Классный час на тему: "Истинная дружба".
Цель:
показать значимость дружбы.
Задачи:
Развивающие: сформировать у обучающихся ценности института нравственности.
Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к нравственным ценностям.
Здоровьесберегающие: создать комфортную и доверительную атмосферу в классе.
Планируемые результаты
Метапредметные:
§ Регулятивные: работать в соответствии с поставленной задачей;
§ Познавательные: ориентироваться в разнообразной информации;
§ Коммуникативные: уметь сотрудничать со сверстниками;
§ Личностные: уметь высказывать свое мнение.
Актуальность темы классного часа определена необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению нравственных ценностей.
Практическая значимость классного часа определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося тем, что нравственные ценности должны создаваться при условии уважительного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Технология: круглый стол.
Методы: интерактивная беседа, защита проектов.
Оборудование: памятка "Законы дружбы", презентация, фото-сюжеты о дружбе. анкета.
Основные понятия: дружба, друг.
Предварительная подготовка.
Предварительно класс разбивается на творческие группы и готовит следующие задания: «Невыдуманные истории о дружбе», «Какой мы видим дружбу», «Законы дружбы".
Ход мероприятия.
Классный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я предлагаю всем взяться за руки. Пожелаем друг другу удачи, хорошего настроения. Мы образовали вместе круг. Круг- это символ дружбы и только сообща мы сможем разобраться в различных ситуациях. Я вам раздала анкеты, выразите свое мнение в колонке "В начале мероприятия", и отложите в сторону.
Анкета "Моё отношение к дружбе"
В начале мероприятия |
В конце мероприятия |
||
Я задумываюсь о значении дружбы |
Мне безразлично |
Я задумываюсь о значении дружбы |
Мне безразлично |
|
|
|
|
Все человеческие отношения содержат элементы дружбы.
«Друг». «Подружиться». «Дружба».
· Какой смысл Вы вкладываете в эти слова? Можете ли Вы дать чёткое определение этим понятиям?
С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.
Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.
Ученик читает стихотворение Л. Измайловой «Монолог о дружбе».
Классный руководитель:
1. Мы все, казалось бы, всё знаем о дружбе. Поразмышляем о дружбе вместе и попробуйте ответить на вопросы:
· Вы никогда не задумывались над тем почему рельсы всегда рядом?
· Что для вас друг?
· Для чего человеку нужен друг?
· На что обращаете внимание, выбирая друга?
· А хорошо ли знаете вы своего друга?
· Как вы рассматриваете дружбу между юношей и девушкой?
· А каким отношениям можно присвоить статус дружбы? Например, бытует мнение, что женской дружбы как таковой никогда и не существовало, что между дамами возможны только легкомысленные и - в первую очередь - практичные отношения.
А разговоры между «подругами» просто невозможно слушать.
· Скажите, ребята, а нужно ли говорить другу правду?
· Вы слышали пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы думаете, что же на самом деле лучше и почему?
Выступление первой группы с видеосюжетом «Невыдуманные истории о дружбе».
Выступление второй группы «Какой мы видим дружбу»
Выступление третьей группы «Законы дружбы».
Классный руководитель: итак, давайте вместе сделаем вывод.
· Что же такое истинная дружба?
· Отличительные особенности дружбы (дружеской любви):
Бескорыстна; Является привязанностью;
Устойчива (дружеские
отношения длятся долго, а чувства являются стабильными);
Может возникать к
людям любого пола и возраста;
Может испытываться по
отношению к нескольким людям (обычно все жё немногим);
Сама по себе никак не
связана с сексуальными желаниями.
· Личные качества, полезные для дружбы:
Искренность, открытость; Сочувствие; Умение выслушать; Интерес к делам и переживаниям другого; Готовность прийти на
помощь, быть рядом в трудную минуту; Готовность прощать; Умение признавать свои ошибки;
Умение принимать
советы; Умение хранить
секреты.
· Развивайте в себе такие качества и старайтесь их проявлять в повседневной жизни. Замкнутость, бесчувственность, а особенно высокомерие, безразличие и предательство убивают дружбу, сводя на нет её основание – взаимное уважение и доверие.
· Существует ли настоящая дружба в мире?
«Конечно, нет!», - скажут одни. «Конечно, да», - скажут другие.
«Друг - это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства»..
Если в слове друга что-то ранит слух- тебе не нужен этот друг.
· Так жива ли дружба в современном мире?
Дружба
продолжает оставаться основным элементом нашей жизни. Основные характеристики
дружбы тоже не изменились.
«От друга я жду, что его
представление обо мне совпадает с моим собственным или не сильно от него
отличается. Если он оценивает меня положительно, он не должен преувеличивать
мои достоинства. Если его мнение обо мне окажется слишком восторженным, я могу
заподозрить его в лести. Если же оно сугубо отрицательно и сильно отличается от
того, что я сам о себе думаю, он ко мне несправедлив, а это противоречило бы
сущности дружбы» .
· Вот к каким выводам пришли все мы к финалу дискуссии: дружба запрограммирована на радость, потому что она основана на свободе.
· Дружба - это неожиданный дар. Дружба ранима, вот почему так много людей разочаровываются в ней. Они не хотят принимать правила ее игры. Ошибаются и те, кто утверждает, что дружба, существовавшая в далеком прошлом, исчезла в современном мире. Нет никаких оснований думать, что в будущем она исчезнет. Просто у дружбы такая идеальная модель, которой обязательно нужно следовать. И в зависимости от того, насколько мы будем следовать этой модели, мир будет наполняться для нас друзьями, которые всегда будут дарить нам радость.
А теперь обратитесь к анкете и заполните вторую колонку "В конце мероприятия".
Заключение: ребята, я приглашаю вас в круг. Хочу зажечь свечу как символ единения, с древних времен огонь объединял людей. Пусть этот хрупкий огонек сделает вас еще более сплоченными и дружными. Давайте передавать его и желать друг другу что-то доброе.
Классный руководитель: Я искренне желаю вам, ребята, найти верных друзей. А если они у вас уже есть - дорожите отношениями с ними. Настоящая дружба проверяется временем и поступками. На память о нашей встрече вы получаете памятку "Кодекс дружбы".
ДРУЖБА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Определения. Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова). Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, любовь»
Итак, мы увидели, что дружба – это, во-первых, чувство, то есть
дружеская любовь. Это не что-то внешнее, дружба лежит глубоко в сердце.
Во-вторых, дружба возникает спонтанно. Нельзя заставить себя быть другом
кому-то или заставить кого-то быть своим другом. В-третьих, дружба базируется
на некоторых основных столпах, которые необходимы как для её зарождения, так и
для её сохранения. Этими столпами являются:
1. Взаимное
уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит почтительно
относиться к нему, считаться с его мнением и признавать его положительные
черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется
уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинство и
помогают ему не только лишь из чувства долга
2. Доверие. Под доверием подразумевается уверенность в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно. Доверие не подразумевает уверенность в том, что друг никогда не будет совершать никаких ошибок – все мы несовершенны.
Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение (и, возможно, доверие), если видим, что он совершает поступки, аморальные в наших глазах, и считает это нормой?
Посодействует зарождению дружбы и наличие общих интересов или увлечений. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это фактор, видимо, не принципиален.
Дружеские чувства никоим образом не зависят ни от пола человека, ни от его возраста. Они могут быть очень сильными и заметно влиять на поведение и эмоциональное состояние человека. Тем не менее, эти чувства никогда не подразумевают никакого плотского влечения (это особенно касается дружбы между мужчиной и женщиной).
Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас «безликой массы». Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Если к ним приходит успех, мы не радуемся за них, как за самих себя. Это не посторонние нам люди, между нами существует определенная близость. Но можно ли называть дружбой такие отношения?
Существует и коллективная солидарность. В этом нет ничего личностного: человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, - друг, но я ничего о нем не знаю. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Христиане зовут друг друга братьями или друзьями, социалисты - товарищами.
Еще один
вид «не-дружбы» - функциональные отношения, то есть дружба между компаньонами. В этом виде отношений присутствует
минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует
общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения,
отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.
И, наконец, симпатия и дружелюбие. Мы подходим, наконец, к той категории
людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но
и в этом случае слово «дружба» следует употреблять очень осторожно. Такие
эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.
Л. Измайлова «Монолог о дружбе»
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Анкета "Моё отношение к дружбе"
В начале мероприятия |
В конце мероприятия |
||
Я задумываюсь о значении дружбы |
Мне безразлично |
Я задумываюсь о значении дружбы |
Мне безразлично |
|
|
|
|
«Кодекс дружбы»
включает в себя следующие 13 основных правил: оказывать
эмоциональную поддержку; стараться,
чтобы другу было приятно в твоем обществе;
|
«Кодекс дружбы»
включает в себя следующие 13 основных правил: оказывать
эмоциональную поддержку;
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.