удался. Погибли почти все. Никифор, потому что думал о товарищах больше, чем о себе, потому что хотел спасения для всех, не заботясь о своей судьбе.
Прощаясь с любимой девушкой перед казнью, Тараскин просил, чтобы она назвала его настоящим именем – Никифор. Какие чувства были в душе героя? Говорят: не страшно умереть, страшно быть забытым. Может быть, об этом думал наш земляк, умирая далеко от Мордовии.
«Колхозники, трудящиеся! Днями начинается отправка молодёжи в Германию. Друзья, родные просят Вас и одновременно требуют от имени Родины: не пускайте сыновей, дочерей. Кто пустит, тот будет трижды проклят: ибо кто будет работать на немцев, будет выпускать оружие, из которого немцы будут стрелять в наших отцов, братьев, сестёр, сыновей, дочерей». ДОП
. Вот тексты первых листовок: «Не верьте подлым предателям нашего народа. Красная Армия не разбита, она успешно громит врага. Немецкое наступление провалилось под Москвой. Близок час освобождения. Громите тылы ненавистного врага, уничтожайте всё, что может помочь иноземным захватчикам». ДОП
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.