Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Цель: формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.
Задачи:
1. Раскрыть смысл понятия «ценности», познакомить с видами ценностей и их
различиями.
2. Воспитывать духовно-нравственную личность.
3. Развивать творческие способности.
Оборудование: наглядность, карточки.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
- Нет, наверное, на Земле человека, который бы не
мечтал о счастье.
Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет
состоять. Каждая ступенька – ваши желания и мечты. И каждый день нам даёт возможность подняться выше.
- Давайте посмотрим две сценки (притчи):
1.«Молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал его спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».
- Какой смысл скрыт в этой притче? (бессмысленно
прожита жизнь. – Имела смысл такая жизнь для него
самого?)
***
2.«В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.
- Как вы думаете, что она искала?
Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
- Как поняли эти притчи?
- Чем похожи притчи?
- Чем были монеты для парня и собирание битого стекла для старушки? ( - Можно это назвать ценностями для них?)
- А как бы вы дали определение слово «ценность»?
- Из словаря С.И. Ожегова можно узнать, что «ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет,
явление.
- Ценности бывают двух видов – материальные и духовные.
- К каким ценностям отнесём монеты, которые делали молодого человека богаче?
– А забота старушки о других?
- Верно.
- Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами,
что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства.
Создаются –заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы.Все что находится в школе и
квартире, также относится к материальным ценностям.
- Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти
ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.
- Как считаете, какие ценности важнее в жизни человека и помогают подниматься по ступенькам к
счастью жизни: материальные или духовные?
- Догадайтесь о теме классного часа.
Мои духовные ценности.(учащиеся отвечают)
Сегодня мы поговорим о ценностях. Также поговорим о традиции и религии.
- Действительно, человеческая доброта, милосердие, умение радоваться за других людей создают основу человеческого счастья. «В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей».
- А вот что говорят великие древние мыслители и философы.
· Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть
счастлив». Хочешь жить для себя, живи для других». Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.
II.Основная часть.
- А когда можно обойтись без материальных
ценностей? – Почему?
- Давайте познакомимся поближе с духовными ценностями.
Задание№1.
Вам предложен список ценностей. Обсудите в группах и отметьте галочкой только духовные ценности.
справедливость
одежда
красота
свобода
автомобиль
деньги
милосердие
еда
дружба
честность
игрушки
семья
дом,квартира
драгоценности
знания
творчество
- Проверим. Читает один, остальные подают сигнал согласия или несогласия. Если вы согласны поднимите зелёную карточку, а если нет поднимаете красную карточку.
- Какие свои ценности добавили бы?
Задание№2
(Предлагается каждой команде из предложенных слов составить пословицы , а затем объяснить смысл хотя бы одной пословицы.)
Каждой команде я дам пословицы, в которых слова перепутаны. Вам необходимо попробовать поставить их на место и сложить правильно в пословицы.
1. Не знать/отца/горя/с матерью/почитать.
«Отца с матерью почитать — горя не знать»
2.Держится/а человек/дерево/корнями/семьёй.
«Дерево держится корнями, а человек семьёй»
3.Отступает/перед/и сила/умом.
Перед умом и сила отступает
4.Чем/лучше/правда/горькая/ложь/сладкая.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
5.Не/гнись/стоишь/не/гордись/высоко/низко/cтоишь.
Стоишь высоко - не гордись, стоишь низко - не гнись.
6.Учится/кто/спрашивает/тот.
Кто спрашивает, тот учится.
Дискуссия
Мы с вами сейчас живем в эпоху коренной ломки вековых ценностей. Для одних они являются незыблемыми, для других утратили свое значение. Не секрет, что человек сам выбирает жизненные установки. Например, один рассуждает так:
1.Для меня важно получить знания. Буду учиться, чтобы стать профессионалом, специалистом. Без знаний в нашу эпоху не проживешь.
2.Зачем мне учиться? Пойду работать телохранителем или в фирму, где никакие специальные знания не нужны. За эту работу я буду получать больше, чем получает врач, учитель или профессор.
-Что вы считаете поэтому поводу?(обсуждение)
· Можно ли, на ваш взгляд, продать или купить духовные ценности? Есть ли у них цена?
· Почему же тогда эти общечеловеческие ценности так дороги людям?
· Что будет с людьми, если ценности вдруг исчезнут из их жизни?
· Какие ценности важнее в жизни: духовные или материальные?
III.Игра «Торопись обрадовать другого человека» - 4 мин. Слайд 17
А сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы порадовать человека, находящегося рядом с вами.
Ход игры:
Ленточку будем передавать по кругу, пока я не скажу: «Замри». У кого в этот момент окажется ленточка, тот должен сказать или пожелать человеку что-либо хорошее и приятное.
Педагог:
Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в классе сразу стало светлей. Недаром говорится: «Спешите делать добро!»
- А какие добрые поступки совершали вы или ваша семья?
(дети говорят о своих добрых делах)
-Давайте спаём песню о доброте.
-Сейчас мы посмотрим ролик бумеранг добра и обсудим его.
-Какой смысл был в этом ролике?
Задание №3 Почтальон
(Стук в
дверь) Входит почтальон и
говорит:» Это у вас тут проходит классный час: « Мои духовные ценности?» Вам
посылки. Учитель забирает у него посылку и говорит: « Что же это такое ?» А к
посылке приложена записка, открывает и читает вслух:» Здесь лежит то, отчего
зависит, как к вам будут относиться другие.»
-Надо же, кто-то знает ответ на такой сложный
вопрос. Неужели, в такой маленькой коробочке может находиться ответ.
-А ну, давайте узнаем какой ответ?
(Учитель открывает посылку)
-Что же мы здесь видим? ( В посылке зеркало и
каждый видит себя)
-Так , отчего же зависит то, как к нам будут
относиться другие? От нас самих! Какой простой ответ! Все согласны?
Задание №4
-Ребята, на самом дне хранит океан вот такую
красоту, свои жемчужины, и только самые храбрые и сильные люди могу
достать его со дна океана. У каждого из нас в душе таится потребность в
заботе, внимании, любви. И все мы при этом о ком-то заботимся, любим кого-то,
внимательны к кому-то. Возьмите по одной жемчужине( учитель раздает ребятам по
жемчужные)\,и представьте, что это то, чего не хватает . Сожмите крепко в руке
и держите при себе. Пусть ваша мечта сбудется! И не забудьте поделиться
этим с другими.
Задание №5
Продолжите мои предложения.
1. Добро помни, а … (зло забывай).
2. Доброе слово лечит, а … (злое
калечит).
3. Называться человеком легко, …
(быть им трудно).
4. Не одежда красит человека, а …
(добрые дела).
5. Вся семья вместе и …(душа на
месте).
6. От вежливых слов …(язык не
отсохнет).
7. Спорить спорь, а …(браниться грех).
промолчать).
Наш город это колыбель 3 религий- это иудеи, мусульмане, христиане. Для того чтоб мы жили в мире и согласии ,мы должны уважать и почитать все традиции.
Задание №6
Ребята, давайте напишем правила общения между людьми. Работайте в группах, а затем представители от каждой группы будут читать правила, которые выработали.
Правила общения с людьми:
-ко всем относись с уважением;
- будь вежливым со всеми;
- слушай собеседника, не перебивая его;
- проявляй искренний интерес к людям;
- не допускай грубых и ироничных высказываний;
- говори доброжелательным тоном;
- будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей;
- если ты поступил неправильно – извинись.
Задание №7
Давайте составим 2портрета.Один портрет идеального человека, а другой портрет плохого человека . С какими людьми вам хотелось бы общаться и дружить, а с какими нет? Я вам раздам скелет человека с внутренними органами ,а вы напишите, пожалуйста, качества личности людей.
Дети работают в группах. Представители от каждой группы рассказывают о качествах личности, которые они ценят в людях и о качествах которые им не нравятся.
IVПодведём итог: главная идея как в сказках, так и в человеческих отношениях, в том, что добро, взаимопомощь и любовь одерживает победу над злом, самые сильные злые чары тают перед добрым словом, и даже сам бессмертный злой колдун не может устоять перед человеческой добротой.
В заключение нашей встречи я хочу напомнить вам, ребята, золотые слова, которые должны стать для всех нас правилом жизни, человеческих отношений:
«Красота и доброта спасут мир!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.